Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 13:29, дипломная работа
Творчество – одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Именно творческая деятельность, по мнению Л.С. Выготского, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающему его и видоизменяющим свое настоящее.
Введение
Глава 1. Психологические аспекты творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
1.1. Исследование проблемы детского творчества
1.2. Изучение творческих способностей и творческого мышления детей дошкольного возраста
1.3. Развитие творческих способностей дошкольников
Глава 2. Исследование развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через творческое мышление
2.1. Организация и ход исследования
2.2. Использование системы творческих заданий для развития творчес¬кого мышления
2.3. Анализ и интерпретация полученных в ходе исследования результатов
2.4. Рекомендации
Заключение
Литература
Черты характера, способствующие творческой продуктивности, можно обнаружить достаточно рано. Родителям следует обратить внимание на их развитие. Творчески одаренный ребенок обычно рано распознается родителями и часто характеризуется как «странный». Неистребимая жажда познания и неистощимое любопытство таких детей нередко раздражают взрослых и вгоняют в краску «более социально» приспособленных детей. Чем более энергично и нетрадиционно поведение ребенка, тем более вероятно, что родители и другие члены семьи будут его одергивать и ограничивать.
А.П. Торренс, создатель системы измерений творческих способностей, говорил, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых дома и детских садах. Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребенка еще в дошкольном возрасте.
Задача родителей в этой ситуации - воспринять как будто бы эксцентрические идеи и поступки как интересные и многообещающие, хотя порой и утомительные. Если же родители склонны рассматривать такие необычные проявления личности ребенка лишь как повод для раздражения, они рискуют подавить, а не развить творческие способности ребенка.
Творчески одаренный ребенок часто вынужден противостоять значительной социальной группе, не приемлющей отклонений. И воспитатели, и родители стремятся к формированию «разносторонней» личности, но некоторые творчески одаренные дети склонны настолько увлекаться своими особыми интересами и способностями, что поведение их действительно эксцентричное.
Многие творчески одаренные, талантливые взрослые, немало сделавшие для науки и искусства, увлекались своей очень узкой сферой познания или творчества и вряд ли могли быть названы разносторонними личностями. Возможно родители и воспитатели (учителя) преувеличивают значение разносторонности применительно к творчески одаренным детям. Бремя приспособления ложится, прежде всего, на одаренного ребенка, а не разделяется социальной группой, к которой ребенок принадлежит.
Восприятие и ценности творчески одаренного ребенка значительно отличаются от тех, что присущи социальной группе, членом которой он является. Такой ребенок нуждается в понимании и поддержке родителей, с тем, чтобы сохранить творческие способности и не быть асоциальным. Родители не могут устранить все препятствия на пути ребенка, но могут помочь ему преодолеть их.
Особый интерес представляет изучение взаимоотношений творчески одаренного ребенка с родителем противоположного пола в развитии творческих способностей ребенка (Lynn. 1974; Wallinga and Crase, 1979; Domino, 1979). Результаты их работ показывают, что отцы оказывают большее влияние на творческие способности девочек, а матери на творчество мальчиков.
У отцов, проявляющих активный интерес к занятиям своих одаренных дочерей, расширяющих горизонты их будущей карьеры и укрепляющих их независимость, гораздо больше шансов вырастить дочерей творческими личностями, чем у тех, кто утверждает стереотипно зависимые или пассивные модели поведения в дочерях.
Матери, занятые деловой или творческой карьерой, зачастую вне дома, склонны воспитывать в своих сыновьях больную независимость мысли и смелость. Традиционно отцы воспринимаются как кормильцы, ответственные за принятие решений, как носители высшего авторитета. А, матери, напротив, считаются источником внимания, заботы и эмоциональной поддержки и часто своего рода буфером между отцом и ребенком. Те, кто исследовал связь между отношениями родителей и детей с творческими способностями последних, считают, что когда отцы проявляют больше "женских", экспрессивных свойств, а матери – больше "мужского", инструментального, то их дети противоположного пола более развиты в творческом плане. Нежные, любящие отцы, много времени уделяющие детям, и матери, воспитывающие независимость, любознательность и гибкость, таким образом, развивают в дочерях и сыновьях черты и мотивационные компоненты, ведущие к высокопродуктивному творчеству.
Решение в какой-то степени подавить собственное «Я» и приспособиться к социальному окружению является непростым для одаренного ребенка с его повышенной восприимчивостью и обостренным чувством справедливости. Но такое «приспособленчество» в вещах непринципиальных даст ему свободу в сферах более значимых. Это может быть не вынужденным, а сознательным решением, чтобы сохранить энергию для действительно важных вещей.
Если ребенок быстро и удовлетворительно справляется с заданиями, которые важны для педагогов и родителей, и те и другие с гораздо большей степенью вероятности позволят ему – и даже помогут – заниматься вещами, истинно для него важными.
Педагоги часто говорят, что лучший способ воспитывать творчество в детях, – это самому быть творческой личностью. Родители, стремящиеся развить в ребенке творческие способности и продуктивность, должны дать место творчеству и в собственной жизни. Компетентный родитель, – прежде всего компетентная личность, чье новое восприятие новых идей и радость собственных достижений дает ребенку прямой и убедительный пример [21].
Выводы по 1 главе
Способности к острому, живому восприятию, абстрактному и сложному мышлению, речевой или математической легкости или к художественному творчеству являются одним из параметров одаренности. Выдающиеся способности одаренного ребенка должны быть восприняты и оценены окружающими людьми.
Характерно, что в развитии творческих способностей у детей более важное значение имеет сам процесс, экспериментирование, а не стремление получить тот или иной конечный продукт. На творческое поведение детей оказывает большое влияние поведение окружающих взрослых, к которым дети относятся с уважением. Очень важно поэтому, чтобы взрослые хорошо представляли себе, как способствовать творческой продуктивности детей, предохранять их от стрессовых состояний. В силу этого необходимо воздерживаться от оценок в ходе творческих начинаний детей, недопустим критический настрой по отношению к их деятельности.
При определенных благоприятных условиях, созданных во время игры, дети могут развить гибкость мышления и способность разрабатывать и уточнять свои замыслы. Игры, будучи внутренней мотивированной деятельностью, таят в себе огромный потенциал для развития творческих способностей у детей, особенно одаренных.
Глава 2. Исследование развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через творческое мышление
2.1. Организация и ход исследования
Одним из направлений работы дошкольных учреждений является оценивание и отслеживание результата деятельности педагога по развитию креативности.
Проблемы диагностики и развития творческого мышления изучались на базе МДОУ Детского сада № 96 г.Вологды. Экспериментально изучались две группы детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет): экспериментальная группа - 12 (из них 6 - мальчиков, 6 - девочек) и контрольная группа - 12 (из них 5 - мальчиков, 7 - девочек) человек. Обе группы однородны по своему составу. Все дети занимаются по программе Васильевой "Образование и воспитание детей в детском саду".
В процессе работы были использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение изученной литературы, эксперимент (констатирующий и формирующий), сравнительный анализ полученных данных.
Все замеры проводились в группах детского сада в четыре этапа.
На первом этапе нашего исследования проведен подбор группы для исследования, подбор методов и методик исследования.
На втором этапе - контрольный срез в двух группах.
Третий этап - формирующий эксперимент в первой группе.
Четвертый этап - через 9 месяцев, после проведения системы коррекционно - развивающих мероприятий (задания, упражнения, рисунки), провели повторное психодиагностическое тестирование и сравнили результаты.
В настоящее время для изучения уровня развития творческого мышления (креативности) детей дошкольного возраста наиболее часто применяются следующие психодиагностические методики: вербальные и образные тесты творческого мышления А.П. Торренса и Батарея тестов креативности Е. Туник (создана на базе креативных тестов Гилфорда).
Показателями творческих способностей могут служить оригинальность рисунков, количество идей, длительность и смысловая завершенность сюжета, умение задавать информативные вопросы, устанавливать возможные причины и следствия, изображенных на картинке ситуаций, предлагать оргинальные способы применения обычных предметов, строить предположения.
В нашей работе мы использовали батарею тестов Е.Туник (см. Приложение 1).
Показатели по всем частям теста определяются факторами, установленными в исследованиях Дж. Гилфорда:
1) Беглость (легкость, продуктивность) - этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов.
2) Гибкость - фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов.
3) Оригинальность - фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответов.
4) Точность - фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.
Показатель каждого теста отражает два или три упомянутых фактора. Показатели надежности тестов творческого мышления достаточно велики и равны 0,8 – 0,9, коэффициент надежности равен 0,7 – 0,9.
В предварительной инструкции, которая дается в свободной форме, мы просим испытуемых предложить как можно больше разнообразных ответов на наши вопросы, проявить свое воображение, постараться придумать такие ответы, которые не сможет придумать никто другой. Время проведения процедуры около 40 минут.
Выбор методов исследования.
В исследовании были использованы следующие методы:
1. Индивидуальный констатирующий
эксперимент на начальном
2. Моделирование групповых
3. Индивидуальный контрольный
В качестве контрольных были использованы материалы изучения развития творческого мышления у детей параллельной группы, не участвовавших в эксперименте (контрольная группа).
Определив уровень творческого мышления, гибкость, беглость и оригинальность, мы разделяем детей на четыре уровня (см. рис. 1).
Экспериментальная группа. Самый высокий уровень мышления не обнаружен (12 баллов и выше) – 0 человек; с высоким уровнем творческого мышления (10 – 11 баллов) – 2 человека, что составляет 15 %; со средним уровнем творческого мышления (7 – 9 баллов) – 5 человек, что составляет 45 %); низкий уровень мышления (6 баллов) – 5 человек (40 %).
Контрольная группа. Самый высокий уровень мышления – 0 человек; высокий уровень мышления – 2 человека (12 %); средний уровень мышления – 6 человек (50 %); низкий уровень мышления – 4 человек (38 %).
Рис.1. Диаграмма, показывающая распределение испытуемых по уровню сформированности творческого мышления на начало эксперимента
Результаты первичного исследования показали, что у детей в обеих группах уровень творческого мышления в большей степени одинаковый.
Далее переходим к следующему этапу эксперимента – формирующему, описанию которого посвятим следующий параграф.
2.2. Использование системы
творческих заданий для
Развитие самостоятельного, творческого мышления, требует индивидуального подхода, который бы учитывал особенности мыслительной деятельности каждого дошкольника.
Формирование творческого мышления предполагает решение детьми негативных, нестандартных задач, имеющих несколько способов решения. Для того, чтобы решение таких задач способствовало действительному развитию творческого мышления, оно должно быть организовано особым образом.
Большое внимание уделяется развитию представлений и работе с ними. При этом у ребенка развиваются следующие умения: воспроизвести образ
предмета при реальном его отсутствии, мысленно собирать предмет из отдельных частей, по части представить целое. Хорошим стимулом для развития представлений является работа с рисунками и самостоятельное рисование ребенка. Важной задачей программы является подготовка ребенка к восприятию и пониманию причинно-следственных связей. Умение понимать причины и следствия позволит прогнозировать различные события, составлять план своей деятельности.
Занятия спланированы так, чтобы они проходили в живой, радостной, эмоциональной атмосфере и были интересны детям. Этому способствует использование разнообразных методов и приемов, широкое включение игры, варьирование обстановки, в которой проводятся занятия. Занятия направлены также на формирование активности, самостоятельности ребенка, овладение им обобщенными способами действия, позволяющими создавать изображения многих предметов. В начале каждого занятия педагог настраивает детей на творческое занятие с помощью игры – используются сюжеты сказок, стихи, игровые элементы.
Информация о работе Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста