Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 13:29, дипломная работа
Творчество – одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Именно творческая деятельность, по мнению Л.С. Выготского, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающему его и видоизменяющим свое настоящее.
Введение
Глава 1. Психологические аспекты творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
1.1. Исследование проблемы детского творчества
1.2. Изучение творческих способностей и творческого мышления детей дошкольного возраста
1.3. Развитие творческих способностей дошкольников
Глава 2. Исследование развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через творческое мышление
2.1. Организация и ход исследования
2.2. Использование системы творческих заданий для развития творчес¬кого мышления
2.3. Анализ и интерпретация полученных в ходе исследования результатов
2.4. Рекомендации
Заключение
Литература
2. «Будет так, как захочу»
Цель: развивать образное мышление.
Методика проведения: дается задание вспомнить необычные предмет, детям предлагается с помощью любых средств изобразить этот предмет в измененном виде, например, что будет если он намокнет. В конце занятия все работы рассматриваются, обсуждаются правильность оценивание ситуации.
3. Лепка «Несуществующее животное»
Цель: Развивать творчество, воображение, находить сходство и различие, видеть целостность образа, развивать образное мышление.
Методика проведения: Детям предлагается придумать несуществующее животное и вылепить его из пластилина, глины или песка. Дать животному название. В конце занятия каждое животное рассматривается, ребенок объясняет свой выбор, дети все вместе пытаются узнать, элементы каких животных использованы в данной фигурке.
4. «Кто живет в домике»
Цель: развивать наглядно - образное мышление и творческие способности.
Методика проведения: Воспитатель беседует с детьми о том, как можно узнать, что дома кто-то есть, а как узнать как он выглядит и кто он. Детям предлагаются элементы картинок, по которым они должны узнать, что это за предмет. Потом дается задание самим загадать предмет, изобразить только его часть, а остальные должны угадать, что задумано.
5. Творческое занятие «Осенний ( весенний) ковер»
Цель: развивать творческое мышление, видеть связь и сходные черты. Развивать творческое воображение, эстетическое восприятие.
Методика проведения: Поговорить с детьми об этом времени года. Выделить его отличительные черты, предложить создать свой оригинальный ковер этого времени года. Поощрять использование различных техник изображения, своеобразие, творческий подход. По окончании все работы выложить в один большой ковер, украсить им стену.
6. Творческое занятие «Вот я какой»
Цель: развивать воображение, мышление, творчество детей.
Методика проведения: детям предлагается подумать, какой каждый из них, как он может охарактеризовать себя, с кем или чем он себя ассоциирует. Предложить изобразить «себя» с помощью лепки, рисования, аппликации и т.п. на выбор. Спросить, почему именно это изображение он выбрал. Из полученных работ сделать выставку - знакомство.
Примечание. Кроме упражнений и игр, на занятиях рекомендуется использование специальных домашних занятий. Например, детям предлагается совместно с родителями в выходные дни придумать и записать множество вариантов использования хорошо знакомого предмета. Затем на занятии дети обмениваются придуманными вариантами и составляют «банк данных» из неповторяющихся ответов. Это способствует не только развитию у детей творческого воображения и мышления, но и помогает формировать у них способность внимательно и доброжелательно выслушивать и анализировать идеи и предложения других людей, развивать способность к коллективному творчеству.
В течение года проводился формирующий эксперимент. Занятия основной программы чередовались с подобранными занятиями.
По окончании эксперимента мы исследовали творческое мышление детей старшего дошкольного возраста с помощью батареи тестов Е.Туник. Результаты были занесены в таблицу (см. Приложение 3).
В следующем пункте 2.3. мы проведем обработку результатов проведенного эксперимента, что позволит проверить нашу гипотезу.
2.3. Анализ и интерпретация
полученных в ходе
Дети старшего дошкольного возраста выполняли тесты Е.Туник, направленные на проверку уровня творческого мышления. Затем была проведена подобранная нами система заданий. После чего детям было предложено выполнить те же тесты.
В данном детском саду не внедряется специальная программа по развитию творческого мышления детей. Таким образом, можно сделать вывод, что проведенная нами работа показала достаточно достоверные результаты по развитию творческого мышления дошкольников. Данные, полученные в ходе исследования, представлены в диаграммах (рис. 2,3,4.).
Рис.2. Диаграмма 2. Динамика распределения испытуемых по уровням сформированности творческого мышления вследствие целенаправленной работы в экспериментальной группе
Рис.3. Диаграмма 2. Динамика распределения испытуемых по уровням сформированности творческого мышления вследствие целенаправленной работы в контрольной группе
Рис.4. Диаграмма: Распределение испытуемых по уровню сформированности творческого мышления на конец эксперимента
Приведенные данные свидетельствуют о значительных изменениях в формировании уровня творческого мышления детей старшего дошкольного возраста. В процессе работы у детей в экспериментальной группе отмечается повышение уровня творческого мышления.
Нужно заметить, что диагностика творческого мышления учитывала показатели по нескольким факторам. В процессе проведения диагностики оказалось, что некоторые показатели остались неизменны. У большинства испытуемых показатели по фактору оригинальность остались неизменны, в то время как показатели по факторам гибкость и беглость увеличились (см.Приложение 3).
Дети в экспериментальной группе дали хорошие показатели по уровню развития творческого мышления. Таким образом, можно сказать, что гипотеза нашего исследования подтверждается.
2.3. Рекомендации родителям,
психологу и работникам
1. Создайте устные и безопасные психологические условия ребенку в его поисках, к которой он мог бы возвращаться, если будет напуган собственными открытиями.
2. Поддерживайте способности ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к ранним неудачам. Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток ребенка.
3. Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или «за гранью».
4. Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он этого желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество. (Желания и цели детей принадлежат им самим, а родительская помощь может порой восприниматься как «нарушение границ» личности.
Даже очень маленькие одаренные дети оказывают упорное сопротивление родителям, которые слишком настойчивы в своем стремлении разделить с ребенком радость живого творческого воображения.).
5. Помогайте ребенку учиться строить его систему ценностей, не обязательно основанную на его собственных взглядах, чтобы он мог уважать себя и свои идеи наряду с другими идеями и их носителями. Таким образом, он в свою очередь будет и сам ценим другими.
6. Помогайте ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим), поскольку человек, энергия которого скована основными потребностями, менее способен достичь высот самовыражения.
7. Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими.
8. Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного.
9. Помогайте ребенку глубже познавать себя, чтобы не упустить мимолетную (предсознательную) идею. Проявляйте симпатию к его первым неуклюжим попыткам выразить свою идею словами и сделать ее понятной для окружающих.
10.Находите слова поддержки
11.Помогайте ребенку стать «разумным авантюристом», порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.
12.Придерживайте необходимую
13. Непременно постарайтесь найти ребенку компаньона такого же возраста и таких же способностей.
Выводы по второй главе
Во второй главе мы описали организацию и ход исследования творческого мышления детей старшего дошкольного возраста с помощью тестов Торренса.
Была разработана и проведена система творческих заданий для развития творческого мышления дошкольников на занятиях.
Проведен сравнительный анализ полученных данных по результатам психодиагностического исследования.
По результатам нашего эксперимента родителям, психологу и работникам дошкольных учреждений были даны рекомендации, дающие возможность воспитывать и развивать в детях творческую личность.
Заключение
В работе была поставлена цель разработать и экспериментально доказать влияние социально подобранной системы творческих заданий на развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста. В ходе работы поставленная цель была достигнута.
Мы организовали и провели исследование уровня развития творческого мышления с помощью батареи тестов Е. Туник.
Работая над данной темой, мы решили поставленные задачи:
• Дан анализ отечественных и зарубежных исследований проблемы творчества;
• рассмотрены факторы, влияющие на развитие творческого мышления;
• разработана система творческих заданий на развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста на занятиях;
• проведено исследование, в ходе которого получены и обработаны данные по результатам психодиагностики;
• По завершению исследования проведен сравнительный анализ полученных данных.
Обработанные результаты позволили сделать вывод о повышении уровня творческого мышления при использовании определенной системы творческих заданий на занятиях.
В результате исследования мы подтвердили правильность выдвинутой нами гипотезы о том, что уровень творческих способностей детей старшего дошкольного возраста повышается при использовании на занятиях определенной системы творческих заданий.
Таким образом, единственным плодотворным путем развития творческих способностей в детстве становится максимально, полное раскрытие потенциальных возможностей, природных задатков, и педагог ДОУ должен создать такую полноценно развивающуюся деятельность для детей, чтобы потенциал не остался не востребованным.
В современное время вопрос развития творческого мышления остается наиболее актуальным и требует дальнейшего изучения.
Литература
1. Алиева Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития. - М: ИП РАН, 1991.
2. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии.- М.: ТЦ «Сфера»,2005.
З.Бабич О.М., Вьюнова Н.И., Гайдар К.М.Развитие творческих способностей у старших дошкольников. - М., 2003.
4. Белобрыкина О.А. Речь и общение.- Я.: Академия развития, 1998.-280 с.
5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: «Академия», 2002.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.
7. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М.: Проматей, 1993.
8. Данилова Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии/ Ж Под. ред. И.В.Дубровиной.- М.: Прогресс, 1990.-312 с.
9. Дошкольное образование// октябрь 2002 № 19.
10. Дружинин В.Н. Психология общих способностей.- С-Пб., «Питер», 2000.
П.Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. - М.: «Академия», 1996.
12. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. - М., 1996.
13. Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления / Под ред. Матюшкина A.M. - М., 1965.
14. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. - М., 1985.
15. Комплексные занятия по
16. Листик Е.М., Курганова А.Е. Творческие
сюжеты игры для детей
17. Литвин С.С. Развитие творческого воображения - М., 1996.
18. Майк Кордуэлл. Психология. А-Я: Словарь - справочник. / Пер. с англ. Ткаченко К.С. - М.: ФАИР - ПРЕСС, 2000.
19. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. - Мн.: Харвит, М.: ACT, 2000.
20. Мелик - Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. - М., 1995.
21. Мелик - Пашаев А.А. Педагогика
искусства и творческие
22. Немов Р.С. Психология.- М., «Владос», 2000.
23. Новлянская Л.Ю. Почему дети фантазируют? - М., 1978.
24. Одаренные дети. Под ред. Бурменской Г.В., Слуцкого В.Н. - М., 1991.
Информация о работе Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста