Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2015 в 20:54, реферат

Краткое описание

Цель исследования: определить влияние конструирования из бумаги на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Задачи
1. Практически изучить различные технические приемы при работе с бумагой.
2. Развивать продуктивную деятельность детей, детское творчество в конструировании из бумаги.
3.Развивать зрительно-двигательную координацию рук, мелкую моторику пальцев.
4. Развивать у детей психические процессы (внимание, память, речь, восприятие).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.…………..……………………………………………………….……..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Способности как психологическая категория………………...……………..7
1.2. Особенности творческих способностей детей старшего дошкольного возраста…............................................................................................................10
1.3. Пути и средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста……………………………………………...………….....16
1.4. Краткие выводы по главе I…………...………………………..….…….......19
2. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ БУМАГИ
2.1. Характеристика группы испытуемых и итоги констатирующего этапа…...21
2.2. Реализация системы мероприятий, направленных на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в практике работы дошкольного учреждения…………………………………………………………27
2.3. Итоги заключительного этапа исследования………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Верещагина Т.Е. - Развитие творческих способностей детей СДВ через конструирование из бумаги.doc

— 1.08 Мб (Скачать файл)

 

 

    

 

Министерство образования Сахалинской области

Государственное образовательное учреждение

Дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования Сахалинской области»

 

 

 

 

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

 

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ БУМАГИ

 

 

 

 

Автор работы:

Верещагина Татьяна Евгеньевна,

воспитатель МБДОУ

детский сад № 20 «Снегурочка» г. Охи

 

 

 

Оха, 2013

СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ.…………..……………………………………………………….……..3 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1.  Способности как психологическая категория………………...……………..7

1.2. Особенности творческих способностей детей старшего дошкольного возраста…............................................................................................................10

1.3. Пути и средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста……………………………………………...………….....16

1.4. Краткие выводы по главе I…………...………………………..….…….......19

2. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ БУМАГИ

2.1. Характеристика группы  испытуемых и итоги констатирующего этапа…...21

2.2. Реализация системы мероприятий, направленных на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в практике работы дошкольного учреждения…………………………………………………………27

2.3. Итоги заключительного  этапа исследования………………………………31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….35

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….37

 

ВВЕДЕНИЕ

«Истоки творческих способностей

и дарований детей

                                                          на кончиках их пальцев».

                                                                                                 В.А. Сухомлинский

 

Актуальность.  Проблема человеческих способностей вызывала  и вызывает огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой  потребности в развитии  творческих способностей людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавались шедевры литературы и искусства: делались научные открытия, изобретали, тем самым удовлетворяя потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация быстро изменяется. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все сложнее и разнообразнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности и гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта. А задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Современные психолого-педагогические исследования исходят из необходимости изучать личностное развитие ребенка в его тесном взаимодействии с взрослым. Поэтому интересными все чаще оказываются отношения воспитателей и детей, как участников повседневного учебно-воспитательного процесса.

Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческого потенциала ребёнка, становления основ индивидуальности (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.)

Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого удовольствие, подчас гораздо больше, чем от достижения конечного результата.

Отечественные психологи и педагоги: Л.С. Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Н.А.Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина доказали, что творческие возможности  детей  проявляются  уже  в  дошкольном  возрасте.  Дети  делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, поделки.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель - воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – то есть те качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве.  

В процессе наблюдения за детьми в различных видах деятельности было отмечено, что воображение, внимание, любознательность развиты недостаточно, отсутствует ярко выраженный интерес к познанию окружающего мира. И это очень актуально в наше время, поэтому без внимания оставлять нельзя.

Отсюда была определена наша тема исследования: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаги».

Объект: воспитательно-образовательный процесс в ДОУ.

Предмет: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: определить влияние конструирования из бумаги на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Задачи

1. Практически изучить  различные технические приемы при работе с бумагой.

2. Развивать продуктивную деятельность детей, детское творчество  в конструировании  из бумаги.

3.Развивать зрительно-двигательную координацию рук, мелкую моторику пальцев.

4. Развивать у детей психические процессы (внимание, память, речь, восприятие).

Нами была сформулирована гипотеза: если педагог в своей работе будет учитывать возрастные, индивидуальные особенности, широко применять конструирование из бумаги в условиях дошкольного образовательного учреждения, активно вовлекать детей в процесс работы с бумагой и личный пример взрослого (воспитатели, родители), то уровень  развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста будет  высоким.

 

 

 

 

 

Ценностью данного опыта является новизна открытий  и продукта - первая важная особенность детского творчества. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого удовольствие, подчас гораздо больше, чем от достижения конечного результата.

Практической значимостью может являться использование конструирования из бумаги для развития воображения, внимания и любознательности детей, что будет необходимым в дальнейшем для успешной успеваемости детей при обучении в школе. А так же использование в других ДОУ и группах детского сада.

Исследование данной проблемы проходило в несколько этапов.

Первый констатирующий этап (сентябрь 2011 г.) включал в себя наблюдение за детьми, а именно, за образовательной областью «Художественное творчество» (конструирование из бумаги) с целью выявить уровень самостоятельности детей в изготовлении поделки:

-  умение планировать последовательность выполнения задания;

- умение пользоваться ножницами;

- умение эстетично оформлять работу.

Для наиболее точного получения данных нами использовалась экспертная оценка. Также было проведено анкетирование родителей с целью выявления знаний о творческом развитии детей.

На формирующем этапе (октябрь 2011 г. – май 2012 г.) происходила реализация системы мероприятий, направленная на повышение уровня развития творческих способностей детей.

Заключительный этап (май 2012 г.) включал в себя те же методы выявления уровня развития творческих способностей детей, что и на констатирующем этапе и сопоставление результатов исследования.

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

1.1. Способности как психологическая категория

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни, поставленные в одинаковые или примерно в одинаковые условия и достигают разных успехов, то обращаемся к понятию способности. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, почему одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки.

Так что же такое способности?

Термин "способности", несмотря на его широкое применение в психологии, и наличие в литературе многих его определений, неоднозначен. Р.С. Немов представил их в компактной классификации:

1. Способности - свойства  души человека, понимаемые как  совокупность всевозможных психических  процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений способностей. В настоящее время им практически уже не пользуются в психологии.

2. Способности представляют  собой высокий уровень развития  общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности.

3. Способности - это то, что  не сводится к знаниям, умениям  и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление  и эффективное использование  на практике. Это деление принято сейчас и наиболее распространено.

Способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которую перестает пользоваться на практике человек, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п., человек поддерживает    и развивает свои способности.

Л.С.Рубинштейн говорил: «многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается человек, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. В этой связи следует обсудить основные требования, которые предъявляются к деятельности, развивающей способности человека. Эти требования следующие: творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности». Если деятельность ребенка носит творческий характер, то она заставляет его думать и сама становится достаточно привлекательным делом, и выступает как средство развития способностей. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового: открытием для себя нового знания, и новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к занятиям ею, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.

Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л.С. Выготский  называл зоной потенциального развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведет за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.

Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию означает превращение цели соответствующей деятельности в актуальную потребность человека.

Становление и развитие способностей - это тоже результат научения, и чем сильнее подкрепление, тем быстрее будет идти развитие. Что же касается нужного эмоционального настроя, то он создается таким чередованием успехов и неудач в деятельности, развивающей способности человека, при котором за неудачами (они не исключены, если деятельность находится в зоне потенциального развития) обязательно следует эмоционально подкрепляемые успехи, причем их количество в целом является большим, чем число неудач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Особенности творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Старшего дошкольника характеризует активная деятельностная позиция, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация, достаточно развитое воображение, настойчивость. Инициативность связана с любознательностью, способностью, пытливостью ума, изобретательностью, способностью к волевой регуляции поведения, умение преодолевать трудности.

Структура творческой активности детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности представляет собой совокупность составляющих ее компонентов: мотивационный, содержательный, операционный, эмоционально-волевой. Основными показателями творческой активности старшего детского возраста выступают предпосылки: мотивационных, содержательно-операционных, эмоционально-волевых компонентов деятельности, а именно, понимание важности подготовки к творческой деятельности, наличие интереса к творческой работе в разных видах деятельности, желание активно включаться в творческий процесс, способность к фантазированию и воображению; умение преодолевать возникшие трудности, доводить начатую работу до конца; появление настойчивости, старательности, добросовестности; проявление радости при открытии новых приемов, способов, действий.

Информация о работе Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаги