Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2015 в 20:54, реферат

Краткое описание

Цель исследования: определить влияние конструирования из бумаги на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Задачи
1. Практически изучить различные технические приемы при работе с бумагой.
2. Развивать продуктивную деятельность детей, детское творчество в конструировании из бумаги.
3.Развивать зрительно-двигательную координацию рук, мелкую моторику пальцев.
4. Развивать у детей психические процессы (внимание, память, речь, восприятие).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.…………..……………………………………………………….……..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Способности как психологическая категория………………...……………..7
1.2. Особенности творческих способностей детей старшего дошкольного возраста…............................................................................................................10
1.3. Пути и средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста……………………………………………...………….....16
1.4. Краткие выводы по главе I…………...………………………..….…….......19
2. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ БУМАГИ
2.1. Характеристика группы испытуемых и итоги констатирующего этапа…...21
2.2. Реализация системы мероприятий, направленных на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в практике работы дошкольного учреждения…………………………………………………………27
2.3. Итоги заключительного этапа исследования………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Верещагина Т.Е. - Развитие творческих способностей детей СДВ через конструирование из бумаги.doc

— 1.08 Мб (Скачать файл)

Творческие способности, являются довольно сложным, процессом, и доступными только человеку. Это понятие, очень тесно связано с понятием «творчество» или «творческая деятельность» об этом говорил А.Н. Леонтьев.

Н.Н. Поддьяков писал: «Если понимать творчество в психологическом смысле, то это создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником, детского развития». Творчество есть необходимое условие существования, творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в детстве.

Творческой деятельностью называют такую деятельность человека, которая создает нечто, новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке.

Развитие творческих способностей у детей совершается в процессе воспитания и обучения. Способности ребёнка формируются посредством овладения тем содержанием материальной и духовной культуры, искусства, которые осваивает подрастающий человек в процессе обучения. Исходной предпосылкой для этого развития способностей служат те врождённые задатки, с которыми ребёнок появляется на свет.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не испорчено стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать.

Дошкольное детство также является сенситивным периодом (сенситивный период – это период особой восприимчивости ребенка к различным видам деятельности и поведения в целом) для развития творческого воображения.

Одним из важных факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.

Первое условие успешного развития творческих способностей – раннее начало. То есть, первые толчки к развитию способностей начинаются с раннего плавания, ранней гимнастики, раннего хождения или ползания. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

Третье, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить.

Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период ребенок вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения, если, разумеется, взрослые позволяют ему это делать.

Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Пятое, немаловажное условие успешного развития творческих способностей. Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься. Об этом говорил Д. Б. Эльконин.

Известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить замечания и осуждения.

Но не только от создания условий зависит творческий процесс. Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Развитие творческих способностей тесно связано, с развитием воображения ребенка, поэтому именно воображение можно считать одним из составляющих творческих способностей.

Ведущей является зависимость, воображение формируется в процессе творческой деятельности. Специализация различных видов воображения является не столько предпосылкой, сколько результатом развития различных видов творческой деятельности.

Л.С. Выготский говорил, что: «Воображение – способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте. В воображении происходит образное предвосхищение результатов, которые могут быть достигнуты при помощи тех или иных действии. Для воображения характерна высокая степень наглядности и конкретности. Ведущим механизмом творческого воображения, в котором целью выступает создание именно нового, еще не существовавшего предмета, служит процесс привнесения какого – либо свойства предметов другой области».

Как показывают исследования Л. С. Выготского, воображение детей беднее, чем у взрослого человека, что связано с недостаточным личным опытом. Автор делает вывод о необходимости «расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности.

Детское воображение имеет образный характер, его функционирование – это особого типа переработка образов, которое осуществляется через способность отчленять свойства образа от других его свойств и переносить на другой образ. Воображение проявляется в активной деятельности ребенка по преобразованию, пополнению опыта.

Воображение у дошкольников имеет два компонента: порождение общей идеи и составление плана реализации этой идеи. При построении нового образа дети трех-пяти лет используют в основном элементы реальности, в отличие от них дети шести-семи лет строят образ уже в процессе свободного оперирования представлениями. Таким образом, обращаясь к характеристике творчества, исследователи характеризуют ее как способность, проявление и развитие которой связано с развитием воображения, фантазии.

К основным критериям проявления творческого воображения у дошкольников относят:

1. Оригинальность выполнения  детьми творческих задач.

2. Использование такого  реструктурирования образов, при  котором образы одних объектов  применяются в качестве деталей  для построения других.

Исходя из данного параграфа, можно сказать, что творческие способности это и есть креативность. Исследования психологов позволяют связать креативность с развитием воображения, которое имеет особую форму, вид у ребенка дошкольного возраста, а значит, особую форму имеет и креативность дошкольника. Опираясь на исследования Л.С. Выготского, можно утверждать, что центральным компонентом креативности дошкольника является его способность к воображению.

Творческие способности ребенка надо развивать уже с самого раннего возраста и на всем протяжений его детства.

Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Творческие способности зависят от наличия разнообразия прежнего опыта ребенка. Необходимости расширять опыт ребенка, для того чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видит, слышит и делает, тем больше он понимает и усваивает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Пути и средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста                                                    

Развитие ребёнка зависит от того, как осуществляется  процесс его воспитания, как организованно пространство, в котором он растёт и совершенствуется, в каком окружении он находится - в монотонном, однообразном, стандартном или, наоборот, разнообразном, насыщенном, неординарном, изменяющемся, динамичном. Во многом педагог несёт ответственность и за качество окружающей среды, которая используется как средство развития личности ребёнка.

Психологические и педагогические исследования доказывают, что развитие творческих способностей детей берёт своё начало в дошкольном возрасте, когда изменяется характер деятельности ребёнка. По мнению Л.С. Выготского, игра и творчество выступают как взаимосвязанные понятия, поскольку у ребёнка нет иного пути личностного становления, кроме творческого, связанного с развитием воображения.

Важным компонентом дошкольного образования является среда развития ребёнка в детском саду. И.А. Липчанская считает, что непременным условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми, которая реализует ряд принципов:

- уважение интересов и потребностей: предполагает предоставление свободы исследования, резерв свободного места и времени. Необходимо активизировать поисковую активность детей, побуждать их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации;

- уважение мнения и личностной позиции заключается в создании атмосферы личностного комфорта. Определяющими становятся такие способы общения, как понимание, признание личности ребёнка, способность взрослого встать на его позицию;

- активность в разных видах деятельности: среда в дошкольном учреждении, по сравнению с обычной семейной обстановкой. Должна быть интенсивно развивающейся, стимулирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребёнка, его водлевых качеств, эмоций, чувств;

- учёт возрастных особенностей подразумевает выявление специфических признаков в содержании предметно-развивающей среды и отличительных признаков в её организации, это отмечают А.А.Анистратова и Н.И.Гришина.

Много должен знать и уметь ребёнок, вступая в незнакомую, но такую притягательную жизнь. Подготовить ребёнка к этому важному моменту жизни поможет близкое и доступное ему бумага. Доступность бумаги, простота её обработки привлекают детей. Они легко овладевают различными приёмами и способами действия с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Работа с бумагой развивает у детей способность работать руками под контролем сознания.

Прежде всего, ребёнок учится общаться с бумагой, угадывать её качества. В процессе работы с ней у детей развивается мелкая моторика пальцев. Психологи считают, что это очень важно для нормального формирования речи. А конструирование из бумаги даёт для этого огромный простор – мелких движений не только много, они ещё и разнообразны.  Очень важно и то, что при складывании бумаги одновременно работают обе руки. Ведь большинство из нас «однорукие»: мы почти всё делаем правой рукой. И это приводит к непропорциональному развитию левого полушария мозга, которое управляет правой рукой. А занятия с бумагой гармонизируют работу полушарий мозга, потому что мы делаем всё двумя руками. И это помогает развитию творческих задатков у ребёнка. Конструирование из бумаги имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Работа с бумагой знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), происходит развитие глазомера. В процессе конструирования у ребёнка возникает необходимость соединения наглядных символов (показ приёмов складывания) со словесными (объяснение приёмов складывания) и перевод их значений в практическую деятельность, то есть самостоятльное выполнение действий. И, конечно, развивает привычку сосредоточенно, кропотливо работать. Констуирование их бумаги способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Еще одним полезным качеством, которое помогает приобрести работа с бумагой – это усидчивость. Ведь для того чтобы сложить фигурку, ребенку придется постараться и потратить на работу некоторое время. Это учит ребенка концентрироваться на актуальной задаче, стараться и добиваться успеха.

Важно, чтобы дети испытывали радость от самостоятельно выполненной работы, почувствовали веру в свои силы и возможности. Этому должны способствовать и подобранные в соответствии с возрастными особенностями дошкольников задания и поощрение взрослого.

Информация о работе Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаги