Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2015 в 20:54, реферат

Краткое описание

Цель исследования: определить влияние конструирования из бумаги на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Задачи
1. Практически изучить различные технические приемы при работе с бумагой.
2. Развивать продуктивную деятельность детей, детское творчество в конструировании из бумаги.
3.Развивать зрительно-двигательную координацию рук, мелкую моторику пальцев.
4. Развивать у детей психические процессы (внимание, память, речь, восприятие).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.…………..……………………………………………………….……..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Способности как психологическая категория………………...……………..7
1.2. Особенности творческих способностей детей старшего дошкольного возраста…............................................................................................................10
1.3. Пути и средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста……………………………………………...………….....16
1.4. Краткие выводы по главе I…………...………………………..….…….......19
2. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ БУМАГИ
2.1. Характеристика группы испытуемых и итоги констатирующего этапа…...21
2.2. Реализация системы мероприятий, направленных на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в практике работы дошкольного учреждения…………………………………………………………27
2.3. Итоги заключительного этапа исследования………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Верещагина Т.Е. - Развитие творческих способностей детей СДВ через конструирование из бумаги.doc

— 1.08 Мб (Скачать файл)

В развитии творческих задатков можно выделить несколько направлений. Прежде всего, это развитие конструктивных  способностей. Ведь из занятия в занятие дети наблюдают и становятся участниками процесса перевоплощения бумажного листа, у некоторых воспитанников появляется желание создать что-то свое. Это огромный шаг вперед, даже если полученный результат будет элементарным или окажется давно изобретённым кем-то другим. Для ребенка это плод его воображения, созданный путем творческого поиска. При этом конструкции могут быть результатом складывания одного квадрата или соединения нескольких деталей. Таким образом, условно определённое первое направление творчества детей связано с созданием самих фигурок.

Другое направление связано с применением фигурок. Это может быть оформление помещений, подарков, аппликационных работ, где ребенку предоставляется самостоятельный выбор решения.

                                           

 

 

1.4. Краткие выводы по главе 1

Из всего изложенного в данной главе, можно сделать следующий вывод: конструирование из бумаги как никакой другой вид детской деятельности развивает творческие способности детей дошкольного возраста. Деятельность ребенка носит творческий характер, она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей.

Конструирование из бумаги имеет огромное значение для всестороннего развития:

• учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание;

• развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера;

• развивает внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям;

• стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;

• знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами;

• развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию;

• способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей;

•  совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

В процессе работы с бумагой происходит формирование личностных качеств ребенка:

- дисциплинированности (мешая другим, мешаешь сам себе);

- целеустремленности (начатое должно быть завершено);

- самостоятельности (каждый старается сделать свою фигурку сам);

- активности (работать с желанием, предлагать свои идеи, проявлять знания);

- любознательности (нужно  спрашивать о том, что интересно).

И в целом, конструирование из бумаги оказывает огромное влияние на развитие всесторонне развитой, гармоничной личности каждого ребёнка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ КОНСТРУИРОВАНИЕ

ИЗ БУМАГИ

 

2.1. Характеристика  группы испытуемых и итоги констатирующего этапа

Наша исследовательская работа проводилась в МБДОУ детский сад      № 20 «Снегурочка» г. Охи. Работа с детьми ведётся по типовой программе воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Для нашей работы мы взяли две старшие группы детского сада. Группе «Ёлочка» мы присвоили статус контрольной, а группе «Солнышко» - экспериментальной.

Списочный состав группы «Солнышко» составляет 25 человек - 12 мальчиков и 13 девочек.

Дети данной группы в самостоятельной деятельности с удовольствием занимаются конструированием.

Списочный состав группы «Елочка» 25 человек - 11 мальчиков и 14 девочек. Возраст детей от 5 до 6 лет.

Работая с детьми, наблюдая за ними, и сравнивая их, мы пришли к такому выводу, что дети имеют разный уровень развития,  и разные показатели динамики психических процессов и поведения.

Для сбора и наполнения данных были использованы следующие методы педагогического исследования:

- наблюдение;

- экспертная оценка;

- анкетирование.

Первым этапом было проведено наблюдение образовательной области «Художественное творчество» (конструирование из бумаги) с целью выявить самостоятельность детей в изготовлении поделки,  планировать последовательность выполнения задания, уровень умения пользоваться ножницами и уровень умения эстетично оформлять работу, что было отображено в протоколе наблюдения (Приложение 1).

Наблюдение проводилось по следующим параметрам:

  1. Умение детей правильно пользоваться ножницами.
  2. Умение планировать последовательность выполнения задания.
  3. Умение самостоятельно изготавливать поделки.
  4. Умение эстетично выполнять работу.

Высокий уровень предполагает наличие всех параметров, по которым проводилось наблюдение:  умение детей правильно пользоваться  ножницами, умение планировать последовательность выполнения задания, умение самостоятельно изготавливать поделки, умение эстетично выполнять работу.

Средний уровень предполагает умение детей: правильно пользоваться ножницами, планировать последовательность выполнения задания, самостоятельно изготавливать поделки, но отсутствие эстетического выполнения работы.

Низкий уровень предполагает наличие умения правильно пользоваться ножницами, но планирование последовательности выполнения задания и изготовление поделки происходит при помощи воспитателя, эстетичность работы не на должном уровне.

Основываясь на полученные данные, можно констатировать, что в экспериментальной группе «Солнышко» были получены следующие данные:

В – 20% (5 человек);

С – 64% (16 человек); 

Н – 16% (4 человека).   

Полученные результаты экспериментальной группы занесены  в таблицу 1 (Приложение 2).

Основываясь на полученные данные, можно констатировать, что в контрольной группе были получены следующие данные:

В – 24% (6 человек);

С – 56% (14 человек);

Н –20% (5 человек).

Полученные результаты контрольной группы занесены в таблицу 2 (Приложение 3).

Основываясь на полученные данные, можно сказать:

- в экспериментальной группе умеют правильно пользоваться ножницами    17 детей (68%);

- при напоминании воспитателя правильно берут ножницы 8 человек (32%);

- умеют самостоятельно планировать последовательность выполнения задания 3 человека (12%);

- при помощи воспитателя планируют свои действия 18 детей (72%);

- 4 ребёнка (16%) даже при помощи взрослого затруднились с выполнением данного задания;

- самостоятельно изготавливают поделки 6 детей (24%);

-15 детей (60%) справились с заданием при помощи воспитателя;

- 4 ребёнка (16%) отказались от выполнения задания;

- эстетичность и аккуратность в выполнении работы наблюдалось у 4 детей (16%);

-17 детей (68%) не очень аккуратно выполнили свою работу;

-  4 детей (16%) работу не выполнили.

В контрольной группе в процессе наблюдения нами были получены следующие данные:

- умеют правильно пользоваться ножницами 12 детей (48%);

- 13 детей (52%) с подсказкой воспитателя;

- самостоятельность в изготовлении и эстетичность поделки 5 детей (20%);  

-15 детей (60%) справились с работой при помощи воспитателя;

- 5 детей (20%)  не были самостоятельны;

- аккуратность и эстетичность в изготовлении поделки наблюдалось у 4 детей (16%);

- 16 детей (64%) не очень аккуратно справились с работой;

- 5 детей (20%) свою работу не выполнили вообще.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что не у всех детей присутствует самостоятельность, аккуратность при выполнении своих работ.

Сравнительная диаграмма проведения наблюдения в экспериментальной и контрольной группах представлена на рис.1 (Приложение 4).                

Наиболее объективные результаты были получены при помощи экспертной оценки. В экспертную группу вошли следующие педагоги:

1. Мингазова Т. Ф. – образование среднее специальное, педагогический стаж 40 лет, имеет высшую квалификационную категорию, воспитатель  старшей   группы.  

2. Ефремова Т.В. – образование средне - специальное, педагогический стаж 37 года, имеет высшую квалификационную категорию, воспитатель подготовительной группы. 

3. Гульбинова В. А. – образование  высшее, педагогический стаж 21 год, имеет высшую квалификационную категорию, заместитель заведующего по воспитательной методической работе.

Результаты  экспертной  оценки  мы  занесли  в сводную   таблицу       № 3,4 (Приложение 5,6).

Для обработки данных были выделены три уровня сформированности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Высокий уровень предполагает наличие  умения планировать этапы изготовления поделки, умения пользоваться ножницами, проявления самостоятельности  при выполнении работы, умения составлять композицию, проявления фантазии и смекалки, умения убирать рабочее место.

Средний уровень предполагает умение пользоваться ножницами, умение планировать этапы работы, самостоятельность проявляет после стимуляции воспитателя, умеет составлять композицию, фантазию и смекалку проявляет не всегда, после работы убирает за собой.

Низкий уровень предполагает планирование с помощью воспитателя, ножницами пользуется не всегда правильно, самостоятельности, фантазии и смекалки не проявляет, после работы убирает за собой. 

Основываясь на полученные данные, можно констатировать, что на начало учебного года в экспериментальной группе «Солнышко» были получены следующие показатели:

В – 20% (5 человек);

С – 64% (16 человек);

Н – 16% (4 человека).

В контрольной группе «Ёлочка» были получены следующие данные:

В – 24% (6 человек);

С – 60% (15 человек);

Н – 16% (4 человека).

Из сравнительной диаграммы данных экспертной оценки в экспериментальной и контрольных группах представлены на рис.2 (Приложение 7).

Следовательно, можно сделать вывод, что уровень развития творческих способностей в экспериментальной группе «Солнышко» и  в контрольной группе «Ёлочка» примерно имеют одинаковый уровень развития.

Следующим этапом было проведено анкетирование родителей с целью выявления знаний о творческом развитии детей и о том, насколько родители участвуют в этом развитии. В анкетировании приняли участие 25 человек. Вопросы анкеты представлены в (Приложении 8).

После обработки родительских анкет, нами были получены следующие данные.

1. На вопрос о том, любит ли ребёнок работать ножницами положительно ответили 7 человек (28%), отрицательно ответили 7 человек (28%), 11человек  (44%) затруднились ответить на вопрос.

2. На вопрос о том, что любит ли ребенок делать поделки из бумаги

положительно ответили 15 человек (60%), отрицательно ответили 10 человек (40%).

3. На вопрос о наличие дома необходимого материала для детского творчества положительно ответили 15 человек (60%), отрицательно - 10 родителей (40%).

4. На вопрос об умении ребёнка самостоятельно отбирать материал для поделок положительно ответили 7 человека (28%), отрицательных ответов не было, 18 человек (72%) затруднились ответить.

5. На вопрос о проявлении фантазии ребёнком при работе с бумагой ответили 7 человека (28%), 18 человек (72%) затруднились ответить на поставленный вопрос.

6. Помощь педагога в вопросах развития творческих способностей детей нужна 25 родителям (100%).

Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод о том, что уровень понимания родителями значимости развития творческих способностей детей находится не на должном уровне, не все родители уделяют данному вопросу внимание. А значит, проводимая нами работа необходима как детям, так и родителям.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Реализация  системы мероприятий, направленных  на развитие творческих способностей  детей старшего дошкольного возраста  в практике работы дошкольного  учреждения

Первоначально был составлен перспективный план по работе с детьми и перспективный план по работе с родителями (Приложение 9,10). Работа с детьми проводилась поэтапно, включала в себя:

Информация о работе Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаги