Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 23:23, курсовая работа
Цель и гипотеза определили задачи исследования:
изучить теоретические основы развития мышления школьников;
выявить особенности развития мыслительных операций у младших школьников;
раскрыть особенности интеллектуального развития школьников;
разработать и апробировать программу по развитию мыслительных операций у детей младшего школьного возраста в процессе использования нестандартных задач и упражнений.
Введение ………………………………………………………………………. 2 – 4
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития мышления школьников в процессе решения нестандартных задач.
1.1. Сущность процесса мышления…………………………………………… 5 – 8
1.2. Виды мышления………………………………………………………….. 8 – 14
1.3. Основные мыслительные операции. …………………………………... 14 – 18
1.4. Мышление в младшем школьном возрасте…………………………… 18 – 21
1.5. Роль нестандартных задач в развитии мыслительных операций
младших школьников……………………………………………………....... 22 – 25
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме развития мыслительных операций у младших школьников посредством нестандартных задач.
2.1 Выявление уровня развития мыслительных операций у младших
школьников (констатирующий эксперимент)……………………………... 26 – 36
2.2. Комплекс нестандартных задач на уроках математики, как средство
развития мыслительных операций младших школьников………………... 36 – 45
2.3. Результаты контрольного этапа экспериментальной работы………... 45 – 54
Заключение…………………………………………………………………… 55 – 58
Список используемой литературы………………………………………..… 59 – 62
II. Занимательные задачи.
6. В квартире № 1, 2, 3 живут три котенка: белый, черный и рыжий. В квартире
№ 1 и 2 жил не черный котенок. Белый котенок жил не в квартире № 1. В какой
квартире жил каждый из котят?
7. За пять недель пират Ерема способен выпить бочку рома. А у пирата Емели ушло б на это две недели. За сколько дней прикончат ром пираты, действуя вдвоем?
8. Лошадь съедает воз сена за месяц, коза - за два месяца, овца – за три месяца.
За какое время лошадь, коза, овца вместе съедят такой же воз сена?
9. Двое очистили 400 картофелин; один очищал 3 штуки в минуту, другой –
2. Второй работал на 25 минут больше, чем первый. Сколько времени работал
каждый?
10. Среди футбольных мячей
красный мяч тяжелее
11. Три кренделя, пять коврижек и шесть баранок стоят вместе 24 рубля. Что дороже: крендель или баранка?
12. Как тремя взвешиваниями на чашечных весах без гирь найти одну фальшивую (более легкую) монету из 20 монет?
13. Из верхнего угла комнаты вниз по стене поползли две мухи. Спустившись до полу, они поползли обратно. Первая муха ползла в оба конца с одинаковой скоростью, а вторая, хоть и поднималась вдвое медленнее первой, но зато спускалась вдвое быстрее ее. Какая из мух раньше приползет обратно?
14. В клетке находятся фазаны и кролики. У всех животных 35 голов и 94 ноги. Сколько в клетке кроликов и сколько фазанов?
15. Говорят,
что на вопрос о том, сколько
у него учеников, древнегреческий
математик Пифагор ответил так:
«Половина моих учеников
III. Геометрические задачи.
2. Нарисуй фигуру, не отрывая кончика карандаша от бумаги и не проводя дважды один и тот же отрезок.
3.Разрежь квадрат на 4 части и сложи из них 2 квадрата. Как это сделать?
4.Убери 4 палочки так, чтобы осталось 5 квадратов.
5.Разрежьте треугольник на два треугольника, четырехугольник и пятиугольник, проведя две прямые линии.
6.Можно ли квадрат разделить
на 5 частей и собрать
IV. Логические квадраты.
красный |
|||
зеленый |
|||
синий |
|||
желтый |
3.В квадрате нужно разместить еще числа 2,2,2,3,3,3 так, чтобы по всем линиям получить в сумме число 6.
1 |
||
1 |
||
1 |
4.Числа 3,4,5,6,8,9 расставить в клетках квадрата так, чтобы в любом направлении в сумме получить 21.
10 |
||
7 |
||
11 |
8 |
||
5 |
5.В клетках квадрата поставить числа 4,6,7,9,10,11,12 так, чтобы в столбцах, в строчках и по диагоналям получить сумму 24.
V. Комбинаторные задачи.
VI. Задачи на переливание.
1. Можно ли, имея лишь два сосуда емкостью 3 и 5л, набрать из водопроводного крана 4 л воды?
2. Как разделить поровну между двумя семьями 12 л хлебного кваса, находящегося в двенадцатилитровом сосуде, воспользовавшись для этого двумя пустыми сосудами: восьмилитровым и трехлитровым?
3. Как, имея два сосуда емкостью 9л и 5л, набрать из водоема ровно 3 литра воды?
4. Бидон, емкость которого 10 литров, наполнен соком. Имеются еще пустые сосуды в 7 и 2 литров. Как разлить сок в два сосуда по 5 литров каждый?
5. Имеются два сосуда. Емкость одного из них 9л, а другого 4л. Как с помощью этих сосудов набрать из бака 6 литров некоторой жидкости? (Жидкость можно сливать обратно в бак).
Учитывая большой объем работы, важность проводимой работы, я решила, что и родители должны включиться в этот процесс. С этой целью было проведено родительское собрание с тематикой “Особенности психического развития детей младшего школьного возраста”, где говорилось об особенностях психического развития, в частности логического мышления, памяти, восприятия, внимания, становления характера (приложение 2, с.64).
Итак, кроме работы по развитию мыслительных операций в классе, учащиеся выполняли ежедневно упражнение одного из занятий с родителями. Проводимая работа дала следующие результаты.
2.3. Результаты контрольного этапа экспериментальной работы
С целью проверки эффективности предложенной мной работы по развитию мыслительных операций младшего школьника, я провела контрольный эксперимент.
На этом этапе я использовала те же методы исследования, что и в ходе констатирующего эксперимента, т.е. тесты, наблюдение. Эксперимент проводился в 3 классе МОУ Гладчихинской НОШ (экспериментальная группа) и в 4 классе данной школы (контрольная группа), его участниками были учащиеся обоих классов.
Предложенные методики.
Методика 1 “Выделение существенного”
Цель работы: выявить уровень умения находить существенные признаки предметов.
Ход опыта: Из четырех предложенных рядов слов, в каждом из которых пять слов дается в скобках, а одно перед ними, испытуемые должны за 20 секунд выделить два слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками. За каждый правильный ответ 1 балл.
Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник)
Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
Больница (сад, врач, помещение, радио, больные)
Война (аэроплан, пушки, сражения, солдаты, ружья)
Результаты тестирования представлены в таблице 11.
Уровень сформированности приема выделять существенное у младших школьников контрольной и экспериментальной групп
Уровень сформиро-ванности |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | ||
Абсолютное число учащихся |
% соотношение |
Абсолютное число учащихся |
% соотношение | |
Низкий |
3 |
60% |
1 |
20% |
Средний |
1 |
20% |
1 |
20% |
Высокий |
1 |
20% |
3 |
60% |
(Сумму набранных балов по каждой методике у учащихся контрольной группы в таблице 4 приложение 3, с.70 и экспериментальной группы в таблице 3 приложение 3, с.70)
Данные таблицы показывают, что учащиеся экспериментальной группы справились намного лучше, чем учащиеся контрольной группы. Учащихся, справившихся с предложенной методикой на высоком уровне, в 3 раза больше в экспериментальной группе, чем в контрольной, а с низким уровнем в 3 раза меньше.
Таким образом, учащиеся контрольной группы не умеют выделять существенные признаки, а контрольная группа имеет высокий результат качества – 60%.
Методика 2. “Сравнение понятий”
Цель работы: установить уровень умения учащихся сравнивать предметы, понятия.
Материалы: 2 пары сравниваемых понятий.
Ход опыта: Испытуемым представляются два предмета или понятия. Каждый ученик должен написать на листе бумаги справа – черты различия, слева – черты сходства. На выполнение задания, состоящего из одной пары слов, дается 4 минуты. За каждый правильный ответ 1 балл.
Информация о работе Развитие творческих способностей младшего школьника