Развитие творческих способностей младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 23:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель и гипотеза определили задачи исследования:
изучить теоретические основы развития мышления школьников;
выявить особенности развития мыслительных операций у младших школьников;
раскрыть особенности интеллектуального развития школьников;
разработать и апробировать программу по развитию мыслительных операций у детей младшего школьного возраста в процессе использования нестандартных задач и упражнений.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 2 – 4
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития мышления школьников в процессе решения нестандартных задач.
1.1. Сущность процесса мышления…………………………………………… 5 – 8
1.2. Виды мышления………………………………………………………….. 8 – 14
1.3. Основные мыслительные операции. …………………………………... 14 – 18
1.4. Мышление в младшем школьном возрасте…………………………… 18 – 21
1.5. Роль нестандартных задач в развитии мыслительных операций
младших школьников……………………………………………………....... 22 – 25
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме развития мыслительных операций у младших школьников посредством нестандартных задач.
2.1 Выявление уровня развития мыслительных операций у младших
школьников (констатирующий эксперимент)……………………………... 26 – 36
2.2. Комплекс нестандартных задач на уроках математики, как средство
развития мыслительных операций младших школьников………………... 36 – 45
2.3. Результаты контрольного этапа экспериментальной работы………... 45 – 54
Заключение…………………………………………………………………… 55 – 58
Список используемой литературы………………………………………..… 59 – 62

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Людмиле в..doc

— 699.50 Кб (Скачать файл)

Таблица 21

Уровень сформированности приемов мыслительных операций до и после эксперимента в экспериментальной группе (в %).

Уровень развития мыслительных операций

Прием выделения существен-ного

Прием сравнения

Прием обобщения

Прием классифика-ции

До

После

До

После

До

После

До

После

Высокий

20%

60%

20%

60%

80%

80%

60%

80%

Средний

40%

20%

20%

40%

20%

20%

20%

20%

Низкий

40%

20%

60%

     

20%

-


Сравнительные таблицы уровня мыслительных операций у учащихся контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента можно увидеть в таблице №5 приложение 4, с. 71 и в таблице №6 приложение 4, с 72

На этапе формирующего эксперимента мы разделили учащихся на три группы в зависимости от набранного количества баллов в предлагаемых методиках. Таблица 22 позволяет проследить уровень развития мыслительных операций учащихся контрольной группы и экспериментальной группы до и после экспериментальной работы.

                                                                                                              Таблица 22

Уровень развития мыслительных операций учащихся контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента в абсолютном числе учащихся и процентном соотношении

Уровень развития мыслительных операций

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Кол-во учащихся

%

Кол-во учащихся

%

До

После

До

После

До

После

До

После

Высокий

1

1

20%

20%

1

3

20%

60%

Средний

4

4

80%

80%

4

2

80%

40%

Низкий

               

Таким образом, анализируя таблицы, я пришла к выводу, что проведенная мной работа является эффективной. В течении полугода в экспериментальном классе, где работа проводилась ежедневно и в системе, число учащихся с высоким уровнем развития мыслительных операций увеличился с 1 человека до 3; что составило 20%, а число учащихся со средним уровнем развития мышления сократилось с 4 человек до 2.

В контрольном же классе, где работа проводилась от случая к случаю уровень развития мыслительных операций остался без изменения.

Таким образом, результаты контрольного эксперимента подтвердили достоверность выдвинутой мной гипотезы о том, что развитие мыслительных операций младших школьников будет проходить более успешно, если разработать и претворить в жизнь комплекс нестандартных задач на уроках математики, развивающих познавательный интерес и личность учащихся.

Однако следует отметить, что при выполнении методик в ходе опытно – экспериментальной работы учащиеся испытывали затруднения в выполнении приема выделять существенное.

Я продолжу специальную работу по развитию мыслительных операций школьников с учетом данных, полученных в ходе опытно – экспериментальной работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Развитие российской системы образования последних лет характеризуется интенсивным поиском наиболее рациональных форм обучения, формированием новых образовательных технологий, подавляющее число которых имеет комплексный характер.

Психологами всего мира общепризнано, что наиболее интенсивное интеллектуальное развитие детей приходится на период с пяти до восьми лет. Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить.

Формированию и развитию основных структур мышления детей может способствовать адекватная постановка задач обучения, включающая как содержание, так и методы обучения, т. е. правильное определение чему и как учить.

Так как логическое мышление в младшем школьном возрасте преимущественно проявляется через отдельные структурные компоненты, то их целостное развитие возможно посредством занимательного математического материала при условии соблюдения психолого-педагогических требований, обеспечивающих одновременное воздействие на эмоциональную, когнитивную, мотивационную сферы ребёнка путём решения системы нестандартных задач и упражнений: овладение отдельными признаками предметов; проникновение внутрь предметной структуры; объединение воспринимаемых признаков предметов; словесный анализ признаков объекта; группировка объектов на основе наглядно предложенных знаков.

В данной исследовательской работе был рассмотрен вопрос о роли нестандартных задач в развитии мыслительных операций школьников.

Анализ вскрыл достаточно широкую освещенность проблемы развития мыслительных операций в психологических исследованиях в деятельностном и личностном направлениях. Анализ педагогических исследований позволил определить не только важность и значимость занимательного математического материала в развитии мыслительных операций ребенка, но и обнаружить недостаточную разработанность педагогических условий их развития.

В процессе проведенного эксперимента была разработана и адаптирована программа использования нестандартных задач в развитии мыслительных операций младших школьников.

Исследование позволило установить динамику развития мыслительных операций у младших школьников. У детей, с которыми проводилась целенаправленная работа по развитию мыслительных операций, были выявлены значительно высокие результаты по сравнению с детьми, у которых развитие мыслительных операций происходило спонтанно, без специального обучения. Вместе с тем, после опытно-экспериментальной работы действия детей стали целенаправленными и осознанными. Испытуемые научились выделять существенные признаки предметов, обобщать и классифицировать их на основе выделенных признаков, соотносить части и целое, устанавливать закономерности построения ряда, дифференцировать существенный признак от несущественного; научились выделять признаки объектов, представленных в речевой форме. Испытуемые научились объяснять принцип группировки, устанавливать сложные обобщения.

В ходе исследовательской работы нами были получены данные, позволяющие говорить о динамике развития мыслительных операций (анализа и синтеза, обобщения, классификации), об эффективности проделанной нами работы на формирующем этапе опытно-экспериментального исследования.

 Итоги работы послужили основанием для подтверждения выдвинутой мной гипотезы о том, что нестандартные задачи будут способствовать развитию мыслительных операций у младших школьников при соблюдении следующих условий:

- если нестандартные задачи будут отобраны адекватно возрасту детей;

- если нестандартные задачи будут использоваться не только на уроках  математики, но и в повседневной деятельности детей.

Полученные данные исследования позволили выделить основные зависимости в процессе развития мыслительных операций :

  • развитие мыслительных операций младших школьников, происходит достаточно результативно при интенсификации образовательного процесса.
  • Разработанная программа развития мыслительных операций младших школьников, которая включает в себя цель, содержание, методы и приемы обучения, позволяет реализовать такие способы интенсификации образовательного процесса, как психолого-педагогическая поддержка, дифференцированная помощь детям в процессе выполнения различных видов деятельности, формами и содержанием деятельности, соответствующими их интересам, дифференцированный временной режим для разных видов совместной деятельности взрослого с детьми.
  • Обосновано содержание процесса развития мыслительных операций школьников, которое раскрыто сквозь призму системы нестандартных задач, направленных на развитие таких мыслительных операций, как анализ, синтез, обобщение, сравнение и классификация.
  • Развитие мыслительных операций целесообразно проводить в следующей последовательности: формирование системного анализа; формирование дробного анализа; соотносительное сравнение частей объектов; сравнение в рамках определенного свойства.

На основе обобщения результатов исследования, выполненного как на теоретическом, так и на экспериментальном уровнях, определены психолого-педагогические условия, соблюдение которых обеспечит развитие мыслительных операций младших школьников.

Выполненное мной исследование проблемы формирования мыслительных операций младших школьников вносит определенный вклад в разрешение обозначенной проблемы. Я осознаю, что не все поставленные мной задачи решены в равной мере глубоко и основательно. Вместе с тем исследование выявляет ряд проблем, изучение которых может и должно быть продолжено.

Вывод: Проведенное исследование обозначило круг проблем, требующих дальнейшего разрешения и являющихся актуальными в современной педагогической ситуации. Это проблемы, связанные с поиском педагогических условий для развития мыслительных операций, для осуществления дифференцированного подхода в развитии школьников, с поиском педагогического механизма.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология (4-е изд.). - М.: Академический Проект, 2003.
  2. Аромштам М.С. Педагогические условия организации творческой деятельности младших школьников в процессе обучения. – М, 2004.
  3. Балл Г. А. О психологии содержания понятия «задача». – Вопросы психологии. – 1995 - № 3.
  4. Балаян Э.Н. 1001 олимпиадная и занимательная задачи по математике / Э.Н. Балаян.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  5. Большой психологический словарь /Под. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2004.
  6. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. - М.: Знание, 1983.
  7. БСЭ, т. 28, 2-е изд. Государственное научное издательство БСЭ, 1954.
  8. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся // М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», -1999.
  9. Волков Б. С. Психология младшего школьника. –М.: Педагогическое общество России, 2002.
  10. Воронцова Л.Я. Развитие логического мышления на уроках математики // Образование в современной школе.-2007. -№2.
  11. Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучения. - М.: Академия, 1999.
  12. Выготский Л.С.  Основы дефектологии.- Спб.: Лань, 2003.
  13. Гаврилова И. Логические задачи // Математика.-2009.-№5.
  14. Гамезо М. В., Герасимова В. С., Орлова Л. М. Младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М.: МГОПУ, 1995.
  15. Дарвиш О.Б. Возрастная психология.- М.: Владос – пресс, 2004.
  16. Зак, А.З. Диагностика мышления детей 6 – 10 лет. / А.З.Зак. - Москва: 1993. С.68 -72.
  17. Зак, А.З. Диагностика видов мышления у младших школьников./ А.З.Зак. - М.: 1994.- 54с.
  18. Зак А. З. Занимательные задачи для развития мышления // Начальная школа. 1985. №5
  19. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. Москва. «Просвещение», «Владос». 1994 г.
  20. Ильина Н.Н.  100 психологических тестов и упражнений для подготовки ребенка к школе. – М.: ООО Аквариум - Принт, К.: ОАО Дом печати – ВЯТКА, 2005.
  21. Конышева Н. М. Проблемы современного урока практического труда //Начальная школа, 2001 №4.
  22. Конышева Н.М.  Теория и методика преподавания технологии в начальной школе.- Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2007.
  23. Конышева Н. М. Чудесеая мастерская: учебник для учащихся 2 класса начальной школы. -М.: Ассоциация 21 век, 2000.
  24. Конышева Н. М. художественно – конструкторская деятельность. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2001.
  25. Крутецкий В. А. Психологические особенности младшего школьника //Хрестоматия по возрастной психологии. -М.-Воронеж: Институт практической психологии, 1998.
  26. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). – М.: УРАО, 1997.
  27. Львов М. Р. Основы теории речи. – М.: Академия, 2002.
  28. Младший школьник: развитие познавательных способностей /Под. ред. И. В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2003.
  29. Немов Р. С. Психология. – М.: Просвещение, 1990.
  30. Немов Р. С. Психология. Кн. 3. Психодиагностика. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  31. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования /Сост. Е.И. Рогов. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003
  32. Общая психология. /Под ред. А.В. Карпова.- М.: Гардарики, 2005.
  33. Олехин С.Н., Нестеренко Ю.В. Старинные занимательные  задачи.-2-е изд., М.: Наука. Главная редакция физико –   математической   литературы,-1988.
  34. Перельман Я. И. Занимательная математика: математические рассказы и очерки / Я. И. Перельман. М.: МГИК, 1993. - 97 с.
  35. Перельман Я. И. Занимательные задачи и опыты / Я. И. Перельман. М.: Детская литература, 1972. - 463 с.
  36. Поляк, Г. Б. Занимательные задачи / Г. Б. Поляк и др. М.: Наука, 1953. - 143 с.
  37. Практикум по возрастной и педагогической психологии /Авт.-сост. Е. Е. Данилова; Под. ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд. – М.: Академия, 2000.
  38. Психодиагностические методы в работе с учащимися 1-2-х классов. Составитель Д. В. Лубовский. –М.-Воронеж: Издательство Московского психолого-социального института, 2003.
  39. Психодиагностические методы в работе с учащимися 1-2 классов. Рабочая тетрадь. /Сост. Д. В. Лубовский. – М. – Воронеж: Издательство Московского психолого-социального института, 2002.
  40. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. /Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр Академия, 1998.
  41. Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов.- М.- Воронеж: Издательство «Институт практической психологии», 1996.
  42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер Ком, 1999.
  43. Сборник развивающих задач по математике для учащихся младших классов / Пособие для учителей: под редакцией В. А. Тестова. — Вологда, 1998. — 63 с.
  44. Сельдюкова С. И. Нестандартные текстовые задачи в обучении младших школьников математике: Дисс. канд.пед.наук. — М.; 1982.— 221 с
  45. Селькина J1. В. Решение нестандартных задач в начальном курсе математики как средство формирования субъекта учебной деятельности: Дис. . канд.пед.наук. — Пермь; 2001. — 189 с.
  46. Стаценко Е. Р. Формирование познавательной самостоятельности младших школьников на уроках трудового обучения. – М.: МГПУ, 2001.
  47. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М.: Просвещение, 1988.
  48. Теплов Б. М. Практическое мышление //Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М., 1981.
  49. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М.: АПН РСФСР, 1961.
  50. Тихомиров О. К. Психология мышления. – М.: Академия, 2005.
  51. Уроки в начальной школе. Приложение к журналу «Начальная школа», поурочные разработки, 2 класс, 2-я четверть. – М.: Начальная школа, 2002.
  52. ФарковА.В. Олимпиадные задачи по математике и методы их  решения, М.: Народное образование,-2003.
  53. Федосеева О. И. Развитие гибкости мышления младших школьников //Начальная школа, 2004 № 2.
  54. Фридман Л. М. Задачи на развитие мышления. -М.: Просвещение, 1963. Шардаков В. С. Мышление школьников.- М.: Просвещение, 1963
  55. Фридман Л. М., Турецкий Е. Н. Как научиться решать задачи.    Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1984.
  56. Фридман Л.М. Логико-психологический анализ школьных       учебных  задач. - М., 1991.
  57. Фридман Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. М., 1983
  58. Фридман Л. М. Психопедагогика общего образования. – М.: Институт практической психологии, 1997.
  59. Шаповаленко И. В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2007.
  60. Эрдниев П. М. Обучение математике в начальных классах. -М.: АО "Столетие", 1995

Приложение 1

Таблица 1

Бланк ответов учащихся контрольной группы (в баллах) на начальном этапе эксперимента

Ф.И

уч-ся

          Название методики

Выделение сущес-твенного

Сравнение

Обобщение

Класси-фикация

Всего баллов

1

Аня Г.

4б.

3б.

4б.

12б.

2

Артём А.

2б.

7б.

4б.

3б.

16б.

3

Андрей И.

2б.

4б.

4б.

5б.

15б.

4

Женя К.

3б.

3б.

4б.

5б.

15б.

5

Миша И.

4б.

14б

4б.

5б.

27б.


Таблица 2

Бланк ответов учащихся экспериментальной группы (в баллах) на начальном этапе эксперимента

Ф.И

уч-ся

          Название методики

Выделение сущес-твенного

Сравнение

Обобщение

Класси-фикация

Всего баллов

1

Катя Б.

2б.

4б.

3б.

2б.

11б.

2

Ирина Б.

3б.

14б.

4б.

5б.

26б.

3

Настя О.

3б.

6б.

4б.

5б.

18б.

4

Кирилл З.

4б.

3б.

4б.

4б.

15б.

5

Сергей Г.

1б.

2б.

4б.

5б.

12б.

Информация о работе Развитие творческих способностей младшего школьника