Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 23:23, курсовая работа
Цель и гипотеза определили задачи исследования:
изучить теоретические основы развития мышления школьников;
выявить особенности развития мыслительных операций у младших школьников;
раскрыть особенности интеллектуального развития школьников;
разработать и апробировать программу по развитию мыслительных операций у детей младшего школьного возраста в процессе использования нестандартных задач и упражнений.
Введение ………………………………………………………………………. 2 – 4
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития мышления школьников в процессе решения нестандартных задач.
1.1. Сущность процесса мышления…………………………………………… 5 – 8
1.2. Виды мышления………………………………………………………….. 8 – 14
1.3. Основные мыслительные операции. …………………………………... 14 – 18
1.4. Мышление в младшем школьном возрасте…………………………… 18 – 21
1.5. Роль нестандартных задач в развитии мыслительных операций
младших школьников……………………………………………………....... 22 – 25
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме развития мыслительных операций у младших школьников посредством нестандартных задач.
2.1 Выявление уровня развития мыслительных операций у младших
школьников (констатирующий эксперимент)……………………………... 26 – 36
2.2. Комплекс нестандартных задач на уроках математики, как средство
развития мыслительных операций младших школьников………………... 36 – 45
2.3. Результаты контрольного этапа экспериментальной работы………... 45 – 54
Заключение…………………………………………………………………… 55 – 58
Список используемой литературы………………………………………..… 59 – 62
Таблица 21
Уровень сформированности приемов мыслительных операций до и после эксперимента в экспериментальной группе (в %).
Уровень развития мыслительных операций |
Прием выделения существен-ного |
Прием сравнения |
Прием обобщения |
Прием классифика-ции | ||||
До |
После |
До |
После |
До |
После |
До |
После | |
Высокий |
20% |
60% |
20% |
60% |
80% |
80% |
60% |
80% |
Средний |
40% |
20% |
20% |
40% |
20% |
20% |
20% |
20% |
Низкий |
40% |
20% |
60% |
20% |
- |
Сравнительные таблицы уровня мыслительных операций у учащихся контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента можно увидеть в таблице №5 приложение 4, с. 71 и в таблице №6 приложение 4, с 72
На этапе формирующего эксперимента мы разделили учащихся на три группы в зависимости от набранного количества баллов в предлагаемых методиках. Таблица 22 позволяет проследить уровень развития мыслительных операций учащихся контрольной группы и экспериментальной группы до и после экспериментальной работы.
Уровень развития мыслительных операций учащихся контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента в абсолютном числе учащихся и процентном соотношении
Уровень развития мыслительных операций |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | ||||||
Кол-во учащихся |
% |
Кол-во учащихся |
% | |||||
До |
После |
До |
После |
До |
После |
До |
После | |
Высокий |
1 |
1 |
20% |
20% |
1 |
3 |
20% |
60% |
Средний |
4 |
4 |
80% |
80% |
4 |
2 |
80% |
40% |
Низкий |
Таким образом, анализируя таблицы, я пришла к выводу, что проведенная мной работа является эффективной. В течении полугода в экспериментальном классе, где работа проводилась ежедневно и в системе, число учащихся с высоким уровнем развития мыслительных операций увеличился с 1 человека до 3; что составило 20%, а число учащихся со средним уровнем развития мышления сократилось с 4 человек до 2.
В контрольном же классе, где работа проводилась от случая к случаю уровень развития мыслительных операций остался без изменения.
Таким образом, результаты контрольного эксперимента подтвердили достоверность выдвинутой мной гипотезы о том, что развитие мыслительных операций младших школьников будет проходить более успешно, если разработать и претворить в жизнь комплекс нестандартных задач на уроках математики, развивающих познавательный интерес и личность учащихся.
Однако следует отметить, что при выполнении методик в ходе опытно – экспериментальной работы учащиеся испытывали затруднения в выполнении приема выделять существенное.
Я продолжу специальную работу по развитию мыслительных операций школьников с учетом данных, полученных в ходе опытно – экспериментальной работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие российской системы образования последних лет характеризуется интенсивным поиском наиболее рациональных форм обучения, формированием новых образовательных технологий, подавляющее число которых имеет комплексный характер.
Психологами всего мира общепризнано, что наиболее интенсивное интеллектуальное развитие детей приходится на период с пяти до восьми лет. Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить.
Формированию и развитию основных структур мышления детей может способствовать адекватная постановка задач обучения, включающая как содержание, так и методы обучения, т. е. правильное определение чему и как учить.
Так как логическое мышление в младшем школьном возрасте преимущественно проявляется через отдельные структурные компоненты, то их целостное развитие возможно посредством занимательного математического материала при условии соблюдения психолого-педагогических требований, обеспечивающих одновременное воздействие на эмоциональную, когнитивную, мотивационную сферы ребёнка путём решения системы нестандартных задач и упражнений: овладение отдельными признаками предметов; проникновение внутрь предметной структуры; объединение воспринимаемых признаков предметов; словесный анализ признаков объекта; группировка объектов на основе наглядно предложенных знаков.
В данной исследовательской работе был рассмотрен вопрос о роли нестандартных задач в развитии мыслительных операций школьников.
Анализ вскрыл достаточно широкую освещенность проблемы развития мыслительных операций в психологических исследованиях в деятельностном и личностном направлениях. Анализ педагогических исследований позволил определить не только важность и значимость занимательного математического материала в развитии мыслительных операций ребенка, но и обнаружить недостаточную разработанность педагогических условий их развития.
В процессе проведенного эксперимента была разработана и адаптирована программа использования нестандартных задач в развитии мыслительных операций младших школьников.
Исследование позволило установить динамику развития мыслительных операций у младших школьников. У детей, с которыми проводилась целенаправленная работа по развитию мыслительных операций, были выявлены значительно высокие результаты по сравнению с детьми, у которых развитие мыслительных операций происходило спонтанно, без специального обучения. Вместе с тем, после опытно-экспериментальной работы действия детей стали целенаправленными и осознанными. Испытуемые научились выделять существенные признаки предметов, обобщать и классифицировать их на основе выделенных признаков, соотносить части и целое, устанавливать закономерности построения ряда, дифференцировать существенный признак от несущественного; научились выделять признаки объектов, представленных в речевой форме. Испытуемые научились объяснять принцип группировки, устанавливать сложные обобщения.
В ходе исследовательской работы нами были получены данные, позволяющие говорить о динамике развития мыслительных операций (анализа и синтеза, обобщения, классификации), об эффективности проделанной нами работы на формирующем этапе опытно-экспериментального исследования.
Итоги работы послужили основанием для подтверждения выдвинутой мной гипотезы о том, что нестандартные задачи будут способствовать развитию мыслительных операций у младших школьников при соблюдении следующих условий:
- если нестандартные задачи будут отобраны адекватно возрасту детей;
- если нестандартные задачи будут использоваться не только на уроках математики, но и в повседневной деятельности детей.
Полученные данные исследования позволили выделить основные зависимости в процессе развития мыслительных операций :
На основе обобщения результатов исследования, выполненного как на теоретическом, так и на экспериментальном уровнях, определены психолого-педагогические условия, соблюдение которых обеспечит развитие мыслительных операций младших школьников.
Выполненное мной исследование проблемы формирования мыслительных операций младших школьников вносит определенный вклад в разрешение обозначенной проблемы. Я осознаю, что не все поставленные мной задачи решены в равной мере глубоко и основательно. Вместе с тем исследование выявляет ряд проблем, изучение которых может и должно быть продолжено.
Вывод: Проведенное исследование обозначило круг проблем, требующих дальнейшего разрешения и являющихся актуальными в современной педагогической ситуации. Это проблемы, связанные с поиском педагогических условий для развития мыслительных операций, для осуществления дифференцированного подхода в развитии школьников, с поиском педагогического механизма.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1
Таблица 1
Бланк ответов учащихся контрольной группы (в баллах) на начальном этапе эксперимента
№ |
Ф.И уч-ся Название методики |
Выделение сущес-твенного |
Сравнение |
Обобщение |
Класси-фикация |
Всего баллов |
1 |
Аня Г. |
1б |
4б. |
3б. |
4б. |
12б. |
2 |
Артём А. |
2б. |
7б. |
4б. |
3б. |
16б. |
3 |
Андрей И. |
2б. |
4б. |
4б. |
5б. |
15б. |
4 |
Женя К. |
3б. |
3б. |
4б. |
5б. |
15б. |
5 |
Миша И. |
4б. |
14б |
4б. |
5б. |
27б. |
Таблица 2
Бланк ответов учащихся экспериментальной группы (в баллах) на начальном этапе эксперимента
№ |
Ф.И уч-ся Название методики |
Выделение сущес-твенного |
Сравнение |
Обобщение |
Класси-фикация |
Всего баллов |
1 |
Катя Б. |
2б. |
4б. |
3б. |
2б. |
11б. |
2 |
Ирина Б. |
3б. |
14б. |
4б. |
5б. |
26б. |
3 |
Настя О. |
3б. |
6б. |
4б. |
5б. |
18б. |
4 |
Кирилл З. |
4б. |
3б. |
4б. |
4б. |
15б. |
5 |
Сергей Г. |
1б. |
2б. |
4б. |
5б. |
12б. |
Информация о работе Развитие творческих способностей младшего школьника