Развитие творческих способностей младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 23:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель и гипотеза определили задачи исследования:
изучить теоретические основы развития мышления школьников;
выявить особенности развития мыслительных операций у младших школьников;
раскрыть особенности интеллектуального развития школьников;
разработать и апробировать программу по развитию мыслительных операций у детей младшего школьного возраста в процессе использования нестандартных задач и упражнений.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 2 – 4
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития мышления школьников в процессе решения нестандартных задач.
1.1. Сущность процесса мышления…………………………………………… 5 – 8
1.2. Виды мышления………………………………………………………….. 8 – 14
1.3. Основные мыслительные операции. …………………………………... 14 – 18
1.4. Мышление в младшем школьном возрасте…………………………… 18 – 21
1.5. Роль нестандартных задач в развитии мыслительных операций
младших школьников……………………………………………………....... 22 – 25
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме развития мыслительных операций у младших школьников посредством нестандартных задач.
2.1 Выявление уровня развития мыслительных операций у младших
школьников (констатирующий эксперимент)……………………………... 26 – 36
2.2. Комплекс нестандартных задач на уроках математики, как средство
развития мыслительных операций младших школьников………………... 36 – 45
2.3. Результаты контрольного этапа экспериментальной работы………... 45 – 54
Заключение…………………………………………………………………… 55 – 58
Список используемой литературы………………………………………..… 59 – 62

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Людмиле в..doc

— 699.50 Кб (Скачать файл)

1. Солнце – луна,   2. Сани – телега.

Таблица 12

Предполагаемые ответы.

Сходства

Различия

 

Сходства

Различия

 

1. Небесные тела.

1. Солнце светит днем.

1. Транспорт.

1. Сани используют зимой.

 

2. Используют в селе.

2. Телегу используют летом.

 

2. Планеты.

2. Луна светит ночью.

 

3. Передвигаются с помощью  лошади.

3. У телеги колеса.

 

3. Имеют форму круга.

3. Луна может менять  свою форму.

 

4. Сделаны из дерева.

4. У саней полозья.

 

Результаты тестирования отражены в таблице 13.                                                                                                                          

                                                                                                                      Таблица 13

Уровень сформированности приемов сравнения у учащихся контрольной и экспериментальной групп

 

 

Уровень сформиро-ванности

Контрольная группа 

Экспериментальная группа

Абсолютное

число учащихся

% соотношение

Абсолютное

число учащихся

% соотношение

Низкий

60% 

 

 

 

 

Средний

   

3

60%

Высокий

2

40%

2

40%


Проанализировав таблицы, я выявила, что 60% учащихся в контрольной группе не умеют сравнивать предметы, учащихся экспериментальной группы  на низком уровне нет.

Я уже отмечала, что исследования психологов показали, что для младших школьников характерна такая особенность – однолинейное сравнение: ученики устанавливают либо только сходство, либо только различие. В контрольной группе учащиеся по-прежнему указывают только сходство или различие, причем и то, и другое не в полном объеме, а в экспериментальной группе в результате проводимой систематической работы учащиеся овладели умением выделять признаки и сходства, и различия 100% - результат выполненной работы на высоком и среднем уровне.

Методика 3. “Обобщение понятий”

Цель работы: выявить уровень сформированности приема обобщения.

Материалы: 4 пары слов.

Ход опыта: В каждой паре слов испытуемые должны определить, что между ними общего. На каждую пару слов отводится 1 минута. За каждый правильный ответ 1 балл.

Туфли, ботинки (обувь)

Нос, глаз (органы)

Озеро, река (водоемы)

Газ, руда (полезные ископаемые)

Результаты тестирования приведены в таблице 14.

                                                                                                                      Таблица 14

Уровень сформированности приема обобщения у учащихся экспериментальной и контрольной групп

Уровень сформиро-ванности  

Контрольная группа 

Экспериментальная группа

Абсолютное

число учащихся

% соотношение

Абсолютное

число учащихся

% соотношение

Низкий

 

 

 

 

 

 

 

 

Средний

2

40%

1

20%

Высокий

3

60%

4

80%


Данные таблицы 14 показывают, что более половины учащихся обеих групп владеют операцией обобщения: в контрольной группе - 60% и в экспериментальной – 80%..

Методика 4. “Классификация понятий”

Цель работы: выявить уровень сформированности приема классификации.

Материал: 5 групп слов.

Ход опыта: Испытуемым предлагается 5 групп слов. Каждая группа состоит из пяти слов, четыре из которых объединены общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Надо найти и подчеркнуть это слово. На работу отводится 3 минуты. За каждый правильный ответ 1 балл.

1.      Василий, Федор, Иван, Петров, Семеню

2.      Горький, горячий, кислый, соленый, сладкий.

3.      Молоко, сыр, сметана, мясо, кефир.

4.      Самолет, пароход, техника, поезд, дирижабль.

5.      Секунда, час, год, вечер, минута.

Результаты методики отражены в таблице 15.

                                                                                                            Таблица 15

Уровень сформированности приема классификации у учащихся контрольной и экспериментальной групп.

Уровень сформиро-ванности  

Контрольная группа 

Экспериментальная группа

Абсолютное

число учащихся

% соотношение

Абсолютное

число учащихся

% соотношение

Низкий

 

 

 

 

 

 

 

Средний

1

20%

1

20%

Высокий

4

80%

4

80%


Из таблицы 15 становится ясно, что все учащиеся экспериментальной группы владеют приемом классификации – 100% и в контрольной группе – 100%.Далее представлены таблицы сформированности приемов мыслительных операций у учащихся контрольной и экспериментальной групп на контрольном этапе экспериментальной работы по каждой методике.

                                                                                                            Таблица 16

Уровень сформированности приемов мыслительных операций у учащихся экспериментальной группы на контрольном этапе экспериментальной работы.

Ф.И. учащихся

Прием выделения сущес-твенного

Прием сравнения

Прием обобщения

Прием класси-фикации

Уровень развития логического мышления

1

Катя Б.

низкий

средний

средний

средний

Средний

2

Ирина Б.

высокий

высокий

высокий

высокий

Высокий

3

Настя О.

высокий

высокий

высокий

высокий

Высокий

4

Кирилл З.

высокий

средний

высокий

высокий

Высокий

5

Сергей Г.

средний

средний

высокий

высокий

Средний


 

 

                                                                                                               Таблица 17

Уровень сформированности приемов мыслительных операций у учащихся контрольной группы на контрольном этапе экспериментальной работы. 

Ф.И. учащихся

Прием выделения сущес-твенного

Прием сравнения

Прием обобщения

Прием класси-фикации

Уровень развития логического мышления

1

Аня Г.

низкий

низкий

средний

высокий

Средний

2

Артём А.

низкий

высокий

высокий

средний

Средний

3

Андрей И.

низкий

средний

высокий

высокий

Средний

4

Женя К.

средний

низкий

высокий

высокий

Средний

5

Миша И.

высокий

высокий

средний

высокий

Высокий


Чтобы отследить результаты экспериментальной работы, составлены сравнительные таблицы 18, 19 развития приемов мыслительных операций до и после эксперимента в обеих группах.                                                                                                               

                                                                                                            Таблица 18

Уровень сформированности приемов мыслительных операций до и после эксперимента в контрольной группе (в абсолютном числе учащихся).

Уровень развития мыслительных операций

Прием выделения существенного

Прием сравнения

Прием обобщения

Прием классифика-ции

До

После

До

После

До

После

До

После

Высокий

1

1

1

2

4

3

3

4

Средний

1

1

1

1

1

2

1

1

Низкий

3

3

3

2

   

1

 

Таблица 19

Уровень сформированности приемов мыслительных операций до и после эксперимента в экспериментальной группе (в абсолютном числе учащихся).

Уровень развития мыслительных операций

Прием выделения существенного

Прием сравнения

Прием обобщения

Прием классифика-ции

До

После

До

После

До

После

До

После

Высокий

1

3

1

2

4

4

2

4

Средний

2

1

3

3

1

1

2

1

Низкий

2

1

1

     

1

-


Далее данные таблиц 18, 19 переведены в процентное соотношение.

                                                                                                                  Таблица 20

Уровень сформированности приемов мыслительных операций до и после эксперимента в контрольной группе (в %).

 

Уровень развития мыслительных операций

Прием выделения существен-ного

Прием сравнения

Прием обобщения

Прием классификации

До

После

До

После

До

После

До

После

Высокий

20%

20%

20%

40%

80%

60%

60%

60%

Средний

20%

20%

20%

20%

20%

40%

20%

40%

Низкий

60%

60%

60%

40%

   

20%

 

Информация о работе Развитие творческих способностей младшего школьника