Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – теоретически обосновать и практически реализовать процесс развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Объект, предмет и цель исследования определили круг исследовательских задач:
1. Изучить философскую, психолого-педагогическую литературу о сущности понятия «эмпатия».
2. Рассмотреть особенности развития эмпатии у детей дошкольного возраста и значение сюжетно – ролевой игры в этом процессе.
3. Провести диагностику по определению уровня развития эмпатии у старших дошкольников в экспериментальной группе.
4. Разработать и практически реализовать комплекс сюжетно-ролевых игр, обеспечивающих повышение уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Психолого-педагогические основы проблемы развития
эмпатии личности…………………………………………………………………
1.1 Сущностные характеристики эмпатии в современных психолого-педагогических исследованиях и особенности развития эмпатии
у детей дошкольного возраста.............................................................................7
1.2 Сюжетно-ролевая игра как средство развития эмпатии у дошкольников.......................................................................................................16
Вывод по первой главе......................................................................................25
Глава 2. Процесс развития эмпатии у детей дошкольного возраста………..
2.1. Педагогическая диагностика проявлений эмпатии у старших дошкольников.......................................................................................................27
2.2. Процесс развития эмпатии у детей старшего дошкольного
возраста посредством сюжетно-ролевой игры..................................................34
2.3. Контрольный эксперимент: анализ и оценка полученных
результатов............................................................................................................39
Вывод по второй главе.........................................................................................47
Заключение...........................................................................................................49
Список литературы..............................................................................................51
Приложение..........................................................................................................54

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.doc

— 417.50 Кб (Скачать файл)

Таковы основные направления  исследований, проводимых психологами, и теории, оказавшие влияние на современное понимание проблемы игры.

Игра – основной вид  деятельности дошкольника, она оказывает  многогранное влияние на психологическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, получают новые знания. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто  полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры нет развития личности.

В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохиным  игра рассматривается как отражение  детьми окружающей жизни – действий, деятельности людей, их  взаимоотношений  в обстановке, создаваемой детским  воображением. В игре комната может  быть и морем, и лесом, и станцией метро. Дети придают обстановке то значение, какое обусловлено замыслом и содержанием игры.

Прежде всего, игра –  порождение деятельности, посредством  которой человек преобразует  действительность, изменяет мир. Суть человеческой игры – в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и  проявляется потребность ребенка воздействовать на мир, других людей, стать субъектом своей деятельности.

Сущность игры заключается  в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации, проигрываемые ребенком, воображаемы, но чувства, переживаемые им, реальны.

Эта специфическая особенность  игры несет в себе большие воспитательные возможности, так как,  управляя содержанием  игры, включая в сюжет игры определенные роли, педагог может тем самым программировать определенные положительные чувства играющих детей. Во-первых, важен сам опыт переживания положительных чувств для человека, во-вторых, через переживания только и можно воспитать положительное отношение и к неигровой деятельности.

Кроме того, в процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей. Потребность  в новых знаниях выражается в  вопросах детей. Воспитатель отвечает на них, прислушивается к разговорам во время игры, помогает играющим установить взаимоотношение, договоренность.

Следовательно, игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей  знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой  они под руководством воспитателя обладают новыми знаниями.

На основе взаимно  противоречивых тенденций ребенка  к самостоятельности и к совместной жизни со взрослыми рождается  новый тип деятельности – сюжетно-ролевая игра, в которой ребенок берет на себя роль взрослого и, воспроизводя его жизнь, деятельность и отношения к другим людям, тем самым живет с ним общей жизнью, пишет Д.Б. Эльконин. Через игры ребенок приобщается к жизни взрослых.

По определению, ролевая  игра детей дошкольного возраста в развернутом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых людей и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых. Такую характеристику сюжетно-ролевой игре дает Д.Б. Эльконин.

Рассматривая структуру сюжетно-ролевой игры и её структурные компоненты, мы выделили в ней следующие элементы: сюжет;    содержание;   игровые   действия;    роли;   правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослыми; игровые и реальные отношения, предметы-заместители. Эти элементы тесно взаимосвязаны и определяют игру как своеобразную деятельность детей.

Сюжет, содержание игры –  это то, что составляет её живую  ткань, определяет развитие, взаимоотношения  детей. А.С. Спиваковская определяет сюжет как ту сторону  действительности и те действия, которые воспроизводятся в игре. В соответствии с сюжетом строится содержание игры -  это те события, которые изображаются в игре. Содержание различных игр – это то, что воспроизводит ребенок в качестве центрального момента деятельности взрослых и отношений между ними в их трудовой и общественной жизни [Эльконин Д.Б., 1999]. По содержанию игры можно судить о том, насколько глубоко ребенок проникает в деятельность взрослых, как понимает её. Помимо этого, содержание  игры  делает ее привлекательной, возбуждает интерес и желание играть.

Структурной особенностью и центром игры является роль, которую  выполняет ребенок. По тому значению, какое принадлежит роли в процессе игры, многие из них получили название ролевых или сюжетно-ролевых. Роль объединяет все стороны игры. Роль всегда соотнесена с человеком или животным, его воображаемыми поступками,  действиями, отношениями. Ребёнок, входя в их образ, становится тем, кому  подражает, т.е. играет определенную роль. Но дошкольник   не просто разыгрывает эту роль, он живет в образе и верит в его правдивость.

А.С. Спиваковская утверждает, что в структуре игры необходимо также различать игровые действия и игровые операции. Роль не может быть осуществлена без соответствующих действий. Операции – это те реальные  движения,  которые производятся детьми в игре,  эти движения по своему  техническому и двигательному составу приспособлены к  тем предметам, с которыми дети играют. Игровое действие – это действие, которое соответствует представлениям   ребенка, то, что побуждает ребенка играть.         

В игровых действиях может использоваться игровой материал – игрушки и другие предметы, при помощи которых ребенок разыгрывает роль. Главная особенность игрового материала, в том, что предмет используется в игре, как правило, не в своём собственном значении, а как заменители других, настоящих предметов.

По мнению В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина, в процессе игры самими детьми (а в некоторых играх  – взрослыми) устанавливаются правила, определяющие и регулирующие поведение  и взаимоотношения играющих. Они  придают играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений. Вместе с тем правила игры помогают робким, застенчивым детям быть активными участниками игры.

В процессе игры выделены две формы отношений между детьми.

Игровые отношения определяются ролями, потому что для самих играющих детей главное – выполнение взятой на себя роли.

Особое место в структуре  сюжетно-ролевой игры занимают реальные отношения. Затевая игру и распределяя роли, дети, естественно, относятся друг к другу не как те или иные персонажи, а как товарищи. Как говорит Д.Б. Эльконин они не теряют реального плана отношений друг с другом. Ребенок то и дело выходит из своей роли и становится на несколько секунд собой. Например, “продавец” может вдруг изменить подчеркнуто любезный тон в обращении с покупателями и упрашивать детей: “Не забирайте все, а то у меня ничего не останется в магазине”.

В игре дети легче согласуют  свои действия, подчиняются и уступают друг другу, так как это входит в содержание взятых ими на себя ролей.

Все эти структурные  элементы игры являются более или  менее типичными, но они имеют  разное значение и по-разному соотносятся  в разных видах игр. Все компоненты игры подвижны. Они изменяются вместе с развитием игровой деятельности, вместе с переходом игры на качественно   иную ступень.

Игра как ведущая  деятельность ребенка–дошкольника  определяет его дальнейшее психическое  развитие    потому, что ей присуща  воображаемая ситуация. Благодаря игре ребенок учится мыслить о реальных вещах и реальных действиях.                                            

С.А. Козлова называет игру – «деятельностью отражения». Игра дает ребенку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности (А.Н. Леонтьев), отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становиться их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры. Так как обычно дети отражают в игре то, что их особенно поразило, произвело на них впечатление, то неудивительно, что темой спонтанно возникающих детских игр может стать и яркое, но отрицательное явление или факт.

Но по нашему мнению именно сюжетно-ролевая игра, на значимость которой указывали Д.Б.Эльконин, К.Д.Ушинский, Л.А. Венгер, В.С.Мухина, А.Н.Леонтьев, является основным средством развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. Так, беря на себя роли взрослых, воспроизводя их деятельность и взаимоотношения, дети знакомятся с доступными для них правилами и мотивами поведения, которыми руководствуются взрослые в трудовой и общественной деятельности, в общении между собой. Выполняя роль рабочего в мастерской, ребенок старается воспроизвести его ответственное отношение к своему делу, выполняя роль врача – заботливость и внимательность по отношению к больному и т.п.

Игра захватывает детей, заставляет их по-настоящему переживать те чувства, которые должны испытывать изображаемые персонажи, - симпатию, сочувствие к больным, к детям, уважение к старшим и др. С симпатией, покровительством, нежностью относится ребенок к куклам и игрушечным животным, используемым в игре [Венгер, Л.А. 1988].

Однако не следует  думать, что достигнутые в игре успехи могут быть непосредственно  перенесены детьми в другие условия, в их повседневное поведение. Нередко  можно видеть, как мальчик, только что проявлявший в роли доктора  заботу о заболевшей девочке, через несколько минут, выйдя из игры, преспокойно отнимает у той же девочки игрушки, не обращая внимания на ее слезы.

Те действия и взаимоотношения, которые дети разыгрывают в соответствии с взятыми на себя ролями, позволяют им ближе познакомиться с определенными мотивами поведения, поступками, чувствами взрослых, но еще не обеспечивает из усвоение детьми. Игра воспитывает детей не только своей сюжетной стороной, но и тем, что в ней изображается. В процессе реальных взаимоотношений, разворачивающихся по поводу игры – при обсуждении содержания игры, распределения ролей, игрового материала и т.п., - дети учатся на самом деле учитывать интересы товарища, сочувствовать ему, уступать, вносить свой вклад в общее дело.

Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения [Г.А. Урунтаева, 2001]. Дошкольник встает на позицию другого человека, причем не одного, а разных. В пределах одного сюжета малыш «смотрит» а ситуацию глазами нескольких людей. Сегодня девочка выполняет роль мамы, а завтра – дочки. Она понимает, как важно, чтобы мама заботилась о своих детях, и как необходимо, чтобы дочка была послушной. Таким образом, перед ребенком открываются не столько правила поведения, но и их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми.

Нарастающая с возрастом  потребность играть совместно со сверстниками ставит ребенка перед  необходимостью выбрать сюжет, распределить роли, проконтролировать ролевое поведение партнера, что приводит к развитию коммуникативных умений и навыков.

Кроме того, участвуя в  играх, старший дошкольник учится удерживать цель деятельности, действовать по инструкции взрослого, контролировать свое поведение и действия. Ребенок проверяет свои возможности, гордится достигнутым результатом (когда, например, прибежал первым) и в то же время учится радоваться удаче товарища, сопереживать трудностям, проявлять взаимопомощь [Г.А.Урунтаева, 2001].

Таким образом, можно отметить, что игровая деятельность, а именно сюжетно-ролевая игра, служит своего рода школой чувств, обеспечивает условия для формирования многих личностных качеств, которые и характеризуют ребенка, как существо высшее, социальное. Ребенок учится сопереживанию, овладевает умением проявлять свое отношение и отражать его в разных доступных возрасту формах и продуктах деятельности.

Игра – основной вид  деятельности дошкольника, она оказывает  многогранное влияние на психологическое  развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, получают новые знания. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто  полноценное эмоционально-нравственное развитие ребенка, вне игры нет развития личности.

Обобщая вышесказанное можно сделать вывод о том, что именно сюжетно-ролевая игра является ведущим средством развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра является мощным фактором развития гуманных чувств. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его положение, настроение, желание. Когда дети переходят от простого воссоздания действий и внешнего характера взаимоотношений к передаче их эмоционально-выразительного содержания, они учатся разделять переживания других.

 

Вывод по первой главе

 

Современная педагогическая теория и практика уделяет большое  внимание воспитанию межличностных отношений, развитию способности ребенка управлять своими чувствами, переживаниями, развитию эмпатии.

Развитие эмпатии предполагает эмоциональную отзывчивость, чувствительность, способность к сопереживанию, вчувствованию во внутренний мир другого человека, а также стремление к оказанию поддержки и действенной помощи другим людям (В.В. Абраменкова, Л.П. Стрелкова, С.А. Козлова).

Совокупность имеющихся  определений позволило нам прийти к определению понятие «эмпатия», как свойству личности, выражающемуся  в постижении эмоциональных состояний  другого человека, понимании его  чувств и переживаний, стремлении к  оказанию поддержка и действенной помощи другим людям, а также самореализации во взаимодействии с окружающими (Т.П. Гаврилова, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.М. Юсупов).

Информация о работе Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста