Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:14, курсовая работа
Цель исследования – теоретически обосновать и практически реализовать процесс развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Объект, предмет и цель исследования определили круг исследовательских задач:
1. Изучить философскую, психолого-педагогическую литературу о сущности понятия «эмпатия».
2. Рассмотреть особенности развития эмпатии у детей дошкольного возраста и значение сюжетно – ролевой игры в этом процессе.
3. Провести диагностику по определению уровня развития эмпатии у старших дошкольников в экспериментальной группе.
4. Разработать и практически реализовать комплекс сюжетно-ролевых игр, обеспечивающих повышение уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Психолого-педагогические основы проблемы развития
эмпатии личности…………………………………………………………………
1.1 Сущностные характеристики эмпатии в современных психолого-педагогических исследованиях и особенности развития эмпатии
у детей дошкольного возраста.............................................................................7
1.2 Сюжетно-ролевая игра как средство развития эмпатии у дошкольников.......................................................................................................16
Вывод по первой главе......................................................................................25
Глава 2. Процесс развития эмпатии у детей дошкольного возраста………..
2.1. Педагогическая диагностика проявлений эмпатии у старших дошкольников.......................................................................................................27
2.2. Процесс развития эмпатии у детей старшего дошкольного
возраста посредством сюжетно-ролевой игры..................................................34
2.3. Контрольный эксперимент: анализ и оценка полученных
результатов............................................................................................................39
Вывод по второй главе.........................................................................................47
Заключение...........................................................................................................49
Список литературы..............................................................................................51
Приложение..........................................................................................................54
При первом проведении
игры большинство детей
Игра «Колечко»: дети по выражению лица соседей пытались угадать, кто из них получил в свои ладошки колечко от ведущего. Данная игра пользовалась особой популярностью среди девочек. Дети быстро усвоили правила игры и самостоятельно организовывали ее во время прогулок, свободной деятельности.
Игра «Зеркало»: дети поочередно исполняли роль зеркал и зверушек, прыгающих и строящих рожицы. Роль зеркал была сложнее, так как они должны были точно отражать движения и выражения лиц зверушек. Сначала большинство детей желали быть зверушками, но затем при повторных проведениях многие хотели выполнять роль зеркал. Так как она стала казаться им более интересной.
Целью второго этапа нашей формирующей программы являлось формирование у детей представлений о внутреннем мире человека, его месте в окружающем мире, развитие умения сопереживать другим людям, способности мысленно переносить себя в мысли, чувства, действия другого (когнитивный компонент эмпатии).
На этом этапе мы предложили следующие игры:
Игра «Именины»: «именинник» придумывал себе роль какого-нибудь известного героя (например, Золушки) и жестами, мимикой сообщал об этом дарителям. Каждый из дарителей придумывал воображаемый подарок и с помощью мимики, жестов преподносил его имениннику. Дети дарили как волшебные предметы, так и реальные: хрустальные башмачки, карета, корона, волшебная флейта, аленький цветочек, конфета, мяч, зеркало, воздушный шарик и т.п., а также нравственные качества: нежность, заботу, дружбу, различные эмоциональные состояния радость, гордость. Например, когда именинник сообщал, что он Чебурашка. Дарители преподносили ему, кроме конфет, игрушек, еще свою дружбу, внимание, любовь, защиту. При этом именинник, получивший подарок, выражал благодарность.
Детям очень понравилась
предлагаемая игра. Почти всем
участники хотели исполнять
Игра «Оживший холодильник»: ребенок брал на себя роль холодильника и разыгрывал свои действия в квартире, устанавливал отношения с членами семьи. Другие дети представляли себя шкафом, буфетом, печкой и т.д.
Игра очень понравилась детям, позволила им проявить свою фантазию. После игры было замечено, что отношение детей к окружающим предметам поменялось. Воспитанники стали бережно относиться к вещам.
Игра «Скульптор»: выполнялась в парах. Один из участников выполнял роль «скульптора», который «лепил» фигуру (любую, по своему усмотрению) из своего партнера. После этого ребенок – «скульптор» рассказывал о том, что он слепил и о характере того, кто изображен. Присутствующие задавали ему вопросы. Затем дети менялись ролями. После игры дети делились впечатлениями, что нелегко было исполнять, как и роль «скульптора», так и роль «фигуры».
Игра «Барахолка»: дети, выполнявшие роли продавцов нахваливали свой товар, стараясь его продать, а «покупатели» его критиковали, стараясь снизить цену.
Дети пытались продать ненужные качества: грубость, лень, злость, плохое поведение, печаль, неаккуратность, плохое настроение – и приобрести хорошие качества: доброту, дружелюбие, хорошее настроение, веселье, радость, скромность и т.д. Сначала дети брали на себя роли какого-либо персонажа (кота Базилио, Карабаса-Барабаса, Золушки, Карлсона), затем уже действовали от своего имени.
Целью третьего этапа нашей программы по развитию эмпатии стало развитие способности детей к межличностному взаимодействию, использовать способы взаимодействия, облегчающие страдание другого человека, вызвать стремление к оказанию действенной помощи (поведенческий компонент эмпатии).
На данном этапе мы использовали следующие игры:
Игра «Расколдуй принцессу»: дети исполняли роли рыцарей и амазонок, которые освобождают принцессу. Освободители должны были продвигаться медленно и тихо. Тех из них, которых заметили, начинают движение с начала. При возникновении споров назначали судью из числа зрителей.
Все дети были
заинтересованы игрой. Всем
Игра «Поводыри»: играющие разбивались на пары. Один из участников исполнял роль «слепого», второй – его «поводыря», который должен был провести слепого через различные препятствия, которые созданы заранее (мебель, столы, стулья или другие люди). «Поводырь» сначала медленно передвигался по помещению, «слепой» следовал за ним, стараясь не потеряться, затем траектория и скорость движения увеличивались. После прохождения маршрута, участники менялись ролями.
После игры участники обсуждали, что они чувствовали. Многие сказали, что они поняли, как чувствуют себя слепые люди, они не могут обойтись без посторонней помощи, и мы должны помогать тем кто нуждается в нашей помощи, поддержке. Большинство осознало, как трудно быть поводырем, что на нем лежит ответственность за безопасность другого человека.
Игра «Сиамские близнецы»: дети разбивались на пары, представляя, что они сросшиеся близнецы, у которых 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Они вставали плечом к плечу, обнимали друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставили рядом. Таким образом, они ходили по помещению, пытались присесть, что-то сделать, повернуться, лечь, встать, порисовать и т.д.
Дети, которые сначала были зрителями, смеялись над играющими, думая, что с этой ролью легко справиться. Но когда они сами пытались сыграть роль сиамских близнецов они понимали что это очень сложно. После игры было обсуждение того, что почувствовали дети. Большая часть детей сказала что, с ролью было сложно справиться, потому что многое зависит от партнера, что они должны чувствовать друг друга, действовать согласовано, чтобы не упасть.
После нескольких повторений дети очень хорошо справлялись с ролями. Дети, исполнявшие роль зрителей с интересом смотрели, как справляются с заданиями «сиамские близнецы», переживали за них.
Эффективность предлагаемых нами игр подтверждается на практике. Работа с детьми проводилась систематично. Задания предлагались детям в повседневной жизни, во время второй половины дня и во время прогулок. Проведение игр проходило в основном в групповой форме.
В результате эксперимента дети постепенно стали проявлять инициативу и активность в игре. Дети охотно соглашались принимать участие в предлагаемых играх. Усвоив содержание и правила игр, дети пытались самостоятельно организовывать эти игры во время своей самостоятельной деятельности. После проведения, ход и результаты игр бурно обсуждались детьми. Дети сами называли тех, кому лучше всех удавалось справиться с предлагаемой ролью, заданием.
2.3. Контрольный эксперимент: анализ и оценка полученных результатов
После проведенного формирующего эксперимента, состоящего из комплекса сюжетно-ролевых игр, нами был проведен контрольный эксперимент, целью которого являлось выявление изменений в уровне развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста после проведения развивающей работы. Контрольный эксперимент также как и констатирующий состоял из трех этапов.
На первом этапе контрольного эксперимента мы исследовали эмоциональный компонент развития эмпатии. Для этого нами была повторно проведена диагностическая методика Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Понимание эмоциональных состояний». Исследование проводилось индивидуально с детьми в двух сериях (полное содержание см. в приложении).
Данные по результатам повторной диагностики на выявление уровня развития эмоционального компонента эмпатии у старших дошкольников представлены в таблице.
Таблица 4
Результаты диагностики по выявлению уровня развития
эмоционального компонента эмпатии у детей старшего
дошкольного возраста после формирующего эксперимента
Уровень развития эмоционального компонента эмпатии |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Показатели в % |
- |
33 |
67 |
Анализируя результаты диагностики, мы получили данные, позволившие выявить развитие эмоциональной сферы детей. Нами были определены три уровня развития эмоционального компонента эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Большинство детей с
легкостью описывали
Часть детей (33%) подробно описывала действия, изображенные на картинке, различала жесты и мимику основных эмоциональных состояний, но затруднялась при описании оттенков эмоций (отчаяние, сожаление и т.д.). Таких детей мы отнесли к среднему уровню.
Детей, которых можно было бы отнести к низкому уровню, на данном этапе эксперимента не было.
При проведении повторной диагностики, мы получили данные, позволившие выявить динамику в развитии эмоциональной сферы детей. Общие результаты по уровню развития эмоционального компонента эмпатии у детей старшего дошкольного возраста до и после формирующего эксперимента представлены на рисунке 2.
Констатирующий
эксперимент
Рис.2.2. Уровни развития эмоционального компонента эмпатии у детей старшего дошкольного возраста констатирующего и контрольного эксперимента
Вторым этапом контрольного эксперимента было определение уровня развития когнитивного компонента эмпатии у детей старшего дошкольного возраста, и исследовался нами с помощью повторного проведения диагностической методики А.Д.Кошелевой «Изучение эмоциональных проявлений детей». Исследование проводилось в двух сериях (полное содержание см. в приложении).
Данные о результатах повторной диагностики на выявление уровня развития когнитивного компонента эмпатии у старших дошкольников оформились в таблицу.
Таблица 5
Результаты повторной диагностики передачи эмоций
и чувств у детей 5 – 6 лет
Уровень развития когнитивного компонента эмпатии |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Показатели в % |
- |
40 |
60 |
Анализируя полученные результаты проведенной диагностики, 60% детей мы отнесли к высокому уровню. Так как эти дети достаточно выразительно изображали чувства и эмоции персонажей, выразительно передают их настроение.
40% детей мы отнесли к среднему уровню. Так как такие дети, верно передавали эмоциональные состояния героев, но при принятии на себя роли персонажа мимика и жесты были мало выразительны.
Обобщенные данные по уровню развития когнитивного компонента эмпатии у старших дошкольников до и после формирующего эксперимента представлены на рисунке 3.
Констатирующий Контрольный
эксперимент эксперимент
Рис. 2.3. Уровни развития когнитивного компонента эмпатии у старших дошкольников результатам констатирующего и контрольного эксперимента
На третьем этапе контрольного эксперимента мы исследовали уровень развития поведенческого компонента эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. Для этого мы проводили наблюдения за детьми в процессе совместной деятельности.
Общие данные о результатах третьего этапа контрольного эксперимента представлены в таблице.
Таблица 6
Результаты исследования поведенческого компонента эмпатии у детей старшего дошкольного возраста после формирующего эксперимента
Уровень развития поведенческого компонента эмпатии |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Показатели в % |
- |
27 |
73 |
Информация о работе Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста