Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:14, курсовая работа
Цель исследования – теоретически обосновать и практически реализовать процесс развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Объект, предмет и цель исследования определили круг исследовательских задач:
1. Изучить философскую, психолого-педагогическую литературу о сущности понятия «эмпатия».
2. Рассмотреть особенности развития эмпатии у детей дошкольного возраста и значение сюжетно – ролевой игры в этом процессе.
3. Провести диагностику по определению уровня развития эмпатии у старших дошкольников в экспериментальной группе.
4. Разработать и практически реализовать комплекс сюжетно-ролевых игр, обеспечивающих повышение уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Психолого-педагогические основы проблемы развития
эмпатии личности…………………………………………………………………
1.1 Сущностные характеристики эмпатии в современных психолого-педагогических исследованиях и особенности развития эмпатии
у детей дошкольного возраста.............................................................................7
1.2 Сюжетно-ролевая игра как средство развития эмпатии у дошкольников.......................................................................................................16
Вывод по первой главе......................................................................................25
Глава 2. Процесс развития эмпатии у детей дошкольного возраста………..
2.1. Педагогическая диагностика проявлений эмпатии у старших дошкольников.......................................................................................................27
2.2. Процесс развития эмпатии у детей старшего дошкольного
возраста посредством сюжетно-ролевой игры..................................................34
2.3. Контрольный эксперимент: анализ и оценка полученных
результатов............................................................................................................39
Вывод по второй главе.........................................................................................47
Заключение...........................................................................................................49
Список литературы..............................................................................................51
Приложение..........................................................................................................54
Анализ психолого-
В своем исследовании мы выделяем сюжетно-ролевую игру в качестве основного средства, определяющего эффективность развития эмпатии. Так как, именно с игровой деятельностью связана способность ребенка занимать позицию переживающего и, совершая определенные действия, проигрывать в плане представлений различные варианты отношений с окружающими. Сюжетно-ролевая игра служит своего рода школой чувств, обеспечивает условия для формирования многих личностных качеств (Л.А. Венгер, В.С.Мухина, Г.А. Урунтаева).
Глава 2. Процесс развития эмпатии у детей дошкольного возраста
2.1. Педагогическая диагностика проявлений эмпатии у старших дошкольников
Современная педагогическая теория и практика уделяют большое внимание воспитанию межличностных отношений, развитию способности ребенка управлять своими чувствами, переживаниями. Одна из наиболее трудных и сложных задач воспитания – научить ребенка «видеть и чувствовать людей».
Умение сопереживать близким и чужим обозначается термином «эмпатия», под которым понимается способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей, понимать их мысли, чувства, проникать в их внутренний мир, делая их частью своей личности. Развитие эмпатии представляет собой неотъемлемую часть формирования личности, воспитания у индивида культуры межличностных отношений и способности управлять своими чувствами, переживаниями.
Поскольку именно в старшем дошкольном возрасте закладываются основы эмоционально – нравственной культуры личности, во многом предопределяющие будущий нравственный облик человека, то именно этот период является наиболее благоприятным для развития у детей эмпатии, отзывчивости, гуманности.
Для получения эмпирической базы данных нами были проведены наблюдения и серия диагностических методик с детьми старшего дошкольного возраста в МДОУ детский сад № 301 г. Волгограда. В эксперименте приняли участие 15 детей в возрасте 5 – 6 лет.
Целью констатирующего эксперимента являлось выявить уровень развития эмпатии у старших дошкольников.
На основе проведенного нами ранее теоретического анализа сущности, форм и особенностей развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста, мы выделяем в структуре эмпатии следующие содержательные компоненты (В.А. Лабунская, Е.И. Рогов, Е.Р. Овчаренко, С.А. Козлова):
Исходя из этого, в своем исследовании мы выделяем следующие критерии выявления уровня развития эмпатии у старших дошкольников:
а) уровень развития эмоционального компонента эмпатии;
б) уровень развития когнитивного компонента эмпатии;
в) уровень развития поведенческого компонента эмпатии.
На первом этапе экспериментальной работы мы исследовали эмоциональный компонент развития эмпатии. Для этого нами была использована диагностическая методика Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Понимание эмоциональных состояний». Исследование проводилось индивидуально с детьми в двух сериях (полное содержание см. в приложении 1).
Анализируя результаты диагностики, мы получили данные, позволившие выявить развитие эмоциональной сферы детей. Нами были определены три уровня развития эмоционального компонента эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Детей, которые, комментируя картинки с изображением человека, на вербальном уровне затрудняются или неверно различают и обозначают словом эмоциональное состояние (Катя В.: «Просто грустный».; Данил М.: «Просто вижу».), причем лучше понимают эмоциональные состояния взрослых, чем детей, мы отнесли к низкому уровню. Таких детей было 67%.
Детей подробно описывающих действия, изображенные на картинке, мы отнесли к среднему уровню, так как они понимают и различают мимику, жесты основных эмоциональных состояний: радость, гнев, грусть, печаль (Арина С.: «Улыбается, значит ей хорошо. Радостная она такая»), но при этом они затрудняются при восприятии оттенков эмоций (отчаяние, сожаление и др.) – 33% детей.
Таким образом, анализируя полученные данные, мы пришли к выводу, что у детей знания об эмоциях ситуативны и неглубоки, ориентированы на яркие внешние признаки. Результаты диагностики эмоционального компонента эмпатии представлены в таблице.
Таблица 1
Результаты диагностического исследования
эмоционального компонента эмпатии у детей старшего
дошкольного возраста
Уровень развития эмоционального компонента эмпатии |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Показатели в % |
67 |
33 |
- |
Вторым этапом констатирующего эксперимента было определение уровня развития когнитивного компонента эмпатии у детей старшего дошкольного возраста, и исследовался нами с помощью диагностической методики А.Д.Кошелевой «Изучение эмоциональных проявлений детей». Исследование проводилось в двух сериях (полное содержание см. в приложении).
В результате проведения диагностики нами были выделены три уровня развития когнитивного компонента эмпатии у детей.
У большинства детей экспрессивно – мимические средства общения при изображении чувств и эмоций персонажей отличаются невыразительностью, недостаточным проявлением. У некоторых детей проявлялась робость, замкнутость, несобранность или агрессия. Этих детей мы отнесли к низкому уровню – 60%.
Дети среднего уровня, верно передают эмоциональные состояния героев – персонажей, но при принятии на себя роли персонажа мимика и жесты мало выразительны – 33% детей.
Дети высокого уровня
воплощают эмоциональные
Данные о результатах диагностики когнитивного компонента оформились в таблицу.
Таблица 2
Результаты диагностики передачи эмоций
и чувств у детей 5 – 6 лет
Уровень развития когнитивного компонента эмпатии |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Показатели в % |
60 |
33 |
7 |
На третьем этапе
мы исследовали поведенческий
В ходе наблюдений было установлено, что большинство детей в реальных ситуациях совместной деятельности отказываются помогать своим сверстникам, предпочитают индивидуальную работу. Таких детей мы отнесли к низкому уровню. Их было 60%.
Часть детей стремятся помогать сверстникам только на вербальном уровне, а при внесении реальных ситуаций наблюдается иная картина. Эти дети были отнесены к среднему уровню – 40% детей.
Данные по выявлению уровня поведенческого компонента эмпатии представлены в таблице.
Таблица 3
Результаты исследования поведенческого компонента эмпатии у детей старшего дошкольного возраста
Уровень развития поведенческого компонента эмпатии |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Показатели в % |
60 |
40 |
- |
Обобщая результаты констатирующего эксперимента, нами было выявлено три основных уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста:
1. Низкий уровень обеспечивает развитие эмпатии, проявляющейся на основе слабо выраженного сопереживания или его отсутствия. Выражается в переживании состояний, которые испытывает другой, на основе отождествления с ним.
2. Средний уровень позволяет ребенку обрести свойства, присущие сопереживанию и сочувствию, таким как: переживание субъекта по поводу чувств другого, обращенность к внутреннему миру другого. Включает в себя идентификацию субъекта с объектом эмпатии.
3. Высокий уровень развития эмпатии характеризуется способностью к критическому осмыслению своего поступка, адекватной оценке своей деятельности, стремлению к оказанию действенной помощи. Успешность ее зависит от степени обращенности личности к своему внутреннему миру, подвержено рефлексии.
В результате констатирующего эксперимента нами были получены следующие обобщенные данные, представленные на рисунке 1.
Рис. 2.1. Уровни развития эмпатии у детей 5-6 лет по результатам констатирующего эксперимента
Таким образом, проведенный констатирующий эксперимент показал, что 7% воспитанников способны к эмпатическим переживаниям. Таких детей чаще других приглашают в игры, обращаются к ним с просьбами. Большинство (60%) детей в экспериментальной группе находятся на начальном уровне развития эмпатии.
Наблюдаемое желание детей на вербальном уровне помогать, проявлять сочувствие дает нам основание предполагать, что использование специально разработанной системы педагогических средств, основу которых составит комплекс сюжетно-ролевых игр, позволит им в дальнейшем проявлять эмпатию к людям в реальных ситуациях, так как это обусловлено наличием сензитивного периода, произвольностью психических процессов, стремлением детей к совместности, взаимодействию, принятию позиции другого.
В связи с этим, по нашему мнению, необходимо научить ребенка осознанно относиться к чувствам другого, к своему внутреннему миру и внутреннему миру других, развивать стремление к оказанию действенной помощи другим детям.
Практическая реализация этих проблем сводится к созданию комплекса сюжетно-ролевых игр, способствующих повышению уровня развития эмпатии у старших дошкольников, что станет задачей следующего параграфа нашего исследования.
2.2. Процесс развития
эмпатии у детей старшего
Полученные в ходе проведенного диагностического исследования данные дали нам основание для разработки содержания формирующего эксперимента, целью которого стало повышение уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. Основу нашей программы составил комплекс сюжетно-ролевых игр. Данный комплекс был практически реализован в условиях группы детей старшего дошкольного возраста.
Содержание формирующего эксперимента состояло из трех этапов (фрагмент содержание см. приложение 2).
В соответствии с описанными в первой главе особенностями развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста основная цель первого этапа нашей программы по развитию эмпатии состояла в том, чтобы развить способности детей распознавать и понимать эмоциональные состояния другого человека (эмоциональный компонент эмпатии).
На первом этапе мы использовали следующие игры:
Игра «Два зеркала»: В игре основные роли по очереди исполняли четверо детей. Двое детей, которые изображали зеркала с помощью жестов и мимики пытались сообщить королеве кто стоит за ней. В этой игре все дети по очереди исполняли роли то зеркал, то короля и королевы.
Все дети охотно соглашались принять участие в предлагаемой игре. После игры происходило обсуждение, кто из ребят был лучшим зеркалом.
Игра «Немое кино»: Сначала педагог, а затем уже и сами дети по очереди исполняли роль старого телевизора без звука. Остальные были зрителями, отгадывающими сообщение, которое до них пытался донести телевизор. Отгадавшие отвечали ведущему таким же образом. Затем участники делились на две подгруппы, придумывали и изображали сцену прощания, приглашения, приветствия и т.д., а дети второй группы отгадывали.
Информация о работе Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста