Разработка и апробация системы коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 19:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является разработка и апробация системы коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр.
Объект исследования: процесс формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР.
Предмет исследования: коррекционно-педагогический процесс подготовки к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР с использованием дидактических игр.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3

ГЛАВА I. ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ …………………………………................................6
1.1. Понятие о готовности детей к обучению грамоте ………………………...6
1.2.Общее недоразвитие речи: причины, механизмы, феноменология…………………………………………………………………...12
1.3.Особенности формирования готовности к обучению грамоте старших
дошкольников с общим недоразвитием речи………………………………….18
1.4. Методические аспекты формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи………………………..22

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ………………………………………………………..27
2.1. Исследования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи их результаты…..…………..….............................27
2.2.Система коррекционной работы по формированию готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием дидактических игр....................................................................30
2.3. Определение эффективности проведенной коррекционной работы по
формированию готовности к обучению грамоте……………………………...36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…39
Список использованной литературы………….…………………………..……41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Доронина Л.Ф..doc

— 478.50 Кб (Скачать файл)

Как отмечает Н.С. Жукова, неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти, у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий [13].

Поскольку речь и мышление тесно связанны между собой, следовательно, словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы. Такие дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков. Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом. Например: «Зимой дома тепло, тому (потому) что нет снега», «Автобус едет быстрее велосипеда – он больше» [14].

Таким образом, общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда). Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:

    • Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5годам;
    • Речь аграмматична и недостаточно фонетически офомлена;
    • Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, т.е. ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;
    • Речь детей с ОНР малопонятна.

 

 

1.3.Особенности формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи

 

Готовность к школьному обучению начинает формироваться задолго до поступления в школу и не завершается с приходом в первый класс. Понятие готовности к обучению, взятое в широком смысле, включает не только количественную характеристику запаса знаний и представлений ребенка, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления, т. е. способности обобщать и дифференцировать в соответствующих понятиях предметы и явления окружающего мира (Л.И.  Божович). Нельзя не сказать и о том, что современное школьное обучение предъявляет новые требования к речи, вниманию, памяти детей, поскольку усвоение знаний происходит в определенной системе, а не вслед за желаниями и интересами детей.

Во многих дошкольных образовательных учреждениях существуют логопедические группы. Помимо коррекции речи с детьми занимаются развитием памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики, обучают грамоте.

Ведущие ученые (Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.Е. Чиркина, И.К. Колпоковская, А.В. Ястебова) доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой. Одной из основных задач педагогической работы с детьми, испытывающими трудности в обучении грамоте, является формирование у них психологической готовности, достаточного уровня общего развития и умственных способностей.

Особое место в системе обучения принадлежит процессам освоения родного языка. Для успешного усвоения школьного курса родного языка ребенку необходимо иметь значительный словарный запас, довольно хорошо развитый грамматический строй речи. Кроме того, совершенствование диалогической и монологической (связной) речи, практическое овладение различными средствами выразительности языка возможны лишь на основе осознания ребенком языковой действительности, элементарных практических наблюдений и обобщений в области родного языка, а также на основе отношения к речи другого человека как регулирующей его деятельность [16].

Установлено, что на эффективность обучения детей письму и чтению можно рассчитывать в том случае, если у них сформировано познавательное отношение к речи, в частности, осознанное ориентирование в звуковой структуре языка и его словарном составе. Психологи (Л.С. Выготский, С.Н. Карпова, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин и другие) подчеркивают, что вычленение ребенком новой для него области объективного мира не только имеет практическое значение, обеспечивая овладение грамотой, но и является важным этапом его умственного развития. Установлено также, что обучение ребенка возможно при условии, если он стихийно, в процессе разнообразных видов деятельности, начинает осознавать элементы языка. Трудности выделения его элементов объясняются тем, что речь выступает для дошкольника, прежде всего, как средство общения. В исследованиях Д. Б. Эльконина, Г. П. Беляковой, Л. Е. Журовой, С. Н. Карповой, И. Н. Колобовой, Л.А. Кулешовой, Н.И. Москаленко, Е.С. Воеводиной и других показано, что успешность обучения грамоте во многом зависит именно от того, насколько для ребенка «разведены» звуковая и смысловая стороны слова «узловым образованием», связывающим разные формы речевой деятельности – звукопроизношение, чтение, письмо. Осознание звуковой структуры слова – необходимая предпосылка обучения грамоте. Звуковой анализ предполагает умения: дифференцировать звуки при восприятии на слух и в произношении; выделять в многообразии звуков речи фонемы, характерные для данного языка; устанавливать точное место каждого звука в слове, т. е. вычленять звуки в той последовательности, в которой они находятся в слове [7,15,17,24].

Как показывают данные таких авторов, как А.Н.  Корнева, М.З. Кудрявцева, Г.А. Глинна, Т.А. Ткаченко в среднем у старших дошкольников с общим недоразвитием речи готовность к обучению грамоте почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей. Общее недоразвитие речи проявляется в значительном отклонении от нормы  формирования фонематической, фонетической систем, мелкой моторики, зрительно-пространственной ориентации и чувства ритма[20,36].

Поэтому обучению грамоте должна предшествовать определенная логопедическая работа, основные направления которой следующие:

1. Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различие высоты силы, тембра, голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.  

2. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки произношения фонем (искажения, замены, отсутствия звука). 

3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов слогов, из слогов звуков, Различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные. Согласные: звонкие и глухие, твердые и мягкие. Выделять любые звуки из состава слова. Уметь объединять звуки в слоги, слоги в слова. Уметь определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Придумывать слова на заданный звук или слог. 

4.Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок (например, ушел, зашел, пришел) или с помощью одной приставки от различных глагольных основ (например, пришел, прилетел, прибежал). Другой вид работы – подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.

5. Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа является работа над пониманием и употреблением предлогов, распространение и сокращение предложений. 

6. Развитие связной речи. Работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших  текстов.  

7. Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, а так же графических навыков и умений. С помощью различных игр, упражнений, массажа, пальчиковых гимнастик развивать тонкие движения пальцев рук.

8. Развитие чувства ритма и зрительно-пространственной ориентации (в схеме собственного тела, в окружающей действительности, на листе бумаги).

Для реализации данных направлений используются современные методики: Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Г.А. Глинна, В.И. Городиловой, М.З. Кудрявцевой,  Г.А. Ванюшиной  и др.

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик.

Процесс обучения грамоте предлагает разнообразные формы: в одном случае это игра, в другом - занятие-спектакль, где дети - и участники спектакля, и зрители, в третьем они учителя, а не ученики и т.д. Придуманы разные варианты занятий с использованием: литературных персонажей, специально изготовленных панно; сюжетов сказок; элементов сюжетно-дидактической игры; сюжетных картин и т.д.

Такие формы работы позволяют добиться устойчивого внимания и поддержания интереса у детей-логопатов. А это немаловажно, если учесть, что, с одной стороны, у детей неустойчивая психика, с другой - в условиях продолжительной зимы у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость.

Таким образом, обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи должна предшествовать коррекционно-логопедическая работа, основные направления которой представлены выше. И только после проделанной работы приступать к обучению грамоте по известным современным методикам.

 

1.4. Методические аспекты формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи

 

Данные, полученные в ходе анализа специальной литературы, свидетельствуют о том, что дети с речевой патологией обладают довольно большим потенциалом и в результате правильно организованного коррекционного воздействия могут достигнуть значительных успехов в развитии речи,  моторных и психических функций.

           Целью  программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи» [39] является формирование у детей необходимой готовности к обучению грамоте и обучение чтению и письму. В программе выделяются следующие коррекционные задачи по обучению грамоте:

- сформировать у детей систему четко различаемых, противопоставленных друг другу фонем;

- научить произносить слова  различной слоговой структуры;

- научить свободно пользоваться  приобретенными навыками в самостоятельной  речи.

           Для  выполнения поставленных задач, в первую очередь, специальными логопедическими приемами исправляется звукопроизношение дефектных звуков и уточняется артикуляция имеющихся. Также осуществляется развитие фонематического восприятия и слуховой памяти, т.е. дети учатся вслушиваться в речь, различать и воспроизводить ее отдельные звуковые элементы, запоминать воспринятый на слух материал, сравнивать звучание чужой и собственной речи.

           Развитие  артикуляционных навыков и фонематического  восприятия происходит одновременно  с развитием анализа и синтеза звукового состава речи. Упражнения в звуковом анализе и синтезе с опорой на четкие кинестетические и слуховые ощущения способствуют овладению звуками речи. Это имеет большое значение для введения в речь поставленных или уточненных в произношении звуков. Таким образом, упражнения, направленные на закрепление навыка анализа и синтеза звукового состава слова, помогают нормализовать процесс фонемообразования и подготавливают детей к освоению грамоты.  

           А.Л. Сиротюк [33] к базисным психологическим факторам, становление которых является обязательным условием для развития речи, а следовательно и обучения грамоте, относит:

- модально-специфический (зрительный, слуховой и тактильный гнозис);

- кинестетический (сенсомоторные  взаимодействия);

- кинетический (динамические процессы);

- пространственный (телесное и  внешнее пространство, квазипространство);

- энергетического обеспечения (дыхательные  упражнения, массаж, релаксация, растяжки);

- межполушарного взаимодействия (визуализация, интеллектуальные, мнестические, речевые, номинативные процессы, перекрестные или реципрокные движения);

- произвольной регуляции психической  деятельности (программирование, целеполагание, самоконтроль, внимание, причинно-следственные  отношения, коммуникативные навыки).

           А.Л. Сиротюк [34] для формирования координации движений пальцев рук и развития мелкой моторики предлагает игры и упражнения, способствующие межполушарному взаимодействию: «Колечки», «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка», «Игра на рояле», «Ухо-нос», «Домик», Волна», «Пальчики здороваются», «Веселые маляры» и т.д

            Упражнения для обеих рук, при  условии их систематического  выполнения, помогут пробудить ещё  «дремлющие» клетки головного  мозга и облегчат обучение  ребенка по всем разделам программы.  Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.

           Для  формирования зрительно-пространственных  представлений А.Л.Сиротюк приводит  следующие упражнения и задания:

«Кто левее, кто правее».

Цель – формирование умения ориентироваться в окружающем пространстве.

Дети садятся в круг. Логопед проводит отработку понятий право; лево; правее, чем; левее, чем; справа от; слева от; впереди; сзади; вверху; внизу. Затем детям предлагается определить свое место. Потом дети меняются местами и игра продолжается.

Информация о работе Разработка и апробация системы коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста