Разработка и апробация системы коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 19:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является разработка и апробация системы коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр.
Объект исследования: процесс формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР.
Предмет исследования: коррекционно-педагогический процесс подготовки к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР с использованием дидактических игр.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3

ГЛАВА I. ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ …………………………………................................6
1.1. Понятие о готовности детей к обучению грамоте ………………………...6
1.2.Общее недоразвитие речи: причины, механизмы, феноменология…………………………………………………………………...12
1.3.Особенности формирования готовности к обучению грамоте старших
дошкольников с общим недоразвитием речи………………………………….18
1.4. Методические аспекты формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи………………………..22

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ………………………………………………………..27
2.1. Исследования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи их результаты…..…………..….............................27
2.2.Система коррекционной работы по формированию готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием дидактических игр....................................................................30
2.3. Определение эффективности проведенной коррекционной работы по
формированию готовности к обучению грамоте……………………………...36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…39
Список использованной литературы………….…………………………..……41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Доронина Л.Ф..doc

— 478.50 Кб (Скачать файл)

Цель – формирование зрительно-пространственной ориентировки.

Развитие зрительно-пространственной ориентировки осуществлялось с опорой на закономерности формирования пространственных представлений

в онтогенезе (т.е. опора на онтогенетический принцип в коррекционном процессе). Отправной точкой являлось восприятие схемы собственного тела.

Во время физминуток, в режимных моментах, в подвижных играх, на занятиях были использованы различные упражнения, например:

  • «Покажи, какой рукой ты кушаешь, рисуешь».
  • «Покажи правую (левую) руку, ногу, ухо, глаз».
  • «Покажи игрушку правой (левой) рукой» и т. д.

Более сложным являлось определение пространственного расположения предметов по отношению к себе. Для этого проводились усложненные упражнения:

  • «Посади бабочку на цветок справа (слева) от себя».
  • «Сядет тот, кто назовет предмет справа (слева) от себя» и т.д.

На логопедических занятиях для развития пространственной ориентировки использовался картинный материал. Картинки переворачивались вниз изображениями. Ребенок по желанию переворачивал любую из них, оречевляя свое действие: «Я перевернул картинку в середине ряда» и т.д. Также использовались игры:

  • «Добавь картинку» (в начало, середину, конец ряда, после первой, перед второй, между третьей и четвертой и т.д.).
  • «Где была картинка?».
  • «Что было сначала, что потом, чем все закончилось?» (работа с серией

сюжетных картинок). В период автоматизации определенного звука использовались игры и упражнения на определение звука в слове, в слоге (т.к. слово есть пространственное расположение звуков):

1.Вниманию ребенка предлагались 3 кубика справа и 2 слева. Давалось

задание произнести заданный звук столько раз, сколько предметов лежит

справа.

2. Ребенку предлагалась карточка  с изображением мышки в центре

листа и еловых веток с определенным количеством шишек по углам.

Давалось задание произнести слог с определенным звуком столько раз,

сколько шишек в правом верхнем углу, в левом нижнем и т.д. Затем

производилось сравнение, где больше шишек растет: справа или слева от

мышки, сверху или снизу?

3. Игра «Дом».

Ребенку предлагалось рассмотреть дом и ответить на вопросы:

«Сколько этажей в доме?», «Кто живет на первом, втором этаже?», «Кто

живет в левом (в правом) углу?», «Кто живет над мышкой?», «Кто живет под

мышкой?»

        С целью расширения лексико-грамматических представлений и развития словаря, использовать следующие методические  упражнения и игры:

  • игры «Один - много», «Лови и называй». Логопед бросает ребенку мяч,  называет слова, которые обозначают один предмет, и просит ребенка, посылая мяч обратно, назвать это слово, стоящее во множественном числе;
  • игровое упражнение «Продолжи» (словообразование  и словоизменение):

а) стол - столов, дом – домов, трава - …;

б) дерево - деревянный, бумага - бумажный, пух - ….;

в) дом – домик, гриб - грибок, карандаш- ….;

г) лиса-лисенок, медведь – медвежонок, корова- …;

д) строить - строитель, покупать - покупатель, читать - …

е) тяжелый - тяжелее, темный - темнее, добрый-…;

ж) два гуся – пять гусей, две елки - пять…;

  • сказки с содержанием прилагательных в сравнительной степени («Три медведя», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и др.)
  • подбор определений к словам. Игра с кубом «Подбери словечко». На гранях куба расположены иллюстрации различных предметов, времен года. Ребенок вращает куб, называет выпавшую иллюстрацию, и дети по очереди подбирают слова, отвечающие на вопрос  какой?;
  • игра «Узнай предмет по описанию». Сначала логопед дает отдельные характеристики предметов, например: кислый, желтый, круглый, а дети должны догадаться, что это за предмет. Затем дети сами загадывают предмет,  давая  его описание;
  • практические задания с предметами. Логопед дает ребенку любой предмет и просит положить (переложить) его в указанное им место;
  • игра с кубом «Предлоги», упражнение «Вставь предлог», «Скажи наоборот»;
  • упражнения «Найди ошибку» (детям предлагается послушать предложения, где дано неправильное употребление несклоняемых имен существительных,  и спросить, правильно ли то, что они услышали, можно ли так сказать, как сказать по-другому),  «Составим письмо Буратино» (с включением в текст несклоняемых имен существительных);
  • игры и упражнения, направленные на классификацию предметов, определение обобщающих понятий: игра «Четвертый - лишний» (исключение из данной группы слов, не обладающих данным признаком), игра «Магазин» (разложить предметы по отделам магазина), игры по лексической теме «Профессии»   (разложить  предметы, или , наоборот, назвать предметы,  необходимые для работы человеку той или иной специальности);
  • игры и упражнения «Кто больше назовет?», «Скажи наоборот», «Скажи по - другому» (обогащение словаря за счет  антонимов и синонимов); составление предложений с синонимами и антонимами;
  • толкование пословиц и фразеологизмов. Упражнение «Когда так говорят?».

Формирование мелкой моторики и координации движений пальцев рук

(Н.А. Аммосова, М.М. Дьяченко)

Цель – формирование мелкой моторики и координации движений пальцев рук старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

При обучении детей самомассажу использовались массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, легкое надавливание кончиками пальцев при массировании, легкое пощипывание, похлопывание, сгибание и разгибание пальчиков (как всех вместе, так и поочередно).  Детям очень нравились задания, упражнения, игры, которые сопровождались речью в стихотворной форме. Они быстро запоминали стихотворный текст и через несколько занятий самостоятельно озвучивали и выполняли движения. Использовались игры с предметами домашнего обихода (прищепки, бусинки, пуговицы):

  • подобрать пуговицы одного размера; цвета; размера и цвета;
  • выложить рисунок по образцу из пуговиц, спичек, счетных палочек;
  • придумать и выложить из пуговиц свой рисунок (неваляшка, снеговик,

мячик, бусы, бабочка ит.д.);

  • катание круглой щетки для волос между ладонями, приговаривая:
  • «Лыжник». Две пробки от пластиковых бутылок кладутся на стол резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги и двигаются на «лыжах». То же самое делается двумя руками одновременно.
  • Собирание спичек или счетных палочек одними и теми же пальцами разных рук (подушечками).
  • «Волшебный мешочек». Узнавание на ощупь мелких предметов.

 

2.3. Определение эффективности проведенной коррекционной работы по формированию готовности к обучению грамоте

 

После проведения коррекционной работы было проведено повторное обследование готовности к обучению грамоте детей с ОНР.

В результате были получены следующие результаты: после проведения коррекционной работы у многих детей заметно улучшились результаты по всем исследуемым параметрам.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов показал, что использование в коррекционной работе специально подобранных дидактических игр способствовало значительному повышению готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня (диаграмма 2).

Диаграмма 2

Сравнительный анализ результатов готовности к обучению грамоте

детей до коррекционной работы и после коррекционной работы

           Все  дети справились с воспроизведением простых ритмов. Несколько улучшились результаты воспроизведения сложных ритмов. Общий балл группы 14, что соответствует  67%.

          Результаты  исследования кинетической основы  движений руки.

          Общий  балл экспериментальной группы составил 18 (86%).

           Результаты  исследования дифференциации звуков  на слух.

           Нарушение  дифференциации одной группы звуков (с-ш, з-ж) наблюдается у нескольких детей. У остальных дифференциация звуков на слух соответствует норме, т.е. дети различают на слух все группы звуков. Общий балл группы равен 18 (86%).         

          Результаты  исследования ориентировки в  схеме тела.   

 

         Наблюдается безошибочное выполнение только односложных инструкций, в выполнении двусложных инструкций - многократные ошибки. Общий балл группы – 18 (86%).

Выводы:

Качественный анализ результатов контрольного исследования состояния готовности к обучению грамоте позволил сделать следующие выводы:

  • дети быстрее и четче воспринимали инструкции, чем на этапе констатирующего эксперимента;
  • дошкольники, участвующие в исследовании недостаточно четко дифференцировали фонемы, принадлежащие одной или разным фонетическим группам, но их количество значительно меньше, чем наблюдалось на этапе констатирующего исследования, а у некоторых детей эти ошибки носили нестойкий характер;
  • у детей сохранились незначительные ошибки при координации движений пишущей руки, пальцев, кисти, предплечья и плеча;
  • наблюдались недостатки развития чувства ритма, графических навыков, пространственных представлений, но уровень развития этих навыков  выше, чем на этапе констатирующего исследования.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Обучение грамоте (письму и чтению) – сложный многоуровневый процесс, состоящий из множества компонентов. Базой для овладения письмом и чтением является достаточная сформированность компонентов устной речи, звукопроизношения, просодических компонентов лексико- грамматического строя, фонематическое недоразвитие речи. Так у детей с общим недоразвитием речи нарушены все компоненты устной речи, что влечет за собой трудности в обучении грамоте. Кроме того, у дошкольников

с общим недоразвитием речи наблюдаются значительные нарушения пространственных представлений, чувство ритма, координации мышц плечевого пояса, недоразвитие графических навыков, мелкой моторики рук.

Учитывая все эти недостатки общее состояние готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи ниже возрастной нормы. По результатам констатирующего эксперимента у всех детей исследуемой группы с общим недоразвитием речи отмечались нарушения пространственных представлений, фонематического слуха, чувства ритма,

координации движений руки, недоразвитие грамматических навыков. В процессе коррекционной работы дети овладели такими умениями, которые способствовали развитию фонематического слуха: уточнять артикулирование звука, дифференцировать фонематически сходные звуки, определять наличие или отсутствие звука в слове; определять место и количество звуков в слове.

Работа по улучшению состояния готовности старших дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению грамоте проводилась посредством специальных логопедических игр и упражнений, включающих задания по

развитию навыков звукового анализа. Коррекционные занятия включали также игры и упражнения, направленные на развитие пространственных представлений, чувство ритма, координации движений, артикуляционной и мелкой моторики, необходимые для правильного артикулирования звуков и развития графомоторных навыков. Контрольный эксперимент показал положительную динамику данной работы по сравнению с констатирующим экспериментом. Успешная коррекционная работа по повышению состояния готовности к обучению грамоте предполагала индивидуальный подход, учитывалась структура дефекта и особенности развития высших психических функций старших дошкольников изучаемой категории.

Таким образом, экспериментально подтвердилась гипотеза о том, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня можно скорректировать трудности, отрицательно влияющие на обучение детей грамоте посредством коррекционных дидактических игр.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Аммосова Н.С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе // Ж. Логопед, №6, 2004.
  2. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007. – 319 с.
  3. Ахутина Т.В. Нейропсихологическая диагностика речевой патологии // Ж. Школьный психолог, № 37, 2001.
  4. Безруких М.М. Как научить ребенка писать красиво. – М.: Дидакт, 1995.
  5. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А.Чтение без принуждения.– М., 1998.-80с.
  6. Буцикина Т.П., Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников // Ж. Логопед, № 3, 2005.
  7. Воеводина Е.С. Развитие операций фонематического анализа и синтеза при подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте (рекомендации для родителей) //  Школьный логопед – 2006, № 6.
  8. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: от рождения до школы. - СПб.: Питер, 2009, 240 с.
  9. Гадасина  Л. Я.,  Ивановская  О. Г. Звуки  на  все  руки. - СПб,  1999 .
  10. Глаголева Е.А. Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и письму // Ж. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, № 4, 2003.
  11. Дьяченко М.М. Профилактика нарушений чтения и письма на логопедических занятиях по подготовке к школе (из опыта работы) // Ж. Школьный логопед, № 5 (14), 2006.
  12. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Уточнение и обогащение пространственно-временных представлений у детей с нарушениями речи // Логопед – 2005, № 2.
  13. Жукова О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно // Ж. Дошкольное воспитание, № 11, 2006.
  14. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург, 1998.
  15. Журова Л.Е. Обучение грамоте детей в детском саду. – Издательство: Вентана-Граф , 2010.
  16. Журова Л.Е. Развитие звукового анализа слов у детей дошкольного возраста //Вопросы психологии - 2004, № 3.
  17. Занятия по обучению грамоте в ДОУ: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.//Авт.-сост. Кулешова Л. А. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
  18. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. -  М. 1985.
  19. Колесникова  Е. В. Развитие  звуко-буквенного  анализа. - М.,  1998 .
  20. Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи - М.: Просвещение, 2006. – 181 с.
  21. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2001. – 157 с.
  22. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно. - СПб, 2004
  23. Милостивенко  Л. Г. Методические  рекомендации  по  предупреждению  ошибок  чтения  и  письма  у  детей. - СПб,  1995.
  24. Москаленко  Н. И. Учим  детей  грамоте. -  Минск,  1998.
  25. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М.: «ВЛАДОС», 2001. – 256 с.
  26. Новоторцева Н. В. Учимся писать: обучение грамоте в 
    детском саду. - Ярославль,  1998.
  27. Новоторцева Н. В. Учимся  читать:  обучение  грамоте  в  детском  саду  и  дома. - Ярославль,  1998.
  28. Османова Г.А. От игры к письму //Логопед в детском саду - 2007, № 1.
  29. Парамонова Л.Г. Как подготовить ребенка к школе. - СПб, 1997.
  30. Пожиленко  Е. А. Волшебный  мир  звуков  и  слов. – М., 2002.
  31. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у
  32. младших школьников. - М.: Владос, 1997. – 200с.
  33. Сиротюк А.Л. В инструментальную копилку практикующего логопеда // Ж. Логопед, № 2, 2006.
  34. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.: «ТЦ Сфера», 2001. – 80 с.
  35. Сухонина Н.И. Подготовка руки к письму у детей со стертой псевдобульбарной дизартрией // Ж. Логопед в детском саду, № 1 (16), 2007.
  36. Ткаченко Т. А. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте. - М., 2003.
  37. Триггер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте.- Смоленск, 2000. – 80 с.
  38. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. – СПб., 2005.- 94 с.
  39. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитие речи в условиях специального детского сада: Ч. I, - М., 1993.
  40. Хамидулина Р. М. Обучение грамоте. Подготовка к школе. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.

Информация о работе Разработка и апробация системы коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста