Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 19:10, курсовая работа
Целью исследования является разработка и апробация системы коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр.
Объект исследования: процесс формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР.
Предмет исследования: коррекционно-педагогический процесс подготовки к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР с использованием дидактических игр.
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА I. ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ …………………………………................................6
1.1. Понятие о готовности детей к обучению грамоте ………………………...6
1.2.Общее недоразвитие речи: причины, механизмы, феноменология…………………………………………………………………...12
1.3.Особенности формирования готовности к обучению грамоте старших
дошкольников с общим недоразвитием речи………………………………….18
1.4. Методические аспекты формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи………………………..22
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ………………………………………………………..27
2.1. Исследования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи их результаты…..…………..….............................27
2.2.Система коррекционной работы по формированию готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием дидактических игр....................................................................30
2.3. Определение эффективности проведенной коррекционной работы по
формированию готовности к обучению грамоте……………………………...36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…39
Список использованной литературы………….…………………………..……41
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Методика 1. Исследование ритма (Т.И. Дубровина).
Данная методика направлена на исследование ритмической способности у детей с ОНР. Инструкция: «Послушай, как я постучу, и после того как я закончу, постучи точно так же». После этого однократно предъявляется серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами.
Примечание: если задание выполнено, верно, то переходят к более сложному; если допущено больше одной ошибки, то прекращают.
1. Простые ритмы – II I, I II, II I I, I I II, I III
2. Сложные ритмы – III I I, I II II, I III I, II III I.
Критерии оценок:
3 баллов – выполнены оба задания;
2 балла – выполнены только простые ритмы;
1 балла – не выполнено ни одного задания.
Методика 2. Исследование кинетической основы движений руки (Тест Н. И. Озерецкого).
Цель данной методики – исследовать кинетическую основу движений руки.
Инструкция: «Посмотри внимательно на то, что я сейчас сделаю, и повтори точно так же».
Примечание: экспериментатор демонстрирует ребенку трижды подряд последовательность трех движений руки: ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу. Ребенок, так же как
экспериментатор, должен трижды без ошибок воспроизвести эту последовательность.
Критерии оценок:
3 балла – правильное
2 балла – правильное
1 балла – правильное
Методика 3. Исследование пространственных представлений на листе бумаги (С.О.Филлипова).
Цель – исследовать состояние пространственных представлений на листе бумаги.
Содержание. В левой половине листа бумаги нарисованы десять точек по контуру правильного пятиугольника со стороной 4 см. Испытуемому предлагается рядом (в правой стороне листа) нарисовать десять точек, повторяя их расположение на образце.
Критерии оценок:
3 балла (высокий уровень) – точное повторение расположения точек, повторение и сохранение масштаба рисунка;
2 балла (средний уровень) - небольшое нарушение расстояний между точками при сохранении формы пятиугольника или точное копирование формы рисунка при нарушении масштаба;
1 балл (низкий уровень) – форма пятиугольника не сохранена (точки расположены по кругу или квадрату).
Методика 5. Исследование графического навыка (Н.В.Нижегородцева).
Цель – исследовать состояние развития графического навыка.
Содержание. Ребенку дают лист бумаги в клеточку, на котором пишут с левой стороны последовательность однотипных графических элементов: два больших – два маленьких и.т.д., и предлагают продолжить этот «узор» до конца строчки. Анализ результатов теста проводится по 6 параметрам.
Критерии оценок:
6-5 баллов - графические навыки у ребенка сформированы хорошо;
3-4 балла - некоторые трудности в выполнении графических движений;
2-0 баллов – графические навыки развиты слабо, возможны трудности.
Методика 6. Исследование пространственной ориентировки в схеме тела
(Т.А. Фотекова).
Цель - исследовать состояние пространственной ориентировки в схеме
тела.
Инструкция: «Подними левую руку – покажи правый глаз, левую ногу. Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой за левое ухо и т.д.; покажи левой рукой правый глаз».
Критерии оценок:
4-5 баллов – выполнено оба задания;
2-3 балла – выполнена только первая инструкция;
Приложение 2
Таблица 2.1.
Результаты диагностики исследования ритма
Имя |
Проба 1 |
Проба 2 |
Баллы |
Аня Ж |
- |
- |
1 |
Юля.П. |
- |
- |
1 |
Лена Ф. |
- |
- |
1 |
Ваня К. |
2 |
- |
2 |
Паша Е. |
2 |
- |
2 |
Денис Д. |
2 |
- |
2 |
Артем Б. |
2 |
- |
2 |
Андрей Б. |
2 |
- |
2 |
Наташа П. |
2 |
- |
2 |
Марина К. |
2 |
- |
2 |
Для Юли П., Ани Ж., Лены Ф., простые ритмы вызывали затруднения, т.к.
ребята были не внимательны, отвлекались на посторонние предметы.
Ваня К., воспроизвёл все простые ритмы правильно, но очень медленно.
Паша Е., Денис Д., Артём Б., Андрей Б., воспроизвели практически все
простые ритмы, за исключением последнего, в котором допустили ошибки.
Наташа П., Марина К., правильно воспроизвел все простые ритмы и
пытались воспроизвести более сложные ритмы.
Приложение 2
Таблица 2.2.
Исследование кинетической основы движений руки до коррекционной работы (Тест Н. И. Озерецкого)
Имя |
Выполнение задания |
Баллы |
Аня Ж. |
воспроизводили действия после трех и более демонстраций, у них наблюдались трудности переключения с одной позы на другую |
1 |
Юля П. |
воспроизводили действия после трех и более демонстраций, у них наблюдались трудности переключения с одной позы на другую |
1 |
Лена Ф. |
воспроизводили действия после трех и более демонстраций, у них наблюдались трудности переключения с одной позы на другую |
1 |
Ваня К. |
Ваня К. правильно воспроизвели показанные действия после двух демонстраций |
2 |
Паша Е. |
правильно воспроизвели показанные действия после двух демонстраций |
2 |
Денис Д. |
правильно воспроизвели показанные действия после двух демонстраций |
2 |
Артем Б. |
Артём Б. правильно воспроизвели показанные действия после двух демонстраций |
2 |
Андрей Б. |
правильно воспроизвели показанные действия после двух демонстраций |
2 |
Наташа П. |
правильно воспроизвели все движения руки после первого показа демонстратора |
3 |
Марина К. |
Марина К. правильно воспроизвели все движения руки после первого показа демонстратора |
3 |
Приложение 2
Таблица 2. 3.
Результаты исследования пространственных представлений на листе бумаги до коррекционной работы по методике С.О.Филлиповой
Имя |
Выполнение задания |
Баллы |
Аня Ж. |
точно повторила и расположила точки, сохранив при этом масштаб рисунка |
3 |
Юля П. |
точно повторила и расположила точки, сохранив при этом масштаб рисунка |
3 |
Лена Ф. |
точно повторила и расположила точки, сохранив при этом масштаб рисунка |
3 |
Ваня К. |
точно повторила и расположила точки, сохранив при этом масштаб рисунка |
3 |
Паша Е. |
точно повторила и расположила точки, сохранив при этом масштаб рисунка |
3 |
Денис Д. |
нарушил размер рисунка и форму пятиугольника, продолжил рисовать точки в строчку |
1 |
Артем Б. |
точно повторила и расположила точки, сохранив при этом масштаб рисунка |
3 |
Андрей Б. |
точно повторила и расположила точки, сохранив при этом масштаб рисунка |
3 |
Наташа П. |
нарушила расстояние между точками и уменьшила размер рисунка |
1 |
Марина К. |
точно повторила и расположила точки, сохранив при этом масштаб рисунка |
3 |
Приложение 2
Таблица 2.4.
Исследование дифференциация звуков на слух
по методике М.Н. Ильиной
Имя |
Заменяемые звуки |
Баллы |
Аня Ж. |
ш↔с, ж↔з, р↔л, р’↔л’ |
1 |
Юля П. |
ч↔т’; щ↔с’; ш↔с; р’↔л’; р↔л |
1 |
Лена Ф. |
ш↔с, ж↔з, р↔л, р’↔л’ |
1 |
Ваня К. |
N |
3 |
Паша Е. |
ш↔с; р↔л; р’↔л’; ц↔т’(ч) |
1 |
Денис Д. |
N |
3 |
Артем Б. |
ш↔с |
2 |
Андрей Б. |
ш↔с |
2 |
Наташа П. |
N |
3 |
Марина К. |
р↔л |
2 |
Приложение 2
Таблица 2.5.
Диагностика исследования графического навыка
по методике Н.В.
Имя |
Выполнение задания |
Баллы |
Аня Ж. |
не правильно выполнила задания, она вместо продолжения «узора» нарисовала такой же рисунок отступив пару клеток от образца |
0 |
Юля П. |
графические навыки сформированы на низком уровне, линия рисунка неровная, размер не соответствует образцу, наблюдается значительное отклонение от строчки: элементы рисунка выходят на соседние строчки. |
1 |
Лена Ф. |
допустила ошибки: рисовала медленно и не аккуратно, узор выходит за поля |
2 |
Ваня К. |
графические навыки сформированы на низком уровне, линия рисунка неровная, размер не соответствует образцу, наблюдается значительное отклонение от строчки: элементы рисунка выходят на соседние строчки |
1 |
Паша Е. |
аккуратно выполнил все задания, пропускал и отступал необходимое количество квадратиков в каждом задании без напоминаний |
5 |
Денис Д. |
рисовала аккуратно и старательно, но допустила небольшие ошибки, вышел за поля, пропускал лишние клеточки |
3 |
Артем Б. |
Аккуратно и правильно выполнил все задания, самостоятельно пропускал и отступал необходимое количество квадратиков |
5 |
Андрей Б. |
допустил ошибки, он рисовал медленно и не аккуратно, выходили за поля |
2 |
Наташа П. |
рисовала аккуратно и старательно, но допустила небольшие ошибки, вышла за поля, пропускала лишние клеточки |
3 |
Марина К. |
правильно выполнила все задания, делала необходимые отступы и соблюдала все границы |
5 |