Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 19:10, курсовая работа
Целью исследования является разработка и апробация системы коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр.
Объект исследования: процесс формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР.
Предмет исследования: коррекционно-педагогический процесс подготовки к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР с использованием дидактических игр.
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА I. ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ …………………………………................................6
1.1. Понятие о готовности детей к обучению грамоте ………………………...6
1.2.Общее недоразвитие речи: причины, механизмы, феноменология…………………………………………………………………...12
1.3.Особенности формирования готовности к обучению грамоте старших
дошкольников с общим недоразвитием речи………………………………….18
1.4. Методические аспекты формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи………………………..22
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ………………………………………………………..27
2.1. Исследования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи их результаты…..…………..….............................27
2.2.Система коррекционной работы по формированию готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием дидактических игр....................................................................30
2.3. Определение эффективности проведенной коррекционной работы по
формированию готовности к обучению грамоте……………………………...36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…39
Список использованной литературы………….…………………………..……41
Приложение 2
Таблица 2.6.
Результаты исследования пространственной ориентировки
в схеме тела по методике Т.А. Фотековой
Имя |
Выполнение задания |
Баллы |
Аня Ж. |
не смогла правильно выполнить даже первую часть задания |
0 |
Юля П. |
не смогла правильно выполнить даже первую часть задания |
1 |
Лена Ф. |
не смогла правильно выполнить даже первую часть задания |
1 |
Ваня К. |
правильно выполнил первую часть задания, с односложными инструкциями, но со второй частью не справился |
2 |
Паша Е. |
правильно выполнил оба задания, но он долго думал, был не решительным в своём решении, нуждался в повторе задания |
4 |
Денис Д. |
правильно выполнил первую часть задания, с односложными инструкциями, но со второй частью не справился |
2 |
Артем Б. |
правильно выполнил оба задания, но долго думал, был не решительным в своём решении, нуждался в повторе задания |
4 |
Андрей Б. |
правильно выполнил оба задания, но долго думал, был не решительным в своём решении, нуждался в повторе задания |
4 |
Наташа П. |
правильно выполнила оба задания: односложную инструкцию («покажи правую руку») и двусложную инструкцию («возьми левой рукой за правое ухо») |
5 |
Марина К. |
правильно выполнила оба задания: «покажи левый глаз», «подними правую руку», «Возьмись левой рукой за правое ухо, покажи левой рукой правый глаз» и т.д. Марина хорошо ориентируется в пространстве и в собственном теле |
5 |
Приложение 3
Перспективное тематическое планирование коррекционных занятий (фрагмент)
1 период обучения
Направление |
Тема занятия |
Содержание |
Средства |
часы | |||
Совершенствование фонематических процессов, обучение грамоте |
1.Развитие слухового
внимания и фонематического |
1.Развитие слухового
внимания на материале 2.Выделение из потока звуков заданного звука. 3.Развитие слухового внимания и контроля за речью. |
Картинки с изображением звучащих предметов. Дидактическое упражнение «Угадайка», игра «Хлоп-хлоп». Игра «Бывает-не бывает»-взрослый произносит предложения. Если то, о чем он сказал, не бывает, нужно хлопнуть в ладоши. Речевой материал: воробей летает, кошка летает, рыба летает; утюг плавает, утка плавает-… |
1 | |||
2.Гласные звуки и буквы У, А, И, Э, О, Ы. |
1. Закрепление понятия «гласные звуки». Уточнение артикуляции звуков. 2.Выделение последовательно всех звуков в звукосочетании из 2-3 гласных звуков: АУ, УА, АУИ. 3.Определение позиции звука. Выделение гласного звука в начале, середине, конце слова. 4. Подбор слов на гласные звуки. |
Упражнения в пропевании звуков; символы гласных звуков по артикуляции.
Игра «Назови все звуки по порядку».
Игра «Разберем картинки», «Найди ошибки у Незнайки». Игра «Назови лишнее слово», «Сумеешь назвать». |
6 | ||||
3.Согласные звуки и буквы М, Н, Б, П, В, Ф, Т, Д, К, Г, Х. |
1.Закрепление понятия «согласные звуки». Уточнение артикуляции звуков. Закрепление знаний признаков гласных и согласных звуков. 2. Закрепление
представлений о твердости- 3. Определение позиции звука в слове. Совершенствование умения выделять звук на фоне слова, совершать звуковой анализ и синтез слов типа ДОМ, КОТ, МАК. Работа со схемами слов. 4. Чтение прямых
и обратных слогов с
|
Предметные картинки с заданными звуками.
Игра «Разложи по полочкам». Речевой материал: сказка «О Миле и Маше». Схемы слов, игра «Подбери слово к схеме».
Слоговые таблицы.
|
12 | ||||
4.Звук [j] и буква Й. |
1.Уточнение артикуляции звука [ j]. Нахождение слова с данным звуком. Упражнение детей в подборе притяжательных местоимений мой, моя, мое, мои. 2.Характеристика звука: звук [ j] –согласный, всегда мягкий. Закрепление умения определять место звука в слове. 3.Знакомство
детей с двумя способами |
Предметные картинки. Подбор к словам, изображенным на картинках, местоимений.
Работа со схемами слов. |
1 | ||||
5.Понятие «слог», «слово». |
1.Совершенствование
умения выполнять слоговой 2.Закрепление
правила определения |
Игры с мячом, игра «Хлоп-хлоп» (удар мячом, хлопок на каждый слог) |
2 | ||||
Всего: |
22 | ||||||
Расширение лексико-грамматических представлений, развитие словаря |
1.Именительный падеж, множественное число. |
Совершенствование умения преобразовывать имена существительные единственного числа во множественное число. |
Игра «Один-много», «Лови и называй» |
1 | |||
2.Согласование
имен существительных с |
Выработка умения подбирать к местоимениям имена существительные соответствующего рода. |
Упражнения: «Исправь ошибки в письме Незнайки»-исправление ошибок в тексте, допущенных при согласовании существительного с местоимениями; «Про что из вещей в этой комнате, можно сказать моя, мой, мое, мои». |
1 | ||||
3.Подбор определений к предметам. Согласован. прилагательного с существит. в роде. |
1.Совершенствование умения подбирать определения по вопросам: какой по величине, форме, размеру, цвету, материалу? 2.Учить подбирать
однородные определения к 3.Расширение словаря прилагательных. |
Куб «Подбери словечко»- на грани куба иллюстрации времен года. Ребенок вращает куб, называя выпавшее время года. Дети подбирают к существительному прилагательные. Упражнение «Что это может быть, если про него говорят: красное-…., деревянная-.., злой-… ?»
|
2 | ||||
4.Относите льные прилагательные. (см.приложение 3, конспект занятия «Дары осени» |
1.Закрепление
умения образовывать новые 2.Совершенствование
навыков словообразования, включение
относительных прилагательных |
Упражнение «Продолжи по образцу: дерево-деревянный, лес-….». Упражнение «Что из чего», «Укрась слово». |
2 | ||||
5.Согласование
числительного с |
Обучение использованию в речи числительных, согласовывая их с существительным в нужном падеже. |
Игры «Сосчитай-ка», «Без чего предмет?», «Кому сколько?» |
1 | ||||
6.Уточнение обобщающих понятий. |
Развитие умения четко дифференцировать обобщающие понятия, классифицировать их по признакам и собирать по группам. |
Игры: «Четвертый-лишний», «Разложи по полочкам», «Магазин (отделы магазина)». |
1 | ||||
7.Существительные и прилагательные с суффиксами. |
Умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, увеличительными суффиксами, суффиксами единичности. |
Игры: «Назови ласково», «Большой-маленький». |
2 | ||||
8.Согласование существительных с глаголами в числе. Прошедшее время глаголов. |
1.Совершенствование умения пользоваться глаголами, согласовывая их в числе. 2.Формирование умения правильно использовать глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени. |
Упражнение «Один играет, двое играют…»-изменение глаголов по образцу. Игра «Кто сказал правильно?» |
1 | ||||
9.Приставочные глаголы. Глаголы-антонимы, синонимы. |
1.Дифференцировать
по смыслу глаголы, имеющие разные
приставки и общую основу. Учить
употреблять глаголы-антонимы 2.Учить употреблять в речи приставочные глаголы. |
Игра «Скажи наоборот». Упражнение «Подбери к иллюстрации подходящий по смыслу приставочный глагол». Практическое задание: «Налей воду в стакан, перелей воду в чашку, отлей из чашки в стакан…». |
2 | ||||
10.Развитие словаря. |
Расширение и уточнение словаря по лексическим темам «Осень», «Зима». Обогащение экспрессивной речи за счет работы над предыдущими темами занятий. |
Сюжетные картины. Рассказы. |
2 | ||||
Всего |
15 | ||||||
Развитие связной речи |
1.Распространенные предложения, объединение их в рассказ. |
1.Обучение детей
подбирать к предмету или
2.Обучение составлению
предложений с несколькими 3.Обучение составлению описательных рассказов. |
Куб «Подбери словечко», игра «Исправь Незнайкины ошибки» - в тексте даны определения, не относящиеся к данному предмету. Упражнение «Составь рассказ». Составление предложений со словами синонимичного ряда, заменой синонима в предложении.
|
2 | |||
2.Составление рассказа по серии сюжетных картин. |
1.Обучение составлению последовательного рассказа; выделять начало, середину и конец события в сюжетных картинках; правильно строить длинные фразы с включением определения.
2.Обучение составлению
рассказа по сюжетным |
Составление рассказов. Серии сюжетных картин.
Игра «Фантазеры». |
2 | ||||
3.Составление рассказа по сюжетной картинке. |
1.Обучение составлению рассказа по сюжетной картинке, события на которой - конечный результат действия, отвечать на вопросы со словами «почему?», правильно строить длинные фразы с включением определения. 2. Обучение составлению рассказа по картинке с элементами творчества (придумывать события до и после изображенного на картинке). |
Составление рассказов по сюжетным картинкам «Осень», «Зима», «Зимние забавы», «На прогулке».
Игра «Фантазеры». |
2 | ||||
4.Пересказ текста по сюжетным картинкам. |
1.Обучение пересказу небольших рассказов и сказок, передавая смысловую точность в пересказе. Учить связности, непрерывности, логичности высказывания.
2.Обучение пересказу
текста с использованием |
Дословные и свободные пересказы. Упражнение с мячом: «Пересказать текст по одному предложению, передавая мяч».
Пересказ текстов «Как птицы помогают саду», «Как петух напал на медвежонка» с использованием картинно-графических схем |
2 | ||||
5.Обучение самостоятельной постановке вопросов.
|
1.Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом; развивать речевую активность детей, их внимание и память. 2. Развитие диалогической речи. |
Игры: «Хочу все знать», «Сказочный зверь», «Кто это? Что это?», «Что? Где? Когда?»
Инсценирование литературных произведений (небольших рассказов, сказок), содержащих диалог героев. |
2 | ||||
Всего: |
10 | ||||||
Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации |
Цель, задачи |
Дидактическое обеспечение | |||||
Формирование у детей элементарных двигательных актов, подготовка руки к целенаправленным движениям Задачи: -активизиро вать мелкие группы мышц руки, расширять двигательные возможности пальцев рук; -обучать детей элементарным навыкам контроля несложных двигательных актов; -вести подготовку руки ребенка к действиям с инструментами. |
Пальчиковая гимнастика (пальчиковые игры - упражнения «Моя семья», «Очки», «Гроза») ; показ фигурок из пальцев рук по подражанию взрослому (домик, флажок, лодка) и по словесному описанию (стол, стул). Упражнения на движения кисти в лучезапястных суставах: «маляр», «уточка плавает», «крот роет нору», «протираем пыль»; игра «Театр зверей». Игровая гимнастика для большого и указательного пальцев (для формирования правильного захвата карандаша ): «Скакалочка»-для большого пальца, «Складной ножичек». Упражнения для развития щепоти, упражнения на формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки: - упражнения на сжатие, расслабление, растяжение мышц рук, включающие комплекс из 26 упражнений, предложенный Т.В.Беловой, Е.А.Солнцевой [51, с.28-36)]; -игры «Мозаика», «Конструктор»; «Поможем бабушке»- кто быстрее рассортирует горох и перловку; «Ловкие ручки»-завязывание бантиков из толстых и тонких веревочек, разнообразные шнуровки; «Посолим суп», «Покормим цыплят». Аппликации (вырезание, обрывание бумаги по контуру). Работа с ножницами, с пластилином (выкладывание овощей, фруктов - игра «Что выросло на грядке?», образов букв пластилиновыми жгутиками по контуру), соленым тестом. Конструирование фигур ( елочка, снежинка, домик, ежик, цветок); выкладывание образов букв из палочек, шерстяных ниток (на бархатной бумаге). Работа с буквенным конструктором (аналитико-синтетическая деятельность, формирование элементарных графических навыков). Работа с трафаретом (обводка трафарета фигур); рисование геометрических фигур и штриховка их в разных направлениях по образцу. Лабиринты; рисование линий: «прямые дорожки», «фигурные дорожки» рисование по контурам (см. Приложение 3);. Работа с разрезными картинками из 5-6 частей. |