Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 16:16, курсовая работа
Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе. Основные положения, характеризующие урок, заложены в 17 –19 века в трудах Я. А. Коменского, И. Ф. Гербарта, А. Дистервега, К. Д. Ушинского. Классно-урочная система, первоначально разработанна и описанна Яном Амосом Коменским (1592 – 1670, чешский мыслитель-гуманист, педагог) в его книге «Великая дидактика».
Введение. 4
Глава 1. Психолого-педагогические основы современного урока. 9
§1. Современный урок. Понятие и особенности. 9
1.1. Определение понятия «современный урок». 9
1.2. Общая характеристика и особенности современного урока. 11
1.3. Структура современного урока. 14
1.5. Типология современного урока. 19
1.6. Современный урок как целостная система. 21
§2. Требования к современному уроку. 25
2.1. Различные системы требований к уроку. 25
2.2. Конструирование «современной» системы требований к современному уроку. 31
Глава 2. Реализация требований к современному уроку математики. 39
§1. Реализация требований к современному уроку в опыте работы учителей математики. 39
§2. Реализация требований к современному уроку в личном опыте преподавания математики. 48
2.1 Подготовка к проведению эксперимента. 48
2.2. О проведенных современных уроках. 50
2.3. Итоговый контроль. Анализ результатов эксперимента. 55
Заключение. 58
Содержание:
Введение. 4
Глава 1. Психолого-педагогические
основы современного урока. 9
§1. Современный
урок. Понятие и особенности. 9
1.1. Определение
понятия «современный урок». 9
1.2. Общая характеристика
и особенности современного
1.3. Структура современного
урока. 14
1.5. Типология
современного урока. 19
1.6. Современный урок
как целостная система. 21
§2. Требования к современному
уроку. 25
2.1. Различные системы
требований к уроку. 25
2.2. Конструирование
«современной» системы
Глава 2. Реализация
требований к современному уроку
математики. 39
§1. Реализация требований
к современному уроку в опыте
работы учителей математики. 39
§2. Реализация требований
к современному уроку в личном
опыте преподавания математики. 48
2.1 Подготовка к
проведению эксперимента. 48
2.2. О проведенных
современных уроках. 50
2.3. Итоговый контроль.
Анализ результатов
Заключение. 58
ПРИЛОЖЕНИЯ. 59
Литература. 82
Введение.
«Современный урок
– это урок, на котором учитель
излагает новый материал понятно
и доступно».
«Современный урок
- это веселый, познавательный, интересный,
нетрудный урок, на котором учитель
и ученик свободно общаются».
«Современный урок
– это урок, на котором не приходится
делать каждый раз одно и то же, это
разнообразный урок».
«Современный урок
– это урок, на котором выслушивают
любое твое мнение, урок, где человек
учится быть человеком».
«Современный урок
– это урок, на котором чувствуешь
себя уверенно».
«Современный
урок – это урок без стрессов».
Эти высказывания старшеклассников
школы №27 приведены не случайно.
Речь сейчас пойдет о современном
уроке.
Урок как форма
организации учебной работы существует
с семнадцатого века, то есть более
350 лет. Это педагогическое изобретение
оказалось столь
До 50-ых годов 20 века
урок представляет феномен с достаточно
жесткой структурой. В 50 – 60ые года
происходит отрицание прежних
Наиболее фундаментальное
исследование урока было проведено
М. И. Махмутовым в его монографии
«Современный урок». Интересно отметить,
что труд М. И. Махмутова в первом
издании (1981 г.) был удостоен премии
им. Н. К. Крупской, второе издание исправленное
и дополненное вышло в 1985году. Монография
посвящена совершенствованию урока. На
основе многолетних исследований и обобщения
передового педагогического опыта автор
предлагает свою концепцию современного
урока, отвечающего требованиям развивающего
обучения. М. И. Махмутов разрабатывает
само понятие «урок», описывая его основные
элементы. Важно, что в книге основные
элементы урока описываются в динамике,
описывается их эволюция. Важно и то, что
на страницах книги рассматриваются возможные
подходы к тому или иному понятию, проблеме,
происходит анализ ситуации, и лишь затем
предлагается решение.
Материал монографии
имеет теоретическое и
Разрабатывают понятие
«урок», описывая его элементы и
следующие авторы: Г. Д. Кириллова, В.
А. Онищук, Ю. Б. Зотов и др. Более
многочисленная группа авторов пишет
только об отдельных элементах урока
и его теории. Читатель получает
частичные сведения об уроке (о требованиях
к уроку, о структуре урока, о его анализе
и т. д.). Таковы, например, работы Н. Г. Дайри,
Ю. А. Конаржевского, М. Н. Скаткина, Н. А.
Сорокина, Н. Е. Щурковой, Н. М. Яковлева
и других авторов.
Интересен и глубок
подход Ю. А. Конаржевского к структуре
урока в его работе «Анализ
урока». Автор рассматривает такие
понятия, как генетическая «клеточка»
урока, макроструктура и микроструктура
урока.
Хочется отдельно сказать
и о работе Н. Е. Щурковой «Когда урок
воспитывает». Н. Е. Щуркова рассматривает
возможности нравственного
Итак, урок был исследован
достаточно основательно, глубоко. И
все же, что такое современный
урок? И каким он должен быть? Почему
же будет правомерным задавать такие
вопросы?
Наука, мир, общество
изменяются, приобретают новые качества,
реформы происходят во всех сферах
жизни нашего общества, в том числе
и в образовании. В результате
понятие современного урока получает
новую трактовку, новый смысл, новую
окраску. Понятие «современный урок»
находится в постоянной динамике,
и именно сейчас, когда мы вступили
в новый век эта динамика особенно заметна.
Вот несколько причин, доказывающих это:
·
Развитие таких наук, как педагогика,
дидактика, методика, психология ведет
к постоянному
·
В настоящее время наблюдается
переход от общества индустриального
к информационному обществу. В
свое время продуктом индустриальной
революции явилось создание закрытой
учебной архитектуры (фиксированная
технология учебного процесса, замкнутый
набор доступных учителю
·
В современных условиях происходит
осознание ценности и практической
значимости образования. В результате
этого значительно возрастают требования
к качеству образовательной подготовки
школьников. Учитель в таких условиях
стоит перед необходимостью совершенствования
всех сторон процесса обучения.
·
Современный этап общественного
развития характеризуется рядом
особенностей, предъявляющих новые
требования к школьному образованию.
Изменяются приоритеты и акценты
в образовании, оно становится направленным
на развитие личности, на формирование
у обучающихся таких качеств
и умений, которые в дальнейшем
должны позволить ему самостоятельно
изучать что-либо, осваивать новые
виды деятельности и, как следствие,
быть успешным в жизни.
Итак, актуальность
вопроса: «Что такое современный
урок?» налицо!
Целью выпускной
квалификационной работы будет исследование
особенностей современного урока, требований
к нему и изучение влияния соблюдения
требований к уроку на качество обучения
математики.
Выдвинем гипотезу
исследования: при соблюдении современных
требований к уроку повышается
качество обучения математике, а
значит и математического
Для достижения
цели исследования поставим
1. Определить
понятие «современный урок».
2. Проанализировать
современный урок как
3. Выявить
требования к современному
4. Проанализировать
современные уроки математики
с позиции требований к
5. Провести
эксперимент, с целью
Объект исследования
выпускной квалификационной работы
- образовательной процесс. Предмет
исследования – современный урок
математики как основная форма обучения.
При написании работы
использовались следующие методы:
1. Изучение
психологической,
2. Наблюдение.
3. Беседы
с учащимися и учителями.
4. Анкетирование.
5. Изучение
планов и конспектов уроков
учителей.
6. Эксперимент.
Глава 1. Психолого-педагогические основы современного урока.
§1. Современный
урок. Понятие и особенности.
1.1. Определение
понятия «современный урок».
Урок как основная
форма органично дополняется
другими формами организации
учебно-воспитательного
Приведем несколько
определений понятия «урок».
Урок – это
такая форма организации
Урок – это
систематически применяемая для
решения задач обучения, воспитания
и развития учащихся форма организации
деятельности постоянного состава
учителей и учащихся в определенный
отрезок времени [15].
Урок – это
законченный в смысловом, временном
и организационном отношении
отрезок (этап, звено, элемент) учебного
процесса [57].
Урок - форма организации
учебно-воспитательного
М. И. Махмутов для
раскрытия сущности урока считает
полезным определить его в двух аспектах
([39]): относительно процесса обучения в
целом и как форму его
Несмотря на разность
подходов к определению урока
можно выделить общие признаки понятия
«урок»:
1. Урок
– основная форма организации
учебно-воспитательного
2. Урок
– элементарная
Информация о работе Реализация требований к современному уроку математики