Руководство двигательной активностью детей третьего года жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 15:44, курсовая работа

Краткое описание

Исследование двигательной активности детей и подростков ведутся во многих странах мира. Интерес к различным аспектам этой проблемы обусловлен взаимосвязью двигательной активности и здоровья человека, что особенно ярко обнаруживается в период роста и созревания организма. Двигательная деятельность является целесообразным проявлением двигательной активности и в конечном итоге определяет оптимальное развитие организма. Вот почему на протяжении многих веков сфера двигательной деятельности человека привлекала и привлекает внимание исследователей. Учеными ведется активный поиск методов изучения двигательной активности детей, которые позволили бы оценить оптимальный режим физической активности. Тем не менее, вопрос физической активности в детском возрасте остается одним из актуальных в методике физического воспитания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……3
Глава I. ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
1.1. Значение двигательной активности для развития детского организма…………………………………………………………............................7
1.2. Принципы построения двигательного режима в дошкольном учреждении………………………………………………………………………....12
1.3. Двигательный режим детей третьего года жизни в течение дня пребывания в дошкольном учреждении………………...............................16
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ I……………………………………………………………22

Глава ii. руководство ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТью детей третьего года жизни
2.1. Диагностика двигательной активности детей третьего года жизни………………………………………………………………………………..24
2.2. Руководство двигательной активностью детей третьего года жизни посредством создания индивидуальных программ регулирования двигательной активности детей третьего года жизни…………………………………………..34
2.3. Результаты апробации индивидуальных программ регулирования двигательной активности детей третьего года жизни………..39
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ II…………………………………………………………..44

ВЫВОДЫ………………………………………………………………..46


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………49

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа ИЗО деятельность.doc

— 564.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……3

Глава  I.    ОРГАНИЗАЦИЯ      ДВИГАТЕЛЬНОГО   РЕЖИМА   В           ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

1.1.  Значение  двигательной  активности   для   развития   детского      организма…………………………………………………………............................7

1.2.  Принципы    построения   двигательного    режима    в     дошкольном  учреждении………………………………………………………………………....12

1.3. Двигательный  режим   детей   третьего  года   жизни   в     течение  дня   пребывания  в  дошкольном учреждении………………...............................16

ВЫВОДЫ К  ГЛАВЕ  I……………………………………………………………22

 

Глава ii.   руководство   ДВИГАТЕЛЬНОЙ   АКТИВНОСТью   детей третьего года жизни

2.1. Диагностика   двигательной   активности  детей   третьего  года жизни………………………………………………………………………………..24

2.2. Руководство двигательной  активностью детей третьего года  жизни посредством создания индивидуальных программ регулирования  двигательной активности  детей третьего года жизни…………………………………………..34

2.3. Результаты   апробации   индивидуальных    программ                      регулирования двигательной активности детей третьего года жизни………..39

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ II…………………………………………………………..44

 

ВЫВОДЫ………………………………………………………………..46

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………49

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………….....................53

ВВЕДЕНИЕ

 

В процессе физического  воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Среди оздоровительных задач  особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.

В Базовой программе  развития ребёнка дошкольного возраста  «Я в мире» [1], обращается внимание на то, что организация детской жизнедеятельности должна предусматривать разнообразную двигательную деятельность.

   Особое значение движения имеют в раннем возрасте. В первые годы жизни  двигательная  активность является основой всестороннего развития ребенка. В детстве закладывается фундамент здоровья и физического развития ребёнка.  Успех в любой деятельности во многом определяется физическим состоянием ребенка. Детский организм остро реагирует на незначительные отклонения от нормы в окружающей среде, что связано с его развитием и недостаточной функциональной зрелостью отдельных органов и систем. Связи между соматическими и психическими процессами более тесные, чем у взрослых. Поэтому решение многих педагогических задач должно осуществляться с обязательным учетом физических возможностей и состояния ребенка.

  Исследование двигательной активности детей и подростков ведутся во многих странах мира. Интерес к различным аспектам этой проблемы обусловлен взаимосвязью двигательной активности и здоровья человека, что особенно ярко обнаруживается в период роста и  созревания организма. Двигательная деятельность является целесообразным проявлением двигательной активности и в конечном итоге определяет оптимальное развитие организма. Вот почему на протяжении многих веков сфера двигательной деятельности человека привлекала и привлекает внимание исследователей. Учеными ведется активный поиск методов изучения двигательной активности детей,  которые позволили бы оценить оптимальный режим физической активности.  Тем не менее, вопрос физической активности в детском возрасте остается одним из актуальных в методике физического воспитания.

Вопросы организации  двигательной активности, её влияния  на организм детей рассматривали  учёные -  педагоги, психологи, философы, физиологи, гигиенисты: Э.С. Вильчковский, Ю.Н. Вавилов, Л.Д. Глазырина, Т.И. Дмитренко, Н.Ф. Денисенко, А.В. Кенеман, Н.Н. Кожухова, М.М. Кольцова,  М.В. Мащенко, И.В. Муравов, Т.И. Осокина М.А. Рунова, Э.Я. Степаненкова, А.Г. Сухарев, Н.А. Фомин, В.Г. Фролов, Д.В. Хухлаева, В.Н. Шебеко, В.А. Шишкина,  Г.П. Юрко и др. Авторы отмечают влияние двигательной активности на повышение обмена веществ, рост и развитие таких физиологических систем ребёнка, как сердечно - сосудистая, дыхательная и др., выделяют зависимость двигательной активности от пола, возраста, особенностей высшей нервной деятельности, телосложения, биологических и социальных факторов, климатических условий, от уровня постановки физического воспитания в детских учреждениях.

Характерной особенностью современного образа жизни детей  является уменьшение объема двигательной активности, снижение мышечных затрат в сочетании с нервно-психическими перегрузками. Недостаточная двигательная активность отрицательно сказывается на физическом состоянии: замедляется рост, снижается сопротивляемость инфекционным заболеваниям, умственной работоспособности; приводит к задержке формирования двигательных навыков и умений. Тем более актуально утверждение Ю.И. Вавилова [43], что в настоящее время не известно более физиологического метода стимуляции различных систем человеческого организма, чем мышечная деятельность.

  Современные условия нашей жизни ограничивают двигательную активность  детей. Любимые нами «прятки» и «салки» уступили место компьютерным играм и мультсериалам. А ведь движение – это ключ к формированию всех основных систем и функций организма, без них ребенок не может вырасти здоровым.

Таким образом, для гармоничного развития ребёнка воспитание двигательной активности должно стать одним из обязательных режимных моментов в детских учреждениях и семье, так как своевременное развитие двигательной активности оказывает влияние на развитие психических процессов детей, а это в свою очередь способствует умственному развитию.

Двигательная деятельность ребёнка третьего года  жизни  должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма.

Решающий фактор в  организации двигательного режима детей третьего года жизни  - это  оптимальные физические нагрузки, разнообразие средств и форм организации деятельности детей, а также индивидуально - дифференцированный подход  в процессе физического воспитания.

Содержательная сторона  двигательного режима детей в  течение дня должна быть направлена на развитие умственных, духовных и  физических способностей детей.

В настоящее время  в теории  и практике существует противоречие  между необходимостью создавать оптимальный двигательный режим с учётом индивидуально-дифференцированного подхода и отсутствием показателей двигательной активности для детей раннего  возраста.

Всё вышесказанное позволило определить тему исследования:  «Руководство двигательной активностью детей третьего года жизни».

Объект исследования: процесс физического воспитания детей третьего года  жизни.

Предмет исследования:  индивидуальные программы регулирования двигательной активности детей третьего года жизни как средство организации двигательной деятельности.

Цель исследования:  на основе изучения двигательной активности детей третьего года жизни создать и апробировать индивидуальные программы её регулирования.

Гипотеза исследования: использование индивидуальных программ регулирования двигательной активности  позволит оптимизировать процесс самостоятельной двигательной деятельности по объёму и продолжительности, а также, разнообразить двигательный опыт детей третьего года жизни.

    Задачи исследования:

  1. Проанализировать теоретическую  и методическую литературу по проблеме исследования;
  2. Подобрать диагностические методики и исследовать двигательную активность детей третьего года жизни;
  3. Создать индивидуальные программы регулирования двигательной активности детей третьего года жизни;
  4. Апробировать и оценить результаты использования индивидуальных программ регулирования двигательной активности детей третьего года жизни.

Методы научно-педагогического  исследования: теоретические -   теоретический анализ исследования проблемы на основе изучения и систематизации психолого – педагогической и методической литературы; экспериментальные - наблюдение, шагометрия, хронометраж, анкетирование, математическая обработка данных, эксперимент.

База исследования: исследование проводилось в  ДОУ № 107, 123 г. Севастополя в группах №1, 6. в период с 1 по 20 ноября. В исследовании приняло участие 20  детей третьего года жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕжДЕНИИ

             1.1. Значение двигательной активности для развития  детского

организма

 

Двигательная активность детей  дошкольного возраста является естественной биологической потребностью, степень удовлетворения которой во многом определяет дальнейшее структурное и функциональное развитие их организма. Как отмечает И.В. Муравов,  оптимальная, правильно организованная в детстве двигательная активность создает предпосылки для нормальной жизнедеятельности организма взрослого человека, долголетней творческой жизни. Двигательная активность выполняет роль своеобразного регулятора роста и развития молодого организма, является необходимым условием для становления и совершенствования человека как биологического существа и социального субъекта.

Э.С. Вильчковский  отмечал, что “ двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка». По мнению  Т.И. Дмитренко, под двигательной активностью следует понимать неотъемлемый и сложный комплекс поведения человека, зависящий от биологических и внешних факторов. Н.А. Фомин предлагает определять двигательную активность как естественную основу накопления резервов здоровья человека. С.Я. Лайзене рассматривает двигательную активность как решающий фактор, определяющий морфологическое и функциональное развитие двигательного анализатора. Э.А. Степаненкова  определяет двигательную активность как «...основу индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка».

Таким образом, двигательная активность — это биологическая потребность организма в движении, от степени удовлетворения которой, зависят уровень здоровья детей, их физическое и общее развитие.

Двигательная активность — важное условие всестороннего  развития детей младшего дошкольного возраста.

Формирование двигательной функции детей, по мнению Э.С. Вильчковского,  в значительной степени предопределяется влиянием социальной среды, в комплекс основных факторов которой входят: целенаправленное педагогическое воздействие на развитие двигательной сферы дошкольника, обстановка, в которой живут дети в дошкольном учреждении и семье, создание оптимальных условий для удовлетворения их двигательной активности и др.

На формирование двигательной функции дошкольников значительное влияние оказывает их двигательная активность, под которой подразумевается количество движений (локомоций), выполняемых ребенком в процессе повседневной жизнедеятельности в период бодрствования на конкретном отрезке времени (день, неделя, месяц).

Научными исследованиями, проведёнными Е.Н. Вавиловой, определено, что двигательная активность детей — функция переменная, обусловленная многочисленными социальными, биологическими и природными факторами: режимом, состоянием здоровья, развитием двигательных координаций и их связей с вегетативными системами, климатическими условиями.

По высказыванию М.В. Мащенко, движения являются важнейшей составной частью любого вида деятельности и многих психических процессов. Постоянный приток проприоцептивной импульсации, возникающей при мышечной деятельности, всесторонне стимулирует развитие дошкольников в физическом, сенсорном и интеллектуальном плане.

Активная моторная деятельность для растущего организма имеет  особое значение как фактор, способствующий развитию и воспитанию личности ребенка в целом. Только в период овладения разнообразными двигательными умениями и навыками совершенствуется психомоторные и вегетативные функции, улучшается качественная сторона двигательной деятельности, развиваются физические возможности детей.

Практика физического воспитания и многочисленные исследования М.А. Руновой, проведенные в данном направлении, свидетельствуют о существенном влиянии движений на развитие, состояние здоровья и работоспособность детей. При этом высокая тренированность повышает устойчивость организма к негативному влиянию внешней среды — повышению температуры, гипоксии, инфицированию туберкулезной палочкой и к общему гамма-облучению.

Известный гигиенист  и педагог Г.Г. Грохольский писал, что бегающий, играющий и прыгающий ребенок глубоко и часто дышит, сердце его сильно бьется, разгораются щеки, он приходит в приятное возбужденное состояние. Врачебные наблюдения и подробное исследование здоровья детей показывают, какую огромную пользу здоровью приносят  физические упражнения, особенно если они совершаются на чистом воздухе.

Режим малоподвижности (гиподинамии) влечет за собой ряд нежелательных для ребенка последствий. Н.Н. Кожухова пишет о том, что ограничение мышечной деятельности приводит к задержке гармонического развития организма. При этом происходит нарушение функции и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, уменьшается иммунобиологическая резистентность (сопротивляемость) растущего организма, что, в конечном итоге, отражается на здоровье детей. Избыточную массу тела дошкольников за счет жироотложения также можно считать одним из характерных признаков режима малоподвижности.

Информация о работе Руководство двигательной активностью детей третьего года жизни