Руководство двигательной активностью детей третьего года жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 15:44, курсовая работа

Краткое описание

Исследование двигательной активности детей и подростков ведутся во многих странах мира. Интерес к различным аспектам этой проблемы обусловлен взаимосвязью двигательной активности и здоровья человека, что особенно ярко обнаруживается в период роста и созревания организма. Двигательная деятельность является целесообразным проявлением двигательной активности и в конечном итоге определяет оптимальное развитие организма. Вот почему на протяжении многих веков сфера двигательной деятельности человека привлекала и привлекает внимание исследователей. Учеными ведется активный поиск методов изучения двигательной активности детей, которые позволили бы оценить оптимальный режим физической активности. Тем не менее, вопрос физической активности в детском возрасте остается одним из актуальных в методике физического воспитания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……3
Глава I. ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
1.1. Значение двигательной активности для развития детского организма…………………………………………………………............................7
1.2. Принципы построения двигательного режима в дошкольном учреждении………………………………………………………………………....12
1.3. Двигательный режим детей третьего года жизни в течение дня пребывания в дошкольном учреждении………………...............................16
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ I……………………………………………………………22

Глава ii. руководство ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТью детей третьего года жизни
2.1. Диагностика двигательной активности детей третьего года жизни………………………………………………………………………………..24
2.2. Руководство двигательной активностью детей третьего года жизни посредством создания индивидуальных программ регулирования двигательной активности детей третьего года жизни…………………………………………..34
2.3. Результаты апробации индивидуальных программ регулирования двигательной активности детей третьего года жизни………..39
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ II…………………………………………………………..44

ВЫВОДЫ………………………………………………………………..46


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………49

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа ИЗО деятельность.doc

— 564.00 Кб (Скачать файл)

По мнению О.А. Маталыгиной [24], воспитатель должен изучать действительный период пребывания детей в дошкольном учреждении в зависимости от режима работы родителей. Малышей, которые рано приходят в дошкольное учреждение, следует привлекать к активным действиям, не дожидаясь других: возможно, вечером они раньше пойдут домой, и тогда не будут участвовать в играх и развлечениях. А у детей, которые вечером задерживаются, следует именно тогда компенсировать недостаток физических нагрузок.

Подбор средств физического  воспитания для утреннего периода  подчиняется задаче - создать у детей бодрое, деятельное состояние, способствовать организованному, уравновешенному поведению, повышению умственной активности. Важное значение приобретает формирование положительных эмоций.

Положительные результаты, как отмечает Е.Н. Вавилова [8],  дает привлечение детей к основным движениям. Е.А. Тимофеева [40; 41] предлагает использовать подвижные игры и развлечения с основными движениями. С помощью этих средств можно быстро оживить их физиологическое состояние.

Утром детям следует предлагать немного игр или развлечений, например, два, но важно, чтобы в них воспитанники энергично двигались в течение определенного периода. Продолжительность их проведения для детей 3 г. жизни  – 8-10 мин.  К утренней игре или развлечениям детей следует привлекать по мере их прибытия в дошкольное учреждение

Уже перед началом  занятий, после завтрака, следует  поощрять подвижность детей, следя лишь, чтобы она была небольшая по нагрузке. Дети могут ходить, двигать моторные игрушки, раскладывать предметы строительного материала и др.

Н.М. Аксарина [7] отмечает, что в режиме дня нужно четко определить время для занятий так, чтобы обеспечить правильную смену самостоятельной деятельности и занятий на протяжении всего дня.

Физкультурное занятие во всех возрастных группах состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.

Задачи вводной части — повышать эмоциональный настрой детей, активизировать их внимание, постепенно готовить организм к предстоящей физической нагрузке. Для детей раннего возраста такая подготовка не сложна — ходьба или короткая пробежка (без специального обучения).

Основная часть состоит  из общеразвивающих упражнений. Именно эта часть определяет качественное содержание занятия и выполняет важную задачу — обучения новым движениям (формирование точного двигательного навыка) или совершенствования и закрепления имеющихся навыков (обязательно при наличии пособия). Основная часть заканчивается подвижной игрой, которая содержит одно или несколько основных движений.

К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина [30] отмечают, что в работе с детьми раннего возраста не следует перегружать занятия гимнастикой, игровыми сюжетами и ситуациями, так как это отвлекает ребенка от основной задачи — добиться хорошего качества движения. Надо суметь так построить и провести занятие, чтобы само упражнение было для малыша увлекательным.

Задачи заключительной части — обеспечить постепенный  переход от повышенной мышечной деятельности к спокойной, уменьшить двигательное возбуждение детей, сохранив у них бодрое настроение. Это достигается в основном самостоятельным одеванием малышей после занятия.

К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина [30] показателями правильно составленного гимнастического комплекса и правильно проведенного занятия считают:

  1. Наличие упражнений для всех мышечных групп.
  2. Подбор упражнений с учетом особенностей данного возрастного периода детей.
  3. Чередование работы и отдыха (чередование исходных положений, работы мышечных групп, коллективных и индивидуальных упражнений).
  4. Показатель достаточной функциональной нагрузки ребенка — результат хронометража его поведения на занятии (проводится медицинским работником), а также результат оценки двигательной активности малыша, т.е. общей и моторной плотности.

Двигательная активность детей 3 г.ж. в период прогулки по мнению И.В. Муравова [26], зависит от определенных факторов. Её повышает имеющийся у детей двигательный опыт, который накапливается, прежде всего, на занятиях по физкультуре. На них создаются благоприятные  условия для разучивания техники различных движений. Если движения изучаются в физических упражнениях, то на прогулке они закрепляются ещё и  в играх и развлечениях. Например, на занятии  дети учились строиться в круг, ходить и бегать по кругу, соблюдая его правильную  форму. Вскоре во время прогулки им предложили игру «Карусели», где понадобились приобретённые  умения.  Общее требование к двигательному режиму - разнообразие мероприятий - можно выполнить на прогулке, если для этого есть реальные условия.

Е.Н. Вавилова [8] считает, что двигательная активность детей на прогулке зависит у того, насколько полно используются основные движения.  Нужно, чтобы разные основные движения непрерывно чередовались в течение всего года с постепенным усложнением  их, тогда эти средства будут сохранять доступность и привлекательность. Учитывая сезон, для прогулки подбирают такие основные движения, которые соответствуют климатическим условием.  Скажем, зимой детям самое доступное подпрыгивания, а летом, когда они освобождаются от тяжелой одежды и обуви и более сложные виды прыжков. Но чтобы это стало возможным, зимой в условиях помещения дети должны изучать сложные виды прыжков и другие сложные движения, которые трудно выполнять на зимней площадке.

Структура прогулки, как отмечает Л.Д. Глазырина [12], сложна -  в ней решаются различные задачи всестороннего развития детей. Следовательно, меры двигательного режима нужно согласовывать с другими - наблюдением, трудом, самодеятельными играми детей во время их пребывания на воздухе, индивидуальной работой. Каждый из них имеет различную педагогическую направленность, неодинаковую величину и характер нервной или физической нагрузки.

Средства двигательного  режима на прогулке с максимумом нагрузок, которые употребляются в виде комплекса, приближаются по продолжительности к занятиям по физической культуре и проводятся 2-3 раза в неделю. Подобный комплекс с детьми младшего дошкольного возраста  длится до 15 мин.

Комплекс с максимумом нагрузок, как считает В.М. Сотникова [34],  можно начинать примерно после 25-30 мин пребывания на свежем воздухе (в теплое время года). При этом учитывается время на адаптацию детского организма к действию природных факторов, на переход к другим видам деятельности.

В дни, когда проводится занятия по физической культуре, на прогулке, по утверждению Т.И. Дмитриенко [17],  следует уменьшать количество мероприятий двигательного режима или устраивать большие перерывы: до 15-20 минут между каждым из мероприятий, в которых дети могут заниматься другими видами деятельности.

Насыщая прогулку разнообразными мероприятиями, как считает М.А. Рунова [32; 33],  воспитатель должен помнить, что двигательная активность детей в ней с течением времени снижается. Независимо от содержания прогулки, минут за 10-15 до ее конца подвижность детей желательно ограничить. Это делается для того, чтобы предотвратить переутомление, обеспечить спокойный переход к обеду и дневному отдыху.

После дня отдыха у  детей повышается работоспособность, хотя ее уровень не превышает того, что наблюдается в первой половине дня. Восстановленная  работоспособность сохраняется в течение ближайших двух часов, а затем начинает снижаться. Именно этот благоприятный период желательно использовать для проведения (наряду с другими) мер физического воспитания: корригирующей гимнастики (сразу после сна), подвижной игры, развлечений или элементов танцев (на вечерней прогулке).

Корригирующая гимнастика - это мероприятие, направленное на дальнейшее укрепление опорно-двигательного аппарата у детей, формирования правильной осанки, предупреждение плоскостопия. Она дает возможность предупреждать искривление осанки у тех, кто считается практически здоровым. У многих из них вследствие слабости, недостаточной силы мышц, привычки неправильно держать туловище или по другим причинам возникают нарушения осанки в виде функциональных отклонений, которые можно устранить. В состав комплексов такой гимнастики, по мнению М.В. Мащенко [25],  включают упражнения общеразвивающие и основные движения. Е.Н. Вавилова, А.Г. Сухарев [8, 36] рекомендуют в состав комплексов корригирующей гимнастики широко применять упражнения в положении лежа на спине, на животе, на боку.

Т.И. Дмитренко [16] подчёркивает, что комплекс корригирующей гимнастики за построением напоминает утреннюю: упражнениями охватывают мышцы, начиная с группы плечевого пояса, далее - мышцы туловища, нижних конечностей, опять туловища или плечевого пояса. В его содержания в середине или в конце включают упражнения на статическое дыхание.

На вечерней прогулке нужно предоставлять детям возможности свободно играть, по собственному желанию использовать разные принадлежности. Им предлагают знакомые подвижные игры, развлечения.

 Итак, мы рассмотрели  особенности режима детей 3 г.  жизни в период пребывания в дошкольном учреждении и можем сделать выводы о том, что в двигательный режим детей 3 г. жизни в течение дня входят: физические упражнения во время утренней гимнастики, утренняя гимнастика и корригирующая гимнастика после дневного сна, занятие по физической культуре, двигательные действия во время познавательных занятий, подвижные игры и дидактические упражнения во время дневной и вечерней прогулок, индивидуальные двигательные действия.

 

ВЫВОДЫ  К  ГЛАВЕ  I

1. На основании анализа психолого-педагогической и методической  литературы, мы можем сделать вывод о том, двигательная активность ребёнка –естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием  его всестороннего развития и воспитания. Двигательная активность выполняет роль своеобразного регулятора роста и развития молодого организма, является необходимым условием для становления и совершенствования человека как биологического существа и социального субъекта. Движения являются важнейшей составной частью любого вида деятельности и многих психических процессов. Режим малоподвижности (гиподинамии) влечет за собой ряд нежелательных для ребенка последствий. Исследования, проведенные в этом направлении, показывают, что двигательная активность ребенка в значительной степени обусловлена предложенным ему двигательным режимом. Особенности его могут быть направлены, как на ограничение двигательной активности, так и на создание оптимального двигательного режима. В этой связи систематическое изучение двигательной активности дошкольников очень важно для эффективности организации физического воспитания в детском саду.

2. Ведущим научным принципом двигательного режима являются: принцип оздоровительной направленности. Этот принцип пронизывает всю систему физического воспитания, которой присущ гуманный характер.  Оздоровительный эффект режима зависит от характера нагрузок. Для его усиления объединяют разные по длительности и величине нагрузки в соответствии с изменениями в состоянии детского организма. Оздоровительное влияние режима зависит от характера мышечной деятельности детей. Особенно полезно для детей упражнение с основными движениями и общеразвивающие. Не менее значимыми являются дидактические принципы построения двигательного режима детей 3 г. жизни: принцип систематичности и принцип активности.

3. В двигательный режим детей 3 г. ж.  в течение дня входит: физические упражнения во время утренней гимнастики, утренняя гимнастика и корригирующая гимнастика после дневного сна, занятие по физической культуре, двигательные действия во время познавательных занятий, подвижные игры и дидактические упражнения во время дневной и вечерней прогулок, индивидуальные двигательные действия.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. РУКОВОДСТВО  ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТЬЮ

ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

2.1. Диагностика  двигательной активности детей третьего года жизни

 

Для характеристики двигательной активности детей 3 года жизни  нами была проведёна исследовательская работа на базе ДОУ № 107, 123 в городе Севастополе, в группах раннего возраста № 1, 6.  Общее количество детей составило 20 человек.   Дети одинаковые по возрасту, группа работает по Базовой программе  развития ребёнка дошкольного возраста «Я в мире».

Целью проведения исследовательской  работы было изучение и характеристика двигательной активности у детей 3 года жизни, а именно:

- отследить количество  основных двигательных действий (локомоций) в ходе организованной и произвольной двигательной деятельности ребенка на протяжении дня  (период пребывания его в дошкольном учреждении);

- выявить предпочтения  детей в выборе игрушек, побуждающих  к двигательной активности.

В процессе проведения исследовательской работы на этапе констатирующего эксперимента были поставлены задачи: подобрать диагностические методики для исследования двигательной активности детей; исследовать двигательную активность детей 3 года жизни и дать её характеристику; описать критерии и показатели двигательной активности детей 3 г.ж.

Во время  исследовательской  работы использовались методы: шагометрия,  хронометраж, наблюдение, метод математической статистики, нахождение среднего арифметического.

Для характеристики двигательной активности детей 3 г. ж. в течение 9-ти часового периода пребывания в ДУУ  нами составлена критериальная характеристика. В качестве критериев выступили:

  1. объём двигательной активности - количество  основных двигательных действий (локомоций), совершаемых ребёнком в ходе организованной и произвольной двигательной деятельности ребенка на протяжении 9-ти часового периода пребывания в ДУУ;
  2. предпочтения ребёнка  3 г.ж.  в выборе игрушки и двигательные  действия, осуществляемые  с ней.
  3. преобладающие виды движений   ребёнка 3 г.ж.
  4. интерес ребёнка 3 г.ж. к двигательным действиям.

Информация о работе Руководство двигательной активностью детей третьего года жизни