Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 15:44, курсовая работа
Исследование двигательной активности детей и подростков ведутся во многих странах мира. Интерес к различным аспектам этой проблемы обусловлен взаимосвязью двигательной активности и здоровья человека, что особенно ярко обнаруживается в период роста и созревания организма. Двигательная деятельность является целесообразным проявлением двигательной активности и в конечном итоге определяет оптимальное развитие организма. Вот почему на протяжении многих веков сфера двигательной деятельности человека привлекала и привлекает внимание исследователей. Учеными ведется активный поиск методов изучения двигательной активности детей, которые позволили бы оценить оптимальный режим физической активности. Тем не менее, вопрос физической активности в детском возрасте остается одним из актуальных в методике физического воспитания.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……3
Глава I. ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
1.1. Значение двигательной активности для развития детского организма…………………………………………………………............................7
1.2. Принципы построения двигательного режима в дошкольном учреждении………………………………………………………………………....12
1.3. Двигательный режим детей третьего года жизни в течение дня пребывания в дошкольном учреждении………………...............................16
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ I……………………………………………………………22
Глава ii. руководство ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТью детей третьего года жизни
2.1. Диагностика двигательной активности детей третьего года жизни………………………………………………………………………………..24
2.2. Руководство двигательной активностью детей третьего года жизни посредством создания индивидуальных программ регулирования двигательной активности детей третьего года жизни…………………………………………..34
2.3. Результаты апробации индивидуальных программ регулирования двигательной активности детей третьего года жизни………..39
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ II…………………………………………………………..44
ВЫВОДЫ………………………………………………………………..46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………49
В ходе изучения и характеристики ДА детей 3 г.ж. нами были выявлены следующие уровни: выше среднего, средний, ниже среднего и низкий. Никто из обследуемых детей не проявил высокого уровня ДА.
Результаты проведения констатирующего эксперимента в экспериментальной группе отражены на рис. 2.1.
Рис. 2.1. Уровни ДА детей 3 г.ж. на этапе констатирующего
эксперимента в экспериментальной группе
Анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы: высокий уровень ДА нами выявлен не был; уровень ДА выше среднего выявлен у 10 % детей; средний уровень ДА выявлен у 20 % детей; уровень ДА ниже среднего выявлен у 40 % детей ; низкий уровень ДА выявлен у 30 % детей.
Результаты проведения констатирующего эксперимента в контрольной группе отражены на рис. 2.2.
Рис. 2.2. Уровни ДА детей 3 г.ж. на этапе констатирующего
эксперимента в контрольной группе
Анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы: высокий уровень ДА нами выявлен не был; уровень ДА выше среднего выявлен у 10 % детей; средний уровень ДА выявлен у 20 % детей; уровень ДА ниже среднего выявлен у 30 % детей; низкий уровень ДА выявлен у 40 % детей.
Таким образом, высокий уровень ДА в обеих группах нами выявлен не был; уровень ДА выше среднего одинаков в и в 1-й, и во 2-й группах - выявлен у 10 % детей; средний уровень ДА в ЭГ и в КГ выявлен у 20 % детей; уровень ДА ниже среднего различен: в ЭГ выявлен у 30% детей, в КГ – у 40% детей; низкий уровень ДА также различен: в ЭГ выявлен у 30% детей, в КГ – у 40 % детей.
Результаты исследования уровня ДА детей 3 г.ж. позволяют нам подтвердить необходимость оптимального регулирования ДА с учётом индивидуальных особенностей детей 3 г.ж.
Также нами были проведены игры- тесты для выявления двигательных предпочтений детей.
1. Кирилл Г., Даня Д., Наташа К. из предложенных игрушек выбрали куклу и мишку. Дети носили их на руках, пеленали, укладывали спать. При этом двигательная активность была невысокой.
Аня П., Паша П., Соня Е. из предложенных игрушек выбрали мяч. Дети бегали с ним по всему физкультурному залу, подбрасывали вверх. При этом двигательная активность была высокой.
2. При игре с мячом Ани П., Паши П., Сони Е. преобладали быстрые движения: бег, бросание вдаль. Интенсивность движений высокая. Игру дети прекращали самостоятельно.
В игре с мячом у Кирилла Г., Дани Д., Наташи К. преобладали спокойные движения (катание мяча сидя). Интенсивность движений низкая. Игру дети прекращали самостоятельно.
Итак, после проведения нами игр-тестов, мы можем сделать выводы о том, что двигательная активность детей взаимосвязана с их двигательными предпочтениями. Те дети, которые выбирали такие игрушки, как кукла, мишка, были малоподвижны, выполняли однообразные движения, а дети, выбравшие мяч, проявили более высокую двигательную активность – бегали, прыгали, подбрасывали мяч.
Исходя из полученных нами в ходе исследования результатов, дальнейшая работа будет направлена на повышение и регулирование показателей двигательной активности посредством использования игровых методов обучения и предполагает составление индивидуальных программ регулирования двигательной активности детей 3 г.ж.
2.2. Руководство двигательной активностью детей третьего года жизни посредством создания индивидуальных программ регулирования двигательной активности детей третьего года жизни
Целью формирующего эксперимента было руководство двигательной активностью детей 3 г.ж. с учётом их двигательных предпочтений и интересов посредством использования игровых методов.
Задачи:
1. Разработать индивидуальные программы регулирования двигательной активности детей 3 г.ж. с учётом их двигательных предпочтений и интересов
2. Апробировать разработанные нами индивидуальные программы регулирования двигательной активности детей 3 г.ж.
Наша работа предполагала составление индивидуальных программ регулирования ДА. Основанием для этого явились полученные нами в ходе исследования двигательной активности детей 3 г.ж. данные (ВС – 6927 тыс. шагов, С – 6067 тыс. шагов, НС – 5010 тыс. шагов, Н. 3160 тыс. шагов.) Они показали, что среди испытуемых преобладали следующие уровни ДА: выше среднего, средний, ниже среднего, низкий (в сравнении с данными О. В.А. Шишкиной [47, С. 5] – 2 г. – 5,5 тыс. шагов, 2,5 г. – 6,3 тыс. шагов, 3 г. – 6,8 тыс. шагов в день
Цель создания индивидуальных программ регулирования ДА детей 3 г.ж.: руководство двигательной активностью детей 3 г.ж. с учётом их двигательных предпочтений и интересов, обогащение двигательного опыта детей.
Задачи:
- сохранение и укрепление здоровья детей;
- поддержание и закрепление естественного интереса к движениям;
- создание среды, способствующей обогащению двигательного опыта;
- создание условий для преобладания положительных эмоций при выполнении общеразвивающих упражнений, основных видов движений, а также игровых упражнений с учётом двигательных предпочтений и интересов каждого ребёнка 3 г.ж;
- формирование у родителей необходимых знаний об организации двигательной деятельности их ребёнка дома.
В процессе работы над составлением индивидуальных программ регулирования двигательной активности детей 3 г.ж., мы учитывали индивидуальные показатели ДА, двигательный опыт, функциональные возможности организма каждого ребёнка, а также его двигательные предпочтения, интересы и придерживались следующих принципов: принцип индивидуализации, принцип систематичности, принцип активности, принцип оздоровительной направленности, принцип оптимального количества произвольных движений, принцип оптимальности физических нагрузок в соответствии с функциональными возможностями организма. Принцип индивидуализации - предполагает необходимость учета функциональных возможностей организма малыша, предусматривает выполнение коррегирующих упражнений, варьирование объёма и интенсивности упражнений, что способствует обогащению двигательных умений. Принцип активности предполагает высокую степень самостоятельности и инициативы со стороны ребёнка. Принцип систематичности обеспечивается последовательностью, преемственностью материала. Однако преемственность режимных процессов достигают не только переходом от простых упражнений к сложным, но и повторением тех же упражнений с некоторыми элементами новизны.
Индивидуальные программы регулирования двигательной активности детей третьего года жизни представляют собой принципиально новый вид программ, главной отличительной особенностью которых является ориентация на полную индивидуализацию в выборе программных задач и технологий их решения.
Выделив в ходе исследования ДА детей 3 г.ж. группы детей с низким, ниже среднего, средним и выше среднего уровнями двигательной активности, учитывая их двигательный опыт и функциональные возможности их организма, мы можем организовать двигательную деятельность детей в течение 9-ти часового периода пребывания в дошкольном учреждении индивидуально или объединить детей в подгруппы (2—3 человека - при условии сходных задач обучения).
Определив двигательные
предпочтения, желания и интересы
детей, у нас появляется
Наша работа по составлению индивидуальных программ регулирования ДА проводилась поэтапно:
1. Составление карт индивидуального физического развития с отображением в них: антропометрических данных, групп здоровья, уровня двигательной активности, двигательных предпочтений и двигательной подготовленности.
2. Подбор, разработка и систематизация специального методического материала, соответствующего возрастным и индивидуальным особенностям детей: игровых упражнений, упражнений общеразвивающего характера, которые целесообразно включать в программы физического развития детей с учётом их индивидуальных особенностей.
Основным средством обогащения двигательного опыта детей 3 г.ж., на наш взгляд, должны быть игровые упражнения (Приложение В). Это обусловлено тем, что у малыша заметно преобладание процессов возбуждения над процессами торможения, поэтому длительно выполнять монотонную работу он не может. В процессе игры ребенок реализует, раскрывает себя. Обеспечивая быструю смену ситуаций, игровая деятельность соответствует возрастным особенностям соотношения возбудительно-тормозных процессов в ЦНС, что делает ее особенно привлекательной для ребенка. Вот почему ребенок в игре может проводить длительное время, а монотонная, хотя и гораздо менее интенсивная работа довольно быстро вызывает у него утомление. Важным моментом при планировании материала являлось распределение игровых упражнений с учетом их интенсивности и сложности. При подборе определенного сочетания игровых и физических упражнений нужно предусматривать чередование таких видов основных движений, которые дети могли бы с интересом повторять по нескольку раз.
3. Работа с педагогическим коллективом через проведение консультирования по реализации индивидуальных программ регулирования двигательной активности ребёнка 3 г.ж.
Внедрение в практику работы детского сада индивидуальных программ физического воспитания предполагает обширную подготовку педагогического коллектива ДОУ к такой деятельности. Сюда входят: общая теоретическая подготовка, внедрение нововведений в практику работы, анализ полученного опыта, разработка нового методического материала. Задачи работы с педагогами: повышение компетентности педагогов в вопросах организации оптимального двигательного режима для детей 3 г.ж.; создание мотивации у педагогов с целью улучшения показателей двигательной активности детей раннего возраста. На данном этапе наиболее эффективно применение различных форм консультирования педагогов, включающих в себя: общие теоретические консультации, групповые консультации, индивидуальные консультации. К опосредованным формам консультирования мы относим подготовку рекомендаций (Приложение А).
4. Работа с родителями с целью повышения их компетентности в вопросах организации оптимального двигательного режима ребёнка 3 г.ж.
Одним из важных условий реализации программ индивидуального физического развития является сотрудничество педагогического коллектива детского сада с родителями ребенка. В связи с этим, важное место в поисково-исследовательской деятельности отводилось работе с родителями. Основными задачами работы с родителями в процессе реализации индивидуальных программ регулирования двигательной активности являются: повышение компетентности родителей в вопросах организации оптимального двигательного режима ребёнка 3 г.ж.; привлечение семей к участию в физическом воспитании своих детей на основе педагогики сотрудничества. Исходя из этих задач строилась система работы с родителями, включающая в себя взаимодействие педагога с родителями с целью повышения грамотности родителей по организации двигательной деятельности ребенка в семье.
Работа с родителями включала в себя следующие этапы: создание общей установки на совместное решение задач физического развития; знакомство родителей с программами индивидуального физического развития; реализация единого согласованного индивидуального подхода к ребенку.
5. Внедрение разработанного нами методического материала в педагогический процесс с целью оптимизации ДА и формирования необходимых двигательных умений.
Таким образом, индивидуальная программа регулирования ДА детей 3 г.ж. жизни состоит из следующих блоков:
1. Карта индивидуального физического развития с отображением в ней: антропометрических данных, групп здоровья, уровня двигательной активности, двигательных предпочтений и двигательной подготовленности.
2. Общие методические рекомендации к программе воспитателям дошкольного учреждения — индивидуальные методические рекомендации для воспитателей и инструкторов по физической культуре.
3. Рекомендации родителям ребёнка – содержат материал для проведения индивидуальных бесед, консультаций.
4. Карта реализации индивидуальной программы регулирования двигательной активности ребёнка 3 г.ж., в которой отражена ее структура, предусмотрены графы для отметок воспитателей о её проведении и полученных результатах (предполагается свободная форма ведения записи).
Пример индивидуальной программы руководства двигательной активностью ребёнка 3 г.ж. представлен нами в Приложении А.
2.3. Результаты апробации индивидуальных программ регулирования двигательной активности
После внедрения программы формирующего эксперимента нами был проведён контрольный эксперимент.
Динамика результатов ДА детей 3 г.ж. в экспериментальной группе представлена в табл. 2.3.
Динамика результатов двигательной активности детей 3 г.ж.
в экспериментальной группе
№ |
Ф.И. ребёнка |
Средние показатели ДА за 9-ти часовой период пребывания в д/у; объём, тыс.шагов |
Уровни ДА |
Констатирующий эксперимент | |||
1 |
Дима П. |
6927 |
ВС |
2 |
Аня П. |
6067 |
С |
3 |
Соня Е. |
5967 |
С |
4 |
Матвей В. |
5048 |
НС |
5 |
Даня Д. |
5010 |
НС |
6 |
Саша З. |
5135 |
НС |
7 |
Соня Г. |
4944 |
НС |
8 |
Кирилл Г. |
3774 |
Н |
9 |
Сергей Е. |
3584 |
Н |
10 |
Нина К. |
3160 |
Н |
Информация о работе Руководство двигательной активностью детей третьего года жизни