Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 09:50, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение особенностей развития нравственных представлений, поступков старших дошкольников.
Объект исследования: процесс нравственного развития детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования: особенности развития нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
При исследовании была выдвинута гипотеза о том, что целенаправленное и систематическое использование нравственных аспектов в различных видах деятельности детей успешно влияет на процесс нравственного становления личности старших дошкольников.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Теоретические основы нравственного развития детей старшего дошкольного возраста…………….. . . . . . . . . . …. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1.Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме нравственного развития детей дошкольного возраста. . . . . . . . . . . . 6
1.2.Особенности нравственного развития детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………. . . . . .8
1.3 Методы, средства нравственного развития детей дошкольного возраста………………………………………………………………….. 12
Выводы по первой главе………………………………………………………15
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста.. …………………………………….16
2.1. Организация и содержание констатирующего эксперимента. . . .16
2.2. Методические рекомендации по нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста…………………….. . . . . . . . . . . . . . 28
Выводы по второй главе……………………………………………………….31
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………. . . . . . . 33
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯИ НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФИЛИАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ИНСТИТУТ ИМ. В.Г.КОРОЛЕНКО» В г. ИЖЕВСКЕ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
«РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Научный руководитель:
К.п.н.;Доцент: Куракина А.О..
Выполнила: студентка 3 курса П и МДО
Ягупова Екатерина Николаевна
Ижевск 2013 год
Олавление
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Теоретические основы нравственного развития детей старшего дошкольного возраста…………….. . . . . . . . . . …. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1.Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме нравственного развития детей дошкольного возраста. . . . . . . . . . . . 6
1.2.Особенности нравственного развития
детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………
1.3 Методы, средства нравственного
развития детей дошкольного
Выводы по первой главе………………………………………………………15
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста.. …………………………………….16
2.1. Организация и содержание констатирующего эксперимента. . . .16
2.2. Методические рекомендации
по нравственному развитию
Выводы по второй главе……………………………………………………….31
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………. . . . . . . 33
Приложение……………………………………………………
Введение
Актуальность исследования. Проблема нравственного развития в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного развития. Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное - как подрастающий ребёнок ведёт себя, как держится на людях, каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка.
Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают именно в наши дни. Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость души, безразличие, глухота сердца и разума. От утраты морали, совести, от наглости и хамства общество уже достаточно настрадалось. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека.
С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их. Это реализуется на специальных занятиях в старшем дошкольном возрасте. Задача нравственного развития состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности. Поэтому тема работы очень актуальна в настоящее время.
Целью курсовой работы является изучение особенностей развития нравственных представлений, поступков старших дошкольников.
Объект исследования: процесс нравственного развития детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования: особенности развития нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
При исследовании была выдвинута гипотеза о том, что целенаправленное и систематическое использование нравственных аспектов в различных видах деятельности детей успешно влияет на процесс нравственного становления личности старших дошкольников.
Цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:
При решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы и передового опыта по проблеме нравственного развития старшего дошкольного возраста, обобщение и систематизация аналитического материала, его интерпретация в соответствии с поставленной целью и решаемыми задачами.
Структура курсовой работы обусловлена логикой изложения материала и включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Во введении дается методологический аппарат исследования, формулируются цель, задачи, гипотеза исследования, приводятся методы, применявшиеся в исследовании.
В первой главе рассмотрены теоретические основы проблемы нравственного развития, приводится описание методики нравственного развития старших дошкольников.
Во второй главе представлены процесс и результаты экспериментальной работы по организации нравственного развития дошкольников старшей группы ДОУ, а также методические рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста.
В заключении изложены основные выводы о проделанной работе.
Список использованной
литературы содержит как цитируемые источники, так и те, которые
были положены в основу содержания.
Глава 1. Теоретические основы нравственного
развития детей старшего дошкольного
возраста.
1.1. Анализ психолого-
Анализируя комплексные развивающие программы, принятые современной практикой образования можно сделать вывод, что раздел «Нравственное развитие» декларативно выделен лишь в традиционной «Программе обучения и развития», где так же спроецирован на раздел «Музыкальное развитие», сюжетно-ролевую игру и коллективный труд детей. В других комплексных программах содержание нравственной направленности фрагментарно введено в некоторые разделы. Так, например, в программе «Истоки» и «Радуга» задачи становления нравственной культуры решаются в разделе «Познавательное развитие» и «Социальное развитие». В программе же «Детство» под редакцией В.И. Логиновой - в разделе «Ребенок в мире людей и предметов», в частности в блоке «Общение и культура поведения» акцентируется внимание старших дошкольников.
На основе анализа содержания нормативных документов, ориентированных в целях и задачах на становление базиса личностной культуры ребенка в дошкольном возрасте, и соотнеся целевые ориентиры, во-первых, с содержанием раздела «Нравственная культура» представленным в современных образовательных программах и, во-вторых, с реальной практикой организации образовательного процесса в ДОУ (анализ перспективного, календарного плана, наблюдение за организацией образовательного процесса на занятии), выделяют следующие недостатки:
- недостаточно структурирован, содержательно прописан и интегрирован нравственный аспект личностной культуры;
- отсутствуют рекомендации по проектированию предметно-развивающего пространства, направленные на реализацию потребностей ребёнка в самопознании и творческой самореализации;
- не прописаны принципы отбора содержания, приобщающего ребёнка к непреходящим общечеловеческим ценностям, доступным пониманию ребёнка в дошкольном возрасте, не исключает возможность случайного подбора содержания, исходящего из субъективного видения педагога.
Таким образом, отсутствие в содержании программ определенной системы работы по становлению нравственной культуры детей может привести к тому, что сензитивный период, который характеризуется тем, что дети умеют сознательно управлять поведением, а их нравственные чувства обладают большой побудительной силой, чем другие мотивы, может остаться педагогами незамеченным.
В целом нужно отметить, что вопрос о нравственном становлении личности имеет ряд специфических черт, в связи с которыми достаточно трудно разграничить его и выделить в отдельный раздел. Так процесс нравственного развития есть организация детей на преодоление и разрешение жизненных противоречий, проблем, выборов, конфликтов и столкновений, что должно реализовываться во всех видах деятельности на протяжении всей повседневной жизни ребёнка. Поэтому, для более углубленного и эффективного становления этого процесса будет наиболее рационально использовать специальные методические пособия по развитию, так как оно позволяет воспитателю реализовывать свои задачи в разделе «Познавательное развитие», при этом, предупреждая дополнительные нагрузки для детей, как это было бы при введении специализированных занятий по культуре.
Так, например, методическое пособие «Что я знаю о себе» под редакцией Л.С. Колмогоровой предназначено для педагогов, воспитателей, занимающихся с детьми старшего дошкольного возраста. Его цель - сформировать основы ценностного отношения к себе и другим, взрослым и сверстникам.
В пособие входит блок специально организованных занятий, который обеспечен планами-конспектами. Занятия предполагают ориентировку ребёнка в явлениях собственной жизни, в самом себе, понимание и осознание себя, своих поступков, желаний на нравственной основе.
Подобного рода методические пособия дают возможность плавного внедрения аспектов нравственности в основную программу развития и обучения старших дошкольников в детском саду.
1.2. Особенности нравственного развития детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности активно продолжается. Содержание педагогического процесса на этом этапе составляет развитие уважения к родным и близким, привязанности уважения к воспитателям, осознанного стремления порадовать старших хорошими поступками, желание быть полезным окружающим. У детей старшей группы необходимо активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным, героическим персонажем известных художественных произведений [12].
В нравственном развитии старшего дошкольника продолжает занимать большое место развития культуры общения. Формирования уважения к окружающим, доброжелательности, волевых качеств, сдержанности происходит в коллективе сверстников. Коллектив играет в жизни детей все большую роль, взаимоотношения детей усложняются.
В поведении старшего дошкольника ярче выступает связь нравственных качеств и свойств личности с интеллектом, познавательным и интересным, отношением к окружающему миру, к деятельности, к взрослым и сверстникам, к себе. Ребенок в процессе общения уже может быть сдержанным, умеет действовать в интересах партнера или группы сверстников, проявляя при этом волевые достаточные усилия. Но, конечно же, это только начало умения, которое надо развивать и закреплять [23].
Главным в целенаправленной воспитательной деятельности педагога на ступени старшего дошкольного возраста, продолжает оставаться организация жизни и деятельности ребенка, соответствующая опыту содержательного общения, формированию доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим [2].
Эффективным методом
уточнения систематизации нравственных
представлений старших дошкольников является
этическая беседа. Такие беседы должны
органически быть включены в систему многообразных
методов воспитания.
Старший дошкольный возраст играет
особую роль в психическом развитии ребенка:
в этот период жизни начинают формироваться
новые психологические механизмы деятельности
и поведения.[19]
В этом возрасте закладываются основы будущей личности: