Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 09:50, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение особенностей развития нравственных представлений, поступков старших дошкольников.
Объект исследования: процесс нравственного развития детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования: особенности развития нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
При исследовании была выдвинута гипотеза о том, что целенаправленное и систематическое использование нравственных аспектов в различных видах деятельности детей успешно влияет на процесс нравственного становления личности старших дошкольников.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Теоретические основы нравственного развития детей старшего дошкольного возраста…………….. . . . . . . . . . …. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1.Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме нравственного развития детей дошкольного возраста. . . . . . . . . . . . 6
1.2.Особенности нравственного развития детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………. . . . . .8
1.3 Методы, средства нравственного развития детей дошкольного возраста………………………………………………………………….. 12
Выводы по первой главе………………………………………………………15
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста.. …………………………………….16
2.1. Организация и содержание констатирующего эксперимента. . . .16
2.2. Методические рекомендации по нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста…………………….. . . . . . . . . . . . . . 28
Выводы по второй главе……………………………………………………….31
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………. . . . . . . 33
В старшем дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии — способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.[19]
В этот период ребенок постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения. В результате к концу дошкольного возраста происходит переход от эмоционально непосредственных к опосредованным нравственным критериям и отношениям.
Усвоение нравственных ценностей представляет собой процесс образования в сознании ребенка их структуры, включающей следующие три элемента в их взаимосвязи: все более глубокое понимание нравственного смысла поступков, их оценочную сторону и эмоциональное к ним отношение. (Якобсон С.Г.) В дошкольном возрасте осуществляется переход от непосредственного эмоционального отношения к отношениям, которые строятся на основе усвоения нравственных оценок поведения в различных ситуациях и которые начинают регулировать и подчинять себе саму эмоциональную сферу. Усвоение нравственных понятий и представлений в их первичной форме создает возможность более глубокого проникновения в мир взрослых и способствует переходу ребенка на новый уровень развития. Его поступки, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками носят уже не непосредственно эмоциональный характер, а начинают опосредоваться и регулироваться моральными нормами. (Люблинская А.А.)
В старшем дошкольном
возрасте, как и на протяжении всего
дошкольного возраста, у детей
продолжают складываться этические
эталоны-образцы, которые содержат
более или менее обобщенное представление
о положительном или
Однако нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребенком. Усвоив норму, ребенок прежде всего начинает контролировать сверстника. Ему легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств и выполнение норм сверстником, чем самим собой. Постепенно, оценивая сверстника, сравнивая себя с ним, прислушиваясь к оценке своих поступков взрослыми и товарищами, малыш подходит к реальной самооценке.
У старших дошкольников все чаще наблюдается не прагматическое поведение, когда моральный поступок связан с выгодой для себя, а бескорыстное, когда поведение не зависит от внешнего контроля, а его мотивом является нравственная самооценка.
В 5-7 лет ребенок понимает общественный смысл нравственной нормы, осознает ее объективную необходимость для регуляции взаимоотношений между людьми.
Дети старшего дошкольного возраста употребляют в речи слова, обозначающие нравственные качества и их антиподы (добрый, драчун, жадина, честный, ябеда и пр.), но связывают их с конкретной ситуацией из собственного опыта, что объясняется конкретной образностью детского мышления. (Урунтаева Г.А.)
В старшем дошкольном возрасте развитие моральных оценок неразрывно связано с тем, как взрослый оценивает поступки детей. Так, легче понимаются и оцениваются те качества, которые взрослый чаще выделяет и оценивает.
Итак, основными
особенностями нравственного
- у детей складываются первые моральные суждения и оценки; первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы;
- возрастает
действенность нравственных
- возникает сознательная
нравственность, то есть поведение
ребенка начинает
1.3 Средства и методы нравственного развития детей дошкольного возраста
Нравственное развитие определяется с помощью определенных средств, среди которых необходимо указать: художественные средства; природу; собственную деятельность детей; общение; окружающую обстановку.
1. Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного развития, поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны при развитии у детей моральных представлений и чувств.
2. Средством нравственного развития дошкольников является природа. Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует развитию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством развития чувств и поведения ребенка.
3. Средством нравственного развития дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства развития. Но данное средство - деятельность как таковая - необходимо, прежде всего, при развитии практики нравственного поведения.
Особое место в этой группе средств отводится общению. Оно, как средство нравственного развития, лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и развитии чувств и отношений.
4. Средством нравственного развития может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок, атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или, напротив, жестокостью, безнравственностью.
Окружающая ребенка обстановка становится средством развития чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственного развития и влияет на развитие определенных нравственных качеств.
Выбор средств развити зависит от ведущей задачи, возраста воспитанников, уровня их общего и интеллектуального развития, этапа развития нравственных качеств (только начинаем развивать нравственное качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем).
Методы развития - это пути, способы достижения заданной цели развития.
В педагогике существует несколько подходов к классификации методов развития (Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый - в общей и школьной педагогике; В.Г. Нечаева, В.И. Логинова - в дошкольной педагогике).
Для классификации методов исследователи определяют какое-то одно основание, например, активизацию механизма нравственного развития.
Предлагаемая классификация объединяет все методы в три группы:
- методы развития нравственного поведения: упражнения, поручение, требование, воспитывающие ситуации;
- методы развития нравственного сознания: объяснение, увещевание, внушение, просьба, этическая беседа, пример;
- методы стимулирования: поощрение, соревнование, одобрение, награждение, субъективно-прагматический.
Принципы отбора методов нравственного развития:
- соответствие метода цели и задачам развития;
- гуманный характер метода;
- реальность метода;
- подготовленность условий и средств для использования метода;
- избирательность отбора метода;
- тактичность применения метода;
- планирование возможного результата воздействия метода;
- терпение и терпимость педагога при использовании метода;
- преобладающая практическая направленность метода в нравственном воспитании дошкольников.
Методы нравственного развития дошкольников применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей. (Например: объяснение + упражнения + поощрение и т.п.).
Вывод по первой главе:
Мы пришли к выводу, что для успешного развития нравственных представлений и поступков необходимо:
- полное понимание сущности нравственного развития как психолого-педагогического процесса;
- знание «механизмов» развития нравственности;
- умение планировать работу по развитию культуры поведения, уметь разрабатывать и применять на практике пути и средства нравственного развития;
Решающую роль для нравственного развития имеет положительный нравственный опыт, особенное значение для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей. Но опыт лишь тогда приведет к цели, когда поведение будет осуществляться по высоким мотивам.
Нравственные отношения, представления, поступки, которые развиваются на занятиях, закрепляются или несколько видоизменяются в свободное время. Это может быть коллективная игра или совместный труд. Но все разрозненные, порой противоречивые факты, полученные из разных источников, должны быть объединены в сознании ребенка и стать основой для развития нравственных представлений. Решение этой задачи происходит в процессе различных упражнений, бесед, игр, занятий на нравственную тему. В конце обычно выводится нравственное правило, соблюдение которого нужно требовать от всех ребят.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста
2.1. Организация и проведение экспериментальной работы
Экспериментальная работа по нравственному развитию в старшей группе ДОУ направлена на повышение уровня нравственной развитости детей старшей группы ДОУ.
В основу экспериментального исследования была положена гипотеза о том, что целенаправленное и систематическое использование нравственных аспектов в различных видах деятельности детей успешно влияет на процесс нравственного становления личности старших дошкольников.
В экспериментальном исследовании приняли участие 22 ребенка двух старших групп Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №259 г.Ижевска (по 11 детей от каждой группы), возраст выбранных испытуемых - от 5 лет до 6 лет.
Исследование проводилось с 15 октября 2012г. по 17 декабря 2012 г.
На этапе диагностики эмоционального компонента нравственного развития детей каждый ребенок участвовал в 5-ти экспериментальных ситуациях с идентичным нравственным содержанием:
В эксперименте анализировался
уровень сформированности у детей
исследуемых нравственных норм, выяснялись
психологические особенности
Основными задачами эксперимента были:
1) выяснение психологических особенностей выполнения нравственных норм детьми в их взаимоотношениях;
2) установление имеющегося уровня сформированности некоторых поступков нравственного поведения у дошкольников 5-6 лет.
В индивидуальной беседе каждому из детей было предложено выслушать рассказ и продолжить его. В методике содержится 4 ситуации:
История №1: Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила…
История №2: Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила…
История №3: Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша,- сказала Люба, - можно мне дорисовать картину твоим карандашом?» Саша ответил….
История №4: Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил….
Выделение уровней нравственной развитости осуществлялось на основе методики диагностики социально-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.
Согласно содержанию данной методики все дети были продиагностированы по их отношению к сверстникам и самим себе.
Итоговые результаты позволили распределить всех детей по трем уровням социально-нравственного развития: низкому, среднему и высокому.
Низкий уровень |
Ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную форму не формулирует. Либо совсем не может оценить поступки детей |
Средний уровень |
Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку. |
Высокий уровень |
Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку. |