Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 09:50, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение особенностей развития нравственных представлений, поступков старших дошкольников.
Объект исследования: процесс нравственного развития детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования: особенности развития нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
При исследовании была выдвинута гипотеза о том, что целенаправленное и систематическое использование нравственных аспектов в различных видах деятельности детей успешно влияет на процесс нравственного становления личности старших дошкольников.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Теоретические основы нравственного развития детей старшего дошкольного возраста…………….. . . . . . . . . . …. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1.Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме нравственного развития детей дошкольного возраста. . . . . . . . . . . . 6
1.2.Особенности нравственного развития детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………. . . . . .8
1.3 Методы, средства нравственного развития детей дошкольного возраста………………………………………………………………….. 12
Выводы по первой главе………………………………………………………15
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста.. …………………………………….16
2.1. Организация и содержание констатирующего эксперимента. . . .16
2.2. Методические рекомендации по нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста…………………….. . . . . . . . . . . . . . 28
Выводы по второй главе……………………………………………………….31
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………. . . . . . . 33
На этапе изучения эмоционального отношения детей к нравственным нормам. Исследование проводилось индивидуально. Ребенку предъявляли картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. В протоколе фиксировались эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен был дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволяло выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделялось оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) – на безнравственный.
Итоговые результаты позволили распределить всех детей по трем уровням: низкому, среднему и высокому.
Высокий уровень |
Ребенок обосновывает свой
выбор ( возможно, называет моральную
норму); эмоциональные реакции |
Средний уровень |
Правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо. |
Низкий уровень |
Ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны. Либо ребенок путает картинки: в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков, при этом эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют. |
Этап изучения нравственной направленности личности ребенка. Методика «Сделаем вместе». Были подготовлены мозаика и картинки с изображением предмета, состоящего из небольшого количества мозаичных фигур. В исследовании участвовали два ребенка одного возраста. При подборе пары необходимо было учитывать; что дети скорее придерживаются нравственных норм при общении с теми, к кому они относятся с симпатией. Поэтому в пару не брали двух друзей, подбирались дети, малознакомые друг с другом, не поддерживающие постоянных отношений между собой.
При анализе протоколов выделяют признаки, которые объединяются в четыре комплексных параметра ( симптомокомплекса)
а) забирает (берет) фигурки партнера (от 0 до 2 баллов, в зависимости от степени выраженности данного признака)
б) на забирание у себя фигурок реагирует негативно, например, отталкивает руку, удерживает или прикрывает фигурки, подает реплик типо: «Не дам!», «Мое!»
в) пытается регулировать поведение партнера, оценивает его действия ( реплики типо: «Делай давай!», «Ты что, совсем?») (0-2 балла)
г) использует в речи личные местоимения типа «я», «мне» (0-1 балл)
д) не понимает слова «вместе», стремясь выполнить задание, используя только свои фигурки (0-2 балла)
е) работает один (0-1 балл)
2.Положительная нравственная направленность личности:
а) помогает партнеру, например
поправляет его фигурки,
б) отдает свои фигурки; передвигает их на центральную часть стола или ближе к партнеру, работает на столе партнера (0-2 балла)
в) использует в речи личные местоимения множественного числа, типа «нас», «мы» (0-1 балл)
г) сразу понимает слово «вместе» и пытается наладить сотрудничество (0-2 балла)
д) работает вместе с партнером (0-1 балл)
3.Общительность, контактность ребенка:
а) речь, обращенная к партнеру (1 балл за каждую реплику, но не более 5 баллов)
б) речь, обращенная к взрослому (1 балл за каждую реплику, но не более 5 баллов)
в) реагирует действием на
4.Заинтересованность в предложенной деятельности:
а) строит сам или вместе
с партнером, т.е. активно
б) следит за работой партнера (0-2 балла)
в) дает советы и реплики по поводу работы (0-2 балла)
Анализ и интерпретация результатов эксперимента
Мы изучали уровень развития морального поведения у детей дошкольного возраста (старшая группа) г.Ижевск Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №259.
Диагностику морального поведения мы проводили на основе методик «Закончи историю» и «Сюжетные картинки».
На основе применения данных методик мы оценили уровень культуры поведения, развития нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения детей.
Анализ результатов
На высоком уровне морального сознания находится 5 детей (23%). Эти дети называют нравственную норму, правильно оценивают поведение детей и мотивируют свою оценку.
На низком уровне развития морального сознания находится 6 детей (27%). Эти дети правильно оценивают поведение детей как положительное и отрицательное (хорошее-плохое), но оценку не мотивируют как нравственную норму не формируют.
Таблица 1 - Результаты диагностики по методике «Закончи историю»
Уровень |
Количество детей |
Проценты |
Очень низкий |
- |
- |
Низкий |
6 |
27 |
Средний |
11 |
50 |
Высокий |
5 |
23 |
Итого |
22 |
100 |
Итоги выполнения детьми задания «Сюжетные картинки» показали, что дети по-разному выражают эмоциональное отношение к нравственным нормам (доброта-злость, щедрость-жадность, трудолюбие-лень, правдивость-лживость). На высоком уровне эмоционального отношения к нравственным нормам находится 4 человека (18%). Эти дети не только правильно разложили картинки, но и обосновали свой выбор, сопровождая его яркими эмоциональными реакциями. На среднем уровне развития эмоционального отношения к нравственным нормам находятся 15 детей (68%). Дети правильно раскладывали картинки – с правой стороны – хорошие поступки, с левой – плохие. Дети объясняли свои действия. Эмоциональные реакции на поступок были адекватны, но выражены слабо. На низком уровне эмоционального отношения к нравственным нормам находятся 3 ребенка (14%). Эти дети правильно раскладывают картинки, но не могут обосновать свои действия. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о необходимости разработки и проведения программы по формированию культуры поведения дошкольников, использую перечисленные в теоретической части исследования. Таблица 2 - Результаты диагностики по методике «Сюжетные картинки»
|
Никита Р. Отрицательная нравственная
направленность личности: берет фигурки партнера, пытается регулировать
поведение партнера, издает реплики «Подожди,
я попробую»,
Положительная нравственная
направленность личности: поправляет фигурки партнера, пытается
работать вместе с партнером.
Общительность, контактность
ребенка: обращается к партнеру (2 реплики)
и к взрослому (1 реплика).
Заинтересованность в предложенной
деятельности: активно выполняет задание.
Полина Щ.
Отрицательная нравственная
направленность личности: берет фигурки партнера, пытается регулировать
поведение партнера, издает реплики «
Дай я построю первая!»».
Положительная нравственная
направленность личности: поправляет фигурки партнера, пытается
работать вместе с партнером.
Общительность, контактность
ребенка: обращается к партнеру (2 реплики).
Заинтересованность в предложенной
деятельности: активно выполняет задание.
Ершов С.
Отрицательная нравственная
направленность личности: берет фигурки партнера, пытается регулировать
поведение партнера, издает реплики
« Дай я сначала попробую».
Положительная нравственная
направленность личности: поправляет фигурки партнера, пытается
работать вместе с партнером.
Общительность, контактность
ребенка: обращается к партнеру (2 реплики).
Заинтересованность в предложенной
деятельности: активно выполняет задание.
Маша Б.
Отрицательная нравственная
направленность личности: пытается регулировать поведение партнера
( реплики « Ну, ты совсем не думаешь что
делаешь!»)
Положительная нравственная
направленность личности: поправляет фигурки партнера, передвигает
фигурки на центральную часть стола.
Общительность, контактность
ребенка: обращается к партнеру, реагирует действием
на советы партнера.
Заинтересованность в предложенной
деятельности: активно выполняет задание.
Савелий Л.
Отрицательная нравственная
направленность личности: когда у ребенка берут фигурки, он реагирует
негативно (прикрывает фигурки, издает
реплики «Моё»), использует в речи личные
местоимения «я», «мне», не понимает слова
«вместе».
Положительная нравственная
направленность личности: поправляет фигурки партнера, пытается
работать вместе с партнером.
Общительность, контактность
ребенка: обращается к взрослому (2
реплики).
Заинтересованность в предложенной
деятельности: активно выполняет задание.
Алеша К.
Отрицательная нравственная
направленность личности: берет фигурки партнера, пытается регулировать
поведение партнера, издает реплики
« Дай я попробую», Ты не так делаешь»
Положительная нравственная
направленность личности: поправляет фигурки партнера, пытается
работать вместе с партнером.
Общительность, контактность
ребенка: обращается к партнеру (2 реплики).
Заинтересованность в предложенной
деятельности: активно выполняет задание.
Дима Г.
Отрицательная нравственная
направленность личности: берет фигурки партнера, пытается регулировать
поведение партнера, издает реплики
« Дай я первый построю»»,
Положительная нравственная
направленность личности: поправляет фигурки партнера, пытается
работать вместе с партнером.
Общительность, контактность
ребенка: обращается к партнеру (2 реплики).
Заинтересованность в предложенной
деятельности: активно выполняет задание.
Настя И.
Отрицательная нравственная
направленность: отсутствует.
Положительная нравственная
направленность: помогает партнеру, советует « Давай
я тебе помогу», « Давай подумаем вместе»
передвигает фигурки на центральную часть
стола, сразу понимает слово «вместе»,
работает вместе с партнером.
Общительность, контактность
ребенка: обращается к партнеру (2 реплики), реагирует
действием на советы партнера.
Заинтересованность
в предложенной деятельности: строит вместе с партнером, следит за
работой партнера, дает реплики по поводу
работы.
Саша Ч.
Отрицательная нравственная
направленность личности: использует в речи личные местоимения
«я», «мне».
Положительная нравственная
направленность личности: поправляет фигурки партнера, пытается
работать вместе с партнером.
Общительность, контактность
ребенка: обращается к партнеру (2 реплики).
Заинтересованность в предложенной
деятельности: активно выполняет задание.
Никита К.
Отрицательная нравственная
направленность личности: берет фигурки партнера.
Положительная нравственная
направленность личности: поправляет фигурки партнера, пытается
работать вместе с партнером.
Общительность, контактность
ребенка: обращается к партнеру (2 реплики).
Заинтересованность в предложенной
деятельности: активно выполняет задание.
Анализ результатов контрольного этапа эксперимента
в контрольной группе показал:
- 30 % детей имеют низкий уровень знаний и
представлений о социально - нравственных
нормах. Дети не обладают достаточным
запасом знаний и не могут в полной мере
осознать их, слабо выражают эмоциональное
отношение к социально - нравственным
нормам, и лишь к отдельным проявляют эмоциональное
отношение.
- 50 % детей имеют средний уровень знаний и
представлений о социально- нравственных
нормах. Дети обладают достаточным запасом
знаний и могут в полной мере осознать
их; они проявляют эмоциональные реакции
на поступки нравственного содержания
и нравственные понятия, которые носят
ярко выраженный характер
- 20 % детей имеют высокий уровень знаний и
представлений о социально - нравственных
нормах. Они способны раскрыть суть нравственных
понятий, дети проявляют эмоциональное
отношение, основывающееся на собственном
опыте.
2.2 Методические рекомендации по нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста.
Основная задача нравственного развития дошкольников на этом этапе состоит, прежде всего, в закреплении, углублении и расширении всего того, что они приобрели за весь предшествующий период пребывания в детском саду. В повседневной педагогической практике воспитатель должен стремиться, чтобы моральные чувства ребенка становились более глубокими, и их проявление в отношениях к людям, их деятельности, к родной стране - более устойчивым и организованными. Нравственные представления детей о явлениях общественной жизни, о присущих людям качествах (таких как справедливость и честность, трудолюбие и ответственность и др.) становятся более осознанными. Приобретают большую обобщенность, и навыки нравственного поведения - они становятся более естественными и прочными, обретают большую широту и устойчивость, чтобы ребенок всегда вел себя по правилам не только в детском саду и дома, но и в любой обстановке, не только на глазах взрослых, под контролем, но и по собственному побуждению. Особое внимание воспитателя в данной возрастной группе должно быть сосредоточено также на развитии потребности в соблюдении правил личной гигиены и в естественной взаимопомощи детей в различной режимных процессах, в формировании волевых качеств, в накоплении опыта гуманных отношений.