Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 18:16, курсовая работа
Концепция семейной педагогики, её научные теории и основные направления в различные исторические периоды и при различных общественных условиях внешне оставались неизменными, потому, что они включали формирование общественных ценностей.
Современная педагогическая наука располагает многочисленными свидетельствами приоритета семейного воспитания в развитии личности ребенка.
Введение……………………………………………………...…………...…..….3
I. Семейная педагогика………..………………………………..……...…....….4
1. Семейная педагогика как наука……………….………………….…..4
2. Задачи и методы семейной педагогики……...………………….……5
3. Связь семейной педагогики с другими науками...............................7
4. Источники семейной педагогики......................................................11
II. Семейное воспитание……………………………………………....….……20
1. Роль семьи в воспитании и развитии ребенка.................................20
2. Основные функции семьи.................................................................23
3. Воспитание детей в различных по структуре семьях.....................27
4. Роль родителей в развитии ребенка, принципы семейного
воспитания…………………………………………………………...…..32
5. Требования в семейном воспитании………………………....…..….38
6. Ошибки семейного воспитания........................................................42
Заключение.....................................................................................................48
Список литературы………………………...…………………………….…....50
Приложения………...……………………………………………..……...…....51
Приложение 1 Тесты………………………….….……………….…….51
Приложение 2 Рабочая тетрадь................………………………….....60
Приложение 3 Схемы и таблицы.....…………….…………...…..…....65
Приложение 4 Педагогические ситуации..…….…..............................70
Приложение 5 Педагогические задачи...……………..........................72
Приложение 6 Методики.....…………………………….......................74
Приложение 7 Тренинги..…..…………………..…………………..…..78
Приложение 8 Цитаты..…………………………………..………..…....80
Приложение 9 Ответы..………………………………….…………....…81
Выполнила:
Студентка группы ЗПЛ-211
1 курса заочного отделения
Авдеева Анна
Проверила:
Доцент кафедры психологии
Зыкова
З. Н.
Владимир 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………..
I. Семейная
педагогика………..………………………………..…
1.
Семейная педагогика как наука…
2.
Задачи и методы семейной
3.
Связь семейной педагогики с
другими науками...............
4.
Источники семейной педагогики.
II. Семейное
воспитание……………………………………………...
1.
Роль семьи в воспитании и
развитии ребенка..............
2.
Основные функции семьи........
3.
Воспитание детей в различных
по структуре семьях...........
4. Роль родителей в развитии ребенка, принципы семейного
воспитания………………………………………
5.
Требования в семейном
6.
Ошибки семейного воспитания...
Заключение....................
Список
литературы………………………...……………………
Приложения………...……………………………………
Приложение 1 Тесты………………………….….……………….…….51
Приложение
2 Рабочая тетрадь...............
Приложение
3 Схемы и таблицы.....…………….…………
Приложение
4 Педагогические ситуации..…….…................
Приложение
5 Педагогические задачи...……………................
Приложение
6 Методики.....……………………………......
Приложение
7 Тренинги..…..…………………..………………….
Приложение
8 Цитаты..…………………………………..………..….
Приложение
9 Ответы..………………………………….…………....
ВВЕДЕНИЕ
Концепция семейной педагогики, её научные теории и основные направления в различные исторические периоды и при различных общественных условиях внешне оставались неизменными, потому, что они включали формирование общественных ценностей.
Современная
педагогическая наука располагает
многочисленными
Процесс воспитания осуществляется с помощью методов воспитания, под которыми понимаются конкретные пути воздействия на сознание, чувства, поведение детей для решения педагогических задач и достижения цели воспитания в процессе взаимодействия детей с воспитателем (родителем, педагогом) и миром. При этом средствами воспитания являются объекты и явления, предметы окружающей действительности: достижения духовной и материальной культуры.
Сущность методов воспитания состоит в духовной деятельности по осмыслению жизни; формировании нравственной позиции субъекта; проживании социально-ценностных отношений; предметной деятельности и общении; приобретении навыков и привычек; развитии мотивации, осознанных побуждений, стимулирования, анализа, оценки и коррекции.
Главные методы воспитания в семье - это пример, совместные с родителями занятия, беседы, поддержка ребенка в делах, в решении проблем, вовлечение его в различные виды деятельности в семье и вне нее.
Осуществляя воспитание, семья формирует личность ребенка в зависимости от своего культурного, социального и духовного уровня.
Развитие
интеллекта и творческих особенностей,
познавательных сил и первичного
опыта трудовой деятельности, нравственных
и эстетических начал, эмоциональной
культуры и физического здоровья
детей - все это зависит от семьи,
от родителей, от их семейных отношений.
Педагогика
– это наука о закономерностях
воспитания подрастающего поколения.
Она разрабатывает проблемы воспитания
в разных условиях, на тех или
иных возрастных этапах – педагогика
раннего детства, дошкольная педагогика,
педагогика начальной, средней школы;
в условиях профессиональной подготовки
– педагогика высшей школы, средних
специальных учебных заведений;
при интеллектуальной недостаточности
– коррекционная педагогика и
др. Указанные отрасли
Семейная
педагогика – отрасль педагогической
науки, выделенная по институциональному
признаку, то есть по тому социальному
институту – семье, который занимается
воспитанием и обучением
Семейная педагогика – это наука о воспитании в семье, изучающая специфику условий семейного воспитания, их потенциальные возможности, разрабатывающая научно обоснованные рекомендации родителям по формированию личности ребенка. Именно наука позволяет решать многие вопросы воспитания, обнаруживает трудности и помогает найти верное решение.
В отечественной и зарубежной педагогике имеется немало работ, заложивших теоретические основы семейной педагогики. Но становление семейной педагогики как самостоятельной отрасли научного знания началось сравнительно недавно. В связи с этим определены ее объект и предмет изучения. Объект семейной педагогики – состояние и основные тенденции развития семьи как воспитательного института. Предмет семейной педагогики – сущность, механизмы воспитания в семье, влияние этого процесса на становление личности ребенка.
Семейная педагогика не предписывает, как жить и каким быть, а исследует, при каких обстоятельствах с детьми все будет хорошо, а при каких непременно возникнут трудности. Научные знания нельзя заменить ни опытом, ни житейской мудростью.
Семейная педагогика решает определенные задачи. Она призвана изучать состояние, основные тенденции и закономерности воспитания детей в семье. Поэтому в круг ее задач входят:
-
разработка теоретических
-
изучение опыта семейного
-
внедрение научных достижений
в практику семейного
-
исследование путей повышения
педагогической культуры
-
обоснование целесообразного
Методы семейной педагогики, как и любой другой отрасли педагогической науки, делятся на две группы:
1)
методы воспитания и обучения,
с помощью которых
2)
исследовательские методы, которые
используются для изучения
Изучение семьи вызывает определенные трудности в силу того, что она представляет собой относительно замкнутую ячейку общества.
Исследование семьи осуществляется на разных уровнях: теоретическом и эмпирическом.
Эмпирическим
путем собирается фактический материал,
характеризующий семью и
В
последние годы широкое распространение
получили социологические методы: социологические
опросы, интервьюирование и анкетирование,
тестирование, социометрия. Активно
используются психологические методы,
которые углубляют и расширяют
представления о современной
семье и одновременно ставят испытуемых
перед необходимостью осознать свои
взаимоотношения с близкими, сделать
выбор в пользу наиболее предпочтительного
т.д. Усилия исследователя направлены
на то, чтобы мобилизовать социальную
активность испытуемых, посредством
которой вырабатываются позитивные
представления о различных
Для сбора и обработки полученного фактического материала применяются математические методы: шкалирование, ранжирование, вычисление средних величин и др. На основе количественных данных строят диаграммы, графики, таблицы. Количественные показатели делают результаты исследования более убедительными, поддающимися сравнению с данными, полученными другими учеными. С развитием компьютерной техники расширились возможности математической обработки большего объема данных. Так, во многих странах систематически публикуются обработанные путем компьютерной техники статистические данные, характеризующие современную семью по разным параметрам. Поэтому и в эмпирических исследованиях возникла тенденция некоторого преувеличения роли количественных показателей. Вместе с тем следует учесть, что количественные показатели не могут раскрыть многие сущностные процессы, характеризующие семью и домашнее воспитание. В связи с этим целесообразно использовать количественные данные для дополнения, аргументации качественного анализа собранного фактического материала, но не подменять его.
Исследования
теоретического уровня ведутся соответствующими
методами. К ним относятся методы
теоретического анализа и диалектического
познания, сравнительно-исторический
и сравнительно-
Мир
семьи прямо или косвенно представлен
в художественно-образной форме: в
литературе, живописи, музыке, произведениях
народного творчества. С помощью
указанных средств можно
Информация о работе Семейная педагогика и семейное воспитание