Семейная педагогика и семейное воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Концепция семейной педагогики, её научные теории и основные направления в различные исторические периоды и при различных общественных условиях внешне оставались неизменными, потому, что они включали формирование общественных ценностей.
Современная педагогическая наука располагает многочисленными свидетельствами приоритета семейного воспитания в развитии личности ребенка.

Содержание

Введение……………………………………………………...…………...…..….3
I. Семейная педагогика………..………………………………..……...…....….4
1. Семейная педагогика как наука……………….………………….…..4
2. Задачи и методы семейной педагогики……...………………….……5
3. Связь семейной педагогики с другими науками...............................7
4. Источники семейной педагогики......................................................11
II. Семейное воспитание……………………………………………....….……20
1. Роль семьи в воспитании и развитии ребенка.................................20
2. Основные функции семьи.................................................................23
3. Воспитание детей в различных по структуре семьях.....................27
4. Роль родителей в развитии ребенка, принципы семейного
воспитания…………………………………………………………...…..32
5. Требования в семейном воспитании………………………....…..….38
6. Ошибки семейного воспитания........................................................42
Заключение.....................................................................................................48
Список литературы………………………...…………………………….…....50
Приложения………...……………………………………………..……...…....51
Приложение 1 Тесты………………………….….……………….…….51
Приложение 2 Рабочая тетрадь................………………………….....60
Приложение 3 Схемы и таблицы.....…………….…………...…..…....65
Приложение 4 Педагогические ситуации..…….…..............................70
Приложение 5 Педагогические задачи...……………..........................72
Приложение 6 Методики.....…………………………….......................74
Приложение 7 Тренинги..…..…………………..…………………..…..78
Приложение 8 Цитаты..…………………………………..………..…....80
Приложение 9 Ответы..………………………………….…………....…81

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 138.24 Кб (Скачать файл)

     Воспитание  детей в любви и уважении к  родителям, почитании предков - одна из ведущих идей древнерусской педагогики. Другая идея - растить будущего семьянина  с малых лет, путем привития положительных  нравственных качеств. Так, Владимир Мономах  ратовал за упрочение семьи, высоко ставил роль отца в воспитании у  мальчика трудолюбия, в подготовке защитника-воина, но главное - в выработке  умения рачительно управлять своим  домом. На страницах «Домостроя»  представлена своеобразная «программа»  нравственного воспитания детей, семейной подготовки их к жизни, обучения тому, что необходимо в «домашнем обиходе». В этом отношении особый интерес  представляют главы «Како дочь воспитати, с наделком замуж выдати», «Како  детям отца и мати любити и беречи и повиноватися им, и покоити их во всем».

     В XVII в. ценный вклад в развитие семейной педагогики внесли Епифаний Словинецкий  и Симеон Полоцкий. Первый написал 164 правила для детей, назвав их «Гражданством  обычаев детских». С. Полоцкий создал две книги - «Обет душевный» и  «Вечеря душевная», в которых  раскрывались основные каноны воспитания почтения к родителям, другим родственникам  и т.д. С. Полоцкий - один из первых высказался против применения розг, суровых мер  наказания.

     Анализ  семейного воспитания конца XVIII - начала XIX в. содержится в работах А.Н. Радищева, Н.И. Новикова. Авторы проводят мысль  о том, что домашнее воспитание - нелегкое и сложное дело, выходящее за рамки семьи: дети воспитываются для жизни в обществе. Цель семейного воспитания - растить «счастливых людей и полезных граждан», давать начальное запечатлевающееся на всю жизнь «образование ума и сердца сынов отечества». Условия такого воспитания - духовное общение в семье, внимание к развитию тела, ума, добрых нравов ребенка, сочетание любви и требовательности.

     Проблема  семьи и домашнего воспитания привлекала внимание прогрессивной  общественности, что отразилось в  творчестве                                        В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.И. Пирогова, Н.А. Добролюбова и других. В работах  указанных авторов современное  им семейное воспитание критикуется  за присущие ему такие негативные черты, как подавление личности ребенка, пренебрежение его действительной жизнью, игнорирование природных  особенностей, раннее обучение «разговорному  чужому языку», телесные наказания. Одновременно высказывались предложения к  совершенствованию воспитания детей  в семье, предполагающие понимание  ребенка, обеспечение развития его  внешних чувств, формирование привычек нравственного поведения, развитие активности, самостоятельности мысли  и действий и т.д.

     Во  второй половине XIX- начале XX в. теория семейного воспитания, уже как  самостоятельная область педагогических знаний, занимала видное место в  трудах К.Д. Ушинского, Н.В. Шелгунова, П.Ф. Лесгафта, П.Ф. Каптерева, М.И. Демкова. В русской классической педагогике подчеркивается необходимость изучения семьи как естественной жизненной  среды для ребенка, микрокосма того общества, которое ее создало. Домашнее воспитание рассматривается как  первейшая обязанность родителей, а правильное и доброе воспитание - как священное право каждого  ребенка. Под правильным воспитанием  понимается всестороннее развитие самодеятельной творческой личности. Такое воспитание основывается на знании возрастных и  психологических особенностей детей, что требует специальной подготовки родителей. Низкий уровень семейного  воспитания, о котором писали исследователи  того периода, во многом был обусловлен слабой подготовкой родителей, прежде всего матери, к воспитанию детей. В семьях, которые заботятся о  воспитании детей, налажен уклад жизни, царит согласие и взаимное уважение; нравственное поведение взрослых - образец для подражания детей.

     Об  интересе общественности конца XIX в. к  семье и домашнему воспитанию свидетельствует организация так  называемого «Родительского кружка». Члены кружка ставили целью изучение опыта семейного воспитания и  разработку теории вопроса. Кружок создал свой печатный орган - «Энциклопедию  семейного воспитания».

     В течение 1898-1910 гг. под редакцией П.Ф. Каптерева было опубликовано 59 выпусков «Энциклопедии семейного воспитания», в которых обобщался опыт семейного  воспитания, делались попытки теоретически обосновать его специфику. К сожалению, из поля зрения авторов «выпал» дошкольный возраст: освещались наиболее сложные  вопросы семейного воспитания школьников. В 1908 г. прошел I съезд по семейному воспитанию, который способствовал распространению прогрессивных методов и средств воспитания.

     Педагоги  предреволюционного периода рассматривали  семью как источник формирования у детей национальных чувств и  идеалов. Акцент на этой стороне семейного  воспитания был неслучаен: достаточно вспомнить историческую ситуацию накануне революции, напряженность жизни  общества на переломе эпох, обусловленную  социальными и национальными  проблемами. Каковы национальные ценности семейного воспитания? Ученые в качестве таких ценностей называли религию, труд, произведения народной культуры. Религия скрепляет духовно семью  в одно целое, что дает ей нравственное единство и одну общую цель, регулирующую и направляющую жизнь всей семьи: от отца до самых малых детей. Труд объединяет семью психологически, сплачивая  ее членов в повседневной практической жизни и придавая единство их интересам. Произведения устного народного  творчества, идущие из глубины веков, воздействуют на чувства и фантазию ребенка, формируют его национальную индивидуальность. Усилиями ученых конца XIX - начала XX в. заложено начало семейного  воспитания как научного направления: определены цели, задачи воспитания и  обучения детей в семье. Многие положения, сформулированные педагогами того времени, остаются актуальными для сегодняшнего дня. Например, воспитание ребенка как гражданина, имеющего обязанности перед семьей, государством, обществом. Своевременно звучит требование единого, целостного характера воспитания, опирающегося на специфику возраста, индивидуальные предпосылки и тенденции развития.

     Однако  в первые десятилетия XX в. семья, как  воспитательный институт, пережила кризис в связи с ломкой традиционных устоев воспитания. В связи с развернувшейся борьбой с религией уменьшилось  ее положительное влияние на семью  и семейное воспитание. Традиционная семья, которая долгие годы была, по образному выражению И.В. Бестужева-Лады, «домашней академией», разрушилась. Воспитание становится важнейшей функцией государства. В «Декларации по дошкольному воспитанию», которая стала одним из первых нормативных документов советского правительства о народном просвещении, указывалось, что общественное бесплатное воспитание детей должно начинаться с первого дня рождения.

     Естественно, что в педагогических трудах послереволюционного  периода проблема домашнего воспитания отходит на второй план и рассматривается  в основном в русле взаимодействия с общественным. В этом отношении  исключение составляют работы Н.К. Крупской, которую глубоко волновал вопрос о новой семье, о новых отношениях между супругами, между родителями и детьми. Она страстно возражала  против утверждения некоторых радикалов  от политики об отмирании семьи при  социализме: все бытовые и дошкольные учреждения создаются в помощь семье, а не для замены ее. Н.К. Крупская критиковала представленные на обсуждение общественности утопические проекты, в которых предлагалось сосредоточить  детские воспитательные учреждения в особых городках, в отрыве и  изоляции от семьи. В семье, по мнению Надежды Константиновны, особо велика роль матери как естественной воспитательницы. Принципами домашнего воспитания должны стать разумная забота о ребенке, уважение его личности, раннее вовлечение в дела семьи, сочетание любви  и требовательности, организованный быт. Н.К. Крупская неоднократно подчеркивала, что в семье закладываются  основы нравственности.

     Среди педагогических проблем, которые освещал  А.С. Макаренко, особое место занимает теория семейного воспитания. Он строит ее в соответствии со стержневой идеей  своего педагогического мировоззрения - о воспитательной роли коллектива. А.С. Макаренко рассматривает семью как коллектив, где не должно быть места произволу родителей, особенно отца, как это имело место в старые времена. Отрицая авторитарность семейного воспитания, А.С. Макаренко обосновывает значение истинного авторитета родителей, характеризует его ложные разновидности, которые оказались чрезвычайно живучи и бытуют в некоторых семьях по сию пору.

     Вторая  половина нынешнего столетия вошла  в историю педагогики и психологии началом экспериментального изучения семьи. За эти годы выполнено много  диссертационных работ, написано много  монографий, сборников научных трудов, в которых содержится характеристика современной семьи. Значительная часть  экспериментальных работ направлена на исследование каких-либо конкретных, но важных для теории вопросов семейного  воспитания, как-то: становление начал  коллективизма , формирование нравственно-волевых  качеств , заботливого отношения  к окружающим , взаимосвязь самооценок детей и родителей и др. Предметом  изучения стали различные виды деятельности детей в условиях домашнего воспитания: игра , труд . Работы современных ученых посвящены проблеме психологии семьи, тактике домашнего воспитания .

     Достаточно  обстоятельно изучены пути повышения  педагогической культуры родителей, линии  взаимодействия детского сада и семьи  в воспитании ребенка, коррекции  его поведения .

     Представляют  известную ценность дневниковые  записи матерей, в которых отражаются особенности семейного воспитания и его влияние на формирование личности ребенка. Некоторые из таких  дневников опубликованы и заняли достойное место в фонде семейной педагогики. Представляют интерес книги  Е.И. Конради «Исповедь матери», В.К. Маховой «Просто счастье», супругов Никитиных «Мы и наши дети». С  научной точки зрения ценны дневниковые  книги, созданные профессиональными педагогами, психологами, как, например, «Близнецы» В.С. Мухиной, «Дневник о развитии ребенка » Н.А. Менчинской и другие.

     Таким образом, семейная педагогика для разработки теоретических проблем располагает  разнообразным и богатым как  эмпирическим, так и экспериментальным  материалом.

     Практика  семейного воспитания представляет бесценный опыт как позитивного, так и негативного влияния семьи на формирование личности ребенка.

     Специальные экспериментальные  исследования.

     Результаты  исследовательской деятельности специальных  НИИ, занимающихся исследованием семьи, публикуются на страницах педагогических журналов, в монографиях, сборниках  научных трудов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. СЕМЕЙНОЕ  ВОСПИТАНИЕ
 
     
  1. Роль  семьи в воспитании и развитии ребенка 

     Семья – особая интимная группа, социальное объединение, члены которого связаны  родственными узами, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

     Семейное  воспитание – часть общественного  воспитания, уникальность которого состоит  в том, что:

  • cемья дает «первые уроки жизни», которые закладывают основу для руководства к действиям и поведению в будущем;
  • cемейное воспитание весьма результативно, т.к. осуществляется непрерывно, одновременно охватывая все стороны формирующейся личности.

     Влияние родителей на развитие ребенка очень  велико. Дети, растущие в атмосфере  любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как  правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем  и комплексов.

     Для маленького ребёнка семья – это  целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и отрицательное  влияние. Вследствие этого ребёнок  растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

     Главными  задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка  — потребности в социальном контакте, базового доверия к миру и привязанности.

     К сожалению, не существует универсальной  технологии воспитания детей, и вы не можете получить совета на все случаи жизни даже от человека, обладающего  полными научными знаниями о семье. Например, известно, что для эффективного воспитания родители должны придерживаться в семье демократического стиля  или, что недостаточное внимание является причиной множества психологических проблем ребенка.

     Компетентный  родитель – это человек, который  не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувство  страха и вины на своего ребенка. Это  человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок  и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Это человек, который  знает, что если не помогает одно –  надо пробовать другое. Компетентный родитель понимает, что для изменения  развития ребенка в более благоприятную  сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в общем – учиться.

     Большое значение в становлении самооценки ребенка имеет стиль семейного  воспитания, принятые в семье ценности.

     В современной практике семейного  воспитания довольно определённо выделяются три стиля (вида) отношений: авторитарное, демократическое и попустительское  отношение родителей к своим  детям (приложение 3, табл. 1).

     Авторитарный  стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью. Угрозы, понукания, принуждение –  главные средства этого стиля. У  детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведёт к внутреннему  сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и  агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.

     Либеральный стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношения с детьми. Источником является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными. Попустительский  тип отношения А.С. Макаренко называет «авторитетом любви». Суть его заключается  в потакании ребёнку, в погоне за детской привязанностью путём  проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. В своём стремлении завоевать  ребёнка родители не замечают, что  воспитывают эгоиста, человека лицемерного, расчётливого, умеющего «подыгрываться»  к людям. Это, можно сказать, социально  опасный способ отношений с детьми.

Информация о работе Семейная педагогика и семейное воспитание