Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 18:16, курсовая работа
Концепция семейной педагогики, её научные теории и основные направления в различные исторические периоды и при различных общественных условиях внешне оставались неизменными, потому, что они включали формирование общественных ценностей.
Современная педагогическая наука располагает многочисленными свидетельствами приоритета семейного воспитания в развитии личности ребенка.
Введение……………………………………………………...…………...…..….3
I. Семейная педагогика………..………………………………..……...…....….4
1. Семейная педагогика как наука……………….………………….…..4
2. Задачи и методы семейной педагогики……...………………….……5
3. Связь семейной педагогики с другими науками...............................7
4. Источники семейной педагогики......................................................11
II. Семейное воспитание……………………………………………....….……20
1. Роль семьи в воспитании и развитии ребенка.................................20
2. Основные функции семьи.................................................................23
3. Воспитание детей в различных по структуре семьях.....................27
4. Роль родителей в развитии ребенка, принципы семейного
воспитания…………………………………………………………...…..32
5. Требования в семейном воспитании………………………....…..….38
6. Ошибки семейного воспитания........................................................42
Заключение.....................................................................................................48
Список литературы………………………...…………………………….…....50
Приложения………...……………………………………………..……...…....51
Приложение 1 Тесты………………………….….……………….…….51
Приложение 2 Рабочая тетрадь................………………………….....60
Приложение 3 Схемы и таблицы.....…………….…………...…..…....65
Приложение 4 Педагогические ситуации..…….…..............................70
Приложение 5 Педагогические задачи...……………..........................72
Приложение 6 Методики.....…………………………….......................74
Приложение 7 Тренинги..…..…………………..…………………..…..78
Приложение 8 Цитаты..…………………………………..………..…....80
Приложение 9 Ответы..………………………………….…………....…81
Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков - одна из ведущих идей древнерусской педагогики. Другая идея - растить будущего семьянина с малых лет, путем привития положительных нравственных качеств. Так, Владимир Мономах ратовал за упрочение семьи, высоко ставил роль отца в воспитании у мальчика трудолюбия, в подготовке защитника-воина, но главное - в выработке умения рачительно управлять своим домом. На страницах «Домостроя» представлена своеобразная «программа» нравственного воспитания детей, семейной подготовки их к жизни, обучения тому, что необходимо в «домашнем обиходе». В этом отношении особый интерес представляют главы «Како дочь воспитати, с наделком замуж выдати», «Како детям отца и мати любити и беречи и повиноватися им, и покоити их во всем».
В XVII в. ценный вклад в развитие семейной педагогики внесли Епифаний Словинецкий и Симеон Полоцкий. Первый написал 164 правила для детей, назвав их «Гражданством обычаев детских». С. Полоцкий создал две книги - «Обет душевный» и «Вечеря душевная», в которых раскрывались основные каноны воспитания почтения к родителям, другим родственникам и т.д. С. Полоцкий - один из первых высказался против применения розг, суровых мер наказания.
Анализ семейного воспитания конца XVIII - начала XIX в. содержится в работах А.Н. Радищева, Н.И. Новикова. Авторы проводят мысль о том, что домашнее воспитание - нелегкое и сложное дело, выходящее за рамки семьи: дети воспитываются для жизни в обществе. Цель семейного воспитания - растить «счастливых людей и полезных граждан», давать начальное запечатлевающееся на всю жизнь «образование ума и сердца сынов отечества». Условия такого воспитания - духовное общение в семье, внимание к развитию тела, ума, добрых нравов ребенка, сочетание любви и требовательности.
Проблема
семьи и домашнего воспитания
привлекала внимание прогрессивной
общественности, что отразилось в
творчестве
Во
второй половине XIX- начале XX в. теория
семейного воспитания, уже как
самостоятельная область
Об
интересе общественности конца XIX в. к
семье и домашнему воспитанию
свидетельствует организация
В
течение 1898-1910 гг. под редакцией П.Ф.
Каптерева было опубликовано 59 выпусков
«Энциклопедии семейного
Педагоги
предреволюционного периода рассматривали
семью как источник формирования
у детей национальных чувств и
идеалов. Акцент на этой стороне семейного
воспитания был неслучаен: достаточно
вспомнить историческую ситуацию накануне
революции, напряженность жизни
общества на переломе эпох, обусловленную
социальными и национальными
проблемами. Каковы национальные ценности
семейного воспитания? Ученые в качестве
таких ценностей называли религию,
труд, произведения народной культуры.
Религия скрепляет духовно
Однако в первые десятилетия XX в. семья, как воспитательный институт, пережила кризис в связи с ломкой традиционных устоев воспитания. В связи с развернувшейся борьбой с религией уменьшилось ее положительное влияние на семью и семейное воспитание. Традиционная семья, которая долгие годы была, по образному выражению И.В. Бестужева-Лады, «домашней академией», разрушилась. Воспитание становится важнейшей функцией государства. В «Декларации по дошкольному воспитанию», которая стала одним из первых нормативных документов советского правительства о народном просвещении, указывалось, что общественное бесплатное воспитание детей должно начинаться с первого дня рождения.
Естественно,
что в педагогических трудах послереволюционного
периода проблема домашнего воспитания
отходит на второй план и рассматривается
в основном в русле взаимодействия
с общественным. В этом отношении
исключение составляют работы Н.К. Крупской,
которую глубоко волновал вопрос
о новой семье, о новых отношениях
между супругами, между родителями
и детьми. Она страстно возражала
против утверждения некоторых
Среди педагогических проблем, которые освещал А.С. Макаренко, особое место занимает теория семейного воспитания. Он строит ее в соответствии со стержневой идеей своего педагогического мировоззрения - о воспитательной роли коллектива. А.С. Макаренко рассматривает семью как коллектив, где не должно быть места произволу родителей, особенно отца, как это имело место в старые времена. Отрицая авторитарность семейного воспитания, А.С. Макаренко обосновывает значение истинного авторитета родителей, характеризует его ложные разновидности, которые оказались чрезвычайно живучи и бытуют в некоторых семьях по сию пору.
Вторая
половина нынешнего столетия вошла
в историю педагогики и психологии
началом экспериментального изучения
семьи. За эти годы выполнено много
диссертационных работ, написано много
монографий, сборников научных трудов,
в которых содержится характеристика
современной семьи. Значительная часть
экспериментальных работ
Достаточно обстоятельно изучены пути повышения педагогической культуры родителей, линии взаимодействия детского сада и семьи в воспитании ребенка, коррекции его поведения .
Представляют
известную ценность дневниковые
записи матерей, в которых отражаются
особенности семейного
Таким
образом, семейная педагогика для разработки
теоретических проблем
Практика семейного воспитания представляет бесценный опыт как позитивного, так и негативного влияния семьи на формирование личности ребенка.
Специальные экспериментальные исследования.
Результаты
исследовательской деятельности специальных
НИИ, занимающихся исследованием семьи,
публикуются на страницах педагогических
журналов, в монографиях, сборниках
научных трудов.
Семья – особая интимная группа, социальное объединение, члены которого связаны родственными узами, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Семейное воспитание – часть общественного воспитания, уникальность которого состоит в том, что:
Влияние
родителей на развитие ребенка очень
велико. Дети, растущие в атмосфере
любви и понимания, имеют меньше
проблем, связанных со здоровьем, трудностей
с обучением в школе, общением
со сверстниками, и наоборот, как
правило, нарушение детско-родительских
отношений ведет к формированию
различных психологических
Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и отрицательное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка — потребности в социальном контакте, базового доверия к миру и привязанности.
К сожалению, не существует универсальной технологии воспитания детей, и вы не можете получить совета на все случаи жизни даже от человека, обладающего полными научными знаниями о семье. Например, известно, что для эффективного воспитания родители должны придерживаться в семье демократического стиля или, что недостаточное внимание является причиной множества психологических проблем ребенка.
Компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно – надо пробовать другое. Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в общем – учиться.
Большое значение в становлении самооценки ребенка имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.
В
современной практике семейного
воспитания довольно определённо выделяются
три стиля (вида) отношений: авторитарное,
демократическое и
Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью. Угрозы, понукания, принуждение – главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведёт к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.
Либеральный стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношения с детьми. Источником является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными. Попустительский тип отношения А.С. Макаренко называет «авторитетом любви». Суть его заключается в потакании ребёнку, в погоне за детской привязанностью путём проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. В своём стремлении завоевать ребёнка родители не замечают, что воспитывают эгоиста, человека лицемерного, расчётливого, умеющего «подыгрываться» к людям. Это, можно сказать, социально опасный способ отношений с детьми.
Информация о работе Семейная педагогика и семейное воспитание