Система работы по развитию исследовательских умений у младших школьников при изучении москвоведения по картинам А.М.Васнецова на уроках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 18:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является выявление эффективности изучения древней Москвы по картинам A.M. Васнецова для формирования исследовательских умений у младших школьников.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования исследовательских умений;
2. изучить методы формирования исследовательских умений у младших школьников, в т.ч. на уроках окружающего мира;
3. провести серию занятий по развитию исследовательских умений у младших школьников при изучении москвоведения по картинам А.М.Васнецова на уроках окружающего мира;
4. разработать серию игр по москвоведению в программе Логомиры для проверки знаний учащихся;

Содержание

Введение 2
Глава 1. Развитие исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира. 5
1.1. Психолого-педагогические особенности развития исследовательских умений у младших школьников. 5
1.2. Методики развития исследовательских умений у младших школьников. 9
1.3. Теоретические основы развития исследовательских умений у младших школьников при изучении москвоведения по картинам А.М.Васнецова на уроках окружающего мира. 14
Глава 2. Система работы по развитию исследовательских умений у младших школьников при изучении москвоведения по картинам А.М.Васнецова на уроках окружающего мира. 18
2.1. Констатирующий этап обследования уровня знаний учеников по москвоведению. 18
2.2. Разработка и апробация серии занятий по формированию исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира. 22
2.3. Контрольное обследование уровня сформированности исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира. 24
Заключение 31
Список литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

вкр2.docx

— 3.24 Мб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 2

Глава 1. Развитие исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего  мира. 5

1.1. Психолого-педагогические особенности развития исследовательских умений у младших школьников. 5

1.2. Методики развития исследовательских умений у младших школьников. 9

1.3. Теоретические основы развития исследовательских умений у младших школьников при изучении москвоведения по картинам А.М.Васнецова на уроках окружающего мира. 14

Глава 2. Система работы по развитию исследовательских  умений у младших школьников при  изучении москвоведения по картинам А.М.Васнецова на уроках окружающего  мира. 18

2.1. Констатирующий этап обследования  уровня знаний учеников по  москвоведению. 18

2.2. Разработка и апробация серии  занятий по формированию исследовательских  умений у младших школьников  на уроках окружающего мира. 22

2.3. Контрольное обследование уровня  сформированности исследовательских  умений у младших школьников  на уроках окружающего мира. 24

Заключение 31

Список  литературы 33

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В Концепции модернизации современного российского образования  отмечается, что сегодня необходимо уделять пристальное внимание формированию у учащихся не только глубоких и  прочных знаний, но и общеобразовательных  умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности и социально-значимых качеств.

В Федеральном Государственном  Образовательном стандарте начального общего образования отмечена необходимость  привести школьное образование в  соответствие с потребностями времени, современного общества, которое характеризуется  изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широким внедрением информационных технологий. Востребованной в обучении является учебно-исследовательская деятельность обучающихся, цель которой - формирование у них познавательной активности. [18]

Данная проблема в современных  психолого-педагогических исследованиях  раскрывается в работах следующих  ученых: JI.A. Венгера, A.M. Прихожан, М.И. Лисина, М.А. Матюшкина, Г.И. Щукина, Н.Б. Шумаковой, К.А, Абульхановой-Славской, Р.Г. Апресян, Н.В. Тучак, Г.А. Цукерман, Д.Б. Богоявленской, А.В. Леонтовича, А.Н. Поддьякова, А.И. Савенкова, В.И. Слободчикова.

Младший школьный возраст, согласно многочисленным исследованиям (Л.С. Выготский, Ю.З. Гильбух, В.В. Давыдов, Ж. Пиаже, Е.Е. Кравцова, Н.И. Гуткина, Д.Б. Эльконин и др.) содержит потенциал успешного формирования поисково-исследовательской деятельности. Данные современных отечественных исследований (Н.Г. Алексеева, Л.П Виноградовой, А.В. Леонтович, Г.В. Макотровой, B.C. Мухиной, А.И. Савенкова, А.С. Обухова и др.) также говорят о возможности успешного обучения элементам учебного исследования уже на начальном этапе школьного образования.

Исследования зарубежных и отечественных  ученых (С.П. Баранова, Дж. Брунера, X. Таба, В.В. Давыдова, А.М.Матюшкина, М.И. Махмутова и др.) убедительно свидетельствуют, что глубина и прочность знаний учащегося зависит от способа усвоения. Как отмечает Комарова И. В., глубина и осознанность сведений об окружающем мире будут максимальными при самостоятельном учебно-исследовательском поиске, осуществленном в ходе собственных интеллектуальных усилий. [3]

А. И. Савенков считает, что стремление к исследованию генетически присуще ребёнку; поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, – одно из главных и естественных проявлений детской психики. Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. [12, 15]

Таким образом, развитие исследовательских  умений у младших школьников становится одной из самых актуальных проблем  современной школы.

Целью исследования является выявление эффективности изучения древней Москвы по картинам A.M. Васнецова для формирования исследовательских умений у младших школьников.

В соответствии с целью  были определены следующие задачи:

1. изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования исследовательских умений;

2. изучить методы формирования  исследовательских умений у младших школьников, в т.ч. на уроках окружающего мира;

3. провести серию занятий по развитию исследовательских умений у младших школьников при изучении москвоведения по картинам А.М.Васнецова на уроках окружающего мира;

4. разработать серию игр по  москвоведению в программе Логомиры для проверки знаний учащихся;

5. проанализировать результаты практической работы и сделать выводы.

Для достижения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический   анализ  психолого-педагогической  и методической литературы  по  проблеме  исследования, изучение и обобщение передового педагогического опыта по проблеме исследования, наблюдение, беседа с учащимися и учителем, тестирование, графические и математические методы обработки информации.

Объектом исследования является образовательный процесс во время изучения предмета «Окружающий мир».

Предметом исследования является методика развития исследовательских умений школьников на уроках учебного предмета «Окружающий мир».

 

Глава 1. Развитие исследовательских  умений у младших школьников на уроках окружающего мира.

    1. Психолого-педагогические особенности развития исследовательских  умений у младших школьников.

Детская потребность в  исследовательском поиске обусловлена  биологически. Любой здоровый ребенок  уже рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие  черты детского поведения. Именно это  внутреннее стремление к познанию через  исследование порождает исследовательское  поведение и создает условия  для исследовательского обучения. [6, 55]

А. И. Савенков отмечает, что  в школе уже много лет продолжается противодействие традиционного  и исследовательского обучения. По-прежнему традиционное обучение, строится не на методах самостоятельного творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Благодаря этому обучению у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения - поисковая активность. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития. [11, 101-108]

Именно поэтому подготовка ребенка  к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам  исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования  и современного учителя.

Исследовательская деятельность требует определённых умений, важнейшее из которых выявлять проблемы, противоречия в наблюдаемых  объектах действительности, соответственно, использовать рефлексию знаний и умений. [17]

Один из компонентов  исследовательской деятельности –  исследовательские умения, которые  определяются как система интеллектуальных, практических умений и навыков учебного труда, необходимого для самостоятельного исследования или его части. Для  их формирования можно решать учебно-исследовательские  задачи (задачи, процесс решения  которых требует выполнения одного или нескольких исследовательских   умений), используя традиционные технологии в сочетании с информационными, уделяя последним больше внимания, когда они имеют преимущества. [16, 21-26]

Успешное осуществление исследовательской деятельности требует наличия у субъекта специфического личностного образования – исследовательских способностей. Исследовательские способности логично квалифицировать в соответствии с традициями отечественной психологии, как индивидуально-психологические особенности личности, выступающие субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности. [15, 250 - 252]

Школа призвана обеспечить овладение учащимися разнообразными способами познавательной деятельности, способствующими саморазвитию личности. От учителя требуется создание дидактических  условий для включения младших  школьников в активную познавательную деятельность, использование исследовательских  методов обучения, где наряду с  приобретением знаний организуется собственная практическая деятельность детей. Для этого существует достаточно большой арсенал технологий, методов и средств:

  • проблемное обучение
  • поисковые методы
  • частично-поисковые методы
  • метод проектов

Использование практических методов обучения – упражнений, практических и лабораторных работ  способствует развитию умений сравнивать, наблюдать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и др. [2, 1-5]

Прибегая к частично-поисковому методу, учитель организует деятельность учеников при выполнении отдельных этапов поиска, намечает его шаги, конструирует задание, разбивает его на вспомогательные части. У младших школьников развиваются умения планировать, осознавать цель своей деятельности; вырабатываются приёмы анализа и синтеза, умение изменять способ действия соответственно задаче, видеть новые проблемы в традиционной ситуации, выбирать результативный способ их решения. [16]

Применение исследовательского метода предполагает постановку проблемной задачи, предложение составить критический  анализ произведения, провести эксперимент  и т.д.

 Главным условием эффективности  этого метода является самостоятельность  учащихся на всех этапах исследования, которая заключается в проведении  соответствующих познавательных  действий:

  • наблюдение и изучение фактов и явлений; выдвижение гипотез; составление плана исследования и его осуществление;
  • формулирование результатов исследования; контроль и проверка полученного результата, оценка его значимости.

Цель организации исследовательской деятельности в начальной школе – сформировать первоначальные исследовательские умения младших школьников (поисковые, информационные, организационные, умения представить результат свой работы, оценочные).

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

1. Формирование ценностного  отношения учащихся к знаниям,  мотивации к процессу получения  знаний;

2. Ознакомление с ролью  науки, научных и учебных исследований  в жизни людей; знакомство с  природой научного знания, методами  исследований;

3. Формирование умений  осуществлять учебное исследование, работать с информацией, организовывать  свою учебно-исследовательскую деятельность, анализировать и оценивать ее, презентовать результат. [9, 55-58]

Работа ориентирована  на овладение основами знаний об исследовательской  деятельности, умениями исследовательской  деятельности, алгоритмизацию этапов исследования и исследовательских  действий, осуществление учащимися  коллективной, групповой, индивидуальной учебно-исследовательской работы, использование  в качестве ведущих методов обучения игровых, проблемных, эвристических, исследовательских.

Учёные выделяют исследовательские  умения из общеучебных, указывают на исследовательский характер деятельности, в которой они развиваются, и связывают эти умения с такими мыслительными операциями, как сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация, классификация, систематизация. [2, 1-5]

Таким образом, на основе знаний об особенностях психологического развития младших школьников становится возможным  развивать исследовательские  умения.

 

 

    1. Методики развития исследовательских умений у младших школьников.

Развитие исследовательских  умений младших школьников осуществляется в 4 этапа, что соответствует 4 годам  обучения в начальной школе.

1 этап - соответствует 1 классу. А.И.Савенков считает, что развитие  исследовательских умений необходимо  начинать с тренинга, который  является пропедевтикой к проведению  исследований в последующих классах.  [12, 555-600]

В 1 классе на уроках возможно включение заданий, направленных на анализ, синтез, классификацию, сравнение, обобщение. С целью активизации познавательной исследовательской деятельности учащихся рекомендуется использование: загадок, ребусов, шарад, задач-шуток, логических заданий и заданий на развитие творческих способностей; игровых моментов, связанных с введением в ход урока сказочных героев (помоги задать вопрос, изучить, рас смотреть, исследовать, описать и т.д.).

На 2 этапе - во 2 классе работа осуществляется по следующим направлениям:

1.Знакомство с теоретическими  понятиями исследовательской деятельности  такими как: исследование, проблема, цели, задачи, гипотеза, методы.

Информация о работе Система работы по развитию исследовательских умений у младших школьников при изучении москвоведения по картинам А.М.Васнецова на уроках