Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 18:48, курсовая работа
Целью исследования является выявление эффективности изучения древней Москвы по картинам A.M. Васнецова для формирования исследовательских умений у младших школьников.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования исследовательских умений;
2. изучить методы формирования исследовательских умений у младших школьников, в т.ч. на уроках окружающего мира;
3. провести серию занятий по развитию исследовательских умений у младших школьников при изучении москвоведения по картинам А.М.Васнецова на уроках окружающего мира;
4. разработать серию игр по москвоведению в программе Логомиры для проверки знаний учащихся;
Введение 2
Глава 1. Развитие исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира. 5
1.1. Психолого-педагогические особенности развития исследовательских умений у младших школьников. 5
1.2. Методики развития исследовательских умений у младших школьников. 9
1.3. Теоретические основы развития исследовательских умений у младших школьников при изучении москвоведения по картинам А.М.Васнецова на уроках окружающего мира. 14
Глава 2. Система работы по развитию исследовательских умений у младших школьников при изучении москвоведения по картинам А.М.Васнецова на уроках окружающего мира. 18
2.1. Констатирующий этап обследования уровня знаний учеников по москвоведению. 18
2.2. Разработка и апробация серии занятий по формированию исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира. 22
2.3. Контрольное обследование уровня сформированности исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира. 24
Заключение 31
Список литературы 33
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Развитие исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира. 5
1.1. Психолого-педагогические особенности развития исследовательских умений у младших школьников. 5
1.2. Методики развития исследовательских умений у младших школьников. 9
1.3. Теоретические основы развития исследовательских умений у младших школьников при изучении москвоведения по картинам А.М.Васнецова на уроках окружающего мира. 14
Глава 2. Система работы по развитию исследовательских умений у младших школьников при изучении москвоведения по картинам А.М.Васнецова на уроках окружающего мира. 18
2.1.
Констатирующий этап
2.2.
Разработка и апробация серии
занятий по формированию
2.3.
Контрольное обследование
Заключение 31
Список литературы 33
В Концепции модернизации
современного российского образования
отмечается, что сегодня необходимо
уделять пристальное внимание формированию
у учащихся не только глубоких и
прочных знаний, но и общеобразовательных
умений, универсальных компетенций,
функциональной грамотности и социально-
В Федеральном Государственном
Образовательном стандарте
Данная проблема в современных психолого-педагогических исследованиях раскрывается в работах следующих ученых: JI.A. Венгера, A.M. Прихожан, М.И. Лисина, М.А. Матюшкина, Г.И. Щукина, Н.Б. Шумаковой, К.А, Абульхановой-Славской, Р.Г. Апресян, Н.В. Тучак, Г.А. Цукерман, Д.Б. Богоявленской, А.В. Леонтовича, А.Н. Поддьякова, А.И. Савенкова, В.И. Слободчикова.
Младший школьный возраст, согласно многочисленным исследованиям (Л.С. Выготский, Ю.З. Гильбух, В.В. Давыдов, Ж. Пиаже, Е.Е. Кравцова, Н.И. Гуткина, Д.Б. Эльконин и др.) содержит потенциал успешного формирования поисково-исследовательской деятельности. Данные современных отечественных исследований (Н.Г. Алексеева, Л.П Виноградовой, А.В. Леонтович, Г.В. Макотровой, B.C. Мухиной, А.И. Савенкова, А.С. Обухова и др.) также говорят о возможности успешного обучения элементам учебного исследования уже на начальном этапе школьного образования.
Исследования зарубежных и отечественных ученых (С.П. Баранова, Дж. Брунера, X. Таба, В.В. Давыдова, А.М.Матюшкина, М.И. Махмутова и др.) убедительно свидетельствуют, что глубина и прочность знаний учащегося зависит от способа усвоения. Как отмечает Комарова И. В., глубина и осознанность сведений об окружающем мире будут максимальными при самостоятельном учебно-исследовательском поиске, осуществленном в ходе собственных интеллектуальных усилий. [3]
А. И. Савенков считает, что стремление к исследованию генетически присуще ребёнку; поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, – одно из главных и естественных проявлений детской психики. Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. [12, 15]
Таким образом, развитие исследовательских умений у младших школьников становится одной из самых актуальных проблем современной школы.
Целью исследования является выявление эффективности изучения древней Москвы по картинам A.M. Васнецова для формирования исследовательских умений у младших школьников.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования исследовательских умений;
2. изучить методы формирования исследовательских умений у младших школьников, в т.ч. на уроках окружающего мира;
3. провести серию занятий по развитию исследовательских умений у младших школьников при изучении москвоведения по картинам А.М.Васнецова на уроках окружающего мира;
4. разработать серию игр по
москвоведению в программе
5. проанализировать результаты практической работы и сделать выводы.
Для достижения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, изучение и обобщение передового педагогического опыта по проблеме исследования, наблюдение, беседа с учащимися и учителем, тестирование, графические и математические методы обработки информации.
Объектом исследования является образовательный процесс во время изучения предмета «Окружающий мир».
Предметом исследования является методика развития исследовательских умений школьников на уроках учебного предмета «Окружающий мир».
Детская потребность в
исследовательском поиске обусловлена
биологически. Любой здоровый ребенок
уже рождается исследователем. Неутомимая
жажда новых впечатлений, любознательность,
стремление наблюдать и
А. И. Савенков отмечает, что
в школе уже много лет
Именно поэтому подготовка ребенка
к исследовательской
Исследовательская деятельность требует определённых умений, важнейшее из которых выявлять проблемы, противоречия в наблюдаемых объектах действительности, соответственно, использовать рефлексию знаний и умений. [17]
Один из компонентов
исследовательской деятельности –
исследовательские умения, которые
определяются как система интеллектуальных,
практических умений и навыков учебного
труда, необходимого для самостоятельного
исследования или его части. Для
их формирования можно решать учебно-исследовательские
задачи (задачи, процесс решения
которых требует выполнения одного
или нескольких исследовательск
Успешное осуществление исследовательской деятельности требует наличия у субъекта специфического личностного образования – исследовательских способностей. Исследовательские способности логично квалифицировать в соответствии с традициями отечественной психологии, как индивидуально-психологические особенности личности, выступающие субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности. [15, 250 - 252]
Школа призвана обеспечить
овладение учащимися
Использование практических методов обучения – упражнений, практических и лабораторных работ способствует развитию умений сравнивать, наблюдать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и др. [2, 1-5]
Прибегая к частично-поисковому методу, учитель организует деятельность учеников при выполнении отдельных этапов поиска, намечает его шаги, конструирует задание, разбивает его на вспомогательные части. У младших школьников развиваются умения планировать, осознавать цель своей деятельности; вырабатываются приёмы анализа и синтеза, умение изменять способ действия соответственно задаче, видеть новые проблемы в традиционной ситуации, выбирать результативный способ их решения. [16]
Применение исследовательского
метода предполагает постановку проблемной
задачи, предложение составить
Главным условием
Цель организации исследовательской деятельности в начальной школе – сформировать первоначальные исследовательские умения младших школьников (поисковые, информационные, организационные, умения представить результат свой работы, оценочные).
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
1. Формирование ценностного
отношения учащихся к знаниям,
мотивации к процессу
2. Ознакомление с ролью
науки, научных и учебных
3. Формирование умений
осуществлять учебное
Работа ориентирована
на овладение основами знаний об исследовательской
деятельности, умениями исследовательской
деятельности, алгоритмизацию этапов
исследования и исследовательских
действий, осуществление учащимися
коллективной, групповой, индивидуальной
учебно-исследовательской
Учёные выделяют исследовательские умения из общеучебных, указывают на исследовательский характер деятельности, в которой они развиваются, и связывают эти умения с такими мыслительными операциями, как сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация, классификация, систематизация. [2, 1-5]
Таким образом, на основе знаний об особенностях психологического развития младших школьников становится возможным развивать исследовательские умения.
Развитие исследовательских умений младших школьников осуществляется в 4 этапа, что соответствует 4 годам обучения в начальной школе.
1 этап - соответствует 1 классу.
А.И.Савенков считает, что
В 1 классе на уроках возможно включение заданий, направленных на анализ, синтез, классификацию, сравнение, обобщение. С целью активизации познавательной исследовательской деятельности учащихся рекомендуется использование: загадок, ребусов, шарад, задач-шуток, логических заданий и заданий на развитие творческих способностей; игровых моментов, связанных с введением в ход урока сказочных героев (помоги задать вопрос, изучить, рас смотреть, исследовать, описать и т.д.).
На 2 этапе - во 2 классе работа осуществляется по следующим направлениям:
1.Знакомство с теоретическими
понятиями исследовательской