Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 18:48, курсовая работа
Целью исследования является выявление эффективности изучения древней Москвы по картинам A.M. Васнецова для формирования исследовательских умений у младших школьников.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования исследовательских умений;
2. изучить методы формирования исследовательских умений у младших школьников, в т.ч. на уроках окружающего мира;
3. провести серию занятий по развитию исследовательских умений у младших школьников при изучении москвоведения по картинам А.М.Васнецова на уроках окружающего мира;
4. разработать серию игр по москвоведению в программе Логомиры для проверки знаний учащихся;
Введение 2
Глава 1. Развитие исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира. 5
1.1. Психолого-педагогические особенности развития исследовательских умений у младших школьников. 5
1.2. Методики развития исследовательских умений у младших школьников. 9
1.3. Теоретические основы развития исследовательских умений у младших школьников при изучении москвоведения по картинам А.М.Васнецова на уроках окружающего мира. 14
Глава 2. Система работы по развитию исследовательских умений у младших школьников при изучении москвоведения по картинам А.М.Васнецова на уроках окружающего мира. 18
2.1. Констатирующий этап обследования уровня знаний учеников по москвоведению. 18
2.2. Разработка и апробация серии занятий по формированию исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира. 22
2.3. Контрольное обследование уровня сформированности исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира. 24
Заключение 31
Список литературы 33
5. Личность педагога.
Для развития творческих способностей,
к которым относятся и
6. Учет возрастных особенностей.
Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.
Современное развитие образования
и внедрение Федеральных
Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия. Этим обусловлено введение в образовательный процесс методов и технологий на основе исследовательской деятельности обучающихся.
Учебная исследовательская
деятельность - это специально организованная,
познавательная творческая деятельность
обучающихся, по своей структуре
соответствующая научной
Задача формирования исследовательских умений учащихся является актуальной для построения учебного процесса, развития учащихся, выполнения требований федерального государственного образовательного стандарта НОО, т.к. это фундамент для успешного обучения на всех ступенях образования.
Одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.
Целью настоящего исследования было доказательство целесообразности изучения древней Москвы по картинам A.M. Васнецова для формирования исследовательских умений у младших школьников. Опытно-практическим путем мы доказали, что четко спланированная и методически разработанная система занятий с младшими школьниками по данной проблеме способствует развитию у них исследовательских умений.
Особо значимыми для нашей работы представлялись следующие исследовательские умения: видеть проблему; задавать вопросы; выдвигать гипотезы.
В процессе работы с психолого-педагогической литературой нами были определены основные исследовательские умения, выявлены пути их эффективного развития на уроках москвоведения в начальной школе.
На основе проведенного исследования были разработаны рекомендации по внедрению в учебный процесс направлений формирования исследовательских умений у младших школьников на уроках москвоведения в рамках реализации предмета Окружающий мир.
Развитие исследовательских умений дает учащемуся:
Приложение 1
Конспект урока по предмету «Окружающий мир»
в 3«Б» классе школы №1241
Тема: «Историческое путешествие по Москве».
Цель: Познакомить детей с этапами строительства Кремля при изучении картин А.М.Васнецова
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Средства обучения: презентация.
Литература: