Система работы по развитию исследовательских умений у младших школьников при изучении москвоведения по картинам А.М.Васнецова на уроках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 18:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является выявление эффективности изучения древней Москвы по картинам A.M. Васнецова для формирования исследовательских умений у младших школьников.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования исследовательских умений;
2. изучить методы формирования исследовательских умений у младших школьников, в т.ч. на уроках окружающего мира;
3. провести серию занятий по развитию исследовательских умений у младших школьников при изучении москвоведения по картинам А.М.Васнецова на уроках окружающего мира;
4. разработать серию игр по москвоведению в программе Логомиры для проверки знаний учащихся;

Содержание

Введение 2
Глава 1. Развитие исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира. 5
1.1. Психолого-педагогические особенности развития исследовательских умений у младших школьников. 5
1.2. Методики развития исследовательских умений у младших школьников. 9
1.3. Теоретические основы развития исследовательских умений у младших школьников при изучении москвоведения по картинам А.М.Васнецова на уроках окружающего мира. 14
Глава 2. Система работы по развитию исследовательских умений у младших школьников при изучении москвоведения по картинам А.М.Васнецова на уроках окружающего мира. 18
2.1. Констатирующий этап обследования уровня знаний учеников по москвоведению. 18
2.2. Разработка и апробация серии занятий по формированию исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира. 22
2.3. Контрольное обследование уровня сформированности исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира. 24
Заключение 31
Список литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

вкр2.docx

— 3.24 Мб (Скачать файл)

5. Личность педагога.

Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой  для ведения занятий по исследовательской  деятельности.

6. Учет возрастных особенностей.

Обучение исследовательским  умениям должно осуществляться на доступном  для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

 

Заключение

Современное развитие образования  и внедрение Федеральных государственных  образовательных стандартов начального общего образования диктует новые  подходы в организации деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время. Происходящие изменения в общественной жизни требуют реализации новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу.

Акцент переносится  на формирование у детей способности  самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия. Этим обусловлено введение в образовательный процесс методов и технологий на основе исследовательской деятельности обучающихся.

Учебная исследовательская  деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность обучающихся, по своей структуре  соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью  и сознательностью, результатом  которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, новых для учащихся знаний или  способов деятельности.

Задача формирования исследовательских умений учащихся является актуальной для построения учебного процесса, развития учащихся, выполнения требований федерального государственного образовательного стандарта НОО, т.к. это фундамент для успешного обучения на всех ступенях образования.

Одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.

Целью настоящего исследования было доказательство целесообразности изучения древней Москвы по картинам A.M. Васнецова для формирования исследовательских умений у младших школьников. Опытно-практическим путем мы доказали, что четко спланированная и методически разработанная система занятий с младшими школьниками по данной проблеме способствует развитию у них исследовательских умений.

Особо значимыми для нашей  работы представлялись следующие исследовательские  умения: видеть проблему; задавать вопросы; выдвигать гипотезы.

В процессе работы с психолого-педагогической литературой нами были определены основные исследовательские умения, выявлены пути их эффективного развития на уроках москвоведения в начальной школе.

На основе проведенного исследования были разработаны рекомендации по внедрению в учебный процесс направлений формирования исследовательских умений у младших школьников на уроках москвоведения в рамках реализации предмета Окружающий мир.

          Развитие исследовательских умений дает учащемуся:

  • возможность освоения методов исследования и использование их при изучении материалов любых дисциплин;
  • возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных интересов, что способствует дальнейшему самоопределению учащихся;
  • возможность развития интереса к различным наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в целом.

 

Список  литературы

  1. Елкина Н. В., Мариничева О. В. Учим детей наблюдать и рассказывать. - Ярославль: Академия Развития, 1996. - 224 с.
  2. Журнал «Начальная школа». Статья «Наука и школьная практика. Методы формирования исследовательских умений младших школьников» / О.А.Коваленко. С.1-5.
  3. Комарова И.В. Организация учебно-исследовательской деятельности в начальной школе // Петрозаводск, 2007.
  4. Леонтович А. В. Рекомендации по написанию исследовательских работ. – Журнал «Завуч», №1, 2001г.
  5. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии. // Народное образование.– №10.– 1999.– С. 152-158.
  6. Леонтьев А.Н. «О формировании способностей»/ А.Н.Леонтьев. – М.: Педагогика, 1996 г.
  7. Москва в творчестве А.М.Васнецова под ред. Васнецова Е.К., 1986.
  8. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. - М.: Просвещение: Владос, 1994.
  9. Поддъяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве / Под ред. А.С.Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
  10. Поддъяков А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: Дис-я  д-ра  психолог. наук. – Москва, 2001. – С. 350
  11. Савенков А. И. Учебные исследования в начальной школе. // Нач. шк. – №12. – 2000. – С. 101-108.
  12. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. / А.И.Савенков // М., 2006. 512 с.
  13. Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. / А.И.Савенков // Москва, Академия развития. 2005 г. 450 с.
  14. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания. – Ярославль: Академия развития, 2002. – С. 208.
  15. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. /А.И.Савенков // М.: Изд.дом «Федоров». 2006. 540 с.
  16. Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. / Н.А.Семенов // Начальная школа. 2006. №2. – С.21-26.
  17. Семёнова, Н.А. Формирование исследовательских умений младших школьников: дисс. канд. пед. наук / Н.А. Семёнова. – Томск,2007. – 203 с.
  18. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2011
  19. Чутко Н.Я. Формирование учебной деятельности в начальной школе. - М.: Просвещение, 2007 г.
  20. Ядохина Е.И., Кудрявцева Л.С. Мемориальный музей-квартира художника А.М.Васнецова: Путеводитель. – М.: АНО ИЦ «Москвоведение», ОАО «Московские учебники». 2004. – 208 с.
  21. Ямалтдинова Д.Г. Организация самостоятельной деятельности учащихся/Д.Г.Ямалтдинова // Начальная школа. 2008. №2. – С. 43-45. 

Приложение 1

Конспект урока по предмету «Окружающий мир»

в  3«Б» классе школы №1241

 

Тема: «Историческое путешествие по Москве».

Цель: Познакомить детей с этапами строительства Кремля  при изучении картин А.М.Васнецова

 

Задачи:

Образовательные:

  • сообщить знания об этапах строительства Кремля;
  • формировать знания о Юрии Долгоруком, Иване Калите, Иване III, Иване Грозном;
  • познакомить детей с картинами А.М.Васнецова. 

Развивающие:

  • развивать исследовательские способности учащихся;
  • развивать память, воображение на основе рассказа учителя;
  • развивать диалоговую речь на основе беседы по картинам;
  • расширять кругозор учащихся

Воспитательные:

  • прививать интерес к истории;
  • воспитывать нравственные ценности;
  • воспитывать интерес к русскому искусству.

 

Средства обучения: презентация.

Литература:

  1. http://gallerix.ru/album/Vasnecov
  2. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб.
  3. заведений: В 3 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
  4. Педагогика / Под редакцией Ю. К. Баба<span class="Normal__Char" style=" font-family: 'Times New Roman'

Информация о работе Система работы по развитию исследовательских умений у младших школьников при изучении москвоведения по картинам А.М.Васнецова на уроках