Система работы по развитию исследовательских умений у младших школьников при изучении москвоведения по картинам А.М.Васнецова на уроках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 18:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является выявление эффективности изучения древней Москвы по картинам A.M. Васнецова для формирования исследовательских умений у младших школьников.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования исследовательских умений;
2. изучить методы формирования исследовательских умений у младших школьников, в т.ч. на уроках окружающего мира;
3. провести серию занятий по развитию исследовательских умений у младших школьников при изучении москвоведения по картинам А.М.Васнецова на уроках окружающего мира;
4. разработать серию игр по москвоведению в программе Логомиры для проверки знаний учащихся;

Содержание

Введение 2
Глава 1. Развитие исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира. 5
1.1. Психолого-педагогические особенности развития исследовательских умений у младших школьников. 5
1.2. Методики развития исследовательских умений у младших школьников. 9
1.3. Теоретические основы развития исследовательских умений у младших школьников при изучении москвоведения по картинам А.М.Васнецова на уроках окружающего мира. 14
Глава 2. Система работы по развитию исследовательских умений у младших школьников при изучении москвоведения по картинам А.М.Васнецова на уроках окружающего мира. 18
2.1. Констатирующий этап обследования уровня знаний учеников по москвоведению. 18
2.2. Разработка и апробация серии занятий по формированию исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира. 22
2.3. Контрольное обследование уровня сформированности исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира. 24
Заключение 31
Список литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

вкр2.docx

— 3.24 Мб (Скачать файл)

2. Осуществление коллективных  исследований по определенному  плану (с соблюдением всех этапов), по различным темам.

3. На различных уроках  используются проблемные и поисковые  методы, работа со словарями и  другими источниками информации.

4. На занятиях предлагаются  задания, направленные на выявление  различных свойств и действий  предметов, множества предметов,  составление последовательности  действий; сравнение предметов и  множеств предметов, предлагаются логические задачи. Продолжается обучение приемам наблюдения.

На 3 этапе - в 3 классе:

1.Учащиеся продолжают  знакомиться с теорией исследования.

2.Проводятся коллективные  исследования на заданную тему.

3.Осуществляются учащимися  самостоятельные кратковременные  исследования с применением имеющихся  знаний и умений.

На 4 этапе - в 4 классе:

1.Большое внимание уделяется  умению работать с источником  информации, с самой информацией,  обрабатывать тексты, представлять  результат своей работы в виде  текста, схемы, модели.

2.Осуществляется подготовка  и проведение самостоятельного  долговременного исследования по  интересующим учащихся темам. [5, 152-158]

Для развития у учащихся исследовательских умений, учителю  необходимо создание таких условий, которые бы отвечали поставленной цели. В методике начального обучения выделяют следующие:

1. Целенаправленность и  систематичность. Работа по развитию  исследовательских умений должна  проходить как в урочной, так  и во внеурочной деятельности.

2. Мотивированность. Учащиеся  должны видеть смысл своей  творческой самостоятельной деятельности, чтобы они могли реализовать  свои таланты, способности и  возможности.

3. Учёт возрастных особенностей. Исследование должно быть посильным,  интересным, увлекательным и полезным. Все этапы исследовательской  работы должны строиться на  доступном для младшего школьника  уровне.

4. Психологический комфорт.  Учитель должен каждому ребёнку  дать возможность поверить в  себя, проявить себя с лучшей  стороны, поддержать, если что-то  не получается, помочь, подбодрить.

5. Личность учителя. Для  того чтобы исследовательская работа была результативной, нужен высокообразованный учитель, творчески относящийся к своей работе, стремящийся к новому, прогрессивному.

6. Творческая среда. Учитель  способствует созданию творческой, рабочей атмосферы. Обучение учащихся  исследовательской работе рассчитано  на обеспечение следующих аспектов:

  • возможность освоения методов исследования и их использование при изучении тем любых предметов школьного курса;
  • возможность развития интересов к определённым школьным дисциплинам и процессу познания окружающего мира и действительности в целом;
  • возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных замыслов и интересов.

При организации учебной  деятельности, учитель должен работать над формированием следующих  умений:

1.Умение организовать  свою работу (организация рабочего  места, планирование работы).

2.Умения и знания исследовательского  характера (выбор темы исследования, планирование этапов исследования, поиск информации, подбор методов  решения проблемы).

3.Умение работать с  источниками информации (Интернет, словари, энциклопедии, научные статьи, детские газеты и журналы, школьные  учебники, телепередачи, кино и мультфильмы  и др.)

4.Умение представить результаты  своей творческой работы выполнение  требований к речи выступающего, грамотное построение выступления,  оформление работ (проектов) в  рукописном, печатном, электронном,  художественном или др. вариантах). [15, 456-457]

Исследовательская деятельность в начальном звене может быть организована учителем эпизодически или  фрагментарно на определённом этапе урока, рассчитана на весь урок или долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений. [17]

Таким образом, в процессе осуществления исследования у детей  нарабатываются теоретические знания и практические умения и навыки.

Формы работы:

  • индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
  • дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам;
  • участие в школьных и районных олимпиадах;
  • проектная деятельность учащихся;
  • посещение кружка «Я - исследователь», внеклассных мероприятий;
  • конкурсы, интеллектуальные игры, викторины. [13]

Для развития исследовательских  умений у младших школьников им могут  быть предложены следующие формы  работы:

Тренинг. Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию у них умений и навыков исследовательского поиска.

Исследовательская практика. Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов.

Мониторинг. Содержание и организация мероприятий, необходимых для оценки и управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.).

В ходе тренинга развития исследовательских  способностей учащиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и  навыками исследовательского поиска. К ним мы относим знания, умения и навыки:

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснить, доказывать и защищать свои дела. [13, 235-250]

 

    1. Теоретические основы развития исследовательских умений у младших школьников при изучении москвоведения по картинам А.М.Васнецова на уроках окружающего мира.

Обычно уроки москвоведения, посвященные изучению древней столицы  строятся достаточно однообразно: преподаватель  рассказывает о том, какой была Москва в древности, а затем предлагает учащимся ряд заданий и вопросов на закрепление и повторение знаний.

На уроках окружающего  мира развитие исследовательских умений можно проводить при изучении древней Москвы по картинам А.М.Васнецова.

Данные занятия пройдут  для учащихся гораздо эффективнее, если они сами будут «добывать» знания. Эволюцию древней Москвы можно проследить по картинам A.M. Васнецова.

Имя Апполинария Михайловича Васнецова тесно связано с именем нашей столицы. Художник-пейзажист эпического плана, завоевавший своими полотнами признание в мире ценителей искусства, в конце XIX столетия становится крупным знатоком и исследователем древней Москвы. В своей автобиографии он отмечал, «что для всех интересующихся искусством на мне написано: «Старая Москва»».

Цикл картин A.M. Васнецова, посвященный древней Москве, может  стать эффективным учебным пособием для учеников на предмете Окружающий мир при изучении тем москвоведения. При этом ученики сами будут узнавать, какой была древняя столица.

Таким образом, преподаватель  достигает на одном учебном занятии  нескольких целей: развивает у детей  исследовательские навыки и сообщает им знания о древней Москве.

Задачей преподавателя в  данном случае является выстраивание такой системы работы с детьми, чтобы они могли самостоятельно получать исторические знания из картин A.M. Васнецова.

Можно использовать следующую  систему заданий и вопросов.

  1. Занятия строятся по историческому принципу.

Предлагаем следующую  логически выстроенную по хронологии изменения Кремля последовательность картин:

«Основание Кремля. Постройка  новых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году»

«Московский Кремль при Иване Калите»

«Московский Кремль при Дмитрии Донском»

«Московский Кремль при Иване III»

  1. Система вопросов детям строится по принципу от общего к частному и от простого к сложному.
  2. Очень важно научить детей работать по алгоритму (это одна из основ исследовательских навыков). 

          Предлагаем следующий алгоритм:

- прочитать название картины;

- проанализировать название, понять о каком времени идет  речь;

- окинуть картину общим  взглядом, посмотреть в целом,  какой была Москва (например, из  чего строились стены Кремля; населенным ли выглядит город;  ведется ли в городе строительство;  привлекает ли Москва торговцев,  иноземцев и т.д.);

- обратить внимание на  детали.

 Частности дети начинают видеть не сразу, поэтому нужно предложить им наводящие вопросы (например, посмотрите на картину, какие деревья вы видите? Посмотрите, какие строения находятся внутри Кремля? Все ли постройки из дерева?)

- формулировка общего  вывода об облике Москвы данного  периода.

В конце урока у детей  возникает ощущение, что знания сообщил  им не учитель, а они получили их сами.

Предлагаем следующую систему занятий с детьми по изучению древней Москвы по картинам А.М.Васнецова:

  1. Кремль («Основание Кремля. Постройка новых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году», «Московский Кремль при Иване Калите», «Московский Кремль при Дмитрии Донском», «Московский Кремль при Иване III», «Московский Кремль. Соборы. 1894»).
  2. Китай-город («Спасские Водяные ворота Китай-города в XVII веке. 1922», «Улица в Китай-городе. Начало XVII века. 1900», «На крестце в Китай-городе. 1902»).
  3. Быт и нравы москвичей в древней Москве («У стен деревянного города. 1907», «Выход боярыни (боярыня, княгиня). 1909», «Медведчики (развлечение). Старая Москва. 1911», «Скоморохи. 1904», «Общественные бани в Москве в XVII веке. 1922», «Лубяной торг на Трубе в XVII веке. 1926»).
  4. Экскурсия в мемориальный музей-квартиру А.М.Васнецова.

 

Выводы по первой главе

На основе проведенного теоретического изучения проблемы исследования было установлено, что:

  1. Исследовательская деятельность обучающихся - деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
  2. В ходе исследовательской деятельности у учащихся развиваются такие умения, как: умение видеть проблемы; умение ставить вопросы; умение выдвигать гипотезы; умение давать определение понятиям; умение классифицировать; умения наблюдать; умения и навыки проведения экспериментов; умение делать выводы и умозаключения; умение структурировать материал; умение объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
  3. Успешное осуществление исследовательской деятельности требует наличия у субъекта специфического личностного образования – исследовательских способностей. Данные способности у учеников нужно развивать поэтапно.

4. Цикл картин A.M. Васнецова, посвященный древней Москве, может стать эффективным учебным пособием для учеников на предмете Окружающий мир при изучении тем москвоведения. Систематические занятия по данной тематике будут способствовать развитию исследовательских умений учащихся. 

 

 

Глава 2. Система работы по развитию исследовательских  умений у младших школьников при  изучении москвоведения по картинам А.М.Васнецова на уроках окружающего  мира.

2.1. Констатирующий этап обследования уровня знаний учеников по москвоведению.

Прежде чем приступать к серии занятий, посвященных  изучению древней Москвы по картинам А.Васнецова, и формированию на данных занятиях исследовательских умений у учеников 3 класса мы предложили детям  заполнить опросники (см. приложение 1).

На данном этапе осуществлялась оценка имеющегося уровня знаний об истории  Москвы, ее достопримечательностях, архитектуре.

Работа проводилась в  СОШ №1241 в 3 «Б» классе. В классе 25 учеников – 12 мальчиков, 13 девочек. Из них заполнило анкеты 23 ученика. Анкета состояла из 12 вопросов.

Самыми сложными вопросами  для учеников данного класса были следующие вопросы  (№2, 4, 6, 8) (см. диаграмму 1):

Информация о работе Система работы по развитию исследовательских умений у младших школьников при изучении москвоведения по картинам А.М.Васнецова на уроках