Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 18:48, курсовая работа
Целью исследования является выявление эффективности изучения древней Москвы по картинам A.M. Васнецова для формирования исследовательских умений у младших школьников.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования исследовательских умений;
2. изучить методы формирования исследовательских умений у младших школьников, в т.ч. на уроках окружающего мира;
3. провести серию занятий по развитию исследовательских умений у младших школьников при изучении москвоведения по картинам А.М.Васнецова на уроках окружающего мира;
4. разработать серию игр по москвоведению в программе Логомиры для проверки знаний учащихся;
Введение 2
Глава 1. Развитие исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира. 5
1.1. Психолого-педагогические особенности развития исследовательских умений у младших школьников. 5
1.2. Методики развития исследовательских умений у младших школьников. 9
1.3. Теоретические основы развития исследовательских умений у младших школьников при изучении москвоведения по картинам А.М.Васнецова на уроках окружающего мира. 14
Глава 2. Система работы по развитию исследовательских умений у младших школьников при изучении москвоведения по картинам А.М.Васнецова на уроках окружающего мира. 18
2.1. Констатирующий этап обследования уровня знаний учеников по москвоведению. 18
2.2. Разработка и апробация серии занятий по формированию исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира. 22
2.3. Контрольное обследование уровня сформированности исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира. 24
Заключение 31
Список литературы 33
2. Осуществление коллективных
исследований по определенному
плану (с соблюдением всех
3. На различных уроках
используются проблемные и
4. На занятиях предлагаются
задания, направленные на
На 3 этапе - в 3 классе:
1.Учащиеся продолжают знакомиться с теорией исследования.
2.Проводятся коллективные исследования на заданную тему.
3.Осуществляются учащимися
самостоятельные
На 4 этапе - в 4 классе:
1.Большое внимание уделяется умению работать с источником информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять результат своей работы в виде текста, схемы, модели.
2.Осуществляется подготовка
и проведение самостоятельного
долговременного исследования
Для развития у учащихся исследовательских умений, учителю необходимо создание таких условий, которые бы отвечали поставленной цели. В методике начального обучения выделяют следующие:
1. Целенаправленность и
систематичность. Работа по
2. Мотивированность. Учащиеся
должны видеть смысл своей
творческой самостоятельной
3. Учёт возрастных особенностей.
Исследование должно быть
4. Психологический комфорт.
Учитель должен каждому
5. Личность учителя. Для того чтобы исследовательская работа была результативной, нужен высокообразованный учитель, творчески относящийся к своей работе, стремящийся к новому, прогрессивному.
6. Творческая среда. Учитель
способствует созданию
При организации учебной деятельности, учитель должен работать над формированием следующих умений:
1.Умение организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы).
2.Умения и знания
3.Умение работать с
источниками информации (Интернет,
словари, энциклопедии, научные статьи,
детские газеты и журналы,
4.Умение представить
Исследовательская деятельность в начальном звене может быть организована учителем эпизодически или фрагментарно на определённом этапе урока, рассчитана на весь урок или долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений. [17]
Таким образом, в процессе осуществления исследования у детей нарабатываются теоретические знания и практические умения и навыки.
Формы работы:
Для развития исследовательских умений у младших школьников им могут быть предложены следующие формы работы:
Тренинг. Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию у них умений и навыков исследовательского поиска.
Исследовательская практика. Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов.
Мониторинг. Содержание и организация мероприятий, необходимых для оценки и управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.).
В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска. К ним мы относим знания, умения и навыки:
Обычно уроки москвоведения, посвященные изучению древней столицы строятся достаточно однообразно: преподаватель рассказывает о том, какой была Москва в древности, а затем предлагает учащимся ряд заданий и вопросов на закрепление и повторение знаний.
На уроках окружающего мира развитие исследовательских умений можно проводить при изучении древней Москвы по картинам А.М.Васнецова.
Данные занятия пройдут для учащихся гораздо эффективнее, если они сами будут «добывать» знания. Эволюцию древней Москвы можно проследить по картинам A.M. Васнецова.
Имя Апполинария Михайловича Васнецова тесно связано с именем нашей столицы. Художник-пейзажист эпического плана, завоевавший своими полотнами признание в мире ценителей искусства, в конце XIX столетия становится крупным знатоком и исследователем древней Москвы. В своей автобиографии он отмечал, «что для всех интересующихся искусством на мне написано: «Старая Москва»».
Цикл картин A.M. Васнецова,
посвященный древней Москве, может
стать эффективным учебным
Таким образом, преподаватель достигает на одном учебном занятии нескольких целей: развивает у детей исследовательские навыки и сообщает им знания о древней Москве.
Задачей преподавателя в данном случае является выстраивание такой системы работы с детьми, чтобы они могли самостоятельно получать исторические знания из картин A.M. Васнецова.
Можно использовать следующую систему заданий и вопросов.
Предлагаем следующую логически выстроенную по хронологии изменения Кремля последовательность картин:
«Основание Кремля. Постройка новых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году»
«Московский Кремль при Иване Калите»
«Московский Кремль при Дмитрии Донском»
«Московский Кремль при Иване III»
Предлагаем следующий алгоритм:
- прочитать название картины;
- проанализировать название, понять о каком времени идет речь;
- окинуть картину общим
взглядом, посмотреть в целом,
какой была Москва (например, из
чего строились стены Кремля;
населенным ли выглядит город;
ведется ли в городе
- обратить внимание на детали.
Частности дети начинают видеть не сразу, поэтому нужно предложить им наводящие вопросы (например, посмотрите на картину, какие деревья вы видите? Посмотрите, какие строения находятся внутри Кремля? Все ли постройки из дерева?)
- формулировка общего
вывода об облике Москвы
В конце урока у детей возникает ощущение, что знания сообщил им не учитель, а они получили их сами.
Предлагаем следующую систему занятий с детьми по изучению древней Москвы по картинам А.М.Васнецова:
На основе проведенного теоретического изучения проблемы исследования было установлено, что:
4. Цикл картин A.M. Васнецова, посвященный древней Москве, может стать эффективным учебным пособием для учеников на предмете Окружающий мир при изучении тем москвоведения. Систематические занятия по данной тематике будут способствовать развитию исследовательских умений учащихся.
Прежде чем приступать к серии занятий, посвященных изучению древней Москвы по картинам А.Васнецова, и формированию на данных занятиях исследовательских умений у учеников 3 класса мы предложили детям заполнить опросники (см. приложение 1).
На данном этапе осуществлялась оценка имеющегося уровня знаний об истории Москвы, ее достопримечательностях, архитектуре.
Работа проводилась в СОШ №1241 в 3 «Б» классе. В классе 25 учеников – 12 мальчиков, 13 девочек. Из них заполнило анкеты 23 ученика. Анкета состояла из 12 вопросов.
Самыми сложными вопросами для учеников данного класса были следующие вопросы (№2, 4, 6, 8) (см. диаграмму 1):