Система работы по формированию культуры здоровья и личной гигиены у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 18:47, курсовая работа

Краткое описание

Важнейшей задачей, определяющей особую значимость физического воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями любящего спортивные и физические упражнения, знающего основы и требования личной гигиены, способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности.

Содержание

Введение 3

Глава 1
Теоретические основы воспитания здоровья и личной гигиены
детей дошкольного возраста
Цель, задачи, средства воспитания здоровья и личной гигиены
в дошкольных учреждениях
Основы здорового образа жизни.
Физическая культура в обеспечении здоровья
Условия формирования соматического,
психического и психологического здоровья ребенка
Глава 2
Система работы по формированию
культуры здоровья и личной гигиены у дошкольников
2.1. Методики, направленные на формирование
понятий здоровья и личной гигиены у дошкольников
2.2. Формирующий эксперимент
по формированию здоровья и личной гигиены у дошкольников
2.3. Рекомендации по проведению работы с детьми.
Констатирующий эксперимент
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа здоровье и личная гигиена.doc

— 246.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Введение                                                                                                   3

 

Глава 1

Теоретические основы воспитания здоровья и личной гигиены

детей дошкольного возраста                                                            

    1. Цель, задачи, средства воспитания здоровья и личной гигиены

 в дошкольных учреждениях                                                       

Основы здорового образа жизни.

Физическая культура в обеспечении здоровья                          

    1. Условия формирования соматического,

 психического и психологического здоровья ребенка              

Глава 2

Система работы по формированию

культуры здоровья и личной гигиены у дошкольников                     

2.1. Методики, направленные  на формирование

       понятий здоровья и личной гигиены у дошкольников                                                                      

2.2. Формирующий эксперимент 

       по формированию здоровья и личной гигиены у дошкольников                                      

2.3. Рекомендации по проведению  работы с детьми.

       Констатирующий  эксперимент                                                       

Заключение                                                                                            

Список литературы                                                                               

Приложения                                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

       Важнейшей задачей, определяющей особую значимость физического воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями любящего спортивные и физические упражнения, знающего основы и требования личной гигиены, способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности.

       Познавая и учитывая закономерности потенциальных возможностей ребенка каждого возрастного периода, теория физического воспитания предусматривает требование научно обоснованной программы всего воспитательно-образовательного комплекса физического воспитания (двигательные умения и навыки, физические качества, некоторые элементарные знания по основам гигиены и здорового образа жизни), усвоение которой обеспечивает детям необходимый уровень подготовленности для поступления в школу.

         Теория физического воспитания детей непрерывно развивается и обогащается новыми знаниями, получаемыми в результате исследований, охватывающих многообразные стороны воспитания ребенка.

Актуальность исследования.

       Дошкольный возраст характеризуется бурным развитием основных функциональных систем, которые способствуют созданию устойчивого уровня адаптации и обеспечивают здоровье ребенка в течение всего последующего его развития.

     В последние годы наблюдается тенденция увеличения количества детей, имеющих недостатки в физическом и психическом развитии. Проблема рождения здорового ребенка, его воспитания и обучения давно вышла за рамки медицинской и превратилась в социальную.

      По данным различных НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось: снизилось количество детей 1-й группы здоровья (с 23,2 % до 15,1 %) и увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (2-я группа - с 60,9 % до 67,6 %) и хронические заболевания (3-я группа - с 15,9 % до 17,3 %). Вызывает тревогу тот факт, что к моменту поступления в школу наблюдается тенденция роста хронической заболеваемости у детей. За последние 20 лет отмечается рост количества функциональных отклонений: в 4-летнем возрасте преобладающее большинство детей имеет 1-3 отклонения со стороны различных функциональных систем (сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной, нервной и др.). К 6-ти годам их число почти у 50 % детей возрастает до 4-5-ти. От 30 до 40 % детей имеют отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата, 20-25% - со стороны носоглотки, невротические проявления отмечены у 30-40 % детей младшего и у 20-30 % детей старшего дошкольного возраста. Наличие аллергических реакций отмечено у 10-30 % дошкольников, 10-25 % имеют отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы (повышение артериального давления и др.), в 6-7-летнем возрасте у половины детей отмечается стойкое повышение артериального давления.

       Проведенный в развитых странах эконометрический анализ свидетельствует, что внедрение технологий охраны и укрепления здоровья в дошкольных и школьных учреждениях обеспечивает достаточно эффективное соотношение стоимости затрат и полученного выигрыша как один к четырнадцати. Именно поэтому в настоящее время ведется активный поиск педагогических технологий, способствующих формированию и укреплению здоровья дошкольников, не требующих особых материальных затрат и рассчитанных как на коммерческие, так и на государственные дошкольные учреждения.

      Наиболее перспективным путем обновления содержания дошкольного образования, на взгляд исследователей, является системная интеграция психолого-педагогических и естественных наук с целью создания единого информационного пространства для обучения основам здорового образа жизни, правилам личной гигиены, формирования мотивации к нему и коррекции нарушенных функций детей дошкольного возраста.

       Таким образом, актуальность исследования определяется рядом факторов: социальным заказом на воспитание здоровых граждан общества в течение всей их учебной и трудовой деятельности; необходимостью создания целостной системы формирования здорового образа жизни подрастающего поколения, где дошкольное образование занимает ключевую позицию.

       Следует подчеркнуть немногочисленность серьезных исследований, представляющих процесс формирования здорового образа жизни как комплексную проблему, решение которой может быть осуществлено только при интегральном подходе, с использованием достижений многих наук: философии, педагогики, психологии, физиологии, гигиены, медицины и других [Н.В. Седых, 1996-2006; Н.А. Фомина, 2005 и др.]. При этом физическая культура, здоровье и правила личной гигиены должны взять на себя роль интегратора, так как по способности воздействия на сохранение и приумножение здоровья человека они является исключительным фактором. Любая из ценностей физической культуры и здоровья, в той или иной мере, «работает» на здоровье человека.

      Анализ действующих в настоящее время программ обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях свидетельствует о неоднородности взглядов их составителей на вопрос учета возрастных особенностей развития физических качеств и формирования основ здоровья и личной гигиены ребенка.

      Учебная  программа дошкольного образования  включает в себя отдельное  направление «физическое здоровье», которое предусматривает развитие  у дошкольника понятия о нормах и правилах личной гигиены, как основы не только здорового образа жизни, но и культурной составляющей развитой личности. (УЧ. Стр. 130)

      Учитывая  эти факты, наше исследование  обусловлено темой «Организация работы по компоненту «здоровье и личная гигиена» учебной программы дошкольного образования с детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет)».

Объект исследования - здоровье и личная гигиена дошкольника.

Предмет исследования – содержание и методика организации работы по компоненту «здоровье и личная гигиена».

Цель исследования – изучить педагогическую систему формирования основ здоровья в учреждениях дошкольного образования и подобрать комплекс занятий для формирования и развития понятий личной гигиены в процессе дошкольного воспитания.

Гипотеза исследования: система формирования основ здоровья и личной гигиены дошкольников в образовательных учреждениях будет педагогически целесообразной и эффективной, если:

- в основу педагогической  системы положить синергетический  подход к организации процесса обучения в режиме дня дошкольных образовательных учреждений;

- при формировании основ  здоровья и личной гигиены будут учитываться экономические условия жизни и биосоциальные особенности современных дошкольников, а главной целью педагогических мероприятий станет воспитание у детей внутренней потребности к оценке и самооценке личностного поведения, выработка позитивной мотивации к здоровью как к ценности

 

 

 

 

 

Глава 1

Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста

 

 

1.1. Цель, задачи, средства физического воспитания в дошкольных учреждениях

 

       В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

     Среди оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, и всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.

      Учитывая  специфику возраста, оздоровительные  задачи определяются в более  конкретной форме: помогать формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата; способствовать развитию всех групп мышц, в особенности мышц-разгибателей; правильному соотношению частей тела; совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы.

        Кроме того, важно повышать общую работоспособность у детей учитывая особенности развития детского организма, задачи определяются в более конкретной форме: помогать правильному и своевременному окостенению, формированию изгибов позвоночника, способствовать правильному развитию терморегуляции. Совершенствовать деятельность центральной нервной системы: способствовать уравновешенности процессов возбуждения и торможения, их подвижности, а также совершенствованию двигательного анализатора, органов чувств.

       Образовательные задачи предусматривают формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья, основных правилах личной гигиены. Благодаря пластичности нервной системы у детей двигательные навыки формируются сравнительно легко. В процессе формирования двигательных навыков у детей вырабатывается способность легко овладевать более сложными движениями и различными видами деятельности, включающими эти движения (трудовые операции). Объем двигательных навыков по возрастным данным находится в программе. У дошкольников необходимо сформировать навыки выполнения строевых, общеразвивающих упражнений, основных движений, спортивных упражнений. Кроме того, следует научить детей играть в спортивные игры (городки, настольный теннис) и выполнять элементы спортивных игр (баскетбол, хоккей, футбол и т.д.). В этом возрасте приобретает важное значение привитие первоначальных навыков личной и общественной гигиены (мытье рук, забота о костюме, обуви и т.д.). Полученные знания позволяют детям заниматься физическими упражнениями более осознанно и более полноценно, самостоятельно использовать средства физического воспитания в детском саду и семье.

       Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями, соблюдениям правил личной гигиены, которые являются залогом здоровья. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.(17).

         Первые семь лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, в том числе и типологическими особенностями основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющим фактором с первых месяцев жизни является окружающая среда и воспитание ребенка. Поэтому очень важно создать такие условия и так организовать воспитание, чтобы было обеспечено бодрое, положительно эмоциональное состояние ребенка, полноценное физическое и психическое развитие.(8)

       Физическое воспитание благоприятствует осуществлению эстетического воспитания. В процессе выполнения физических упражнений следует развивать способность воспринимать, испытывать эстетическое удовольствие, понимать и правильно оценивать красоту, изящество, выразительность движений.

        Целью физического воспитания является формирование у детей навыков здорового образа жизни. Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Полноценное физическое воспитание достигается при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм человека. Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, питания, сна и т.д.) составляет обязательное условие для решения задач физического воспитания.

       Они повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Например, занятие физическими упражнениями лучше содействует развитию костной и мышечной системы. Чистота помещений, физкультурного инвентаря, игрушек, одежды, обуви служат профилактикой заболеваний. Гигиенические факторы имеют и самостоятельное значение: они способствуют нормальной работе всех органов и систем. Например, регулярное и доброкачественное питание положительно влияет на деятельность органов пищеварения и обеспечивает своевременную доставку другим органам необходимыми питательными веществами, а значит, содействует нормальному росту и развитию ребенка. Полноценный сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы. Правильное освещение предупреждает возникновение заболевания глаз. Соблюдение твердого режима дня приучает к организованности, дисциплинированности и т.д. Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливает положительное влияние физических упражнений на организм, и повышают работоспособность человека. В процессе занятий физическими упражнениями на воздухе при солнечных излучениях или в воде (плавание) возникает положительные эмоции, повышаются функциональные возможности отдельных органов и систем организма (больше потребляется кислорода, усиливается обмен веществ и т.д.).

Информация о работе Система работы по формированию культуры здоровья и личной гигиены у дошкольников