Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 18:47, курсовая работа
Важнейшей задачей, определяющей особую значимость физического воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями любящего спортивные и физические упражнения, знающего основы и требования личной гигиены, способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности.
Введение 3
Глава 1
Теоретические основы воспитания здоровья и личной гигиены
детей дошкольного возраста
Цель, задачи, средства воспитания здоровья и личной гигиены
в дошкольных учреждениях
Основы здорового образа жизни.
Физическая культура в обеспечении здоровья
Условия формирования соматического,
психического и психологического здоровья ребенка
Глава 2
Система работы по формированию
культуры здоровья и личной гигиены у дошкольников
2.1. Методики, направленные на формирование
понятий здоровья и личной гигиены у дошкольников
2.2. Формирующий эксперимент
по формированию здоровья и личной гигиены у дошкольников
2.3. Рекомендации по проведению работы с детьми.
Констатирующий эксперимент
Заключение
Список литературы
У нас есть сапожки.
(Ходьба друг за другом
Ходьба на носках, на пятках, змейкой;
Ходьба высоко поднимая ноги;
Бег в среднем темпе.)
А сейчас мне скажите, на этой картине кто изображен? Правильно верблюд. Посмотрите. Ведь у него спина тоже горбатая. Как вы думаете, у него неправильная осанка? (мнение детей). Правильно, это животное имеет специальные горбы на спине - походный запас питания, он в пустыне может несколько дней не есть. Это же животное и горб ему этот необходим, а у человека должна быть ровная красивая спина.. Скажите, вы хотите быть стройными и красивыми? Хотите иметь красивую. Правильную осанку?
Тогда давайте учиться держать осанку. Предлагает детям встать в полукруг. Дети приподнимите голову, подбородок должен быть не выше плеч, а плечи на одном уровне. Живот втяните. Вот такая должна быть осанка.
За осанкой мы должны следить не только когда стоим, но и когда сидим. Чтобы осанка была правильной необходима каждому человеку подходящая под его рост мебель, она должна соответствовать росту. Вот почему вам определены каждому свое место за столом и оно помечено специально для вас. В вашей группе вся мебель соответствует вашему росту для формирования правильной осанки у каждого из вас. Я вас приглашаю сесть за столы на свои места. Мы сейчас будем учится с вами сидеть правильно и красиво. И я надеюсь. Что вы на каждом занятии будете помнить о правилах красоты вашей осанки.
Запомните три важных правила и всегда выполняйте их. Правило первое: проверьте положение ног. Они должны опираться под столом о пол. Я хочу посмотреть все ли правильно выполнили первое правило ( проверяет и исправляет ошибки) Правило второе: проверьте расстояние от глаз до стола. Поставьте руку локтем на стол, кончиками указательного и среднего пальцев коснитесь виска. Вот так. Это расстояние правильное На таком расстоянии должна находится голова от стола когда вы смотрите, читаете книгу или рисуете. Правило третье: Между краем и грудью должен проходить кулачок. Проверьте, вы правильно сидите.
Давайте еще раз повторим эти правила, чтобы запомнить и не нарушать больше их. Для того чтобы быть стройным и красивым, с красивой осанкой.
После проведения подобных занятий мы провели вторую часть нашего эксперимента, которая предполагала изменение уровня сформированности понятий о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста. Для диагностики мы использовали метод наблюдения, игры-пазлы «Что такое хорошо и что такое плохо», составление рассказов по сюжетным картинкам с понятиями чистоты, правильности поступков и т.п., беседы с детьми, разыгрывание ситуаций в игровой деятельности. На этом этапе мы использовали перечисленные выше методы и приемы исследования в рамках «Очень серьёзной сказки-беседы для старших дошкольников. В СТРАНЕ БОЛЮЧКЕ» (Приложение 3)
При проведении
подобной игры необходима
Повторное исследование показало, что в процентном соотношении стало больше ребят, имеющих необходимый уровень знаний о ЗОЖ. Дети более аргументировано отвечали на вопросы, анализировали жизненные ситуации. Но вместе с тем не всегда могут выделить существенные признаки ситуации и сформулировать задачу своей деятельности. Ответы на вопросы, связанны со здоровым образом жизни стали четче, яснее. Сводная таблица второго этапа исследования приводится нами в Приложении 2.
ВЫВОД:
В исследуемой нами группе детей дошкольного возраста понятие о здоровом образе жизни сформировано на достаточно высоком уровне. Дети умею самостоятельно анализировать различные жизненные ситуации, выделять существенные признаки и на их основе строить свои действия. Отвечая на вопросы о ЗОЖ, правилах гигиены, дети используют четкие, ясные формулировки.
Работа, проводимая в процессе воспитания культуры поведения в рамках PJ: и привития правил гигиены, имела положительные результаты, так как данные второго исследования в процентном выражении оказались выше. Это свидетельствует о правильности выбранных нами форм работы.
Заключение
Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических воз можностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здоровья и основных понятий гигиены в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности.
По современным представлениям в понятие здоровья личности входят следующие составляющие:
Как считает С.В.Попов сложившаяся система образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни. Действительно, большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим привычкам. Никто не спорит с тем, что надо двигаться, закаляться, но большинство взрослых людей ведут малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими последствиями. Трудности современной жизни оставляют весьма мало места для положительных эмоций.
Изложенное позволяет сделать вывод, о том, что “знания” взрослых людей о здоровом образе жизни не стали убеждениями, что нет мотивации к заботе о собственном здоровье
Жизнь современного человека, особенно в городах, характеризуется высоким удельным весом гипонезии и гиподинамии, и это при том, что практически никто не оспаривает то положение, что основная причина многих болезней цивилизации – недостаточная двигательная активность.
Особенно страдают от гиподинамии дети. Просмотр телепередач, компьютерные игры усугубили их обездвиженность.
Говоря об оптимальном двигательном режиме, следует учитывать не только исходное состояние здоровья, но и частоту и систематичность применяемых нагрузок. Занятия должны базироваться на принципах постепенности и последовательности, повторности и систематичности, индивидуализации и регулярности. Доказано, что наилучший оздоровительный эффект (в плане тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем) дают циклические упражнения аэробного характера: ходьба, легкий бег, плавание, лыжные и велосипедные прогулки. В комплекс ежедневных упражнений необходимо включить также упражнения на гибкость.
В настоящее время имеется обширная литература, посвященная теоретическим и методическим вопросам оптимизации двигательной деятельности детей и подростков, разработан и практически апробирован ряд оздоровительных систем занятий физическими упражнениями, обладающих доступностью, простотой реализации, объяснимой эффективностью.
Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, на дневной и вечерней прогулках, в часы игр после дневного сна. Она проводится под наблюдением и при участии воспитателя и направлена на активизацию двигательной деятельности и формирование привычки к регулярным самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Ее характер и продолжительность зависят от индивидуальных особенностей и потребностей детей.
Физиологи считают движение, врождённой, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение ее, особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.
Гигиенисты и врачи утверждают: без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение - это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно - сосудистой, дыхательной, нервной системами. Движение - это и эффективнейшее лечебное средство.
По мнению психологов: маленький ребенок - деятель! И деятельность его выражается прежде всего в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем_большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. 'Развитость движений - один_из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте. Познание окружающего посредством движений наиболее всего отвечает психологическим и возрастным особенностям детей первых трех лет жизни.
Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем.
В рамках исследования, обусловленного темой нашей работы «Организация работы по компоненту «здоровье и личная гигиена» учебной программы дошкольного образования с детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет)» мы рассматривали взаимосвязь познания окружающего мира и физического развития дошкольников через компонент знаний о нормах PJ: и правилах личной гигиены. Иначе говоря, мы стремились доказать, что познание мира путем физкультурных занятий и соблюдения санитарно-гигиенических требований ведет к развитию кругозора дошкольников и привитию привычек здорового образа жизни. В ходе работы мы изучали средства, методы и формы организации и факторы физического воспитания, обеспечивающие формирование основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста.
Нами была выдвинута гипотеза: система формирования основ здоровья и личной гигиены дошкольников в образовательных учреждениях будет педагогически целесообразной и эффективной, если:
- в основу педагогической
системы положить
- при формировании основ здоровь
Одним из названных если является синергетический подход к организации процесса обучения в режиме дня детского сада. На этапе практического изучения проблемы мы исследовали уровень сформированности знаний дошкольников о правилах здорового поведения и норм гигиены по методике предложенной Гурьевым С. и выяснили, что именно комплексный подход по формированию таких навыков является наиболее эффективным. Так как система занятий, существующая в детском саду включает в себя элементы здоровья и гигиены и на физкультуре, и на рисовании, и на ознакомлении с окружающим.
На занятиях,
которые мы подбирали для
Таким образом, мы заметили, что только комплексный подход по формированию понятия здоровья является наиболее эффективным в воспитательном процессе дошкольного учреждения. Именно поэтому нельзя проводить эффективные занятия без использования физкультминуток, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, для пальчиков рук.
Из вышесказанного делаем вывод: физическое воспитание, и как самостоятельный элемент воспитательного процесса, и как элемент занятия имеет важное условие для формирования понятия здоровья, чистоты, гигиены, культуры питания у детей дошкольного возраста. Знания детей о методах сохранения и укрепления здоровья, применение навыков и теоретических знаний в повседневной жизни, навыки соблюдения техники безопасности, навыки соблюдения элементарных правил гигиены и чистоты, не только личной, но и вокруг себя, дают детям необходимый багаж знаний для будущей взрослой жизни.
В свете проблем
нынешнего подрастающего поколе
Исходя из сказанного,
считаем цель работы
Список литературы
Информация о работе Система работы по формированию культуры здоровья и личной гигиены у дошкольников