Система работы по формированию культуры здоровья и личной гигиены у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 18:47, курсовая работа

Краткое описание

Важнейшей задачей, определяющей особую значимость физического воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями любящего спортивные и физические упражнения, знающего основы и требования личной гигиены, способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности.

Содержание

Введение 3

Глава 1
Теоретические основы воспитания здоровья и личной гигиены
детей дошкольного возраста
Цель, задачи, средства воспитания здоровья и личной гигиены
в дошкольных учреждениях
Основы здорового образа жизни.
Физическая культура в обеспечении здоровья
Условия формирования соматического,
психического и психологического здоровья ребенка
Глава 2
Система работы по формированию
культуры здоровья и личной гигиены у дошкольников
2.1. Методики, направленные на формирование
понятий здоровья и личной гигиены у дошкольников
2.2. Формирующий эксперимент
по формированию здоровья и личной гигиены у дошкольников
2.3. Рекомендации по проведению работы с детьми.
Констатирующий эксперимент
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа здоровье и личная гигиена.doc

— 246.00 Кб (Скачать файл)

 

ВЫВОДЫ:

 

       Каждый участник процесса должен быть личным примером для детей, поддерживать единую линию поведения и выполнять основные требования, которые предъявляются к детям и остальным участникам педагогического процесса. Таким образом, создается благоприятная база для формирования не только соматического, но и психического и психологического здоровья ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

Система работы по формированию

культуры здоровья и личной гигиены у дошкольников

 

 

2.1. Методики, направленные  на формирование культуры здоровья и личной гигиены у дошкольников

        При работе над исследуемой проблемой в литературных источниках мы отыскали методику С. В. Гурьева. Автор в работе над данной проблемой рассматривает традиционные методы физического воспитания в сочетании со средствами компьютера.

Так были разработаны основные принципы рациональной организации двигательной активности, включая занятия тренировочной направленности по физическому воспитанию:

  1. Преобладание циклических упражнений во всех видах двигательной активности детей для тренировки и совершенствования общей выносливости (длительный бег, кроссы по пересечённой местности, походы и т.д.).
  2. Ежедневные занятия физической культурой, преимущественно на открытом воздухе.
  3. Частая смена упражнений при многократной (10-12 раз) повторяемости одного упражнения.
  4. Проведение большинства занятий по физической культуре в игровой форме.
  5. Моторная плотность занятий по физической культуре – 80 % и более.
  6. Обязательное музыкальное сопровождение занятий по физической культуре.
  7. Осознанное отношение детей к выполнению упражнений.
  8. Мышечное расслабление, постановка правильного дыхания – необходимые компоненты занятий по физической культуре.
  9. Соблюдение гигиенических требований, предъявляемых к помещениям для занятий физкультурой, к форме одежды, к внешнему виду…
  10. Использование наглядности, плакатов типа «Порядок действий при одевании на прогулку», «Знаки безопасности» и т.п.
  11. Преобладание положительных эмоций во всех видах двигательной активности детей периода детства.
  12. Особое внимание следует уделять технике безопасности на занятиях по физической культуре. Физическая нагрузка должна быть адекватной физическому и психическому состоянию ребёнка на данном занятии.

В работе с детьми следует осуществлять основные принципы воспитания:

  • принцип развивающего обучения – предлагаемые упражнения должны быть направлены не на имеющийся в данный момент у детей уровень качеств, а опережать его, требовать приложения усилий для овладения новыми движениями;
  • принцип воспитывающего обучения – работа, направленная на развитие двигательных качеств, привитие элементарных гигиенических навыков, должна обязательно предусматривать и решение воспитательных задач, например, воспитание настойчивости, аккуратности, и т.п.;
  • принцип всесторонности – обеспечение высокого проявления качеств в разнообразных видах деятельности, обеспечение общего подъёма функциональных возможностей организма;
  • принцип систематичности – последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным упражнением, повышение требований к уровню качеств по мере их развития;
  • принцип сознательности и активности детей – сознательное отношение детей к предлагаемым видам деятельности увеличивает их усвоение, воспитывает самостоятельность, инициативу;
  • принцип индивидуального подхода – основывается на учёте разного уровня знаний и подготовки, имеющегося у детей, и требует дифференцированного отношения, гибкости в подборе заданий.

Сохранение и развитие здоровья ребёнка как педагогическая задача может быть решена, если деятельность педагога будет основана на практическом применении знаний психофизиологических закономерностей развития человека и направлена на создание условий физического, духовного и интеллектуального развития ребёнка. В связи с этим появляется необходимость актуализации профессиональной ответственности педагогов и руководителей органов и учреждений образования за организацию образовательного процесса в соответствии с требованиями:

    • учёт индивидуальных (интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и других) особенностей ребёнка, его темперамента, характера восприятия им учебного материала и т.п.;
    • отказ от чрезмерной, изнуряющей интеллектуальной и эмоциональной нагрузки при освоении учебного материала;
    • обеспечение благоприятного морально-психологического климата в коллективе, безусловное сохранение, поддержание и укрепление психического здоровья детей, исключение любых факторов, которые могут негативно повлиять на психическое состояние ребёнка (авторитарное давление, грубость, едкая обидная ирония, бестактность, отсутствие условий для удовлетворения базовых потребностей учащегося в самовыражении, защищённости, хорошем отношении к друзьям и т.п.).

Образовательный процесс можно рассматривать как образ жизни, который, развивающийся человек ведёт в течение многих лет, прежде чем обретёт (или окончательно утратит, что, к сожалению, случается) независимость, автономию, социальную и личностную ответственность - способность самостоятельно строить такой образ жизни, который наилучшим образом подходил бы именно данному человеку и в то же время воплощал бы потенциальные человеческие возможности.

Образовательный процесс как образ жизни, выстраиваемый изо дня в день педагогами, руководителями, родителями и детьми, содержит в себе огромный развивающий или разрушительный потенциал, в зависимости от того, насколько он согласуется с общечеловеческими потребностями - потребностями в телесном благополучии, безопасности, человеческих отношениях, уважении, достоинстве, смысле повседневных занятий и перспективах. Пренебрежение этими общечеловеческими потребностями является самой сильной, если не преодолимой преградой получения каких бы, то ни было результатов образования. Внимание к человеческим потребностям компенсирует недостаток многих частных условий и даже при минимальном обеспечении образовательного процесса гарантирует результат.

      Большое внимание авторы вышеупомянутой методики уделяли формированию у детей навыков эффективной социальной адаптации (умение общаться со сверстниками и старшими, преодолевать негативные эмоциональные состояния и т.д.), осознания важности заботливого отношения к своему организму, представлений о собственном теле, понимания его красоты и совершенства, воспитанию мотивации на здоровый образ жизни.

          На первоначальном этапе формирования понятий здоровье и личная гигиена многое зависит от знаний и умений родителей и педагогов. Очень важен личный пример педагога, ведь дети очень наблюдательны и склоны к подражанию взрослым. Процесс становления культуры личности характеризуется отношением к данному явлению, поэтому формирование знаний о здоровье и гигиене – это, прежде всего, воспитание отношения к ним. Для успеха в учебно-воспитательном процессе значимо то отношение, которое складывается исходя из внутренних потребностей, мотивов в процессе освоения знаний, умений и навыков, ценностей.

         Формирование понятия здоровья может иметь активный, управляемый характер в случае, если обеспечена его исходная диагностика, создаются условия для удовлетворения мотивов деятельности детей, реализация мотивов и ценностей детей получает эмоциональное подкрепление, ребенок осознает его субъективное положение в образовательной деятельности.

Одним из средств, положительно влияющим на динамику всестороннего развития ребенка, является подвижная игра. Игра должна не только давать положительный эмоциональный заряд, развивать физические качества ребенка, но и стимулировать его умственную активность. Для этого следует предлагать игры, содержащие в себе проблему, разрешить которую ребенок должен самостоятельно. Со временем игровые задания рекомендуется усложнять.

       Были выработаны показатели сформированности понятий здоровья и личной гигиены у  дошкольников:

    1. Представления об окружающей среде.
  1. Представления о методах сохранения и укрепления своего здоровья.
    1. Знание основных правил гигиены.
    2. Знание строения своего тела, назначения внутренних органов.
    3. Знание того, что полезно и что вредно для организма.
    4. Умение самостоятельно проводить утреннюю гимнастику.
  1. Умение применять теоретические знания о здоровом образе жизни в повседневной деятельности.
  1. Умение соблюдать технику безопасности на занятиях по физической культуре и в повседневной жизни.  

          В целях диагностики  применялись как традиционные методы (устные вопросы, беседы с детьми, направленные на определение уровня сформированности), так и методы с использованием компьютера (компьютерные тестовые задания). Были разработаны следующие условные уровни сформированности знания основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста:

           1. Достаточный. Дети имеют полное представление об окружающем мире, умеют отражать связь между его объектами, обобщать, дифференцировать, сравнивать, используют ранее полученные знания, правильно выполняют задания. Этот уровень характеризуется также наличием достаточно полных, точных, обобщенных и осознанных знаний о здоровом образе жизни, о гигиене, правилах питания, поведения за столом; умением самостоятельно, полно анализировать жизненную ситуацию, выделять ее существенные признаки и выдвигать на этой основе адекватную задачу в своей деятельности, при этом данная операция протекает иногда в свернутом, умственном плане. Дети умеют планировать свою деятельность. Ответы детей на вопросы, связанные со здоровым образом жизни, четкие, ясные, полные, аргументированные.

         2. Необходимый. Дети имеют неполное, но достаточное представление об окружающем мире, умеют использовать знания, которые были получены самостоятельно, допускают несущественные ошибки и неточности при выполнении заданий на сравнение, анализ, прогнозирование. Дети затрудняются при самостоятельном решении проблемных заданий и нередко нуждаются в помощи воспитателя. Планировать порядок работы, мотивировать свои суждения и действия они не умеют, хотя и выполняют работу в логической последовательности, уверенно, самостоятельно. В ряде действий ими допускаются неточности, но некоторые из действий при этом выполняются достаточно рационально. Ответы на вопросы, связанные со здоровым образом жизни, у таких детей недостаточно развернутые и слабо аргументированные.

           3. Недостаточный. Дети имеют неполное представление об окружающем мире, затрудняются использовать знания, которые были получены самостоятельно, нуждаются в постоянной помощи воспитателя при решении проблемных задач и даже при наличии помощи не могут правильно решить их, сделать выводы, слабо владеют приемами интеллектуальной работы. Не умеют дифференцировать свою деятельность в плане выбора способов действия, затрудняются при выборе средств для решения той или иной задачи. Ответы на вопросы, связанные со здоровым образом жизни, у таких детей неразвернутые, слабые, неуверенные и неаргументированные.

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ:

 

           Таким образом, методика формирования  здорового образа жизни рассматривается нами как проекция теории обучения на практическую деятельность обучающего и обучаемых.

Приобретение навыков и привычек здорового образа жизни, привитие элементарных навыков соблюдения норм гигиены – залог успешной социализации личности, ослабления негативного воздействия микро- и макросреды.

 

 

 

    2.2. Формирующий эксперимент по формированию культуры здоровья и личной гигиены у дошкольников

 

     В рамках  эксперимента нами было проведено  изучение уровня сформированности знания основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. В работе мы использовали метод беседы, наблюдения за поведением в игре и в общении со сверстниками. Эта работа показала, что в исследуемой группе большинство дошкольников  имеют достаточный или необходимый уровень сформированности понятий о культуре здоровья, правилах личной гигиены, принципах их соблюдения.

Согласно перечисленных выше показателей отметим следующее:

- дети имеют представления  об окружающем мире на достаточно  высоком уровне;

- осведомлены частично о методах укрепления и сохранения своего здоровья;

- перечисляют вредные  привычки, могут разграничить что  вредно, а что полезно для организма;

- около половины детей  могут самостоятельно проводить  утреннюю гимнастику;

-  теоретические знания о здоровом образе жизни ребята пока применяют зачастую по напоминанию и технику безопасности на занятиях физкультурой соблюдают также после напоминания.

    Относительно  последнего пункта наших наблюдений  мы предполагаем, что низкий показатель  зависит от жизненного опыта детей. Т.е. при более продолжительной целенаправленной работе по закреплению навыков  применения в повседневной жизни теоретических знаний о необходимости сохранения здоровья и соблюдения правили гигиены, навыки будут доведены до автоматизма и станут нормой жизни в последующем. Особенно, если будет наблюдаться системность требований как со стороны воспитателей, так и со стороны родителей.

Информация о работе Система работы по формированию культуры здоровья и личной гигиены у дошкольников