Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 18:47, курсовая работа
Важнейшей задачей, определяющей особую значимость физического воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями любящего спортивные и физические упражнения, знающего основы и требования личной гигиены, способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности.
Введение 3
Глава 1
Теоретические основы воспитания здоровья и личной гигиены
детей дошкольного возраста
Цель, задачи, средства воспитания здоровья и личной гигиены
в дошкольных учреждениях
Основы здорового образа жизни.
Физическая культура в обеспечении здоровья
Условия формирования соматического,
психического и психологического здоровья ребенка
Глава 2
Система работы по формированию
культуры здоровья и личной гигиены у дошкольников
2.1. Методики, направленные на формирование
понятий здоровья и личной гигиены у дошкольников
2.2. Формирующий эксперимент
по формированию здоровья и личной гигиены у дошкольников
2.3. Рекомендации по проведению работы с детьми.
Констатирующий эксперимент
Заключение
Список литературы
ВЫВОДЫ:
Каждый участник процесса должен быть личным примером для детей, поддерживать единую линию поведения и выполнять основные требования, которые предъявляются к детям и остальным участникам педагогического процесса. Таким образом, создается благоприятная база для формирования не только соматического, но и психического и психологического здоровья ребенка.
Глава 2.
Система работы по формированию
культуры здоровья и личной гигиены у дошкольников
2.1. Методики, направленные на формирование культуры здоровья и личной гигиены у дошкольников
При работе над исследуемой проблемой в литературных источниках мы отыскали методику С. В. Гурьева. Автор в работе над данной проблемой рассматривает традиционные методы физического воспитания в сочетании со средствами компьютера.
Так были разработаны основные принципы рациональной организации двигательной активности, включая занятия тренировочной направленности по физическому воспитанию:
В работе с детьми следует осуществлять основные принципы воспитания:
Сохранение и развитие здоровья ребёнка как педагогическая задача может быть решена, если деятельность педагога будет основана на практическом применении знаний психофизиологических закономерностей развития человека и направлена на создание условий физического, духовного и интеллектуального развития ребёнка. В связи с этим появляется необходимость актуализации профессиональной ответственности педагогов и руководителей органов и учреждений образования за организацию образовательного процесса в соответствии с требованиями:
Образовательный процесс можно рассматривать как образ жизни, который, развивающийся человек ведёт в течение многих лет, прежде чем обретёт (или окончательно утратит, что, к сожалению, случается) независимость, автономию, социальную и личностную ответственность - способность самостоятельно строить такой образ жизни, который наилучшим образом подходил бы именно данному человеку и в то же время воплощал бы потенциальные человеческие возможности.
Образовательный процесс как образ жизни, выстраиваемый изо дня в день педагогами, руководителями, родителями и детьми, содержит в себе огромный развивающий или разрушительный потенциал, в зависимости от того, насколько он согласуется с общечеловеческими потребностями - потребностями в телесном благополучии, безопасности, человеческих отношениях, уважении, достоинстве, смысле повседневных занятий и перспективах. Пренебрежение этими общечеловеческими потребностями является самой сильной, если не преодолимой преградой получения каких бы, то ни было результатов образования. Внимание к человеческим потребностям компенсирует недостаток многих частных условий и даже при минимальном обеспечении образовательного процесса гарантирует результат.
Большое внимание авторы вышеупомянутой методики уделяли формированию у детей навыков эффективной социальной адаптации (умение общаться со сверстниками и старшими, преодолевать негативные эмоциональные состояния и т.д.), осознания важности заботливого отношения к своему организму, представлений о собственном теле, понимания его красоты и совершенства, воспитанию мотивации на здоровый образ жизни.
На первоначальном этапе
Формирование понятия здоровья может иметь активный, управляемый характер в случае, если обеспечена его исходная диагностика, создаются условия для удовлетворения мотивов деятельности детей, реализация мотивов и ценностей детей получает эмоциональное подкрепление, ребенок осознает его субъективное положение в образовательной деятельности.
Одним из средств, положительно влияющим на динамику всестороннего развития ребенка, является подвижная игра. Игра должна не только давать положительный эмоциональный заряд, развивать физические качества ребенка, но и стимулировать его умственную активность. Для этого следует предлагать игры, содержащие в себе проблему, разрешить которую ребенок должен самостоятельно. Со временем игровые задания рекомендуется усложнять.
Были выработаны показатели сформированности понятий здоровья и личной гигиены у дошкольников:
В целях диагностики применялись как традиционные методы (устные вопросы, беседы с детьми, направленные на определение уровня сформированности), так и методы с использованием компьютера (компьютерные тестовые задания). Были разработаны следующие условные уровни сформированности знания основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста:
1. Достаточный. Дети имеют полное представление об окружающем мире, умеют отражать связь между его объектами, обобщать, дифференцировать, сравнивать, используют ранее полученные знания, правильно выполняют задания. Этот уровень характеризуется также наличием достаточно полных, точных, обобщенных и осознанных знаний о здоровом образе жизни, о гигиене, правилах питания, поведения за столом; умением самостоятельно, полно анализировать жизненную ситуацию, выделять ее существенные признаки и выдвигать на этой основе адекватную задачу в своей деятельности, при этом данная операция протекает иногда в свернутом, умственном плане. Дети умеют планировать свою деятельность. Ответы детей на вопросы, связанные со здоровым образом жизни, четкие, ясные, полные, аргументированные.
2. Необходимый. Дети имеют неполное, но достаточное представление об окружающем мире, умеют использовать знания, которые были получены самостоятельно, допускают несущественные ошибки и неточности при выполнении заданий на сравнение, анализ, прогнозирование. Дети затрудняются при самостоятельном решении проблемных заданий и нередко нуждаются в помощи воспитателя. Планировать порядок работы, мотивировать свои суждения и действия они не умеют, хотя и выполняют работу в логической последовательности, уверенно, самостоятельно. В ряде действий ими допускаются неточности, но некоторые из действий при этом выполняются достаточно рационально. Ответы на вопросы, связанные со здоровым образом жизни, у таких детей недостаточно развернутые и слабо аргументированные.
3. Недостаточный. Дети имеют неполное представление об окружающем мире, затрудняются использовать знания, которые были получены самостоятельно, нуждаются в постоянной помощи воспитателя при решении проблемных задач и даже при наличии помощи не могут правильно решить их, сделать выводы, слабо владеют приемами интеллектуальной работы. Не умеют дифференцировать свою деятельность в плане выбора способов действия, затрудняются при выборе средств для решения той или иной задачи. Ответы на вопросы, связанные со здоровым образом жизни, у таких детей неразвернутые, слабые, неуверенные и неаргументированные.
ВЫВОДЫ:
Таким образом, методика формирования здорового образа жизни рассматривается нами как проекция теории обучения на практическую деятельность обучающего и обучаемых.
Приобретение навыков и привычек здорового образа жизни, привитие элементарных навыков соблюдения норм гигиены – залог успешной социализации личности, ослабления негативного воздействия микро- и макросреды.
2.2. Формирующий эксперимент по формированию культуры здоровья и личной гигиены у дошкольников
В рамках
эксперимента нами было
Согласно перечисленных выше показателей отметим следующее:
- дети имеют представления
об окружающем мире на
- осведомлены частично о методах укрепления и сохранения своего здоровья;
- перечисляют вредные привычки, могут разграничить что вредно, а что полезно для организма;
- около половины детей
могут самостоятельно
- теоретические знания о здоровом образе жизни ребята пока применяют зачастую по напоминанию и технику безопасности на занятиях физкультурой соблюдают также после напоминания.
Относительно
последнего пункта наших
Информация о работе Система работы по формированию культуры здоровья и личной гигиены у дошкольников