Система работы по формированию культуры здоровья и личной гигиены у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 18:47, курсовая работа

Краткое описание

Важнейшей задачей, определяющей особую значимость физического воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями любящего спортивные и физические упражнения, знающего основы и требования личной гигиены, способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности.

Содержание

Введение 3

Глава 1
Теоретические основы воспитания здоровья и личной гигиены
детей дошкольного возраста
Цель, задачи, средства воспитания здоровья и личной гигиены
в дошкольных учреждениях
Основы здорового образа жизни.
Физическая культура в обеспечении здоровья
Условия формирования соматического,
психического и психологического здоровья ребенка
Глава 2
Система работы по формированию
культуры здоровья и личной гигиены у дошкольников
2.1. Методики, направленные на формирование
понятий здоровья и личной гигиены у дошкольников
2.2. Формирующий эксперимент
по формированию здоровья и личной гигиены у дошкольников
2.3. Рекомендации по проведению работы с детьми.
Констатирующий эксперимент
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа здоровье и личная гигиена.doc

— 246.00 Кб (Скачать файл)

    Графически мы  отобразили результаты исследований  в Приложении 1.

      Проведя  предварительные исследования среди воспитанников детского сада, мы решили подобрать занятия и беседы, которые способствовали бы формированию здорового образа жизни среди дошкольников.

     На наш взгляд, работа будет иметь наибольший  результат при комплексном подходе. Кроме физкультурных занятий целесообразно проводить беседы во время игр в свободное время, во время сюжетно-ролевых игр, занятий по интересам. Такой подход, по нашему мнению, поможет закрепить навыки полученные на практике во время занятий физкультурой или наоборот, закрепить теоретические знания во время занятий.

   Ниже мы представляем  цикл занятий по формированию  здорового образа жизни. По нашему  предположению, подобные занятия  должны способствовать повышению  уровня осведомленности дошкольников  о необходимости сохранения здоровья, соблюдении личной гигиены.

 

2.3. Рекомендации  по проведению работы с детьми.

       Констатирующий эксперимент

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

       В процессе воспитания здорового образа жизни у детей, наряду, с занятиями, в ходе которых также решаются задачи по закреплению словаря, в обязательном порядке необходима предварительная работа, которая ведется в свободное от занятий время с опережением данных занятий на одну неделю. Как во время проведения занятий, так и в ходе предварительной работы используется наглядность для более эффективного восприятия ребенком поданного материала.

       Решая задачи по формированию навыков культуры поведения, соблюдения норм здорового образа жизни, требований гиенического характера у детей дошкольного возраста в ходе работы, педагог в обязательном порядке должен также заботится и о здоровье самого ребенка, применяя в работе здоровье сберегающие технологии: гимнастику для глаз, оздоровительные минутки, самомассаж, точечный массаж, музыкальную терапию и т.д., с целью снятия мышечного и нервного напряжения, психоэмоционального напряжения, а также оздоровительно - профилактического действия.

 

Занятие 1       “МОЯ  БЕЗОПАСНОСТЬ”

 

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о нашей безопасности и нашем здоровье.

 

Ребенок 1.

Чтоб расти нам сильными,

Ловкими и смелыми,

Ежедневно по утрам

Мы зарядку делаем.

 

Ребенок 2.

К солнцу руки поднимаем,

Дружно, весело шагаем

Приседаем и встаем

И ничуть не устаем.

 

Ведущий.

Кто из вас, ребята, знает,

Что закалке помогает

И полезно нам всегда?

ВСЕ. Солнце, воздух и вода!!!

 

Ведущий. А сейчас мы с вами споем песню “Физкульт-ура”.

Спортивная эстафета:

Прыжки через “Кузнечик”, пролезание через тоннель, бег.

Прыжки на хопе, пролезание через обруч.

 

За дверью слышится шум, плач.

 

Ведущий. Что за шум? Что случилось?

 

В зал входят АХ и ОХ. АХ тащит ОХа. Он упирается, не хочет идти.

 

АХ. Мой брат ОХ всего боится. Он боится выходить на улицу, т.к. там много незнакомых людей. Боится сидеть один дома, потому что ему кажется, что кругом опасности и т.п. Помогите моему брату понять, что действительно опасно, а чего не следует бояться.

 

Ведущий.

Истории, которые мы вам сейчас расскажем…

Истории, которые мы вам сейчас покажем…

Истории, которые сейчас произойдут…

Пусть вам наукой будут и радость принесут.

 

Сценки с обыгрыванием опасных ситуаций

 

АХ. Спасибо, дети (обращается к Оху). Ну что, ты теперь понял, какие могут быть опасные ситуации?

 

Игра “Съедобное – несъедобное”

 

ОХ. Ох! А мне не все понятно. Хотя я теперь знаю, как надо вести себя, чтобы не заболеть. Но я еще пока боюсь оставаться один дома.

 

Ведущий. А наши дети могут тебе помочь. Пожалуйста, Руслан, расскажи.

 

На стене развешены плакаты серии “Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста” Р.Б. Стеркиной

 

Ребенок 1.

Сам не справишься с пожаром,

Этот труд не для детей.

Не теряя время даром,

“01” звони скорей.

 

Ребенок 2

Не пройдет пяти минут,

Как воришку заберут.

Дома я один остался,

Кто-то дверь открыть пытался,

Я тогда “02” набрал

И милицию позвал.

 

Ребенок 3

Если мама заболеет,

Не волнуйся и не плачь.

Набери “03” скорее,

И приедет к маме врач.

 

Ведущий.

Каждый грамотный ребенок

Должен твердо знать с пеленок:

Если вас зовут купаться,

В телевизоре сниматься,

Обещают дать конфет,

Отвечайте твердо

ВСЕ. НЕТ!

 

Ведущий.

Вам предложат обезьянку,

Или даже денег банку,

Или даже в цирк билет –

Отвечайте твердо:

ВСЕ. НЕТ!

 

Ведущий.

Позовут лететь к Луне,

Покататься на слоне...

Есть на все простой ответ,

Ты ответить должен:

ВСЕ. НЕТ!

 

ОХ. Ох, ну ладно, уговорили, так и быть, я постараюсь. И если я еще что-нибудь буду бояться, то сразу приду к вам.

 

АХ. Спасибо вам, ребята. А сейчас давайте поиграем все вместе в веселую, музыкальную игру “Ходим кругом друг за другом”.

 

Игра “Ходим кругом друг за другом”

 

Ведущий. Молодцы! А сейчас давайте попрощаемся с нашими новыми друзьями и гостями. Все вместе скажем: “Физкульт –…”

ВСЕ: УРА! УРА! УРА!

 

Все вместе уходят в группу.

 

Физкультурно-познавательное занятие "Если хочешь быть здоров"

 

Программные задачи: закрепить упражнения связанные с коммуникативными действиями и движениями; способствовать развитию двигательных возможностей детей. Содействовать активизации речевой и познавательной деятельности (о космосе, спортивных играх). Использование моделирования (ММЧ) для объяснения окружающих процессов и природных явлений.

Ход занятия

 

Звучит космическая музыка.

       Внимание! Внимание! Люди Земли, мы, жители планеты “Здоровяка”, обращаемся к Вам за помощью. Злой колдун поселил на нашей планете страх, уныние, лень и печаль. Мы перестали улыбаться и быть здоровыми. Мы хотим вернуть смех, радость и счастье на нашу планету. Если вы нас слышите, покажите, как надо действовать, чтобы быть такими как вы. Ваш сигнал пройдет через залив Радуги, море Изобилия, дорогу Спокойствия, перевал Мечты.

 

       Ребята, а еще они прислали вот такой сигнал (показать символ ММЧ) – “просьба”. Как вы считаете, сможете помочь жителям планеты? Что помогает человеку в жизни оставаться веселым, сильным, красивым? Вопросами подвести детей к беседе о космосе.

       Мы люди планеты Земля, у нас есть все необходимое для жизни (наличие воздуха и воды, солнечный свет и тепло), мы занимаемся спортом. А сможем ли мы полететь на другую планету? (нет, у нас нет скафандров). Кто еще побывал в космосе кроме людей? (собаки Белка и Стрелка, мыши, крысы, кролики и даже шимпанзе).

      Космонавты смелые, знающие и все умеющие люди. Вы пока еще только учитесь быть такими. Сейчас вы покажете то, что умеете. Если мы получили сигнал, значит, другая планета может тоже принять сигнал с Земли.

       Найдите свое сердце, прижмите обе руки к груди, прислушайтесь, как оно стучит. Так стучит сердце вашей мамы (тук-тук). Представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий свет разливается по телу, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в вас. Давайте пошлем этой планете немного света и тепла, и может, там начнут улыбаться. ( Руки вынесли вперед, кисти вертикально).

 

1. Вводная  часть: в путь пойдем мы спозаранку, не забудем про осанку.

 

Ходьба на носках, приседе, “стрелочки”, “колобок катится по дорожке” (приставной шаг с хлопком над головой).

 

Стать здоровым ты решил,

Значит, выполняй …(режим).

И в мороз, и в жару,

Играть на улице … (люблю).

Мяч, скакалка и ракета,

Лыжи, санки и коньки,

Лучшие друзья …(мои).

 

      Пусть влетают в комнату к нам снежинки белые, нам совсем не холодно, потому-то бегаем.

“Бег клоуна” (смешной клоун). Дети бегут, взяв себя руками за уши; выпустив пальцы к голове, поставить “рожки”; хватают за нос попеременно правой и левой рукой. Шагом марш!

 

2. Общеразвивающие  упражнения: “ Мы сильные, мы дружные”.

 “Мы становимся все  выше” 

И.п. встать спиной друг к другу, взяться за руки,

1-3 встать на носки, руки  через стороны вверх,

4-и.п. 6-8 раз.

 

* “Вместе рисуем солнышко”.

И.п. стоя лицом друг к другу, широко расставив ноги, взяться за руки.

1-4 наклоны сцепленных рук в правую сторону,

5-8 в левую сторону.

9-и.п. 6-8 раз.

 

* “Улыбка” 

И.п. стоя, руки на поясе, спиной друг к другу.

1-3 полуприсед с полуоборотом  вправо (влево), посмотреть друг другу  в глаза с улыбкой.

4 и.п.

 

* “Весело танцуем” 

И.п. стоя плечом друг к другу, одну руку на пояс, ноги вместе.

-- правую (левую) ногу на носок, вперед.

-- в сторону,

-- назад, и.п.

 

* “Лошадки” 

И.п. стоя лицом друг к другу, руки положить на плечи напарника.

1-3 сгибать правую (левую) ногу в колене

4 и.п.

 

* “Веселимся от души”.

Прыжки в чередовании с ходьбой.

-- прыжки, руки к плечам,

-- руки за спиной “болванчики”.

 

Перестроение в колонну, ходьба по залу.

 

       Школу юных космонавтов собираются открыть, не пора ли вам, ребята, в эту школу поступить.

 

3. Дети делятся на две  команды. Выполняются следующие  задания:

-- надеть ободок с “антенной”;

-- ползание по скамейке: мальчики на животе, девочки на  четвереньках;

-- “надеть” обруч;

-- прыжки, через бревно, смещая  ноги.

 

4. Видов спорта много  есть,

Даже всех не перечесть,

Будем мы сейчас играть,

Виды спорта, называть.

игра в кругу с мячом “Горячая картошка” (называют спортивную игру, мяч бросают водящему);

Бег шеренгами из разных исходных положений.

Игра на внимание “Четыре стихии”.

 

В конце занятия задаю детям вопрос: “ Ребята, сможете ли вы символами изобразить то, что поднимает нам настроение и делает здоровым? Предлагаю детям это задание выполнить мелками на полу. (Рисуют).

 

Построение в колонну, ходьба по залу.

Спорт, ребята, очень нужен!

Мы со спортом крепко дружим!

Спорт – помощник!

Спорт – игра!

Физкульт-ура!

 

Занятие 3 " Будем стройные и красивые"

 

Программное содержание :

Объяснить детям какое значение имеет формирование правильной осанки для здоровья;

Показать приемы и упражнения по формированию правильной осанки;

Воспитывать желание быть красивым и здоровым.

Методические приемы : работа с наглядным материалом, вопросы к детям, художественное слово, показ упражнений, разъяснения, рассказ воспитателя.

Материал: картинка с изображением верблюда, изображение сутулого человека, мешочки с песком на каждого человека.

Словарная работа: Активизировать в речи детей слова: осанка, позвоночник, сгорбленная спина.

Предварительная работа: беседы с детьми о необходимости прямо держать спину, правильно сидеть, следить за своей осанкой, рассматривание иллюстраций, посещение занятий лечебной физкультурой.

Ход занятия

     Воспитатель: Дети, что такое здоровье. Здоровый образ жизни? (ответы детей) Вы молодцы. Помните все, о чем мы с вами говорили раньше на занятиях о здоровье. Сегодня с вами у нас занятие очень интересное. Послушайте стихотворение Э. Мошковской " Дедушка и мальчик". ( Дети сидят на подушечках - душечках в свободной форме)

Жил старый, старый :мальчик

С сутулою спиной,

Он горбился за книгой,

Сгибался за едой.

И он ворчал. Ворчал. Ворчал,

И всех он огорчал.

Пошлют его за хлебом, а он ворчит при этом.

Попросят мыт посуду,

Ворчит - бурчит! "не буду"

Не буду! Не буду!

И у него был дедушка,

Который не ворчал,

И не ворчал. И не ворчал.

А всех он выручал.

Какой - то странный дедушка.

Какой - то он чудной,

Веселый, статный дедушка.

Ну просто молодой!

      Как вы думаете, о чем говорится в этом стихотворении и о ком? (суждения детей). Да, правильно, о мальчике и его дедушке. А какую характеристику мы можем дать мальчику. Правильно: ворчун, сутулый, похожий на старичка, а дедушка наоборот.

      А теперь я вам предлагаю рассмотреть вот эту иллюстрацию(показывает сутулого человека) Что вы об этом думаете? (высказывание детей) . Правильно, то же, что и о мальчике. А как вы думаете, почему он такой сутулый и не красивая у него осанка.( суждения детей) Правильно, он не старался соблюдать те правила, которые необходимы человеку для сохранения правильной осанки и красоты тела6 не делал зарядку, сидел не правильно за столом. Вот я вам всегда напоминаю, чтобы вы сидели ровно. Низко не наклонялись, ходили красиво, спина должна быть прямой.

     Воспитатель предлагает детям провести оздоровительную минутку.

В путь пойдем мы спозаранку,

Не забудем про осанку.

До чего трава высока,

То крапива, то осока.

Поднимаем выше ноги,

Коль идем мы по дороге.

Дождик, дождик, кап - кап - кап -

Мокрые дорожки.

Все равно пойдем гулять,

Информация о работе Система работы по формированию культуры здоровья и личной гигиены у дошкольников