Системы, формы, методы контроля правового обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 18:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового исследования является - контроль качества успеваемости учащихся при обучении праву.
Для достижения поставленной цели нам предстоит решить ряд задач:
- раскрыть диагностику результативного компонента правового обученности;
- проанализировать формы и методы контроля правового обучения;
- охарактеризовать мониторинг ключевых компетенций при проверки знаний обучаемых.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Диагностика результативного компонента правовой обученности……….5
2. Системы, формы, методы контроля правового обучения………………….13
2.1 Системы и формы контроля правового обучения…………………..…13
2.2 Традиционные методы оценки знаний, умений и навыков………...…19
2.3 Современные методы оценки знаний, умений и навыков………….....22
3. Методика разработки контрольно-тестового инструментария в правовом обучении……………………………………………………………………….....22
4. Мониторинг ключевых компетенций и универсальных учебных действий в работе учителя права………………………………...........................................24
4.1 Понятие мониторинга………………………………………………..…28
4.2 Аспекты мониторинга………………………………………………..…30
Заключение……………………………………………………………………...35
Список библиографии…………………………………………………………37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работта.docx

— 67.09 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

Московский  государственный  областной

гуманитарный  институт

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

                                                        

Курсовая работа

 

По дисциплине: Теория и методика обучению праву

 

                            ТЕМА: «Системы, формы, методы контроля правового обучения»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Выполнила: студентка 4 курса

1 группы очного отделения 

юридического факультета

                                                 Петрова Ольга Игоревна

                                                            

                                                Научный руководитель: ассистент  кафедры гражданско-правовых дисциплин

Мухортова Маргарита Витальевна

 

 

 

Орехово-Зуево

2013

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

1. Диагностика результативного компонента правовой обученности……….5

2. Системы, формы, методы контроля правового обучения………………….13

2.1 Системы и формы контроля  правового обучения…………………..…13

2.2 Традиционные методы  оценки знаний, умений и навыков………...…19

2.3 Современные методы  оценки знаний, умений и навыков………….....22

3. Методика разработки контрольно-тестового инструментария в правовом обучении……………………………………………………………………….....22

4. Мониторинг ключевых компетенций и универсальных учебных действий в работе учителя права………………………………...........................................24

4.1 Понятие мониторинга………………………………………………..…28

4.2 Аспекты мониторинга………………………………………………..…30

Заключение……………………………………………………………………...35

Список библиографии…………………………………………………………37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

«Право есть искусство  добра и справедливости, оно создано для пользы человечества», - заметили наши предки, подчеркнув тем самым глубокую функциональную значимость изучения юридических правил поведения, призванных обеспечить стабильное и счастливое общество1. Не случайно потребность в более глубоком изучении его таинств не ослабевала в различные эпохи, приобретая то одни, то другие особенности. Общеизвестно, что именно в праве аккумулированы многие достижения человеческой культуры, которые каждое поколение людей путем трансляционной функции передает своим потомкам, пытаясь защитить их, предотвратить бедствия и несчастья.

Социологические прогнозы о  лидерстве правовых знаний и юридических  наук на рубеже столетий оказались  пророческими. Их восхождение на олимп  началось в нашей стране в 90-е  годы XX в., и теперь формирование конкурентоспособной  личности, адекватно ориентирующейся  в современном мире, невозможно без  изучения комплекса правовых знаний.

Рейтинговые исследования последних  лет показывают популярность юридической  профессии в мире, которая, однако, не всегда соответствует прямым интересам  и желаниям личности, стремящейся  проверить свои способности в  различных сферах деятельности, где  непременно пригодятся правовые знания.

Обучение и воспитание относятся к древнейшему виду культурной деятельности людей. Приобретая определенный комплекс знаний и умений, человек всегда стремился передать их другим. А вот то, каким способом это осуществлялось и как это лучше сделать в современном мире, всегда вызывало пристальное внимание ученых, пытавшихся разобраться в существующих методах и подходах в области правового обучения.

Все вышеперечисленное обусловило актуальность выбранной нами темы.

Целью курсового исследования является - контроль качества успеваемости учащихся при обучении праву.

Для достижения поставленной цели нам предстоит решить ряд  задач:

- раскрыть диагностику  результативного компонента правового  обученности;

- проанализировать формы  и методы контроля правового  обучения;

- охарактеризовать мониторинг  ключевых компетенций при проверки знаний обучаемых.

При написании курсовой работы нами были использованы систематический, логический и правовой методы изложения материала.

Курсовая работа состоит  из введения, четырех глав, включающих пять параграфов, заключения и списка используемых источников, которые раскрывают данную тему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Диагностика  результативного компонента правовой обученности

Слово «диагностика» имеет  греческую этимологию (от «diug nostikos») и в буквальном смысле означает «все познанное», способность распознавать». Еще в период античности люди научились распознавать болезни по отдельным симптомам, проявлявшимся у человека (кашель, лихорадка, шум в легких...), на основе простых наблюдений. Лишь впоследствии с этой целью стали использоваться вспомогательные технические средства: прослушивание грудной клетки, прощупывание пульса, измерение температуры тела и прочее2. Перенесение таких подходов в сферу педагогической деятельности, безусловно, имело свои особенности.

В процессе правового обучения школьников не менее важным является возможность проанализировать определенный результат работы преподавателя  и деятельности его ученика.

В методике права большое  значение имеет проверка и оценка знаний, умений учащихся.

Все существующие варианты диагностирования можно разделить  на две группы:

- те, которые используются для текущего контроля знаний и умений школьников;

- те, которые выполняют роль итоговой аттестации. Последние менее вариативны и могут выражаться в проведении зачетов и экзаменов.

Текущая проверка правовых знаний имеет несколько функций: контрольную (посредством такой  проверки обращается внимание на деятельность школьника, его неудачи и успехи), воспитательную (школьник приучается к систематическому выполнению порученных заданий, стремится это сделать  как можно лучше), обучающую (систематизируются  и закрепляются знания, умения детей), развивающую (осуществляется развитие речи, мышления и проч.). Все эти функции реализуются в том случае, когда учитель права верно осуществляет текущую проверку знаний школьников.

Содержание тех знаний, которые восстанавливаются в  ходе нее, должно быть связано с новыми правовыми знаниями, которые школьник начинает осваивать. Необходимо обратить внимание на совершенствование правовых умений ученика, которое происходит в процессе текущей проверки, а  также формирование его грамотной  речи. Очень важно, чтобы ученики  при этом почувствовали практическую значимость права, тех знаний, обладателями которых они становятся благодаря  учебному курсу в школе.

Текущая проверка знаний может  осуществляться в форме опроса в  начале урока, середине или конце. Если проводи к опрос по теме предыдущего занятия, то его завершение может быть обобщено учителем или учениками. Это даст возможность логично перейти к изучению новой темы.

Предположим, ученики на предыдущем уроке рассматривали  вопросы правового регулирования  взаимоотношений супругов. В 9 классе опрос может включать такие задания: «Расскажите, что представляет собой  семейное право как отрасль российского  права», «Какие существуют правила  вступления в брак и его расторжения?», «Что такое брачный контракт и  как его можно составить?» Обобщение  может быть представлено так: «Итак, мы познакомились с семейным правом и узнали, что оно регулирует порядок  заключения и расторжения брака, правовые вопросы взаимоотношений  супругов, но, кроме это, охватывает своим влиянием и правовые отношения родителей и детей. Поэтому на сегодняшнем уроке мы и рассмотрим эту тему подробнее. Тема урока: «Родители и дети»»

В процессе опроса используют индивидуальные карточки-задания. Учитель  права может самостоятельно создавать  их к каждому уроку и затем  складывать в копилку методических материалов. Ее можно периодически пополнять, ликвидируя устаревшие задания. Популярны задания, в которых  содержится новая для учеников правовая информация (также это могут быть факты из истории), а вопросы носят творческий характер. Например, такое задание предлагается для выполнения в старших классах после изучения темы «Почему я должен следовать закону?»: «Известный спартанский правитель Агесилай (ок. 442 г. -- ок. 358 г. до н. э.) считал, что люди должны подчиняться законам, но если речь идет о друге, то закон можно обойти. Прошение правителю Малой Азии он изложил так: «Если мой друг не виноват - отпусти его по закону. Если он виноват - все равно отпусти его ради меня». Сформулируйте свое отношение к такому правилу. Сопоставьте его с действующим законодательством»3.

Посредством проверки знаний и умений школьников учитель права  анализирует процесс обучения, корректирует его, например, в сторону усложнения методики. Таким образом, получив  информацию об усвоении материала учениками, учитель достигает системной  работы по обучению праву.

В практике работы школ закрепился принцип уплотненности времени  при проверке знаний. Так, во время  опроса (он может длиться всего лишь 15-20 мин.) опытные педагоги успевают продиагностировать от 20 до 30 человек. В таком случае одновременно ученики работают по выполнению индивидуальных заданий по карточкам письменно, на доске и устно у доски, освещая определенную проблему.

Незадействованные в проведении опроса ученики получают задание: внимательно  выслушивать ответы одноклассников и дополнять, исправлять их выступления  или выступать экспертами, анализируя степень правильности ответа.

В другом случае учитель  может предложить всему классу выполнить  задания по специальным карточкам. Такие задания должны быть подготовлены заранее и постоянно обновляться.

Учитель обязан учесть индивидуальные способности своих учеников, а  потому целесообразно применять  так называемый дифференцированный подход по системе уровневой дифференциации. Он предполагает, что каждый ученик выполняет задания того уровня сложности, который соответствует подготовленности, способностям. Решив задачу, адекватную уровню подготовленности, ученик будет чувствовать успех и непременно захочет узнать больше. «Сильные» ученики, получив достаточно сложные задания, будут совершенствовать свои умения.

Многие практики считают, что наиболее эффективным средством  проверки формализованных правовых знаний являются тесты, которые позволяют  провести объективную оценку достигнутого уровня обученности школьников, получить достоверную информацию об овладении ими учебного курса. Они же дают возможность преподавателю соотнести эти данные с поставленными на определенном этапе задачами обучения и провести своевременную коррекцию процесса усвоения новых знаний. В западноевропейских странах и США тесты используются в качестве многочисленных форм контроля учебной деятельности4. В российской системе образования они становятся также распространенными. Профессионально подготовленный тест решает важнейшую проблему объективизации оценки получаемых результатов и исключает возможность возникновения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса. Обратим внимание на рекомендации классической теории тестов, которыми руководствуются преподаватели в процессе их создания:

1. В заданиях необходимо  использовать простые формулировки  вопросов, не допускающие их двусмысленного  толкования.

2. Тестируемый должен  выбрать только один правильный  вариант из предложенных (всего  рекомендуется дать четыре варианта  ответов).

3. Неправильные варианты  ответов (дистракторы) должны быть максимально правдоподобными, способными привлечь внимание испытуемых.

4. Вопросы и ответы  должны быть подобраны таким  образом, чтобы ни один из  них не содержал в себе ответа  на другие вопросы.

5. В вопросах, содержащих  в своей формулировке отрицательный  тезис, глагол с отрицательной  частицей не необходимо выделить (это можно сделать иным шрифтом  либо путем подчеркивания).

6. Итоговый балл испытуемого  надо вычислять путем сложения  оценок, полученных им путем выполнения  каждого из заданий теста.

7. При необходимости составления  нескольких вариантов теста по  одной и той же теме желательно  руководствоваться принципом параллельных  форм: тесты различных вариантов  должны включать в себя одинаковое  число представленных в одной  и той же форме заданий с  однотипным содержанием равной  трудности.

Обратим внимание на то, что  различные варианты тестовых заданий, предполагающих выбор только одного правильного ответа, нацелены на проверку строго определенных знаний, умений и  навыков учеников. Выделим некоторые  группы подобных заданий.

1 группа сориентирована  на проверку знаний в области  понятийного аппарата. Мы уже  знаем об особенностях методики  внеконтекстных операций с базовыми правовыми понятиями, которая вполне применима и в этой ситуации.

2 группа заданий может  быть посвящена проверке умений  выделять существенные признаки  тех или иных явлений. Так,  старшие школьники, пользуясь  методом абстрагирования, а также  сравнительно-юридическими операциями, определяют, например, отличительные  признаки актов применения права  от нормативно-правовых актов.

3 группа заданий предполагает  выявление знаний, устоявшихся в  юридической науке оценок каких-либо  явлений либо их классификации.  Предположим, таким образом можно  выяснить современные подходы  к классификации юридических  норм или прав человека.

4 группа заданий предполагает  выявить знания учеников о  тех или иных ученых, мыслителях, способствующих становлению, развитию  науки. Диагностированию подвергается не просто информационное пространство в модели обученности школьника, но и его творческие способности сопоставлять различные мнения и формировать свое собственное.

Информация о работе Системы, формы, методы контроля правового обучения