Системы, формы, методы контроля правового обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 18:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового исследования является - контроль качества успеваемости учащихся при обучении праву.
Для достижения поставленной цели нам предстоит решить ряд задач:
- раскрыть диагностику результативного компонента правового обученности;
- проанализировать формы и методы контроля правового обучения;
- охарактеризовать мониторинг ключевых компетенций при проверки знаний обучаемых.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Диагностика результативного компонента правовой обученности……….5
2. Системы, формы, методы контроля правового обучения………………….13
2.1 Системы и формы контроля правового обучения…………………..…13
2.2 Традиционные методы оценки знаний, умений и навыков………...…19
2.3 Современные методы оценки знаний, умений и навыков………….....22
3. Методика разработки контрольно-тестового инструментария в правовом обучении……………………………………………………………………….....22
4. Мониторинг ключевых компетенций и универсальных учебных действий в работе учителя права………………………………...........................................24
4.1 Понятие мониторинга………………………………………………..…28
4.2 Аспекты мониторинга………………………………………………..…30
Заключение……………………………………………………………………...35
Список библиографии…………………………………………………………37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работта.docx

— 67.09 Кб (Скачать файл)

5 группа заданий проверяет  знания конкретного характера:  о вступлении закона в силу, о некоторых юридических правилах  действующего законодательства, о  названии конкретных законов  и проч.

6 группа проверяет умения  соотнести теоретические положения  и факты реальной действительности. Так, предположим, легко проверить  знания учеников о форме государства  с юридической точки зрения  и конкретных государствах.

7 группа заданий проверяет  знания содержания элементов  конкретных правовых норм, например, гипотезы или диспозиции.

Помимо заданий с одним  правильным вариантом, в тестах могут  использоваться и задания других типов, в частности задания с  множественным выбором, т. е. такие  задания, в которых среди предложенных вариантов есть несколько правильных ответов. Специалисты считают, что  весьма эффективными, позволяющим проверить  владение испытуемым специальной терминологией, являются задания на соотнесение  правовых понятий и определений. Тестируемому предлагается два списка, и он должен восстановить соответствие между их отдельными частями.

При изучении отраслей процессуального  права можно рекомендовать использовать задания на определение хронологической  последовательности (например, таким  образом, ученик указывает, как последовательно  должны быть расположены стадии судебного  разбирательства из тех, которые  представлены в беспорядочном виде).

Практика показывает, что  самым сложным видом заданий  являются задания на нахождение противоречий в ряду перечисленных понятий  или явлений. Вот пример такого задания: «В каком ряду указаны явления, противоречащие друг другу?

а) форма государства, парламентская  республика, законодательный представительный орган;

в) форма государственного устройства, федерация, двойное гражданство;

г) политический режим, тоталитаризм, многопартийность;

д) механизм государства, государственный  орган, госслужащие.

В задании г) явления противоречат друг другу».

Специалисты не рекомендуют  «перенасыщать» тест или увлекаться излишним наполнением его разнотипными вопросами: следует ограничиваться 3-5 видами заданий. В таком случае ученик лучше адаптируется к испытанию, его результаты оказываются более объективными Румынина В.В. Тесты как форма текущего и итогового контроля в преподавании права5.

В процессе контроля знаний, умений и навыков обучаемых следует  обращать внимание на следующие критерии:

1. Точность представленной  информации.

2. Разнообразие фактов  и примеров в ответах.

3. Умение анализировать  правовую информацию.

4. Знание правовой терминологии, умение использовать правовые  понятия в речи.

5. Умение работать в  группе (необходимо понять, как обучаемый участвует в дискуссии, слушает других, выступает от имени группы, вовлекает других в общую работу).

Необходимо помнить, что  модель обученности представляет собой совокупность знаний, умений и навыков в области различения, узнавания информации, ее запоминания, понимания, умения использовать при решении определенных заданий, а также переноса в нестандартную ситуацию. На этой основе и выстраиваются различные системы диагностики обученности тех, кто овладевает знаниями в области права для того, чтобы быть конкурентноспособным человеком в сложном современном мире.

Проверка знаний, умений обучаемых в области права  должна осуществляться систематически. При оценке ответа ученика учитель  может руководствоваться и традиционной системой проверки их знаний и умений, когда обращается внимание на:

- полноту и правильность  ответа;

- степень осознанности  и понимания изученного;

- речевое оформление ответа.

Итоговая проверка знаний и умений учеников в области права  может осуществляться в форме  зачетов, экзаменов. В настоящее  время в некоторых школах проводятся экзамены по праву, а также экзамен  по «Обществознанию», где право представлено в виде модуля (части курса). Такая  итоговая проверка требует основательной  и длительной подготовки. Учитель  на основе примерных вопросов по курсу  составляет свою систему вопросов и  заданий. Учеников нет смысла знакомить  с вопросами каждого билета и  порядком их расположения, чтобы избежать механического заучивания информации для сдачи экзамена. Вопросы для  повторения составляют в логической последовательности (в то время как  в билете они могут располагаться  по-другому) и знакомят с ними школьников. Важно, чтобы ученик смог продемонстрировать те практические умения, которым его  обучили.

Но какую бы систему  оценивания знаний учащихся ни выбрал учитель, важно помнить: уровень  требований первичен, а оценки вторичны.

Контроль за качеством усвоения учебного материала - важный элемент любого образовательного процесса. К сожалению, до сих пор в практике работы школ оценочные показатели играют доминирующую роль при характеристике знаний обучаемых.

Руководители школ, а также  представители органов управления образования обращают особое внимание на процент успеваемости, число отличников и медалистов. Мы по-прежнему забываем о том, что эти критерии не могут  являться показателем эффективности  труда педагогов. Ведь в большинстве случаев их рассматривают без учета требований, которые предъявляют учителя к своим ученикам при выставлении оценок.

Таким образом, проверка и  контроль знаний, умений школьников позволяет  систематизировать имеющиеся знания, закрепить умения и сформировать устойчивые навыки. Она выполняет  некую превентивную функцию, позволяя восполнить пробел в знаниях и  не допустить ошибок в правовом поведении  в реальной жизни.

 

2. Системы, формы,  методы контроля правового обучения

2.1 Системы и  формы контроля правового обучения

Проверка и оценка правовых знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом  процесса обучения праву и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения.

Актуальность проблемы оценки связана с достижением в последнее  время определённых успехов в  реализации практической роли обучения, благодаря чему расширилась сфера  приложения оценки, возросли возможности  положительного влияния на учебно-педагогический процесс, возникли условия для рационализации оценки как составной части этого  процесса.

Оценка знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято  считать, что оценка является так  называемой «обратной связью» между  учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель  получает информацию об эффективности  обучения предмету. Согласно этому  выделяют следующие цели оценки знаний и умений учащихся:

* диагностирование и корректирование  знаний и умений учащихся;

* учёт результативности  отдельного этапа процесса обучения;

* определение итоговых  результатов обучения на разном  уровне.

Как и сотни лет назад педагоги спорят, что должна показывать оценка: должна ли она быть индикатором качества - категорическим определителем успеваемости обучаемого или же, наоборот, должна существовать как показатель преимуществ и недостатков той или иной системы (методики) обучения. Противоречивый характер школьной оценки отметил еще Я.А. Коменский, обратившись к педагогам с призывом разумно и взвешенно пользоваться своим правом на оценку. Требование объективности контролирования в сочетании с гуманным отношением педагогов к обучаемым пронизывает все дидактические системы.

Первая балльная система  оценок возникла в средневековых  школах Германии. Каждый балл обозначал  разряд ученика по успеваемости среди  других учащихся (1-й - лучший, 2-й - средний, 3-й - худший). Позже средний разряд, к которому принадлежало наибольшее число учеников, дополнительно разделили  ещё на три класса, в результате чего получилась пятибалльная шкала, которую  и заимствовали отечественные педагоги6.

Строго критиковал современные  ему формы контроля К.Д.Ушинский, характеризуя его недостатки, подчеркивал, прежде всего, то, что существующие подходы и способы подавляют умственную деятельность учащихся. Обычно учитель спрашивает одного или нескольких учащихся, а остальные в это время считают себя свободными от какой-либо деятельности. Они напрасно теряют время, сжигают силы, волнуясь в ожидании. Естественно, в такой обстановке ученик не способен проявлять любознательность, инициативу.

В новой демократической  школе не должно быть формального  контроля.

Дидактический контроль как  своеобразный метод обучения должен иметь ярко выраженную обучающую, развивающую  направленность, соединяться с самоконтролем, быть необходимым и полезным, прежде всего самому обучаемому.

Попытки изменить подходы  к школьному контролю, принимаемые  в прошлом, ничего не дали, поскольку  почти все предложения и нововведения группировались вокруг одного вопроса - использовать ли в школах оценки, или  обходиться без них. В мае 1918 г. постановлением народного Комиссариата «Об отмене оценок» вместе с оценками были ликвидированы  и экзамены, внедрены более простые  формы учёта и контролирования  успеваемости учащихся. С этой целью, в частности, практиковались особые тетради учёта, фамилии лучших и худших учащихся записывались на так называемых «красных» и «черных» досках, внедрялось «социалистическое соревнование» и т.д.

В результате в те годы вместо контроля успеваемости, проводимого  учителем, получили широкое распространение  различные формы самоучёта.

Система учёта знаний по бригадно-лабораторному методу приводила  к обезличке учёта успеваемости, а в конечном итоге - к снижению качества обучения.

Центральный Комитет партии подверг острой критике эту организацию  работы в школе и дал указания, направленные на перестройку учебно-воспитательной работы в школе. В постановлении ЦК ВКП (б) от 25 августа 1932 г. «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» подчеркивалось, что в «в основу учёта школьной работы должен быть положен текущий индивидуальный, систематически проводимый учёт знаний учащихся» и что преподаватель должен в процессе учебной работы внимательно изучать каждого ученика.

В последующие годы была проведена большая работа по созданию строгой и упорядоченной системы  учёта успеваемости, сложилась система  методов проверки и оценки знаний, умений и навыков.

В 1935 г. - дифференцированная пятибалльная система оценок через  словесные отметки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «плохо», «очень плохо»). В 1944 г. словесные отметки  были заменены цифровой пятибалльной системой оценок.

В настоящее время в  российской школе принята пятибалльная система отметок7.

Количественная оценка знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися выражается в баллах (отметках), а качественная - в оценочных суждениях и заключениях педагога, содержащих характеристику достоинств и недостатков ответов учащихся.

Основой для оценивания успеваемости учащегося являются итоги (результаты) контроля. Учитываются при этом как  качественные, так и количественные показатели работы учащихся. Методы контроля - это способы, с помощью которых  определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя.

Оценка, как и все другие компоненты учебного процесса, выполняет  определённые функции.

Обучающая функция оценки. Сущность обучающей, или развивающей, функции проверки ученые видят в  том, что при выполнении контрольных  заданий учащиеся совершенствуют и  систематизируют полученные знания. Считается, что уроки, на которых  учащиеся применяют знания и умения в новой ситуации способствуют развитию речи и мышления, внимания и памяти школьников.

Воспитывающая функция оценки в целом является сопутствующей, но может быть и доминирующей, когда, например, учитель стремится приучить отдельных учащихся к систематической  работе, старается воздействовать на их психологические особенности (развивать  волю, память и пр.), стимулируя их оценкой, при проявлении излишней самоуверенности  осуществляется более строгий подход к оценке.

Ориентирующая функция проверки состоит в ориентации учащихся и  учителя по результатам их труда, снабжении учителя информацией  о достижении целей обучения отдельными учениками и классом в целом. Результаты контрольных мероприятий помогают учителю направлять деятельность учащихся на преодоление недочётов и пробелов в их знаниях, а учащимся - выявить и исправить собственные ошибки. Кроме того, результаты проверки информируют дирекцию школы и родителей об успешности учебного процесса.

Стимулирующая функции. Нельзя забывать и другую важную роль, которую играет оценка. Известно, что учащиеся специально готовятся к контрольной, к зачёту, к экзамену. В присутствии преподавателя все учащиеся выполняют заданные упражнения. Письменным работам уделяется больше внимания, если их будут проверять. Одним словом, наличие или ожидание контроля стимулируют учебные действия учащихся, являются дополнительным мотивом их учебной деятельности. Однако сама оценка, как уже отмечалось, выходит за границы контроля и представляет собой подкрепление, если её используют в обучающих, а не просто в карательных целях.

Информация о работе Системы, формы, методы контроля правового обучения