Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 18:49, курсовая работа
Целью курсового исследования является - контроль качества успеваемости учащихся при обучении праву.
Для достижения поставленной цели нам предстоит решить ряд задач:
- раскрыть диагностику результативного компонента правового обученности;
- проанализировать формы и методы контроля правового обучения;
- охарактеризовать мониторинг ключевых компетенций при проверки знаний обучаемых.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Диагностика результативного компонента правовой обученности……….5
2. Системы, формы, методы контроля правового обучения………………….13
2.1 Системы и формы контроля правового обучения…………………..…13
2.2 Традиционные методы оценки знаний, умений и навыков………...…19
2.3 Современные методы оценки знаний, умений и навыков………….....22
3. Методика разработки контрольно-тестового инструментария в правовом обучении……………………………………………………………………….....22
4. Мониторинг ключевых компетенций и универсальных учебных действий в работе учителя права………………………………...........................................24
4.1 Понятие мониторинга………………………………………………..…28
4.2 Аспекты мониторинга………………………………………………..…30
Заключение……………………………………………………………………...35
Список библиографии…………………………………………………………37
Само собой разумеется, что без информации о состоянии обучаемого (обратная связь) невозможно грамотно управлять учебным процессом, а без систематической работы учащихся, которую трудно представить без стимулирования, нельзя сформировать у них навыки и умения. Функцию же оценки реализует только учитель. Справочный материал учебника, а также обучающие машины создают благоприятные условия для самооценки, подлинную же оценку по-прежнему способен осуществить только учитель.
Контроль знаний, усвоенных учащимися при изучении учебных дисциплин, осуществляется посредством специально организованных контрольных процедур (аттестаций). Предусмотрены следующие виды аттестаций:
1. Текущий контроль успеваемости, осуществляется в течении семестра по результатам учебных занятий (выполнение домашних и письменных творческих работ, контрольное тестирование, индивидуальные и коллективные компьютерные тренинги, лабораторные и практические работы, активные семинары и т.д.)
2. Промежуточная аттестация
осуществляется по дисциплинам
в соответствии с учебным
3. Итоговая аттестация - комплексная
оценка уровня подготовки
Следовательно, формы оценки знаний и умений учащихся - многочисленные, разнообразные виды деятельности учащихся при выполнении контрольных заданий.
Форм оценки очень много, т.к. каждый учитель вправе придумать и провести собственные, кажущиеся ему наилучшими, контрольные задания.
2.2 Традиционные методы оценки знаний, умений и навыков
При проверке и оценке качества
успеваемости по праву необходимо выявлять,
как решаются основные задачи обучения,
т.е. в какой мере учащиеся овладевают
знаниями, умениями и навыками, мировоззренческими
и нравственно-эстетическими
1. Повседневное наблюдение
за учебной работой учащихся.
Этот метод позволяет учителю
составить представление о том,
2. Устный опрос - индивидуальный,
фронтальный, уплотненный.
Сущность этого метода
заключается в том, что учитель
ставит учащимся вопросы по содержанию
изученного материала и побуждает
их к ответам, выявляя, таким образом,
качество и полноту его усвоения.
Будучи эффективным и самым
Сущность фронтального опроса состоит в том, что учитель расчленяет изучаемый материал на сравнительно мелкие части с тем, чтобы таким путём проверить знания большего числа учащихся. При фронтальном, его также называют беглым, опросе не всегда легко выставлять учащимся оценки, т.к. ответ на 1-2 небольших вопроса не даёт возможности определить ни объёма, ни глубины усвоения пройденного материала. Сущность уплотненного опроса заключается в том, что учитель вызывает одного ученика для устного ответа, а четырем-пяти учащимся предлагает дать письменные ответы на вопросы, подготовленные заранее на отдельных листках (карточках). Уплотненным этот опрос называется потому, что учитель вместо выслушивания устных ответов просматривает (проверяет) письменные ответы учащихся и выставляет за них оценки, несколько «уплотняя», т.е. экономя время на проверку знаний, умений и навыков.
3. Письменная проверка. Практика
уплотненного опроса привела
к возникновению методики
4. Поурочный балл. Известной
модификацией устного опроса
является также выставление
Поурочный балл выставляется
за знания, которые отдельные ученики
проявляют в течение всего
урока. Так, ученик может дополнять,
уточнять или углублять ответы своих
товарищей, подвергающихся устному
опросу. Потом он может приводить
примеры и участвовать в
5. Контрольные работы. Это
весьма эффективный метод
6. Проверка домашних работ учащихся. Для проверки и оценки успеваемости учащихся большое значение имеет проверка выполнения ими домашних заданий Она позволяет учителю изучать отношение учащихся к учебной работе, качество усвоения изучаемого материала, наличие пробелов в знаниях, а также степень самостоятельности при выполнении домашних заданий.
Таким образом, сущность фронтального опроса состоит в том, что учитель расчленяет изучаемый материал на сравнительно мелкие части с тем, чтобы таким путём проверить знания большего числа учащихся
2.3 Современные методы оценки знаний, умений и навыков
Программированный контроль. В системе проверки знаний учащихся применяется программированный контроль, который еще называют альтернативным методом (от фр. alternative - одна из двух возможностей), или методом выбора8. Сущность этого метода состоит в том, что учащемуся предлагаются вопросы, на каждый из которых дается три-четыре ответа, но только один из них является правильным. Задача ученика - выбрать правильный ответ. Несколько подобных вопросов и ответов может быть дано в классе одновременно всем учащимся на отдельных листах бумаги или с помощью компьютера, что позволяет в течение нескольких минут проверить их знания. В этом состоит положительная сторона метода программированного контроля. Однако этот метод имеет и свои недочеты. Главным из них является то, что с его помощью можно проверить лишь отдельные стороны усвоения изучаемого материала. Всей же полноты и объёма знаний этот метод выявить не позволяет. Впрочем, свои плюсы и минусы имеет каждый из рассмотренных выше методов проверки и оценки знаний. Контрольные письменные работы полезны тем, что дают возможность проверять и оценивать одновременно знания всех учащихся класса или группы, но они требуют много времени и поэтому не могут проводиться часто. Отсюда следует вывод: в системе учебной работы должны находить свое применение все рассмотренные выше методы проверки и оценки знаний с тем, чтобы обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся.
К прогрессивным методам оценки относится рейтинговый метод как способ оценки знаний, умений и навыков. Применение рейтинга является системой организующей учебный процесс и активно влияющей на его эффективность.
Рейтинговая система оценки учитывает всю активную деятельность обучающихся, связанную с приобретением знаний, умений и других показателей, формирующих личностные качества учащихся. Оценка, получаемая с помощью теста, более дифференцирована. Результаты тестирования, благодаря особой организации тестов, могут быть представлены в дифференцированных шкалах, содержащих больше градаций оценки. При этом обеспечивается высокая точность измерений учебных достижений.
Поскольку рейтинг - шкала достижений, то должен быть стандарт измерения. Таким инструментом является правильно построенный и хорошо составленный тест, который соответствует предмету обучения.
Таким образом, рейтинговая система - это не только оценка уровня усвоения знаний, но и метод системного подхода к изучению правовой дисциплины.
3. Методика разработки
контрольно-тестового
По большому счёту оценить знания человека количественно можно с таким же успехом, как и измерить его характер линейкой. Но современная школа не может обойтись без оценок. В практике работы образовательных учреждений используются самые разнообразные формы и методы оценки знаний и умений обучающихся. Проблема обычно заключается в том, что кто учит, тот и оценивает, т.е. чаще всего оценка выражает субъективное мнение педагога.
Рассмотрим тестовые задания
как современные процедуры
Тестами измеряется степень освоения образовательного стандарта. При разработке теста принимаются во внимание определенные критерии в зависимости от принятой таксономии целей обучения. Чаще всего это четыре критерия:
1. Знание фактов и
2. Решение и теоретических и практических проблем.
3. Самостоятельная оценка.
4. Самостоятельное применение знаний в новых условиях.
Эти критерии включают не все цели обучения, а только те, которые поддаются анализу с помощью дидактических тестов. Каждый из этих критериев может быть развёрнут в зависимости от изучаемого материала. Весьма существенно, отрабатывая тест, учитывать в нём по возможности все четыре общих критерия. После утверждения плана теста, учитывающего рациональные пропорции четырех категорий заданий, приступают к разработке теста. Количество заданий в тесте зависит от объёма материала, детализированности предлагаемой проверки, а также от времени, предназначенного для проверки успехов.
Для оценки уровня обученности необходимы различные правовые задания, которые должны быть понятны учащимся. Если в течение изучения правового курса задания носили воспроизводящий или репродуктивный характер, то задания на самостоятельное применение знаний на аттестацию выносить нельзя.
Поскольку беспристрастное отношение к человеку невозможно, то оценка его знаний неизбежно содержит «эмоциональную составляющую», величина которой сильно зависит как от опыта учителя, так и от актерского мастерства отвечающего. Вообще наибольшая объективность присуща оценкам, полученным методом письменного тестирования. Если подходить к проблеме оценки знаний как способу сравнения, то двум разным ученикам следует предлагать одинаковые тесты (вопросы) и ограничивать время размышления. Тесты по праву должны быть предварительно проверены на довольно большой группе ребят.
Обязательна при этом и статистическая обработка ответов. До этого момента их даже считают не тестами, а тестовыми заданиями, т.е. вопросами, которые обладают недостаточно надежной «проверяющей способностью». Чем больше тестов, тем надежнее оценка знаний. В серьезных случаях при оценке знаний взрослых используют набор из 100 - 200 вопросов, ограничивая время размышления над каждым. Это серьезнейшая проверка, требующая хорошей подготовленности. Облегченный вариант этой проверки уже давно используют в школах в виде экзаменационных или зачётных тестов. Если составители тестов хорошо знают реальную программу, а ещё лучше - содержание базового учебника по праву (что бывает нечасто), то оценка получается достаточно объективной.
Кроме зачётных или экзаменационных тестов существуют ещё поурочные (рабочие) тесты для текущей оценки знаний учащихся на каждом занятии. Именно поурочные тесты требуют к себе особого внимания, так, при необходимости они могут заменить экзаменационные. А вот обратная замена невозможна в силу постепенности прохождения материала. Составлять поурочные тесты нетрудно, но долго, и стоит сказать об их главных особенностях.
1. Тесты должны быть
«закрытыми», т.е. иметь
2. Краткость. Вопрос должен занимать одну строку. Вопрос должен быть абсолютно ясным и корректным.
3. Варианты ответов. Оптимальное их число - 4-6, редко - 8. Каждый вариант - не более одной строки.
В соответствии с принятой
технологией обучения тестирование
проводится в письменном виде. Это
позволяет организованно и
Информация о работе Системы, формы, методы контроля правового обучения