Сказка как средство развития литературно-творческих способностей младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 14:27, дипломная работа

Краткое описание

Объектом исследования является учебная деятельность младших школьников.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия эффективного развития литературно-творческих способностей младших школьников с помощью сказки.
В соответствии с обозначенной проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме исследования, раскрыть сущность и содержание литературно-творческих способностей;
2. Дать характеристику понятию «сказка», представить её виды. Рассмотреть методы и приемы развития литературно-творческих способностей детей младшего школьного возраста с помощью сказки.

Содержание

Введение…………………………………………………………………....3
Глава І. Теоретические основы развития литературно-творческих способностей младших школьников средствами сказки
1.1 Сущность и содержание литературно-творческих способностей в трудах отечественных и зарубежных исследователей……………………….....7
1.2 Общая характеристика понятия «сказка». Виды сказок и их классификации……...............................................................................................14
1.3 Методы и приемы развития литературно-творческих способностей с помощью сказки….................................................................................................21
Глава ІІ Опытно-экспериментальная работа по использованию сказки в развитии литературно-творческих способностей младших школьников
2.1. Организация и проведение исследования по изучению уровня развития литературно-творческих способностей детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………...33
2.2 Основные направления практической работы по развитию литературно-творческих способностей младших школьников в учебной деятельности…………………………………………………………………......47
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования по развитию литературно-творческих способностей младших школьников……………….53
Заключение…………………………..……………………………….......68
Список литературы……………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа 09.12.12..doc

— 2.64 Мб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Курский государственный  университет»

 

 

Факультет педагогики и психологии

Специальность 050708(031200) педагогика и методика начального образования

Специализация  031221 Основы детского творчества

Заочная форма  обучения (3,5 лет)

Кафедра педагогики и психологии развития

 

 

 

Выпускная квалификационная (дипломная) работа на тему:

«Сказка как  средство развития литературно-творческих способностей младших школьников»

 

 

 

 

Выполнила

студентка 6 курса

Аникеева Татьяна

Андреевна

 

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры ППР

Ларина Елена Александровна

 

 

 

 

 

 

Курск 2012

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………....3

Глава І. Теоретические основы развития литературно-творческих способностей младших школьников средствами сказки

1.1 Сущность и содержание литературно-творческих способностей в трудах отечественных и зарубежных исследователей……………………….....7

1.2 Общая характеристика  понятия «сказка». Виды сказок  и их классификации……...............................................................................................14

1.3 Методы и приемы развития литературно-творческих способностей с помощью сказки….................................................................................................21

Глава ІІ Опытно-экспериментальная работа по использованию сказки в развитии литературно-творческих способностей младших школьников

2.1. Организация и проведение исследования по изучению уровня развития литературно-творческих способностей детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………...33

2.2 Основные направления практической работы по развитию литературно-творческих способностей младших школьников в учебной деятельности…………………………………………………………………......47

2.3. Анализ результатов  экспериментального исследования  по развитию литературно-творческих способностей младших школьников……………….53

Заключение…………………………..……………………………….......68

Список литературы……………………………………………………...72

Приложения

 

 

 

 

 

Введение

 

Одной из основных целевых  установок современного российского  образования, обеспечивающей естественную и эффективную интеграцию ребёнка  в общество, является формирование установки на творческую деятельность. Лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в современном обществе, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение. Поэтому одной из социально значимых задач современной школы является развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания. В школе необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у учащихся способность и потребность самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее учебных и внеучебных задач, расковывать мысль школьника, научить его стремиться к созданию нового.

Современные социально-экономические  условия побуждают систему образования  уделять внимание проблемам творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания. Большие возможности для совершенствования творческого потенциала личности учащегося предоставляет литературно-творческая деятельность. Исследование проблемы развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения является одной из важнейших задач образования.

Теоретическим обоснованием понятия «способности» занимались такие ученые как Леонтьев А.Н., Немов  Р.С.,  Рубинштейн С.Л.  и другие.

Творческие способности  рассматривали такие выдающимися отечественными психологами и педагогами как Выгонов В.В., Пономарев Я.А.  и другие.

Проблема развития творческих способностей младших школьников рассматривалась  такими выдающимися отечественными психологами и педагогами как  Венгер Н.Ю., Лейтес Н.С.,  Никитин Б.П. и многими другими.

В методике преподавания литературного чтения в школе  данная проблема освещена в трудах Рыбниковой М.А., Никольского В.А., Маранцмана В.Г. И другими.

Вопросы формирования литературно-творческих способностей на материале сказки освещены в работах Ф.С. Козлова, Н.И. Козловой, Э.И. Ивановой, Л.П. Луста, Н.А, Черниковой.

Анализ теоретических  исследований позволяет констатировать тот факт, что вопросы развития литературно-творческих способностей достаточно глубоко разработаны для среднего и старшего звена общеобразовательной школы, но не для начальной школы. Таким образом, нами было выявлено противоречие между необходимостью активно развивать литературно-творческие способности младших школьников и недостаточным использованием сказки в развитии литературно-творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Противоречие обусловило выбор темы исследования «Сказка  как средство развития литературно-творческих способностей младших школьников», проблема которого может быть сформулирована следующим образом: каковы психолого-педагогические условия использования сказки как средства развития литературно-творческих способностей младших школьников?

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования является учебная деятельность младших школьников.

Предмет исследования – психолого-педагогические условия эффективного развития литературно-творческих способностей младших школьников с помощью сказки.

В соответствии с обозначенной проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

 

1. Изучить и проанализировать  научно-методическую литературу  и практический опыт по проблеме исследования, раскрыть сущность и содержание литературно-творческих способностей;

2. Дать характеристику  понятию «сказка», представить её виды. Рассмотреть методы и приемы развития литературно-творческих способностей детей младшего школьного возраста с помощью сказки.

3. Выявить психолого-педагогические условия эффективного использования сказки в развитии литературно-творческих способностей младших школьников.

4. Дать рекомендации  учителям начальных классов по  развитию литературно-творческих  способностей детей младшего  школьного возраста на основе  сказки.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что литературно-творческие способности младших школьников будут эффективно развиваться в процессе работы над сказкой при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:

- организации процесса чтения и изучения сказки таким образом, чтобы учащимся приходилось решать творческие задачи;

- подбора определенных видов заданий, реализующих литературно-творческий потенциал ребенка; синтезировании разнообразных педагогических технологий в рамках сказочной формы;

- приобщении учащихся при изучении сказки к художественно–творческой деятельности.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался  комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретический анализ  психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; изучение практического опыта развития литературно-творческих способностей; констатирующий и формирующий эксперимент, наблюдение, анализ продуктов творческой деятельности детей, опытно-экспериментальная работа, количественная и качественная обработка экспериментальных данных.

Исследование проводилось  на базе Октябрьской средней общеобразовательной школы Курского района, в 4 классе, в нем приняли участие 15 человек.

Структура дипломной работы определяется логикой исследования, его содержанием и поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СКАЗКИ

1.1 Литературно-творческие  способности в трудах отечественных и зарубежных исследователей

 

Одной из основных целевых  установок современного российского  образования, обеспечивающей естественную и эффективную интеграцию ребёнка  в общество, является формирование установки на творческую деятельность. Лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в современном обществе, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение. Поэтому одной из социально значимых задач современной школы является развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания.

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди,  поставленные в примерно одинаковые  ситуации, достигают различных успехов, мы обращаемся к понятию "способности".

Психологический словарь  определяет способность как качество, возможность, умение, опыт, мастерство, талант [Давыдов 1983].

В Большой психологической  энциклопедии дается следующее определение: « Способности — индивидуально выраженные особенности человека, позволяющие осуществлять те или иные виды деятельности, совершенствоваться в них и эффективно выполнять функциональные обязанности в сложных ситуациях» [Дубенюк 2007:  441-442].

Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы её организации и осуществления [ Головин 2005].

Р.С. Немов утверждает, что способности в более узком  смысле, не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, и объясняет их быстрое приобретение,  закрепление и  использование на практике [Немов 2001].

Способности бывают нескольких видов:

1) одни из них проявляютсь  в большинстве видов деятельности  и носят общий характер, например умственные и физические, способности к обучению;

2) другие — узкие,  специальные: технические, педагогические, управленческие, музыкальные, литературные, математические [Дубенюк 2007].

В настоящее время  ученые выделяют два уровня способностей:

- репродуктивный (быстрое усвоение знаний и овладение определенной деятельностью по образцу),

- творческий (способность  при помощи самостоятельной деятельности  создавать новое оригинальное).

Б.М. Теплов выделил три  признака способностей, которые и  легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами.

-способности это индивидуально-психологические  особенности, отличающие одного  человека от другого.

-только те способности,  которые имеют отношение к  успешности выполнения деятельности  или несколько деятельностей.

-способности несводимы  к знаниям, умениям, навыкам,  которые уже выработаны у человека, хотя и обуславливают легкость  и быстроту их приобретения [Теплов  Б.М. 1961].

Рассмотрим подробнее  проблему творческих способностей.

Большой энциклопедический словарь дает такое определение: «Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальность» [Дубенюк 2007: 441-442].

Создание нового творческого  продукта во многом зависит от личности и силы его внутренней мотивации.

Творческие продукты могут быть различными по природе: новое  решение проблемы в математике, открытие химического процесса, создание музыки, картины или поэмы, новой философской  или религиозной системы, свежее решение социальных проблем.

Активизация творческой деятельности достигается, по мнению А. Осборна, благодаря соблюдению четырех  принципов:

  1. принципа исключения критики (можно высказывать любую мысль без боязни, что ее признают плохой);
  2. поощрения самого необузданного ассоциирования (чем более дикой покажется идея, тем лучше);
  3. требования, чтобы количество предлагаемых идей было как можно большим;
  4. признания, что высказанные идеи не являются ничьей собственностью, никто не вправе монополизировать их; каждый участник вправе комбинировать высказанные другими идеи, видоизменять их, «улучшать» и совершенствовать [Осборн 1953].

Д.Н. Дружинин считает, что  для активизации творческой деятельности необходимо:

Информация о работе Сказка как средство развития литературно-творческих способностей младших школьников