Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 14:27, дипломная работа
Объектом исследования является учебная деятельность младших школьников.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия эффективного развития литературно-творческих способностей младших школьников с помощью сказки.
В соответствии с обозначенной проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме исследования, раскрыть сущность и содержание литературно-творческих способностей;
2. Дать характеристику понятию «сказка», представить её виды. Рассмотреть методы и приемы развития литературно-творческих способностей детей младшего школьного возраста с помощью сказки.
Введение…………………………………………………………………....3
Глава І. Теоретические основы развития литературно-творческих способностей младших школьников средствами сказки
1.1 Сущность и содержание литературно-творческих способностей в трудах отечественных и зарубежных исследователей……………………….....7
1.2 Общая характеристика понятия «сказка». Виды сказок и их классификации……...............................................................................................14
1.3 Методы и приемы развития литературно-творческих способностей с помощью сказки….................................................................................................21
Глава ІІ Опытно-экспериментальная работа по использованию сказки в развитии литературно-творческих способностей младших школьников
2.1. Организация и проведение исследования по изучению уровня развития литературно-творческих способностей детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………...33
2.2 Основные направления практической работы по развитию литературно-творческих способностей младших школьников в учебной деятельности…………………………………………………………………......47
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования по развитию литературно-творческих способностей младших школьников……………….53
Заключение…………………………..……………………………….......68
Список литературы……………………………………………………...
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Курский государственный университет»
Факультет педагогики и психологии
Специальность 050708(031200) педагогика и методика начального образования
Специализация 031221 Основы детского творчества
Заочная форма обучения (3,5 лет)
Кафедра педагогики и психологии развития
Выпускная квалификационная (дипломная) работа на тему:
«Сказка как средство развития литературно-творческих способностей младших школьников»
Выполнила
студентка 6 курса
Аникеева Татьяна
Андреевна
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры ППР
Ларина Елена Александровна
Курск 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава І. Теоретические основы развития литературно-творческих способностей младших школьников средствами сказки
1.1 Сущность и содержание литературно-творческих способностей в трудах отечественных и зарубежных исследователей……………………….....7
1.2 Общая характеристика
понятия «сказка». Виды сказок
и их классификации……..........
1.3 Методы и приемы развития литературно-творческих
способностей с помощью сказки….......................
Глава ІІ Опытно-экспериментальная работа по использованию сказки в развитии литературно-творческих способностей младших школьников
2.1. Организация и проведение исследования
по изучению уровня развития литературно-творческих
способностей детей младшего школьного
возраста…………………………………………………………
2.2 Основные направления практической работы по
развитию литературно-творческих способностей
младших школьников в учебной деятельности………………………………………………
2.3. Анализ результатов
экспериментального
Заключение…………………………..……………………
Список литературы……………………………………………………
Приложения
Введение
Одной из основных целевых установок современного российского образования, обеспечивающей естественную и эффективную интеграцию ребёнка в общество, является формирование установки на творческую деятельность. Лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в современном обществе, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение. Поэтому одной из социально значимых задач современной школы является развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания. В школе необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у учащихся способность и потребность самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее учебных и внеучебных задач, расковывать мысль школьника, научить его стремиться к созданию нового.
Современные социально-экономические
условия побуждают систему
Теоретическим обоснованием
понятия «способности»
Творческие способности рассматривали такие выдающимися отечественными психологами и педагогами как Выгонов В.В., Пономарев Я.А. и другие.
Проблема развития творческих способностей младших школьников рассматривалась такими выдающимися отечественными психологами и педагогами как Венгер Н.Ю., Лейтес Н.С., Никитин Б.П. и многими другими.
В методике преподавания литературного чтения в школе данная проблема освещена в трудах Рыбниковой М.А., Никольского В.А., Маранцмана В.Г. И другими.
Вопросы формирования литературно-творческих способностей на материале сказки освещены в работах Ф.С. Козлова, Н.И. Козловой, Э.И. Ивановой, Л.П. Луста, Н.А, Черниковой.
Анализ теоретических исследований позволяет констатировать тот факт, что вопросы развития литературно-творческих способностей достаточно глубоко разработаны для среднего и старшего звена общеобразовательной школы, но не для начальной школы. Таким образом, нами было выявлено противоречие между необходимостью активно развивать литературно-творческие способности младших школьников и недостаточным использованием сказки в развитии литературно-творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Противоречие обусловило выбор темы исследования «Сказка как средство развития литературно-творческих способностей младших школьников», проблема которого может быть сформулирована следующим образом: каковы психолого-педагогические условия использования сказки как средства развития литературно-творческих способностей младших школьников?
Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объектом исследования является учебная деятельность младших школьников.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия эффективного развития литературно-творческих способностей младших школьников с помощью сказки.
В соответствии с обозначенной проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать
научно-методическую
2. Дать характеристику понятию «сказка», представить её виды. Рассмотреть методы и приемы развития литературно-творческих способностей детей младшего школьного возраста с помощью сказки.
3. Выявить психолого-педагогические условия эффективного использования сказки в развитии литературно-творческих способностей младших школьников.
4. Дать рекомендации
учителям начальных классов по
развитию литературно-
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что литературно-творческие способности младших школьников будут эффективно развиваться в процессе работы над сказкой при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
- организации процесса чтения и изучения сказки таким образом, чтобы учащимся приходилось решать творческие задачи;
- подбора определенных видов заданий, реализующих литературно-творческий потенциал ребенка; синтезировании разнообразных педагогических технологий в рамках сказочной формы;
- приобщении учащихся при изучении сказки к художественно–творческой деятельности.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; изучение практического опыта развития литературно-творческих способностей; констатирующий и формирующий эксперимент, наблюдение, анализ продуктов творческой деятельности детей, опытно-экспериментальная работа, количественная и качественная обработка экспериментальных данных.
Исследование проводилось
на базе Октябрьской средней
Структура дипломной работы определяется логикой исследования, его содержанием и поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СКАЗКИ
1.1 Литературно-творческие способности в трудах отечественных и зарубежных исследователей
Одной из основных целевых установок современного российского образования, обеспечивающей естественную и эффективную интеграцию ребёнка в общество, является формирование установки на творческую деятельность. Лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в современном обществе, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение. Поэтому одной из социально значимых задач современной школы является развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания.
Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в примерно одинаковые ситуации, достигают различных успехов, мы обращаемся к понятию "способности".
Психологический словарь определяет способность как качество, возможность, умение, опыт, мастерство, талант [Давыдов 1983].
В Большой психологической энциклопедии дается следующее определение: « Способности — индивидуально выраженные особенности человека, позволяющие осуществлять те или иные виды деятельности, совершенствоваться в них и эффективно выполнять функциональные обязанности в сложных ситуациях» [Дубенюк 2007: 441-442].
Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы её организации и осуществления [ Головин 2005].
Р.С. Немов утверждает, что способности в более узком смысле, не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, и объясняет их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике [Немов 2001].
Способности бывают нескольких видов:
1) одни из них проявляютсь
в большинстве видов
2) другие — узкие, специальные: технические, педагогические, управленческие, музыкальные, литературные, математические [Дубенюк 2007].
В настоящее время ученые выделяют два уровня способностей:
- репродуктивный (быстрое усвоение знаний и овладение определенной деятельностью по образцу),
- творческий (способность
при помощи самостоятельной
Б.М. Теплов выделил три признака способностей, которые и легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами.
-способности это
-только те способности,
которые имеют отношение к
успешности выполнения
-способности несводимы
к знаниям, умениям, навыкам,
которые уже выработаны у
Рассмотрим подробнее проблему творческих способностей.
Большой энциклопедический словарь дает такое определение: «Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальность» [Дубенюк 2007: 441-442].
Создание нового творческого продукта во многом зависит от личности и силы его внутренней мотивации.
Творческие продукты могут быть различными по природе: новое решение проблемы в математике, открытие химического процесса, создание музыки, картины или поэмы, новой философской или религиозной системы, свежее решение социальных проблем.
Активизация творческой деятельности достигается, по мнению А. Осборна, благодаря соблюдению четырех принципов:
Д.Н. Дружинин считает, что для активизации творческой деятельности необходимо: