Сказка как средство развития литературно-творческих способностей младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 14:27, дипломная работа

Краткое описание

Объектом исследования является учебная деятельность младших школьников.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия эффективного развития литературно-творческих способностей младших школьников с помощью сказки.
В соответствии с обозначенной проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме исследования, раскрыть сущность и содержание литературно-творческих способностей;
2. Дать характеристику понятию «сказка», представить её виды. Рассмотреть методы и приемы развития литературно-творческих способностей детей младшего школьного возраста с помощью сказки.

Содержание

Введение…………………………………………………………………....3
Глава І. Теоретические основы развития литературно-творческих способностей младших школьников средствами сказки
1.1 Сущность и содержание литературно-творческих способностей в трудах отечественных и зарубежных исследователей……………………….....7
1.2 Общая характеристика понятия «сказка». Виды сказок и их классификации……...............................................................................................14
1.3 Методы и приемы развития литературно-творческих способностей с помощью сказки….................................................................................................21
Глава ІІ Опытно-экспериментальная работа по использованию сказки в развитии литературно-творческих способностей младших школьников
2.1. Организация и проведение исследования по изучению уровня развития литературно-творческих способностей детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………...33
2.2 Основные направления практической работы по развитию литературно-творческих способностей младших школьников в учебной деятельности…………………………………………………………………......47
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования по развитию литературно-творческих способностей младших школьников……………….53
Заключение…………………………..……………………………….......68
Список литературы……………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа 09.12.12..doc

— 2.64 Мб (Скачать файл)

Для пересказывания первого  типа выбираются небольшие отрывки: от полустраницы до полутора страниц. При пересказывании второго типа работа ведется с целым произведением, иногда значительным. И то и другое приносит большую пользу учащимся: в первом случае они пристально всматриваются в подробности, в словесную ткань произведения, вводят слова и выражения писателя в собственную речь, во втором случае — учатся видеть главное, «улавливать общие контуры картины.».[Никольский 1971]

От пересказывания несколько  отличается художественное рассказывание сказки по мотивам произведения. Оно допускает более свободное отношение к литературному материалу, который сокращается и, может быть, даже несколько перекомпоновывается пересказывающим. Но ученик при этом особенно заботится о цельности своего изложения и о том впечатлении, какое рассказывание произведет на слушателей. Вся прелесть подобного рассказывания в его живости, непосредственности. При этом рассказывающий как бы сам становится автором.

Никольский В.А. указывает, что художественное рассказывание  активизирует воображение и образное мышление [Никольский 1971: 70].

Подобное рассказывание  развивает воображение учащихся. Здесь необходимо изменить точку зрения на знакомый текст, увидеть его как бы изнутри. Особенно это относится к пересказу (или рассказыванию) от лица рассказчика.

В.Г. Маранцман отмечает, что художественное рассказывание  сказки обеспечивает не только развитие определенных читательских качеств ученика, обогащает его речь, но и способствует постижению смысла литературного произведения [Маранцман 1995].

И выразительное чтение, и рассказывание, как указывает  В.Г. Маранцман, требуют от учеников активного переживания прочитанного, творческого отклика личности на изученное произведение. Но есть в методике литературы такие приемы, которые направляются заданиями творчского характера и заставляют ученика в какой-то степени «пересоздавать» текст.

Иллюстрирование сказки. Учащимся предлагается нарисовать главного героя, сюжет или сцену из сказочного произведения.

Рассказ с  творческим дополнением и элементами сочинения. Эта серия заданий направлена на активизацию процесса сотворчества с писателем и развитие творческих способностей ребенка. Приемы работы в данном случаи могут быть следующими: «расшифровка» действий героев, их реплик; рассказ с вымышленными эпизодами, сказки с новым концом; продолжение сказки; рассказ с введением в сюжет новых героев; выявление общего и различного в характерах героев сказки; путешествие вместе с героями сказки(Н: Мы вместе с Гердой отправляемся на поиски Кая.какие пять предметов возьмем с собой?)

Устное словесное  рисование сказки входит составной частью в анализ текста, служит развитию воображения, наблюдательности, творческих способностей, обогащению словаря школьника образными средствами языка художественного произведения.

В.Г. Маранцман говорил, что устное словесное рисование  способствует углублению субъективного  начала разбора. Введение этого приема требует особого такта педагога. В устном словесном рисовании есть, с одной стороны, опасность простого пересказа текста, с другой — возможность произвольных, внеконтекстных ассоциаций[Маранцман 1995].

Словесное рисование  сказки предполагает, что читатель, опираясь на образы писателя, детализирует свое видение в картине, которую словесно воспроизводит, описывает. Предлагая ученикам устно создать иллюстрацию к произведению, учитель не должен ставить их в позицию сложного соревнования с художником слова.

Для устного рисования выбираем эпизоды, описанные автором так, что они дают опору воспроизводящему воображению.

Затем пробуем развивать  творческое воображение, поручая ученикам нарисовать портрет героя, не данный в тексте автором.

И наконец, как самое  трудное задание — нарисовать пейзаж. Для зрительской реализации словесных образов нужны усилия творческого воображения учеников.

Однако для эффективного развития творческих способностей учащихся формы осуществления устного  словесного рисования должны от класса к классу постепенно усложняться, видоизменяться. Новые трудности, разнообразные в каждом случае задачи — условие эффективного применения этого приема в практике школьного анализа.

Рассмотрим методы, предложенные Н.С.Бибко.

Метод первый-заканчиваем сказку.

Суть метода заключается в том, чтобы школьник придумал окончание к сказке, которую изучил на уроке. Цель-развить логическое мышление, умение правильно заканчивать мысль и осмысливать услышанное.

Для этого, необходимо озвучить учащемуся начало сказки. Например: "Пошла девочка Танюша в гости к бабушке передать гостинцы от мамы. Шла она долго по лесу. И вдруг оказалось, что она забыла дорогу – заблудилась. Долго бродила Танюша по лесу, пока не встретила зайца. Вот заяц Танюше и говорит…". Пусть ребенок сам продолжит сказку в соответствии со смыслом. Если будут возникать трудности, можно задать ребенку уточняющие вопросы, побуждая его обдумывать свой ответ. В конце можно даже попросить ребенка проиллюстрировать продолжение истории [Бибко 1996: 31-34].

Метод второй-рассказ о конкретном персонаже.

Суть метода в придумывании персонажа сказки, определении его  характера, поступков, целей и действий. Цель метода: развитие творческих способностей, формирование нравственного воспитания ребенка, а также навыков межличностного общения с взрослыми и сверстниками.

Любая сказка строится по определенной структуре. В ней есть главный герой, другие люди, препятствия, которые он преодолевает, жизненные  уроки, которые персонаж извлекает  в итоге. Предложите ребенку придумать  собственного персонажа, наделить его мыслями и чувствами. Пусть он создаст герою трудности, и окружающих людей, с которыми он будет взаимодействовать. Учащийся должен описать действия главного героя, и результат, к которому герой в итоге придет. Ребенок должен научиться рассуждать о том, как изменился персонаж в конце его сказки, какие выводы сделал. А затем, придумать название собственной сказки [Бибко 1996: 47-48].

Метод третий-сказка с помощью картинок.

Суть метода заключается  в том, чтобы по серии картинок ребенок смог не только рассказать о героях, которые изображены на рисунках, но и поразмышлять, что происходит вокруг. Цель метода: развитие творческих способностей ,обучение ребенка навыкам правильного подбора глаголов и прилагательных для характеристики персонажей, научить ребенка выстраивать сюжет в логической последовательности, давать оценку месту действия.

Вам понадобится стимульный материал, состоящий из серии картинок. Для этого подойдут картинки из детских  книжек, пособия или буквари. Покажите ребенку картинку, и попросите его детально рассмотреть изображение, а затем описать то, что он видит. Можно помочь ребенку наводящими вопросами, или обратить внимания на детали, которые он не заметил. Спросите ребенка, куда направляется герой на картинке, что он думает, хороший он или плохой, что на это указывает и т.д. После того, как ребенок придумает сказку, можно пересказать ее кому-то из взрослых [Бибко 1986: 17-21].

Метод четвертый-инсценировка сказки.

Суть метода: воплощение сюжета прочитанной или сочиненной сказки, в придумывании образов и костюмов под конкретных сказочных персонажей в соответствии с их характерами. Цель метода: активизация творческого отношения к слову, выработка навыков совмещать сказочный образ с драматическим.

Для того чтобы инсценировать  сказку, необходимо задействовать группу детей. Подготовить нужные костюмы или куклы. И дать возможность детям самим подумать над характером того или иного персонажа, над декорациями и постановкой сказки. Распределять роли необходимо с учетом индивидуальных особенностей детей и характера самих персонажей сказки [Бибко 1996: 47-48].

Развитие литературно-творческих способностей младших школьников посредством  сказки будет более успешным, если подобрать определенные виды заданий, реализующих творческий потенциал  ребенка; синтезировать разнообразные психологические технологии в рамках сказочной формы

В настоящее время  также представляет большой интерес  опыт работы по развитию литературно-творческих способностей у младших школьников Н.К. Винокуровой. При работе над  сказкой как средством развития литературно-творческих способностей учащихся она использует следующие творческие задания: придумай к сказке частушку; сочини загадку о сказочных героях; придумай сказку-путаницу; преврати сказку в басню; придумай к сказке рекламу [Винокурова 2000].

На основе выше изложенного  можно дать следующие рекомендации  при чтении сказок.

1. Обычно перед чтением  сказки проводится небольшая  подготовительная беседа (можно  спросить, какие сказки бывают, какие  читали; организовать выставку сказок). Перед чтением сказок о животных можно напомнить о повадках животных, показать иллюстрацию этих животных.

2. Сказку читает обычно  учитель, но желательно ее рассказывать.

3. Работу над сказкой  вести как над реалистическим  рассказом, не растолковывая,  что «так в жизни не бывает», что это вымысел.

4. Сказку можно использовать  для составления характеристик  и оценок, так как персонажи  сказок обычно являются выразителями  одной - двух характерных черт, ярко раскрывающихся в их поступках.

5. Не переводить мораль  сказки в область человеческих характеров и взаимоотношений. Дидактизм сказки настолько силен, ярок, что дети сами делают выводы: «Поделом лягушке - не надо хвастаться» (сказка «Лягушка - путешественница»). Если дети придут к подобным заключениям то можно считать, что чтение сказки достигло цели.

6. Специфика фольклорной  сказки в том, что она создавалась  для рассказывания. Поэтому прозаические  сказки пересказываются как можно  ближе к тексту. Рассказывание  должно быть выразительным. Хорошим  приемом подготовки к нему  является чтение сказки в лицах. Инсценировка сказок во внеклассное время помогает выражать сказочный характер, развивает речь и творческие способности у детей.

7. Сказка используется  и для обучающих работ по  составлению планов, так как она  отчетливо членится на сцены - части плана, заголовки легко отыскиваются в тексте сказки.

8. Обычно чтение сказки  о животных не требует ни  какой подготовки, но иногда следует  напомнить в беседе о нравах  и повадках животных.

Если читается сказка о природе, близкой детям то используется материал экскурсии, записи в календарях природы, то есть наблюдения и опыт.

9. В связи с чтением  сказки возможно изготовление  кукол, декораций для кукольного  театра, фигурок зверей и людей  для теневого театра.

10. Следует вести элементарные  наблюдения над особенностями композиции сказки, так как эти наблюдения повышают сознательность восприятия сказки детьми

Выводы по главе.

Важным моментом в  развитии творческих способностей у  учащихся выступает одновременное  совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей, при этом «многоплановость и разнообразие» видов деятельности, в которые одновременно включается ребёнок, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей.

Необходимо выполнять ряд требование для наиболее эффективного развития творческих способностей:

    1. Деятельность должна носить творческий характер, т.е. должна быть связана с созданием чего-то нового, «открытием для себя новых знаний, обнаружения в себе новых возможностей».
    2. Деятельность должна быть  оптимально трудной, т.е. находится на пределе возможностей ребёнка.

Способности определяют деятельность и развиваются в  деятельности. Сущность способностей не сводится к знаниям, умениям и  навыкам, но понятия знаний, умений, навыков и способностей взаимно обусловлены: с одной стороны способности являются предпосылкой овладения знаниями и умениями, а с другой – в процессе овладения умениями и знаниями происходит развития  творческих способностей. Процесс овладения знаниями и умениями, в простейшем смысле,  процесс обучения. Потому способности развиваются в процессе обучения той или иной деятельности.

Главными показателями, которые позволяют судить о уровне развития творческих  способностей  являются лёгкость усвоения новой деятельности, а так же широта переноса выработанных индивидом способов восприятия и действия с одной деятельности на другую.

Уровень развития творческих способностей необходимо определять общими критериями направленности на творчество, чувством новизны, критичности и гибкости, оригинальности,  беглости мышления.

Творчество очень важно  для развития личности ребёнка. В  психолого-педагогической среде разрабатываются  технологии, методики развития творческого  потенциала детей. К сожалению, область  литературно-творческого развития, ещё не в достаточной мере изучена и разработана. Однако, есть ряд авторов которые занимаются литературно-творческим развитием детей через создание комиксов, придумывание историй, мультипликацию и игровое кино.

Информация о работе Сказка как средство развития литературно-творческих способностей младших школьников