Сказка как средство развития литературно-творческих способностей младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 14:27, дипломная работа

Краткое описание

Объектом исследования является учебная деятельность младших школьников.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия эффективного развития литературно-творческих способностей младших школьников с помощью сказки.
В соответствии с обозначенной проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме исследования, раскрыть сущность и содержание литературно-творческих способностей;
2. Дать характеристику понятию «сказка», представить её виды. Рассмотреть методы и приемы развития литературно-творческих способностей детей младшего школьного возраста с помощью сказки.

Содержание

Введение…………………………………………………………………....3
Глава І. Теоретические основы развития литературно-творческих способностей младших школьников средствами сказки
1.1 Сущность и содержание литературно-творческих способностей в трудах отечественных и зарубежных исследователей……………………….....7
1.2 Общая характеристика понятия «сказка». Виды сказок и их классификации……...............................................................................................14
1.3 Методы и приемы развития литературно-творческих способностей с помощью сказки….................................................................................................21
Глава ІІ Опытно-экспериментальная работа по использованию сказки в развитии литературно-творческих способностей младших школьников
2.1. Организация и проведение исследования по изучению уровня развития литературно-творческих способностей детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………...33
2.2 Основные направления практической работы по развитию литературно-творческих способностей младших школьников в учебной деятельности…………………………………………………………………......47
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования по развитию литературно-творческих способностей младших школьников……………….53
Заключение…………………………..……………………………….......68
Список литературы……………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа 09.12.12..doc

— 2.64 Мб (Скачать файл)

Важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Учителю необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и  развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

Деятельность должна носить творческий характер, т.е. должна быть связана с созданием чего-то нового, «открытием для себя новых знаний, обнаружения в себе новых возможностей».

Деятельность должна быть  оптимально трудной, т.е. находится  на пределе возможностей ребёнка.

Учитель должен целенаправленно учить детей применять различные аналогии, для активизации их творческого мышления.

Все занятия по развитию творческих способностей рекомендуется проводить в игровой форме. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями.

Так же рекомендуется использывать методы- практические (упражнения, игры, моделирование), наглядные ( показ, демонстрация), словесные ( рассказ, беседа, чтение, пересказ). И необходимо в работе с детьми все эти методы  сочетать друг с другом.

Важнейшей задачей учителя в развитии творческих способностей учащихся является создание комфортной социально-гуманной среды (раскрепощенность, взаимное уважение, дружелюбие, деликатность). Осуществить это можно с помощью знаков внимания, интерьера классной комнаты, разнообразных форм работы учителя на классных часах, во внеурочное время, речевых, пластических, мимических средств.

Учитель должен:

- научиться демонстрировать  детям живое мышление, выступать не как носитель некоторой готовой информации, а как человек, который знает, как возникают знания;

- предъявлять знания на уроках не в готовом виде, а путем коллективного рассуждения, на основе уже имеющихся знаний, из прошлого опыта детей;

- ставить основной целью урока не поиск и решение определенной суммы учебных задач, создание таких педагогических ситуаций, в которых постоянно работает детская интуиция, догадка.

Главной задачей учителя  является — не «донести», «объяснить»  и «показать», а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи. От учителя  требуется умение выслушать всех желающих, встать на позицию каждого отвечающего, чтобы понять логику его рассуждения и найти выход из постоянно меняющейся учебной ситуации, анализировать ответы, предложения детей и незаметно вести их к ответу.

Учителю рекомендовалось  поощрять высказывания оригинальных идей,   использовать личный пример творческого подхода к решению проблем, предоставлять детям возможность активно задавать вопросы.

Для развития творческих способностей учителю предлагалось включать в учебный процесс творческие задания, напаример, на уроках литературного чтения (иллюстрирование произведения, его досказывание, домысливание, а так же инсценирование произведения или его эпизода).

Главной задачй учителя  начальных классов является систематическая  диагностика и коррекция творческих способностей младших школьников.

Формирующий этап работы мы выстроили в следующей логике:

- проведение на уроках  литературного чтения системы  творческих заданий, направленных на развитие литературно-творческих способностей младших школьников на материале сказки;

- реализация в практике  работы психолого-педагогических  условий, благоприятствующих развитию  литературно-творческих способностей  младших школьников.

Для повышения уровня развития литературно-творческих способностей младших школьников мы использовали следующие виды заданий:

      1. Обогащение текста сказки красивыми словами.

В своей работе мы уделяли  постоянное внимание авторскому языку, особенно эпитетам, сравнениям, метафорам и предлагали учащимся выписывать красивые слова из сказок в литературный словарик, а затем использовать их при сочинении своих мини-произведений.

2. Подбор пословиц  и поговорок к сказке.

Учащиеся подбирали  такие пословицы и поговорки, которые наиболее точно, ярко и образно выражали смысл сказки, а затем пытались подобрать пословицы-дублеры иноязычного происхождения.

    1. Описание сказочного героя или сказочного предмета.

Например, детям предлагалось поработать над образом мухомора в сказочном лесу и устно создать небольшое мини-сочинение. У каждого получился свой образ. Кристина Д. «Под темными елками стоят мухоморы. На них одеты белые кафтаны с юбочкой. На головах шляпы богатые: снизу белый бархат, сверху-красный в белый горошек».

    1. Игра « Как проехать к замку?»

Детям предлагалось создать  сначала устно, а потом и нарисовать карту сказочного королевства.

5. Словесное рисование  пейзажных иллюстраций к сказке  или сказочных героев. Словесное  рисование проходило ориентировочно  по таким вопросам: Что нарисуем на первом плане? Почему? Как об этом сказано у автора сказки? Что нужно изобразить неподалеку? Какие слова помогают нам это увидеть? Что мы еще не нарисовали?

Для наглядности приведём пример одного из уроков по литературному чтению.

I Урок литературного чтения.

Тема: М.Горького «Случай с Евсейкой»

Цели:

  • познакомить учащихся со сказкой М.Горького «Случай с Евсейкой»;
  • развивать творческие способности, умение выразительно читать, эмоциональное мышление, внимание к художественному слову;
  • воспитывать любовь к труду, природе.

Ход урока:

I Проверка домашнего  задания.

1. Выборочное чтение.

2. Итог.

II Сообщение темы урока.

  • Сегодня  мы познакомимся с произведением М.Горького « Случай с Евсейкой»

III Подготовка к восприятию.

  1. Словарная работа.
  • Прочтем хором слова записанные на доске: лангусты, кларнет, авиатор, сифонофоры, актинии, голотурии, сепии.
  • Попробуйте сочинить загадки с использование этих слов.
  1. Работа с учебником.

- Рассмотрим иллюстрацию  к рассказу М.Горького «Случай  с Евсейкой» на стр. 35

- Давайте вместе сочиним мини-сказку по данному рисунку? ( учащиеся высказывают свои предположения)

- Давайте проверим совпадаеет ли наша сказка с текстом автора.

IV Первичное знакомство с текстом.

1. Чтение текста учащимися.

  • Начнем чтение рассказа. Будем читать по цепочке. Внимательно следим за читающим.

VФизическая минутка.

Топал Мишка,

Хлопал Мишка

Приседай со мной, братишка.

Руки вверх, вперед и  вниз

Улыбайся и садись.

2. Анализ текста.

  • Совпали ли наши предположения о содержании текста?
  • О ком этот рассказ?
  • Где происходят действия?
  • Кого встретил герой? Как происходила эта встреча?
  • Как себя повел Евсейка?
  • Удалось ли ему выбраться? Как?
  • Попробуйте запечатлить встречу Евсейки с водными жителями на бумаге.

3. Творческая работа над текстом.

  • Давайте представим себя в роли Евсейки.
  • Как бы вы себя повели на его месте?
  • Какой вели диалог с водными животными?
  • Какими вы их себе представляете? Опишите.
  • Придумайте свой конец этой истории.

VI Итог урока.

  • С творчеством какого писателя познакомились на уроке? ( М. Горький)
  • В каком жанре написано произведение? ( Сказка)
  • Какая это сказка: добрая, злая, забавная, грустная?
  • Как оцените свою работу на уроке?

VII Домашнее задание.

  • Сочините вместе с родителями, бабушками и дедушками свой необычный рассказ.

На следующем уроке  литературного чтения учащиеся выразительно читали произведение М.Горького « Случай с Евсейкой». Затем проводилась работа по инсценировки эпизода из сказки.

 

2.3. Анализ результатов  экспериментального исследования  по развитию литературно-творческих способностей младших школьников

 

На заключительном этапе  было проведено повторное исследование с целью проверки результативности проделанной работы и выявление  динамики уровня развития литературно-творческих способностей. На контрольном этапе исследования нами был проведен тот же комплекс методик, что и на констатирующем этапе: "Сочинение сказки по картине», «Умение составлять сказку», «Сочинение сказки по словам» (методики: В.П.Ягунковой).

Предметом исследования так же осталось определение уровня развитости литературно-творческих способностей младших школьников.

В качестве критериев литературно-творческих способностей учащихся так же как и на констатирующем этапе в нашем исследовании мы выделили качество сюжетосложения, описание героев, образность и строй языка.

Уровни развитости литературно-творческих способностей младших школьников остались прежними: высокий, средний и низкий.

Рассмотрим результаты методики «Сочинение сказки по картине» проведенной на контрольном этапе. Для сочинения детям был предложен другой  рисунок. (См. Приложение 2.1) и дана та же инструкция.

Критерии исследования и уровни оценивания методики остались теми же, что и на констатирующем этапе опытно-практической работы (работы детей представлены в Приложении 2.2.).

После проведения диагностики  результаты были занесены в таблицу №6.

 

 

Таблица №6.

Показатели методики "Сочинение сказки по картине" на контрольном этапе

Критерии

Ф.И. реб.

Качество

сюжетосложения

Описание героев

Образность и строй  языка

Средний

балл

1.

Алина Б.

6

6

6

6

2.

Артем П.

3

0

3

2

3.

Аня Ш.

3

3

3

3

4.

Анастасия П.

3

3

0

2

5.

Дарья С.

6

6

3

5

6.

Елена Р.

3

3

3

3

7.

Коля Р.

3

3

3

3

8.

КристинаД.

3

6

6

5

9.

Максим П.

0

0

0

0

10.

Назар Т.

6

6

6

6

11.

Назар С.

6

6

3

5

12.

Наташа М.

3

0

0

1

13.

Олеся И.

3

3

0

2

14.

Снежана Г.

3

6

6

5

15.

Сергей А.

3

0

0

1

Средний балл

3,6

3,4

2,8

 

Информация о работе Сказка как средство развития литературно-творческих способностей младших школьников