Сказка как средство развития литературно-творческих способностей младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 14:27, дипломная работа

Краткое описание

Объектом исследования является учебная деятельность младших школьников.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия эффективного развития литературно-творческих способностей младших школьников с помощью сказки.
В соответствии с обозначенной проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме исследования, раскрыть сущность и содержание литературно-творческих способностей;
2. Дать характеристику понятию «сказка», представить её виды. Рассмотреть методы и приемы развития литературно-творческих способностей детей младшего школьного возраста с помощью сказки.

Содержание

Введение…………………………………………………………………....3
Глава І. Теоретические основы развития литературно-творческих способностей младших школьников средствами сказки
1.1 Сущность и содержание литературно-творческих способностей в трудах отечественных и зарубежных исследователей……………………….....7
1.2 Общая характеристика понятия «сказка». Виды сказок и их классификации……...............................................................................................14
1.3 Методы и приемы развития литературно-творческих способностей с помощью сказки….................................................................................................21
Глава ІІ Опытно-экспериментальная работа по использованию сказки в развитии литературно-творческих способностей младших школьников
2.1. Организация и проведение исследования по изучению уровня развития литературно-творческих способностей детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………...33
2.2 Основные направления практической работы по развитию литературно-творческих способностей младших школьников в учебной деятельности…………………………………………………………………......47
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования по развитию литературно-творческих способностей младших школьников……………….53
Заключение…………………………..……………………………….......68
Список литературы……………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа 09.12.12..doc

— 2.64 Мб (Скачать файл)

Для формирования литературно  – творческой деятельности обучающегося необходимо в первую очередь создать педагогические условия, которые помогут развитию способностей к литературному творчеству у многих детей. Но и в этих условиях обучающиеся будут различаться по самостоятельности и художественному результату своего творчества.

Сказка является одним из элементов  культуры и, прежде всего, эстетического  слагаемого. Она базируется на народно - поэтической культуре, на фольклорных  корнях и обладает богатым социальным, нравственно – педагогическим потенциалом. Они не повторяются больше ни в каких других жанрах фольклора.

Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка буквально  захлестывает непрерывно увеличивающийся  поток информации. И хотя восприимчивость  психики у малышей велика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе.

Следовательно, для полноценного развития ребенка необходима целенаправленная воспитательная работа учителя, т.к  младший школьный возраст является сенситивным для усвоения социальных норм нравственного развития, становления  адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим, раскрытия индивидуальных особенностей и способностей. Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним влияниям,. Эти особенности являются залогом обучаемости и восприимчивости младших школьников, дают большие возможности для систематического и последовательного воспитания детей.

Для развития литературно-творческих способностей учащихся на материале  сказки необходимо соблюдать следующие  условия:

- организовать процесс чтения  и изучения сказки так, чтобы учащимся приходилось решать творческие задачи;

- подбирать определенные виды  заданий, реализующие творческий  потенциал ребенка; синтезировать  разнообразные психологические  технологии в рамках сказочной  формы;

- приобщать учащихся при изучении литературы к художественно – творческой деятельности.

Главное в любой сказке может  быть осмысленно младшими школьниками  в том случае, если учитель при  руководстве чтением сказок будет  опираться на их литературоведческую  специфику и последовательно формировать необходимое умение, важные в плане литературного развития учеников.

В настоящее время  в методической литературе накоплен богатейший опыт по использованию сказки как средства развития литературно-творческих способностей младших школьников. Среди основных форм работы над сказкой называют: сочинение сказок, чтение по ролям, инсценировка, прогнозирование сюжета, различные виды пересказа и др.

 

 

Глава ІІ Опытно-экспериментальная работа по использованию сказки в развитии литературно-творческих способностей младших школьников

2.1. Организация и проведение исследования по изучению уровня развития литературно-творческих способностей детей младшего школьного возраста

 

После изучения и анализа  психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, нами была организованна  и проведена опытно-экспериментальная  работа по использованию сказки в развитии литературно-творческих способностей младших школьников.

Практическая работа проводилась в МОУ «Октябрьская  средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области. В исследовании принимали участия дети 4 класса в количестве 10 человек.

Опытно-экспериментальная работа по развитию литературно-творческих способностей младших школьников с помощью сказки  проводилась поэтапно.

На первом этапе практической работы проводился констатирующий эксперимент, который заключался в диагностике  детей. Были установлены критерии диагностирования и определены уровни анализа диагностики. По окончании диагностирования показатели методик были обработаны и проанализированы.

На втором этапе проводился формирующий эксперимент. Детям на уроках литературного чтения предлагалось выполнять творческие задания в процессе работы над сказкой.

Третий этап заключался в проведении контрольного замера. Детям были предложены диагностические методики, которые оценивались по тем же критериям что и на констатирующем этапе эксперимента. Полученные данные были проанализированы. По окончании работы был проведен сравнительный анализ показателей констатирующего и контрольного экспериментов.

В начале исследования, на констатирующем этапе, был определён исходный уровнь развитости литературно-творческих способностей.

С этой целью использовались следующие методики: В.П.Ягунковой "Сочинение  сказки по картине», «Умение составлять сказку», «Сочинение сказки по словам».

В качестве критериев  развития литературно-творческих способностей были взяты следующие параметры: качество сюжетосложения, описание героев, образность и строй языка.

Исходя из представленных критериев, нами были выделены уровни развития литературно-творческих способностей младших школьников:

- высокий уровень:  если при сочинении текстов, разных по жанру, учащиеся придумывают оригинальные названия; текст достаточно большой по объему, выдержана его структура, он отличается интересным, ярким, оригинальным сюжетом, логично изложен; образы героев отличаются детальной проработкой и соответствует выбранному жанру; язык произведения стройный, отличается наличием изобразительно-выразительных средств и «работает» на общую идею текста - 4, 6 – 6 баллов;

- средний уровень:  если при сочинении текстов,  учащиеся придумывают простое  не оригинальные названия; текст небольшой по объему, могут быть отступления от его структуры, он не отличается интересным, ярким, оригинальным сюжетом, логика изложения может быть частично нарушена; образы героев проработаны поверхностно и не всегда соответствует выбранному жанру; язык произведения небогатый, достаточно сухой, характеризуется использованием простых или однотипных синтаксических конструкций – 1,6 – 4,5 баллов;

- низкий уровень: в  тексте нет названия, сюжет не  проработан, нет развития действия  и нарушена структура и логика построения текста, объем текста составляет не более 5 – 6 предложений и не отличается интересным сюжетам и оригинальностью; герои обозначены, но не ни оной детали их характеризующей; язык произведения бедный, в нем нет изобразительно выразительных средств – 0-1,5 балла.

Методика "Сочинение сказки по картине"

Для сочинения предлагался рисунок. (См. Приложение 1.1)

Перед началом работы учащимся предлагалось рассмотреть рисунок и была дана инструкция: написать по картине по возможности художественно связный рассказ- сказку, по которому каждый мог бы живо представить себе изображенный художником сюжет. Необходимо подчеркнуть, что требуется написать связный рассказ по картине, а не описание самой картины (сочинения детей в Приложении 1.2.).

Оценка результатов:

качество сюжетосложения

- высокий уровень:  в сказке присутствует оригинальное  название; выдержана структура и  жанр, т.е. в сказке можно четко  выделить следующие структурные  компоненты: зачин, встреча с волшебным  героем и наделение волшебным предметом, преодоление препятствия,  награда; сказка изложена логично, т.е. явно прослеживается связь между частями текста, сказка имеет логичный конец; сказка отличается необычностью поворота сюжета или неожиданностью концовки - 6 баллов;

- средний уровень: название сказки обычно не оригинально; частично нарушена структура и выдержанность жанра (могут быть отклонения в другие жанры); изложение может быть нелогично; недостаточно продуманы повороты сюжета и концовки - 3балла;

- низкий уровень: в  сказке нет названия, не выдержан жанр, отсутствуют некоторые структурные компоненты, сказка не закончена, концовка в сказке неоригинальна - 0 баллов.

описание героев

- высокий уровень:  герои, придуманные ребенком, соответствуют  жанру, четко разделены на добрых и злых, образы героев заимствованы из традиционных сказок и тщательно проработаны их внешний облик, характер – 6 баллов;

- средний уровень:  ребенок нечетко разделяет героев  на добрых и злых, образы героев  заимствованы из традиционных  сказок, но их внешний облик и характер проработаны недостаточно, поверхностно - 3 балла;

- низкий уровень: герои  не соответствуют жанру, разделение  героев на добрых и злых  весьма расплывчиво, образы героев  не яркие и неоригинальные, детально не проработаны - 0 баллов.

образность и строй языка

- высокий уровень:  в тексте сказки присутствуют  «сказочные» обороты речи (жили-были, тут и сказке конец и т.д.); в сказке присутствуют изобразительно-выразительные  средства речи (сравнения, эпитеты,  метафоры, гиперболы и т.д.); сказка большая по объему – 6 баллов;

- средний уровень:  в тексте сказки «сказочных»  оборотов речи мало; изобразительно-выразительных  средств речи недостаточно, сказка  небольшая по объему - 3 балла;

- низкий уровень: в  тексте сказки «сказочные» обороты  отсутствуют, изобразительно-выразительных  средств речи нет, сказка очень маленькая по объему – 0 баллов.

Творческие работы учащихся по методики «Сочинение сказки по картине» представлены в Приложении 1.2

После проведения методики, все данные были занесены в таблицу  №1.

Таблица №1.

Показатели методики "Сочинение сказки по картине" на констатирующем этапе

Критерии

Ф.И. реб.

Качество

сюжетосложения

Описание героев

Образность и строй  языка

Средний

балл

1.

Алина Б.

6

6

6

6

2.

Артем П.

0

0

3

1

3.

Аня Ш.

3

3

3

3

4.

Анастасия П.

3

3

3

3

5.

Дарья С.

6

3

6

5

6.

Елена Р.

3

3

3

3

7.

Коля Р.

3

3

3

3

8.

Кристина

6

3

6

5

9.

Максим П.

0

0

0

0

10.

Назар Т.

6

6

6

6

11.

Назар С.

6

6

3

5

12.

Наташа М.

3

0

0

1

13.

Олеся И.

3

3

3

3

14.

Снежана Г.

3

6

6

5

15.

Сергей А.

0

0

3

1

Средний балл

3,4

3

3,6

 

 

Анализ таблицы позволяет  констатировать, что высокий уровень развития литературно-творческих способностей наблюдается у 6 учащихся – Кристина Д., Назар Т., Алина Б., Снежанна Г., Назар С., Дарья С. Работы этих учеников большие по объему, в них интересное развитие действия, четко прослеживается  завязка, кульминация и развязка и неожиданностью  концовки. Тексты сказок детей яркие, эмоциональные. Образы героев тщательно проработаны, описана внешность, характер и род занятий. В целом, необходимо отметить богатство фантазии, глубину и проработанность образов в данных работах. Особо следует оценить язык сказок6 в них много сказочных слов и оборотов. Названия сказок интересны и оригинальны.

Средний уровень развития литературно-творческих способностей выявлен у 5 учащихся - Олеси И., Коли Р., Лены Р., Ани Ш., Насти П. Качественный анализ их работ приводит к выводу о том, что при создании сюжета сказок учащиеся отступали от классических канонов волшебного построения, преодоление препятствия и встреча с героем описаны формально. Названия придуманы неоригинально. Образы героев не отличаются тщательной проработкой. Беден и прост язык этих произведений.

Низкий уровень развития литературно-творческих способностей зафиксирован у 4 учащихся – Максима П., Артема П., Натальи М, Сергея А. Их работы представляют несвязные между собой предложения. Образы героев совсем не проработаны, стиль изложения косноязычный, не образный, не метаморфичный.

В целом, по методике «Сочинение сказки по картине» учащиеся данного класса имеют средний уровень развития литературно-творческих способностей по критериям качества сюжетосложения, описание героев, образность и строй языка.

Методика "Умение составлять сказку»

Учащимся предлагалось составить логически связный  рассказ, на тему "Приключения маленькой феи".

Оценка результатов:

качество сюжетосложения

- высокий уровень:  в сказке присутствует оригинальное название; выдержана структура и жанр, т.е. в сказке можно четко выделить следующие структурные компоненты: зачин, встреча с волшебным героем и наделение волшебным предметом, преодоление препятствия,  награда; сказка изложена логично, т.е. явно прослеживается связь между частями текста, сказка имеет логичный конец; сказка отличается необычностью поворота сюжета или неожиданностью концовки – 6 баллов;

- средний уровень:  название сказки обычно не  оригинально; частично нарушена  структура и выдержанность жанра  (могут быть отклонения в другие  жанры); изложение может быть нелогично; недостаточно продуманы повороты сюжета и концовки-3 балла;

Информация о работе Сказка как средство развития литературно-творческих способностей младших школьников