Совершенствование самостоятельной работы студентов колледжа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 12:34, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Одной из важных задач среднего профессионального образования является выработка и развитие у студентов навыков к самообразованию, способности самостоятельно овладевать знаниями с тем, чтобы успешно применять их в последующей профессиональной деятельности. Однако многие преподаватели на практике испытывают трудности в организации самостоятельной работы студентов. Это связано с несовершенством самостоятельной работы в учреждениях среднего профессионального образования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 10
1.1. Анализ подходов к определению понятия «самостоятельная работа» 10
1.2. Классификация самостоятельных работ 13
1.3 Организация самостоятельной работы на занятиях в среднем специальном учебном заведении 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 26
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 27
2.1. Сущность инвестиционной деятельности в современных условиях 27
2.2. Основные направления инвестиционной деятельности 31
2.3. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов 39
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 45
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА 47
3.1. Констатирующий этап эксперимента 47
3.2. Формирующий этап эксперимента 50
3.3. Контрольный этап эксперимента 51
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ III 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 61

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Колчева.docx

— 110.83 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 6

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 10

1.1. Анализ  подходов к определению понятия  «самостоятельная работа» 10

1.2. Классификация  самостоятельных работ 13

1.3 Организация  самостоятельной работы на занятиях  в среднем специальном учебном  заведении 19

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 26

ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 27

2.1. Сущность инвестиционной деятельности в современных условиях 27

2.2. Основные  направления инвестиционной деятельности 31

2.3. Методы  оценки эффективности инвестиционных  проектов 39

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 45

ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА 47

3.1. Констатирующий  этап эксперимента 47

3.2. Формирующий  этап эксперимента 50

3.3. Контрольный  этап эксперимента 51

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ III 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59

ПРИЛОЖЕНИЯ 61

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  исследования. Одной из важных задач среднего профессионального образования является выработка и развитие у студентов навыков к самообразованию, способности самостоятельно овладевать знаниями с тем, чтобы успешно применять их в последующей профессиональной деятельности. Однако многие преподаватели на практике испытывают трудности в организации самостоятельной работы студентов. Это связано с несовершенством самостоятельной работы в учреждениях среднего профессионального образования. Руководителями образовательных учреждений не в полной мере осознана необходимость в обеспечении доступа каждого студента к библиотечным фондам и базе данных, по содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной образовательной программы, необходимость наличия методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий – практикумам, курсовому и дипломному проектированию, а также наглядных пособий, мультимедийных, аудио, видеоматериалов. В связи с указанными обстоятельствами особое значение приобретает совершенствование организации самостоятельной работы. Постановке и решению данной проблемы способствуют имеющиеся сегодня научные предпосылки.

 Различные аспекты организации самостоятельной работы являются предметом исследований многих отечественных ученых. Проблемами организации самостоятельной работы на занятиях занимались К.И. Шилов, В.И. Лырчикова, Л.Ф. Качура, К.М. Гайдучок, Н.Ф. Талызина, Е.В. Глухих и др.

Некоторые особенности самостоятельной  работы в проблемном обучении отражены в трудах Л.А. Кирсановой, Б.В. Горячевского, М.И. Махмутова, А.М. Матюшкина, И.Я. Лернера, В.В. Давыдова, В.И. Лырчиковой и др.

Подходы к классификации  самостоятельных работ рассмотрены  в трудах таких ученых, как В.Д. Добромыслов, Е.Я. Голант, А.Ф. Соловьев, А.Г. Голант, В.П. Стрезикозин, Б.П. Есипов, И.И. Малкин, П.И. Пидкасистый и др.

Рядом ученых-педагогов исследуются  также проблемы самовоспитания личности средствами самостоятельной работы в трудах: В.А. Крутецкого, С.М. Ковалевского, И.П. Пидкасистого, С.М. Бардиного, Д.М. Гришиного, Я.И. Колдуновского, Л.И. Рувинского, Ю.П. Азаровского, Б.Г. Есиповского, Г.И. Щукинской  и др.

Все вышеизложенное позволило  сформулировать тему исследования: «Совершенствование самостоятельной работы студентов колледжа на примере экономических дисциплин".

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить необходимые педагогические условия, способствующие организации процесса самостоятельной работы в средних профессиональных учреждениях.

Объект исследования – учебный процесс в колледже.

Предмет исследования – самостоятельная работа студентов колледжа в процессе обучения.

Гипотеза исследования: реализация самостоятельной деятельности студентов будет более эффективна при организации следующих педагогических условий:

- прививать студентам навыки выполнения самостоятельной работы;

- использовать на занятиях различные виды самостоятельной работы.

Тогда у студентов вырабатывается самостоятельность и развивается  мышление.

В соответствии с целью  и выдвинутой гипотезой, были поставлены следующие задачи исследования:

  • Выявить степень разработанности данной проблемы в педагогической литературе;
  • Раскрыть сущность самостоятельной работы в колледже и ее особенности;
  • Определить направления улучшения качества организации самостоятельной работы в изучении экономических дисциплин;
  • Разработать методические рекомендации по улучшению организации самостоятельной работы в колледже.

Для реализации целей и  задач исследования использовался  комплекс методов:

  • Теоретический анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования;
  • Наблюдение, интервьюирование студентов, анализ продуктов деятельности учащихся;
  • Сравнение, изучение документации;
  • Организация и проведение педагогического эксперимента с целью проверки гипотезы.

Практическая  значимость исследования заключается в том, что выводы и результаты дипломной работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе средне-специальных учреждений.

Эксперимент осуществлялся  в период прохождения педагогической практики в Елецком промышленно-экономическом  колледже.

Основные этапы  работы над темой. Исследование проводилось в 3 этапа:

Первый этап – поисково-творческий, связан с постановкой проблемы исследования, на котором изучались степень и уровень разработанности проблемы, осуществлялся анализ литературы, определялись методологические предпосылки, цели, задачи научного поиска, формулировалась гипотеза, разрабатывалась программа и методика исследования.

На данном этапе составлен  план экспериментальной работы, организовано проведение констатирующего эксперимента, разработана система  педагогических условий. 

Второй этап  – опытно-экспериментальный: проведение формирующего эксперимента с целью внедрения системы педагогических условий организации самостоятельной работы студентов по экономике организации, проверялась справедливость выдвинутой гипотезы, подводились промежуточные итоги эксперимента.

Опытно-экспериментальная  работа проводилась с целью проверки эффективности, и обоснования необходимости  внесения соответствующих изменений  в реальный процесс  подготовки студентов.

Третий этап  – обобщающий: изучались результаты исследования, осуществлялась обработка экспериментальных материалов, определялась эффективность системы педагогических условий организации самостоятельной работы по экономике организации студентов промышленно-экономического колледжа, проводились контрольные срезы знаний. В ходе данного этапа была проведена систематизация результатов исследования и их интерпретация, сформулированы основные выводы и рекомендации.

Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

1.1. Анализ подходов к определению понятия «самостоятельная работа»

Изучение вопроса самостоятельности  началось еще в древности.

Сократ, Платон, Аристотель глубоко и всесторонне обосновали в своих трудах значимость добровольного, активного и самостоятельного овладения  ребенком знаниями. При этом они  исходили из того, что развитие мышления человека может успешно протекать  только в процессе самостоятельной  деятельности, а совершенствование  личности и развитие ее способности - путем самопознания. Такая деятельность доставляет ребенку радость и  удовлетворение и тем самым устраняет  пассивность с его стороны  в приобретении новых знаний. Свое дальнейшее развитие идея о самостоятельности  в обучения получает в высказываниях  Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня, Томаса Мора, которые в эпоху мрачного средневековья в разгар процветания  в практике работы школы схоластики и догматизма требуют обучать  ребенка самостоятельности, воспитывать в нем вдумчивого, критически мыслящего человека. Те же мысли реализуются в научно-педагогическом наследии Я.А. Каменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и др.

В педагогической же литературе самостоятельность учащихся как  один из ведущих принципов обучения рассматривается с конца ХVIII века. Вопрос о развитии самостоятельности и активности учащихся – центральный в педагогической системе К. Д. Ушинского, который обосновал пути и средства организации самостоятельной работы учащихся с учетом возрастных периодов обучения.

В 20-х годах ХХ века определенную роль в развитии теории самостоятельности обучаемых сыграли комплексное обучение и другие формы индивидуализации обучения.  В работах Д.Н. Богоявленского, П.Я. Гальперина, Л.С. Выготского, Н.А. Менчинской, и других выдающихся педагогов раскрыта решающая роль самостоятельной познавательной деятельности в развитии мышления и способностей ребенка, обоснована возможность и необходимость вовлечения обучаемого в творческий поиск в обучении.

Именно самостоятельная  работа вырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает не только технику чтения, изучение книги, ведение записей, а, прежде всего, потребность в самостоятельной  деятельности, стремление вникнуть в  сущность вопроса, идти вглубь ещё не решённых проблем. В процессе такого труда наиболее полно выявляются индивидуальные способности студентов, их наклонности и интересы, которые  способствуют развитию умения анализировать  факты и явления, учат самостоятельному мышлению, которое приводит к творческому  развитию и созданию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей  позиции.

В педагогическом  энциклопедическом  словаре приводится следующая дефиниция: «Самостоятельная работа - индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного  руководства преподавателя». На наш  взгляд, данное определение не является достаточно полным. Оно не раскрывает сущностных характеристик данного  понятия и требует значительных уточнений.

Один из ведущих педагогов  Пидкасистый П. И. в своей работе «Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении» рассматривает следующее определение: «самостоятельная работа - это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации» [14, 26].

Педагог-психолог Зимняя И.А. определяет, что самостоятельная  работа студента есть следствие правильно  организованной его учебной деятельности на занятии, что мотивирует самостоятельное  её расширение, углубление и продолжение  в свободное время. Для преподавателя  это означает чёткое осознание не только своего плана учебных действий, но и осознанное его формирование у студентов, как некоторой схемы  освоения учебного предмета в ходе решения новых учебных задач. Но в целом это параллельно  существующая занятость студента по выбранной им из готовых программ или им самим выработанной программе  усвоения какого-либо материала. При  этом самостоятельная работа – это  высшая форма учебной деятельности студента, форма самообразования, связанная с его работой в аудитории [7, 249].

Такие различные аспекты  проблемы самостоятельной работы учащихся исследовались Б. П. Есиповым, М. А. Даниловым, М. Н. Скаткиным, И. Я. Лернером, Н. А. Полоеноковой, А. В. Усовой и др. Однако мнения ученых о сущности самостоятельной работы расходятся. Одни определяют её через понятие «метод обучения», другие - через систему приемов учения. Некоторые же ученые рассматривают самостоятельность как средство развития обобщенных умений, познавательной самостоятельности, творческой активности и социализации личности, связывают её со способностью к самоорганизации (Г.Н. Алова, З.А. Вологодская, В.М.Железяко, В.А. Козаков, В.Я. Ляудис, В.П. Чихачев и др.)

Так, самостоятельная работа – это такая работа, которая  выполняется без непосредственного  участия преподавателя, но по его  заданию, в специально предоставленное  для этого время, при этом обучаемые, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.

По нашему мнению, наиболее полное определение самостоятельной  работы дается В. И. Андреевым. Его точка  зрения обусловливается тем, что  в процессе самостоятельной работы обучаемых могут быть применены  самые разнообразные методы и  приемы обучения, и поэтому, по его  мнению, подводить самостоятельную  работу под понятие «метод» в  качестве родового понятия некорректно. Также он считает, что понятие  «средство» является не основным, а  лишь вспомогательным, частным признаком  и не может быть взято за родовое  понятие.

Таким образом, самостоятельная  работа студентов - это форма организации  их учебной деятельности, осуществляемая под прямым или косвенным руководством преподавателя, в ходе которой обучаемые  преимущественно или полностью  самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и личных качеств [1, 265].

1.2. Классификация  самостоятельных работ  

Необходимо обратиться к  вопросу о классификации самостоятельных  работ, так как классификация  всегда есть система соподчиненных  понятий какой-либо области знания или деятельности человека, которая  должна фиксировать закономерные связи  между классами объектов, понятий  с целью определить, указать место  исследуемого понятия в общей  системе. Сразу заметим, что в  современной дидактике отсутствует  единое мнение по вопросу классификации  самостоятельных работ.

В соответствии с тем или  иным определением, взятым как исходное, самостоятельная работа классифицируется главным образом с учетом ее внешних признаков. Так, одни исследователи определяют типологию самостоятельных работ в зависимости от учебной, научной и общественной деятельности студентов. В соответствии с этим подходом они выделяют три типа самостоятельных работ: учебные, научные и общественные. В целом же классификация может производиться по разным основаниям:

Информация о работе Совершенствование самостоятельной работы студентов колледжа