Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 12:34, дипломная работа
Актуальность исследования. Одной из важных задач среднего профессионального образования является выработка и развитие у студентов навыков к самообразованию, способности самостоятельно овладевать знаниями с тем, чтобы успешно применять их в последующей профессиональной деятельности. Однако многие преподаватели на практике испытывают трудности в организации самостоятельной работы студентов. Это связано с несовершенством самостоятельной работы в учреждениях среднего профессионального образования.
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 10
1.1. Анализ подходов к определению понятия «самостоятельная работа» 10
1.2. Классификация самостоятельных работ 13
1.3 Организация самостоятельной работы на занятиях в среднем специальном учебном заведении 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 26
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 27
2.1. Сущность инвестиционной деятельности в современных условиях 27
2.2. Основные направления инвестиционной деятельности 31
2.3. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов 39
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 45
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА 47
3.1. Констатирующий этап эксперимента 47
3.2. Формирующий этап эксперимента 50
3.3. Контрольный этап эксперимента 51
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ III 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
К первому типу можно отнести классификацию В.П. Стрезикозина, который выделяет следующие виды самостоятельных работ:
Второй тип самостоятельных работ впервые рассматривается Б.П.Есиповым [7, 60]. В ней он выделяет самостоятельные работы, применяемые с целью:
В данной концепции недостаточно представлено творчество учащегося, являющееся неотъемлемой процессуальной и результативной стороной самостоятельной работы учащегося.
И.Т.Сыроежкин предпринял также попытку разделить самостоятельные работы по дидактической цели. Он выделил три вида работ:
Недостатком этой классификации являются
случайность признаков, по которым
делятся внутри групп самостоятельные
работы, а также отсутствие взаимосвязи
различных самостоятельных
И.И.Малкин предлагает классификацию самостоятельных работ по характеру познавательной деятельности:
1. Самостоятельные работы
2. Самостоятельные работы
3. Самостоятельные работы
Классификация И.И.Малкина отвечает
требованиям современного образования,
однако, и она имеет ряд недостатков.
Во-первых, деление объема понятий
автор осуществляет на разных основаниях.
Таким образом, познавательно-поисковые
работы оказались обособлены от самостоятельных
работ репродуктивного и
Классификация самостоятельных работ по степени самостоятельности и эвристичности отражена в работах М.Н.Скаткина, И.Я.Лернера, которые выделяют исследовательские и творческие работы. А.В.Усова обращает внимание на тот факт, что «между этими двумя видами работ, предельными в отношении использования творческого воображения и знаний учащихся, имеется еще целый ряд промежуточных видов работ».
Б.А.Сахоров придерживается другого мнения. Он классифицирует все самостоятельные работы учащихся на три вида: «воспроизводящие, тренировочные и творческие».
П.И.Пидкасистый выделяет различные виды самостоятельных работ [18]:
Здесь за основу классификации взят
принцип структурности
Более разносторонний подход к решению проблемы классификации самостоятельных работ наблюдается в работах А.В.Усовой. В отличие от предыдущих авторов, она не исключает возможность классифицировать виды самостоятельных работ по различным признакам. Необходимо только, чтобы выбранный признак был наиболее важным при решении той или иной педагогической задачи. Так, например, автор предлагает классифицировать самостоятельные работы по роли самостоятельных работ в формировании понятий. Положив в основу классификации этот признак, все самостоятельные работы А.В.Усова подразделяет на шесть групп:
По основному виду и способу деятельности самостоятельные работы подразделяются на семь групп:
В число экспериментальных, графических и аналитико-вычислительных работ вошли и работы творческого характера.
В работах А.В.Усовой также научно обоснована классификация самостоятельных работ по основной дидактической цели. Все виды самостоятельных работ по дидактической цели ею подразделяются на пять групп:
Каждая группа включает в себя несколько видов самостоятельных работ. Взаимосвязь между группами объясняется тем, что одни и те же виды работ могут быть использованы для решения различных дидактических задач.
Классификации самостоятельных работ, предложенные А.В.Усовой, во многом способствовали обогащению теории и практики обучения новыми видами самостоятельных работ, расширили область их применения в учебном процессе.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что приведенный обзор различных направлений и подходов в решении проблем определения и классификации самостоятельных работ доказывает, что эти проблемы всегда привлекали и продолжают привлекать внимание методистов и дидактов.
В стандартах среднего профессионального образования на внеаудиторную работу отводится не менее трети бюджета времени студента по каждой изучаемой дисциплине. Это время полностью должно быть использовано на самостоятельную работу. Кроме того, большая часть времени, отводимого на аудиторные занятия, так же включает самостоятельную работу. Таким образом, времени на самостоятельную работу в учебном процессе вполне достаточно, вопрос в том, как эффективно использовать это время.
В общем случае возможны два основных направления построения учебного процесса на основе самостоятельной работы студентов. Первый - это увеличение роли самостоятельной работы в процессе аудиторных занятий. Реализация этого пути требует от преподавателей разработки методик и форм организации аудиторных занятий, способных обеспечить высокий уровень самостоятельности студентов и улучшение качества подготовки.
Второй - повышение активности студентов по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудиторное время. Повышение активности студентов при работе во внеаудиторное время связано с рядом трудностей. В первую очередь это неготовность к нему как большинства студентов, так и преподавателей, причем и в профессиональном и в психологическом аспектах. Кроме того, существующее информационное обеспечение учебного процесса недостаточно для эффективной организации самостоятельной работы.
Основная задача организации самостоятельной работы студентов (СРС) заключается в создании психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы. Основным принципом организации СРС должен стать перевод всех студентов на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий при пассивной роли студента к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач. Цель СРС - научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.
Информация о работе Совершенствование самостоятельной работы студентов колледжа