Совершенствование самостоятельной работы студентов колледжа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 12:34, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Одной из важных задач среднего профессионального образования является выработка и развитие у студентов навыков к самообразованию, способности самостоятельно овладевать знаниями с тем, чтобы успешно применять их в последующей профессиональной деятельности. Однако многие преподаватели на практике испытывают трудности в организации самостоятельной работы студентов. Это связано с несовершенством самостоятельной работы в учреждениях среднего профессионального образования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 10
1.1. Анализ подходов к определению понятия «самостоятельная работа» 10
1.2. Классификация самостоятельных работ 13
1.3 Организация самостоятельной работы на занятиях в среднем специальном учебном заведении 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 26
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 27
2.1. Сущность инвестиционной деятельности в современных условиях 27
2.2. Основные направления инвестиционной деятельности 31
2.3. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов 39
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 45
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА 47
3.1. Констатирующий этап эксперимента 47
3.2. Формирующий этап эксперимента 50
3.3. Контрольный этап эксперимента 51
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ III 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 61

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Колчева.docx

— 110.83 Кб (Скачать файл)

Решающая роль в организации  СРС принадлежит преподавателю, который должен работать не со студентом  “вообще”, а с конкретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями  и наклонностями. Задача преподавателя - увидеть и развить лучшие качества студента как будущего специалиста.

При изучении каждой дисциплины организация СРС должна представлять единство трех взаимосвязанных форм:

  1. Внеаудиторная самостоятельная работа;
  2. Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя;
  3. Творческая.

Виды внеаудиторной СРС  разнообразны: подготовка и написание  рефератов, докладов, очерков и других письменных работ на заданные темы. Студенту желательно предоставить право выбора темы; выполнение домашних заданий разнообразного характера. Это - решение задач; перевод и пересказ текстов; подбор и изучение литературных источников; разработка и составление различных схем; выполнение графических работ; проведение расчетов и др.; выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы. Индивидуальное задание может получать как каждый студент, так и часть студентов группы; выполнение курсовых проектов и работ; подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, смотрах, олимпиадах и др.

Чтобы развить положительное  отношение студентов к внеаудиторной  СРС, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание  этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной  постановки задачи и выбора цели. 
Аудиторная самостоятельная работа может реализовываться при проведении практических занятий, семинаров, выполнении лабораторного практикума и во время чтения лекций.

При чтении лекционного курса непосредственно в аудитории необходимо контролировать усвоение материала основной массой студентов путем проведения экспресс-опросов по конкретным темам, тестового контроля знаний, опроса студентов в форме игры “Что? Где? Когда?” и т.д.

На практических и семинарских  занятиях 
различные виды СРС позволяют сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части студентов в группе.

На практических занятиях нужно не менее 1 часа из двух (50% времени) отводить на самостоятельное решение  задач. Практические занятия целесообразно  строить следующим образом:

  1. Вводное слово преподавателя (цели занятия, основные вопросы, которые должны быть рассмотрены).
  2. Беглый опрос.
  3. Решение 1-2 типовых задач у доски.
  4. Самостоятельное решение задач.
  5. Разбор типовых ошибок при решении (в конце текущего занятия или в начале следующего).

Для проведения занятий необходимо иметь большой банк заданий и  задач для самостоятельного решения, причем эти задания могут быть дифференцированы по степени сложности. В зависимости от дисциплины или  от ее раздела можно использовать два пути:

  1. Давать определенное количество задач для самостоятельного решения, равных по трудности, а оценку ставить за количество решенных за определенное время задач.
  2. Выдавать задания с задачами разной трудности и оценку ставить за трудность решенной задачи.

По результатам самостоятельного решения задач следует выставлять по каждому занятию оценку. Оценка предварительной подготовки студента к практическому занятию может  быть сделана путем экспресс-тестирования (тестовые задания закрытой формы) в течение 5, максимум - 10 минут. Таким образом, при интенсивной работе можно на каждом занятии каждому студенту поставить по крайней мере две оценки.

По материалам модуля или  раздела целесообразно выдавать студенту домашнее задание и на последнем  практическом занятии по разделу  или модулю подвести итоги его  изучения (например, провести контрольную  работу в целом по модулю), обсудить оценки каждого студента, выдать дополнительные задания тем студентам, которые  хотят повысить оценку. Результаты выполнения этих заданий повышают оценку уже в конце семестра, на зачетной неделе, т.е. рейтинговая оценка на начало семестра ставится по текущей работе только, а рейтинговая оценка на конец зачетной недели учитывает  все дополнительные виды работ.

Из различных форм СРС  для практических занятий на старших  курсах наилучшим образом подходят “деловые игры”. Тематика игры может  быть связана с конкретными производственными  проблемами или носить прикладной характер, включать задачи ситуационного моделирования  по актуальным проблемам и т.д. Цель деловой игры - в имитационных условиях дать студенту возможность разрабатывать  и принимать решения. 
При проведении семинаров и практических занятий студенты могут выполнять СРС как индивидуально, так и малыми группами (творческими бригадами), каждая из которых разрабатывает свой проект (задачу). Выполненный проект (решение проблемной задачи) затем рецензируется другой бригадой по круговой системе. Публичное обсуждение и защита своего варианта повышают роль СРС и усиливают стремление к ее качественному выполнению. Данная система организации практических занятий позволяет вводить в задачи научно-исследовательские элементы, упрощать или усложнять задания.

Активность работы студентов  на обычных практических занятиях может  быть усилена введением новой  формы СРС, сущность которой состоит  в том, что на каждую задачу студент  получает свое индивидуальное задание (вариант), при этом условие задачи для всех студентов одинаковое, а  исходные данные различны. Перед началом  выполнения задачи преподаватель дает лишь общие методические указания (общий порядок решения, точность и единицы измерения определенных величин, имеющиеся справочные материалы и т.п.). Выполнение СРС на занятиях с проверкой результатов преподавателем приучает студентов грамотно и правильно выполнять технические расчеты, пользоваться вычислительными средствами и справочными данными. Изучаемый материал усваивается более глубоко, у студентов меняется отношение к лекциям, так как без понимания теории предмета, без хорошего конспекта трудно рассчитывать на успех в решении задачи. Это улучшает посещаемость как практических, так и лекционных занятий. 

Другая форма СРС на практических занятиях может заключаться  в самостоятельном изучении принципиальных схем, макетов, программ и т.п., которые  преподаватель раздает студентам  вместе с контрольными вопросами, на которые студент должен ответить в течение занятия. 
Выполнение лабораторного практикума, как и другие виды учебной деятельности, содержит много возможностей применения активных методов обучения и организации СРС на основе индивидуального подхода. 
При проведении лабораторного практикума необходимо создать условия для максимально самостоятельного выполнения лабораторных работ. Поэтому при выполнении работы необходимо:

  1. Провести экспресс-опрос (устно или в тестовой форме) по теоретическому материалу, необходимому для выполнения работы (с оценкой).
  2. Проверить план выполнения лабораторных работ, подготовленный студентом дома (с оценкой).
  3. Оценить работу студента в лаборатории и полученные им данные (оценка).
  4. Проверить и выставить оценку за отчет.

Любая лабораторная работа должна включать глубокую самостоятельную  проработку теоретического материала, изучение методик проведения и планирование эксперимента, освоение измерительных  средств, обработку и интерпретацию  экспериментальных данных. При этом часть работ может не носить обязательный характер, а выполняться в рамках самостоятельной работы по курсу. В  ряд работ целесообразно включить разделы с дополнительными элементами научных исследований, которые потребуют  углубленной самостоятельной проработки теоретического материала.

В исследованиях, посвященных  планированию и организации самостоятельной  работы студентов (Л.Г. Вяткин, М.Г. Гарунов, Б.П. Есипов, В.А. Козаков, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, Н.А. Половникова, П.И. Пидкасистый и др.) рассматриваются общедидактические, психологические, организационно-деятельностные, методические, логические и другие аспекты этой деятельности, раскрыты многие стороны исследуемой проблемы, особенно в традиционном дидактическом плане. Однако особого внимания требуют вопросы мотивационного, процессуального, технологического обеспечения самостоятельной аудиторной и внеаудиторной познавательной деятельности студентов – целостная педагогическая система, учитывающая индивидуальные интересы, способности и склонности обучающихся.

 

 

 

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I

Самостоятельная работа студентов является одной из важнейших составляющих образовательного процесса.

При организации самостоятельной  работы по конкретной дисциплине необходимо обеспечить полную информированность  студентов о ее целях и задачах, сроках выполнения, формах контроля и  самоконтроля, трудоемкости.

Главное в стратегической линии организации самостоятельной  работы студентов заключается не в оптимизации ее отдельных видов, а в создании условий высокой активности, самостоятельности и ответственности студентов в аудитории и вне ее в ходе всех видов учебной деятельности.

Основная задача организации  самостоятельной работы студентов (СРС) заключается в создании психолого-дидактических  условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы.

Решающая роль в организации  СРС принадлежит преподавателю, который должен работать не со студентом  “вообще”, а с конкретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями  и наклонностями. Задача преподавателя - увидеть и развить лучшие качества студента как будущего специалиста.

 

 

 

 

ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1. Сущность инвестиционной деятельности в современных условиях

Инвестиции – это все  виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты  предпринимательской и других видов  деятельности, в результате которой  образуется прибыль (доход) или достигается  социальный эффект.

Инвестиции можно классифицировать по различным признакам: в зависимости  от содержания инвестируемых ресурсов, по инвесторам и объектам инвестиционной деятельности, формам собственности, характеру  участия предприятия в инвестиционном процессе, периоду инвестирования.

В зависимости от содержания экономических ресурсов, инвестируемых  в развитие предприятия, выделяют: денежные средства, имущество, имущественные  права, права пользования землей и другие ценности.

Различают инвестиции юридических  и физических лиц; государства (в  том числе иностранные), международных  организаций. По форме собственности  инвестиции подразделяются на государственные, частные и совместные с учетом иностранного капитала. Частные инвестиции характеризуют вложения средств  физических лиц и предпринимательских  организаций негосударственных  форм собственности (в том числе  иностранных). Государственные инвестиции – это вложения средств государственных  предприятий, а также средств  государственного бюджета разных его  уровней и государственных бюджетных  фондов. Совместные инвестиции – это  инвестиции отечественных и зарубежных инвесторов в создание совместных предприятий.

Объектами инвестиционной деятельности выступают: недвижимое имущество (основные средства); ценные бумаги (акции, облигации, банковские депозиты и др.); имущественные права на промышленную и интеллектуальную собственность.

В зависимости от характера  участия предприятия в инвестиционном процессе выделяют прямые и непрямые инвестиции. При прямом инвестировании инвестор принимает непосредственное участие в выборе объекта вложения капитала. Во втором случае за него это  делает финансовый посредник или  инвестиционный фонд. Непрямые инвестиции связаны с приобретением ценных бумаг.

Главным признаком классификации  является объект вложения капитала, на основании которого выделяют реальные (прямые), финансовые (портфельные) и  интеллектуальные инвестиции.

Реальные (прямые) инвестиции – любое вложение денежных средств  в основные средства, используемые в предпринимательской деятельности для извлечения прибыли. Это вложения, направленные на увеличение активов  предприятия. Реальные инвестиции направляются на новое строительство, расширение, техническое перевооружение и реконструкцию  действующих предприятий.

В зависимости от задач, которые  ставит перед собой предприятие  в процессе инвестирования, все возможные  реальные инвестиции сводятся в следующие  основные группы:

  • обязательные инвестиции (или инвестиции ради удовлетворения требований государственных органов управления) – это инвестиции, которые необходимы для того, чтобы предприятие могло и далее продолжать свою деятельность. В эту группу включаются инвестиции, цель которых – организация экологической безопасности деятельности фирмы или улучшение условий труда работников предприятий до уровня, отвечающего нормативным требованиям и т.п.;
  • инвестиции в повышение эффективности деятельности предприятия. Их цель – прежде всего, снижение материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости изготовления продукции;
  • инвестиции в расширение производства производятся с целью увеличения объема выпуска товаров, которые предприятие уже предлагает на рынке;
  • инвестиции в создание новых производств. В результате осуществления таких инвестиций создаются совершенно новые предприятия, которые будут выпускать ранее не изготавливавшиеся предприятием товары или оказывать новый тип услуг.

Информация о работе Совершенствование самостоятельной работы студентов колледжа