Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 16:47, курсовая работа
Цель: Исследование эффективных форм психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению. Задачи исследования:
Провести теоретический анализ литературы по теме исследования.
Подобрать комплекс диагностических методик.
Провести исследование адаптации детей раннего возраста.
Проанализировать и выявить эффективность программы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста.
Введение …………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации
к дошкольному учреждению……………………………………………………5
Понятие и виды адаптации……………………………………………….5
1.2. Развитие личности ребенка раннего возраста…………………………….10
1.3 Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению ……………………………………14
Глава 2 Изучение психолого-педагогических условий адаптации детей раннего возраста к условиям
дошкольного учреждения………………………………………………..……..20
2.1 Описание опытно-экспериментальной работы………..………………….20
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы………………………….34
Заключение ……………………………………………………………………....39
Список литературы……………………………………………………………..41
Приложения……………………………………………………………………...44
Содержание
Введение …………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические аспекты психолого-педагогического
сопровождения детей раннего возраста в период адаптации
к дошкольному учреждению……………………
1.2. Развитие личности
ребенка раннего возраста………………
1.3 Особенности адаптации
детей раннего возраста к
Глава 2 Изучение психолого-педагогических условий
адаптации детей раннего возраста к условиям
дошкольного учреждения………………………………………………..
2.1 Описание опытно-
2.2. Результаты опытно-
Заключение …………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения……………………………………………………
Актуальность проблемы адаптации детей в дошкольном образовательном учреждении занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что при поступлении в дошкольное образовательное учреждение жизнь ребенка меняется: другой режим дня, длительное отсутствие родителей, новое незнакомое помещение, всё это сопряжено с тяжелыми переживаниями, и сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка. Адаптация – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, психологическом, социальном.
Трудности, возникшие у детей в период адаптации, могут привести к невротическим реакциям, которые проявляются в нарушениях дисциплины, игровой и учебной деятельности и отсутствии взаимоотношений со сверстниками и воспитателями.
В последнее время повышение возраста поступления в дошкольное образовательное учреждение с 1,5 лет до 3 лет, с одной стороны, и увеличение образовательной нагрузки, с другой стороны, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной.
В процессе адаптации
участвуют все системы
Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности, высокая «цена», которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяет необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению и, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.
Поэтому необходимо помочь
ребенку адаптироваться, привыкнуть
к новым условиям существования,
необходима такая организация жизни
ребенка в дошкольном учреждении,
которая приводила бы к наиболее
адекватному, почти безболезненному приспособлению его
к новым условиям, позволяла бы формировать
положительное отношение к детскому саду,
навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании благоприятных
условий для успешной адаптации детей к дошкольному учреждению.
Проблема адаптации отражена во многих исследованиях и трудах великих русских педагогов и психологов. Большинство отечественных исследований по проблеме адаптации носят теоретико-аналитический характер. О сложности адаптационного периода для детей и родителей писали Е.В.Антонова, Р. М. Грановская, Л.Г. Дикая, И.А.Джидарьян, И.П.Лапин, А.В.Махнач, И.М.Никольская, Н.А.Русина, Н.И.Сирота. Исследования педагогов, медиков: Н.М. Аксариной, Н.П. Жуковой и др. показывают, что характер адаптации зависит от возраста детей и от индивидуальных особенностей их нервной системы. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в психолого-педагогических работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, Н.Д. Ватутиной, где рассматриваются особенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребёнка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте. Недостаточная разработанность проблемы обуславливает актуальность выбора темы исследования: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада».
Объект - социальная адаптация в раннем возрасте
Предмет - психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению.
Гипотеза: Интенсивность и продолжительность адаптации ребенка раннего возраста зависит от специфики психолого-педагогического воздействия.
Цель: Исследование эффективных форм психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению.
Задачи исследования:
Провести теоретический анализ литературы по теме исследования.
Подобрать комплекс диагностических методик.
Провести исследование адаптации детей раннего возраста.
Проанализировать и выявить эффективность программы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста.
Методы исследования:
Метод наблюдения.
Метод опроса родителей.
Психолого-педагогические
параметры определения
Практическая значимость исследования - анализ теоретического и практического материала по проблеме психологического сопровождения детей в период адаптации к детскому саду, подбор методик, разработка практических рекомендаций для психологов и педагогов.
Глава I. Теоретические аспекты
психолого-педагогического
1.1. Понятие и виды адаптации
С поступлением ребенка в дошкольное образовательное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения появляются одновременно, создавая для ребенка стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.
Адаптация (от лат. - приспособлять) - в широком смысле - приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям.
Цель адаптации - достичь оптимума эффективности деятельности, обеспечить развитие организма, человека и, как минимум, сохранить их жизнеспособность, функционирование в своей целостности. Всякая адаптация временна, имеет пределы. Так, биологические пределы адаптации организма заключены в генах, психофизиологическая адаптация к среде обусловлена возможностями темперамента, социальная адаптация осуществляется в рамках объективно складывающихся норм, ценностей, отношений, целей и убеждений [5, 159]. Социально-психологическая адаптация заключается во взаимном приспособлении личностей, групп путем усвоения ролей, норм, способов, форм взаимодействия в определенных условиях. Так, человек сначала "входит" в группу, приспосабливается к ней, разделяя убеждения и представления его членов, а затем воздействует на них, изменяя их взгляды [11, 150].
Определение понятия адаптации, сформулированное на основе теоретических и экспериментальных изысканий Т.В. Середой [30, 32]: "Адаптация - это диалектический, системный процесс активного приспособления биосистемы к неадекватным условиям среды ценой дополнительных энергетических затрат, результатом которого является возможность биосистемы оптимально функционировать".
А.А. Ершов [15, 159] понимает адаптацию, как единство памяти, стрессовой ситуации (общего адаптационного синдрома) и доминанты. Адаптация и преобразование как виды активности человека взаимообусловлены. Адаптация подчиняется законам не только сохранения равновесия, но и развития, экономии сил. Стресс – обычный спутник адаптации.
Основоположником учения о стрессовой ситуации является канадский ученый Ганс Селье. 4 июля 1936 г. в английском журнале "Nature" было опубликовано его письмо в редакцию "Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами", в котором приводились данные о стандартных реакциях организма на действие различных болезнетворных агентов. Это сообщение положило начало учению о стрессе, хотя в отдельных, более ранних, научных трудах упоминание о проблеме стресса, с психологической точки зрения, находим в работах В. Вундта [11, 216], У. Джемса. Сам же термин "стресс" (напряжение) впервые упоминается в 1303 г. в стихотворении поэта Роберта Маннинга "Handlying Synne": "И эта мука была манной небесной, которую господь послал людям, пребывающим в пустыне сорок зим и находящимся в большом стрессе". Г. Селье считает, что слово "стресс" пришло в английский из старофранцузского и средневекового английского и вначале произносилось как "дистресс"[32, 128]. Первый слог, полагает Селье, постепенно исчез из-за "смазывания" или "проглатывания". Однако, как пишет Ю.Г. Чирков [34, 176], кое-кто полагает, что слово "стресс" имеет более давнюю историю и происходит вовсе не от английского, а от латинского слова sttingere - затягивать. Физические аспекты стресса впервые рассмотрел У. Кеннон - основоположник гомеостаза и учения о роли симпатоадреналовой системы в мобилизации функций организма для борьбы за существование, а затем и Г. Селье. Кеннон еще в 1914 г. предвосхитил взгляды Селье на проблему психофизиологической стрессовой реакции, описав один из специфических аспектов стрессовой реакции - нейроэндокринный процесс. Он исследовал феномен, который назвал реакцией "битвы-бегства". Центральным органом, участвующим в этой реакции, является мозговой слой надпочечников. Реакция "битвы-бегства" рассматривается им как мобилизация организма, подготавливающая мышцы к действию в ответ на воспринимаемую угрозу. Этот механизм дает возможность индивиду либо бороться с угрозой, либо бежать от нее.
Основное внимание Г.
Селье и его последователи
уделяли биологическим и
1) стадия тревоги, продолжающаяся от нескольких часов до двух суток и включающая фазы шока и противошока (на последней происходит мобилизация защитных реакций организма);
2) стадия сопротивляемости, характеризующаяся повышением устойчивости организма к различным воздействиям;
3) стадия либо стабилизации состояния (выздоровления), либо истощения.
По видам адаптация подразделяется на сенсорную адаптацию (приспособительные изменения органов чувств, соответствующие действующему раздражителю), социальную адаптацию (процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса, т.е. способность изменить свое поведение в зависимости от новых социальных условий) и адаптацию психологическую.
Успешность психологической адаптации определяется оптимальным соотношением сторон, составляющих активную деятельность индивида: преобразования ("приспособления") самой личности и преобразования среды ("приспособления к личности"), т.е. правильным пониманием того, как, насколько и ко всему ли возможно и необходимо приспосабливаться [5, 99]. В психосоциальном аспекте часто указывают на важность согласования с реальностью самооценки, уровня притязаний и возможностей субъекта.
Н.А. Милославова [23, 24] полагает, что "социальная адаптация может выступать не только как объективный механизм приспособления, приноровления к социальной среде (пассивное приспособление кого-либо к чему-либо), но и как механизм субъективной деятельности, направленный на приспосабливание индивида к тем или иным нормам, стандартам, меркам (активное приспосабливание кем-либо кого-либо)". На активную природу механизма социальной адаптации указывает и А.А. Реан, анализируя виды процесса адаптации. Подчеркивая активность так называемого "пассивного" типа, он пишет: "...здесь речь идет об активности механизма приспособления личности, об активном самоизменении, самокоррекции в соответствии с требованиями среды. Просто пассивного принятия ценностных ориентации среды без активного изменения личности быть не может, если речь действительно идет о процессе адаптации". И далее резюмирует: «В связи со сказанным, критерием различения видов адаптационного процесса мы предлагаем считать не «активность – пассивность», а так называемый «вектор активности», его направленность. Направленности вектора "извне" соответствует один вид адаптации. Он характеризуется активным влиянием личности на среду, ее освоение и приспособление к себе. Направленности вектора активности "вовнутрь" соответствует другой вид адаптационного процесса. Он связан с активным изменением личности себя, с коррекцией собственных социальных установок и привычных инструментальных поведенческих стереотипов. Это вид активного само изменения и активного само приспособления к среде» [29, 75].
Информация о работе Сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению