Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 16:47, курсовая работа
Цель: Исследование эффективных форм психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению. Задачи исследования:
Провести теоретический анализ литературы по теме исследования.
Подобрать комплекс диагностических методик.
Провести исследование адаптации детей раннего возраста.
Проанализировать и выявить эффективность программы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста.
Введение …………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации
к дошкольному учреждению……………………………………………………5
Понятие и виды адаптации……………………………………………….5
1.2. Развитие личности ребенка раннего возраста…………………………….10
1.3 Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению ……………………………………14
Глава 2 Изучение психолого-педагогических условий адаптации детей раннего возраста к условиям
дошкольного учреждения………………………………………………..……..20
2.1 Описание опытно-экспериментальной работы………..………………….20
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы………………………….34
Заключение ……………………………………………………………………....39
Список литературы……………………………………………………………..41
Приложения……………………………………………………………………...44
Результаты анкетирования родителей показали, у детей экспериментальной группы преобладает бодрое, уравновешенное настроение (11 детей), в отличие от детей контрольной группы (5 детей). У большинства детей экспериментальной группы сон нормализовался (13 человек), в контрольной группе спокойный длительный сон у 8 детей. 12 детей экспериментальной группы проявляют интерес к игрушкам в незнакомой обстановке, дети контрольной группы более боязливы, только 8 детей чувствуют в незнакомой обстановке себя уверенно. Отмечено, что дети в экспериментальной группе проявляют больше инициативы в общении с взрослыми и детьми, чем дети контрольной группы.
Результаты опроса родителей о степени взаимодействия их детей с другими детьми
Вопросы к родителям |
экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||||
да |
нет |
Затрудняюсь ответить |
да |
нет |
Затрудняюсь ответить | |
1.Предпочитает ли ваш ребенок играть со сверстниками, а не с игрушкой? |
13 |
3 |
10 |
5 |
1 | |
2.Замечали ли вы |
16 |
12 |
4 |
2 | ||
3.Проявляет ли ваш ребенок инициативу для того, чтобы привлечь внимание сверстника? |
13 |
3 |
10 |
6 |
||
4.Есть ли у вашего ребенка потребность во взаимодействии с другими детьми |
16 |
15 |
1 |
|||
5.Как вы думаете, ваш ребенок осознает, что чувствует ребенок, с которым он играет? |
11 |
5 |
9 |
5 |
2 | |
6.Бывает ли так, что ваш ребенок проявляет признаки «жестокости» к другим детям? (дергает, щипает других детей)? |
4 |
9 |
3 |
4 |
9 |
3 |
Итого |
73 |
20 |
3 |
60 |
30 |
8 |
В таблице 5 приведены сводные результаты опроса родителей детей раннего возраста в экспериментальной группе после проведенной работы и в контрольной группе по степени активности общения их ребенка с другими детьми.
Анализ опроса родителей
раннего возраста показал, что большинство
детей в обеих группах
В экспериментальной группе присутствуют признаки внимания к сверстнику и эмоциональные реакции, но более выраженными становятся другие признаки: потребность в общении, инициативные действия, направленные на установление контакта и ребенок в большей мере осознает то, что чувствует его сверстник.
В результате входной диагностики выявлено, что в экспериментальной группе после проведенной работы легкая степень адаптации у 69% детей, средняя – у 31%, тяжелая степень – у 0%; в контрольной группе – легкая степень адаптации у 50%, средняя – 44%, тяжелая – 6%
2.1. Результаты опытно-экспериментальной работы
В результате проведенной работы по адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению были сделаны следующие выводы:
Проведение адаптационных мероприятий в ходе социально-педагогического сопровождения процесса адаптации способствовало повышению степени адаптации детей экспериментальной группы: из 16 человек ни одного ребенка с тяжелой степенью адаптации, 5 детей перешли в разряд средней степени адаптации, у 11 человек легкая степень адаптации. В контрольной группе детей менее оптимистичный результат: у одного степень адаптации характеризуется, как тяжелая, 8 детей перешли в разряд легкой степени, а 7 в средней степени адаптации.
Диаграмма 1. Степень адаптации к условиям дошкольного учреждения экспериментальной группы
Диаграмма 2. Степень адаптации к условиям дошкольного учреждения контрольной группы
Выявлено изменение состояния адаптации детей обеих групп в сторону улучшения результатов. Однако в экспериментальной группе, где в работе использовалась программа социально-педагогического сопровождения процесса адаптации педагогами дошкольного учреждения совместно с родителями результаты выше, чем в контрольной группе, где данная работа не проводилась.
Было выявлено, что наибольшую роль в периоде адаптации играет уровень первоначальной социализации ребенка, наличие или отсутствие навыка общения со сверстниками, также немаловажное значение в процессе адаптации к дошкольному учреждению имеет сформированность таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать проблемы в игре. Дети, имеющие опыт общения, легче адаптировались к новым условиям и при поступлении в дошкольное учреждение и проведении входной диагностики были отнесены к легкой (экспериментальная группа -25%, контрольная группа – 32%) и средней степени адаптации (экспериментальная группа – 40%, контрольная группа – 50%). В процессе совместной работы педагогов и родителей в адаптационный период эти дети быстро адаптировались, поскольку были психологически готовы к общению с незнакомыми людьми и сверстниками, в отличие от детей, которых воспитывались изолированно в узком кругу семьи (в экспериментальной группе – 3 ребенка, в контрольной группе - 1).
Выяснено, что очень важно выявить проблемы, которые могут возникнуть в периоде адаптации, и рекомендовать родителям, как подготовить ребенка к детскому саду. Здесь необходима работа по психологическому просвещению взрослых, в процессе которой, воспитатели и родители получают знания о симптомах трудной адаптации, рекомендации по улучшению адаптации к общим условиям детского дошкольного учреждения каждого конкретного ребенка с его выраженной индивидуальностью.
Для дальнейшей работы с детьми раннего возраста важно знать, как протекает адаптация всей группы в целом. Исходными данными при анализе процесса служат сведения о том, какова готовность детей к поступлению в ДОУ и каковы результаты адаптационного периода, проходящего под наблюдением воспитателей, психолога, врача.
В результате проведенного анализа было выяснено, что для успешной адаптации ребенка к посещению детского дошкольного учреждения, необходимо одновременное проведение адаптационных мероприятий с ребенком в семье и в детском саду.
При этом особое внимание необходимо уделять согласованности действий родителей и воспитателей, соблюдению общего подхода к ребенку в семье и детском саду. Родители не должны оставаться в стороне. Только совместными действиями родителей и педагогов, направленными на адаптацию ребенка к условиям содержания в детском саду можно сгладить негативные проявления в поведении, психологическом и эмоциональном состоянии ребенка.
Только совместными действиями родителей и педагогов, направленными на адаптацию ребенка к условиям содержания в детском саду можно сгладить негативные проявления в поведении, психологическом и эмоциональном состоянии ребенка.
Факторы, определяющие успешность адаптации ребенка к детскому саду связаны с психическим и физическим состоянием его здоровья.
Во-первых, это – состояние здоровья и уровень развития. Здоровый, развитый по возрасту, малыш обладает лучшими возможностями системы адаптационных механизмов, он лучше справляется с трудностями. Токсикозы, заболевания матери в период беременности вызывают неблагополучное созревание сложных систем организма ребенка, ведающих приспособлением к изменяющимся условиям внешней среды. Последующие заболевания неблагоприятно сказываются на иммунитете, могут затормозить психическое развитие. Отсутствие правильного режима, достаточного сна приводит к хроническому переутомлению, истощению нервной системы. Такой ребенок хуже справляется с трудностями адаптационного периода, у него возникает стрессовое состояние, и как следствие – заболевание.
Вторым фактором является возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение. С ростом и развитием ребенка изменяется степень и форма его привязанности к постоянному взрослому. Малыш остро нуждается в чувстве защищенности и опоры, которые дает ему близкий человек. Потребность в безопасности у маленького ребенка так же велика, как в еде, сне, теплой одежде.
Третьим фактором, сугубо психологическим, является степень развития у ребенка опыта общения с окружающими и предметной деятельности. В раннем возрасте на смену ситуативно-личностному общению приходит ситуативно-деловое, в центре которого становится овладение ребенком совместно с взрослым миром предметов, назначение которых сам малыш открыть не в состоянии. Взрослый становится для него образцом для подражания, человеком, который может оценить его действия, прийти на помощь.
Чтобы привыкание ребенка к детскому саду было максимально безболезненным, необходима поэтапная работа социально-педагогического сопровождения процесса адаптации.
Первый этап включает в себя информационное сопровождение.
Цель первого этапа - заинтересовать родителей, имеющих детей раннего возраста в услугах ДОУ.
На следующем этапе особенно важна информация для родителей о необходимости соблюдения режима дня. Для успешной адаптации ребенка к условиям детского учреждения необходимо развитие предметной деятельности ребенка и создание в доме для него отдельного игрового уголка с набором игрушек.
Таким образом, когда процессы социализации в семье успешны, ребенок сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности окружающей его группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты поведения частью его сознания. Он воспринимает нормы таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведения большую часть времени.
Успешное проведение рекомендуемых мероприятий также позволит достичь наилучших результатов в процессе адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Данные проведенного исследования также свидетельствуют о том, что важно поддерживать любую ориентированность родителя на повышение своего воспитательного потенциала, ввиду многообразия психологического воздействия на ребенка адаптационного периода при поступлении в детское дошкольное образовательное учреждение. При этом компетентное профессиональное общение педагога с родителями проявляется в способности обеспечить высокое качество пространства общения по стилю и выбранной стратегии, актуальности содержания и умелому сочетанию многообразия форм сотрудничества и методов активизации родителей.
Заключение.
Гипотеза нашего исследования: интенсивность и продолжительность адаптации ребенка раннего возраста зависит от специфики психолого-педагогического воздействия.
Целью работы было выявление условий эффективности психолого-педагогического сопровождения адаптации дошкольников к условиям детского сада.
В первую очередь мы рассматривали теоретический аспект по данной проблеме, поскольку знание теоретических основ помогает специалистам ДОУ помочь детям быстрее адаптироваться к новым условиям.
Во-вторых, это практический
аспект. Были исследованы особенности
адаптации детей раннего
В результате проведенной работы был изучен опыт и процесс адаптации дошкольников к условиям детского сада и сделаны следующие выводы:
В зависимости от длительности периода адаптации можно выделить несколько стадий адаптации ребенка к дошкольному учреждению: легкой адаптации (около 25% детей), адаптации средней тяжести (около 55%) и тяжелой адаптации (около 20%).
После проведенной работы в МБДОУ № 46 «Одуванчик» по социально-педагогическому сопровождению адаптации детей экспериментальной группы в результате выходной диагностики было выявлено, что дети экспериментальной группы в большей мере адаптированы к условиям дошкольного учреждения: у 11 детей выявлена легкая степень адаптации (в контрольной группе – 7 детей), средняя степень адаптации у 5 детей (в контрольной группе у 8 детей), дети с тяжелой степенью адаптации в экспериментальной группе отсутствуют (в контрольной группе – 1 ребенок).
Выходная диагностика показала, что у детей обеих групп развивается интерес к другим детям, появляется потребность в общении с ними. Однако дети экспериментальной группы начинают интересоваться совместными играми со сверстниками, появляются избирательные симпатии к некоторым детям. Дети начинают испытывать потребность в активных самостоятельных действиях и в общении со взрослыми и сверстниками.
По результатам выходной диагностики можно сделать следующий вывод:
Информация о работе Сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению