Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 16:47, курсовая работа
Цель: Исследование эффективных форм психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению. Задачи исследования:
Провести теоретический анализ литературы по теме исследования.
Подобрать комплекс диагностических методик.
Провести исследование адаптации детей раннего возраста.
Проанализировать и выявить эффективность программы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста.
Введение …………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации
к дошкольному учреждению……………………………………………………5
Понятие и виды адаптации……………………………………………….5
1.2. Развитие личности ребенка раннего возраста…………………………….10
1.3 Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению ……………………………………14
Глава 2 Изучение психолого-педагогических условий адаптации детей раннего возраста к условиям
дошкольного учреждения………………………………………………..……..20
2.1 Описание опытно-экспериментальной работы………..………………….20
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы………………………….34
Заключение ……………………………………………………………………....39
Список литературы……………………………………………………………..41
Приложения……………………………………………………………………...44
Проходит время (у каждого свое), и адаптационный период заканчивается. Первые положительные сдвиги можно отметить в стабильности эмоций: ребенок быстро успокаивается, расставшись с мамой, все реже плачет в течение дня. Спокойное состояние приводит к тому, что у малыша появляется аппетит, и он благосклонно принимает помощь взрослого во время обеда, хотя и не всегда съедает положенную норму. Со временем он перестает плакать при расставании с родителями, адекватно реагирует на предложения взрослого. У него появляются положительные поведенческие сдвиги: отвечает на вопросы, в какой-то степени обслуживает себя, может заняться игрой. Это свидетельствует о завершении адаптационного периода. Самым последним и значительным показателем окончания адаптационного периода служит восстановление спокойного и достаточного по длительности сна ребенка, как в дневное, так и в ночное время.
Таким образом, можно сделать вывод, что резкий подъем напряжения и беспокойства, нарушение эмоционального состояния большинства детей — показатели высокой значимости для них момента поступления в ДОУ. Эта ситуация требует особого внимания взрослых — родителей и педагогов-воспитателей. Для успешной адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения необходимо, прежде всего, создать у него положительную установку, одобрительные высказывания о детском саде, чтобы он ходил туда с желанием. А это зависит в первую очередь от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе.
В ходе рассмотрения выявлен
смысл понятия адаптации
Дети раннего возраста уязвимы и не приспособлены к изменяющимся условиям. Следует учитывать уровень развития таких детей в этом возрасте и с этим учетом структурировать работу с детьми.
Особенности психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста сводятся к всестороннему просвещению ребенка, создание для него комфортной среды.
Это зависит, прежде всего, от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Поэтому организация адаптационного периода начинается в летнее время с психологического просвещения воспитателей с помощью традиционных и новых методов обучения (педсоветы, семинары, тренинги, консультации), развития у них таких качеств, как умение сопереживать, коммуникативные навыки, доброжелательность, организаторские и артистические способности, эмоциональная стабильность и т. д.
Глава 2 Изучение психолого-педагогических
условий адаптации детей
2.1 Описание опытно-
На основании теоретического материала, в практической части работы была проведена входная диагностика процесса адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению. Диагностирование проходило в МБДОУ общеразвивающего вида № 46 «Одуванчик» г. Дмитровград.
В исследовании участвовали 32 ребенка - воспитанники двух младших групп в возрасте от 2 до 3 лет, из них восемнадцать девочек (в 1 группе – 10, во второй группе - 8) и четырнадцать мальчиков (в 1 группе - 6 мальчиков, во 2 группе - 8.) Таким образом, в 1 группе больше девочек, во второй – мальчиков и девочек равное количество. Все дети проживают в одном районе города, многие живут в одном доме и гуляют на одной площадке. При распределении детей по группам учитывались пожелания родителей и взаимоотношения между детьми вне стен дошкольного учреждения. Согласно медицинским картам, дети с проблемами здоровья отсутствуют, то есть воспитанники физиологически являются здоровыми. В процессе бесед с родителями при поступлении в дошкольное учреждение было выяснено, что 20 воспитанников проживают в больших семьях (мама, папа, братья, сестры, бабушки, дедушки) в 1 группе – 10 детей, во 2 – 10), 8 детей проживают только с родителями, но регулярно общаются с другими родственниками (в 1 группе – 3, во 2 - 5), 4 ребенка живут с матерью, общение с другими родственниками сведено к минимуму (в 1 группе – 3, во 2 - 1). Дети посещают группу с начала учебного года, входная диагностика проведена в сентябре 2012 года.
Диагностическое исследование предполагает работу по сбору информации о ребенке, его семье, уровне адаптации к дошкольному образовательному учреждению, об индивидуальных характеристиках ребенка: что ему нравиться, что нет, его умения и навыки, какие методы поощрения и наказания возможны для ребенка.
Данный вид работы обеспечивает определение уровня развития каждого ребенка, его соответствие нормативным показателям ведущих для данного возраста линий развития. Полученные результаты позволяют определить характер психофизического развития каждого ребенка – его нормативность, наличие опережения либо задержки, как в целом, так и по отдельным линиям.
Существующие в настоящее время методы психодиагностики позволяют выявить степень подготовленности ребенка к посещению детского сада. Среди всех методов наиболее доступны и востребованы для применения методы диагностирования подготовленности детей к дошкольному учреждению, разработанные доцентом кафедры поликлинической педиатрии РМАПО Печора К.Л., которые проводятся при непосредственном участии родителей ребенка. При этом используется метод анкетирования родителей.
Гипотеза: Интенсивность и продолжительность адаптации ребенка раннего возраста зависит от специфики психолого-педагогического воздействия.
Таблица 1
Психолого-педагогические параметры, определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.)
Вопросы к матери ребенка |
Параметры |
Оценка в баллах |
1. Какое из перечисленных |
Бодрое, уравновешенное Раздражительное, неустойчивое Подавленное |
3 2 1 |
2. Как засыпает Ваш ребенок? |
Быстро за 10 минут Медленно |
3 1 |
3. Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул? |
Ничего Укачиваю, лежу рядом и пр. |
3 1 |
4. Какова длительность сна |
Соответствует возрасту Спит меньше нормы Сон существенно нарушен |
3 2 1 |
5. Какой аппетит у Вашего малыша? |
Хороший Неустойчивый, избирательный Плохой |
3 2 1 |
6. Просится ли на горшок? |
Просится Нет, но предпочитает быть сухой Нет, ходит мокрый |
3 2 1 |
7. Как относится к высаживанию на горшок? |
Положительно Отрицательно |
3 1 |
8. Есть ли отрицательные привычки (сосет палец, раскачивается и пр.?) |
Нет Есть (указать какие именно) |
3 1 |
9. Проявляет ли интерес к |
Проявляет всегда Проявляет только в привычной обстановке |
3 2 |
10. Проявляет ли активность, интерес при обучении? |
Проявляет Недостаточно Не проявляет |
3 2 1 |
11. Инициативен ли в игре? |
Способен сам найти себе дело Играет только с взрослыми Не умеет играть |
3 2 1 |
12. Инициативен ли в отношениях с взрослыми? |
Вступает в контакт по своей инициативе Сам не вступает в контакт, но общается при инициативе взрослых Не идет на контакт с взрослыми |
3
2
1 |
13. Инициативен ли в отношениях с детьми? |
Вступает в контакт по своей инициативе Сам не вступает в контакт Не умеет общаться с детьми |
3
2 1 |
14. Был ли у Вашего ребенка опыт разлуки с близкими? |
Нет Да |
1 2 |
15. Как он перенес разлуку ? |
Очень тяжело Спокойно |
1 3 |
Исходя из анализа ответов на вопросы анкеты, делаются выводы об уровне готовности ребёнка к поступлению в детское дошкольное учреждение. Максимальный показатель по данной анкете составляет 44 балла и свидетельствует о возможности успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения. Минимальное количество баллов – 16.
Печора К.Л. рекомендует вычислять средний балл по перечисленным параметрам, по которому даётся прогноз адаптации:
3,0 – 2,6 балла – готов к поступлению в ясли сад;
2,5 – 2,1 балла – готов условно;
2,0 – 1,6 балла – не готов.
Результаты опроса родителей по оценке состояния их детей
Вопросы к матери ребенка |
Ответы 1 группы в баллах |
Ответы 2 группы в баллах | |||||
1 |
Какое из перечисленных настроений преобладает? |
5 |
3 |
8 |
2 |
4 |
10 |
2 |
Как засыпает Ваш ребенок? |
8 |
8 |
6 |
10 | ||
3 |
Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул? |
14 |
2 |
14 |
2 | ||
4 |
Какова длительность сна ребенка? |
2 |
5 |
9 |
1 |
5 |
10 |
5 |
Какой аппетит у Вашего малыша? |
2 |
4 |
10 |
2 |
3 |
11 |
6 |
Просится ли на горшок? |
4 |
2 |
10 |
1 |
2 |
13 |
7 |
Как относится к высаживанию на горшок? |
2 |
2 |
12 |
1 |
1 |
14 |
8 |
Есть ли отрицательные привычки (сосет палец, раскачивается и пр.?) |
3 |
2 |
11 |
3 |
13 | |
9 |
Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам дома и в незнакомой обстановке? |
1 |
3 |
12 |
1 |
2 |
13 |
10 |
Проявляет ли активность, интерес при обучении? |
2 |
3 |
11 |
1 |
3 |
12 |
11 |
Инициативен ли в игре? |
7 |
4 |
5 |
3 |
6 |
7 |
12 |
Инициативен ли в отношениях с взрослыми? |
2 |
8 |
6 |
1 |
9 |
6 |
13 |
Инициативен ли в отношениях с детьми? |
4 |
12 |
3 |
13 |
||
14 |
Был ли у Вашего ребенка опыт разлуки с близкими? |
3 |
9 |
2 |
11 |
||
15 |
Как он перенес разлуку? |
1 |
10 |
11 |
|||
Итого |
60 |
68 |
109 |
46 |
70 |
121 |
Для анализа диагностирования процесса адаптации детей к дошкольному учреждению ответы родителей обеих групп на вопросы таблицы 1 были систематизированы в форме таблицы 2.
Результаты анкетирования родителей показали, что дети во второй группе проявляют больше инициативы в общении с взрослыми и детьми, чем дети первой группы (Табл. 2). Практически одинаковую активность в игре и обучении проявляют дети обеих групп. Но вот интерес к игрушкам у детей второй группы выше, чем у детей первой группы. Одинаков аппетит и длительность сна у детей обеих групп. Менее раздражительны дети второй группы.
Результаты опроса родителей о степени взаимодействия их детей с другими детьми
Вопросы к родителям |
1 группа |
2 группа | ||||
да |
нет |
Затрудняюсь ответить |
да |
нет |
Затрудняюсь ответить | |
1.Предпочитает ли ваш ребенок играть со сверстниками, а не с игрушкой? |
8 |
8 |
10 |
5 |
1 | |
2.Замечали ли вы |
10 |
2 |
4 |
12 |
4 |
2 |
3.Проявляет ли ваш ребенок инициативу для того, чтобы привлечь внимание сверстника? |
7 |
7 |
2 |
10 |
3 |
1 |
4.Есть ли у вашего ребенка потребность во взаимодействии с другими детьми |
14 |
2 |
15 |
1 |
||
5.Как вы думаете, ваш ребенок осознает, что чувствует ребенок, с которым он играет? |
11 |
2 |
3 |
9 |
5 |
2 |
6.Бывает ли так, что ваш
ребенок проявляет признаки « |
9 |
4 |
3 |
4 |
8 |
4 |
Итого |
59 |
25 |
12 |
60 |
26 |
10 |
Информация о работе Сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению