Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 16:47, курсовая работа
Цель: Исследование эффективных форм психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению. Задачи исследования:
Провести теоретический анализ литературы по теме исследования.
Подобрать комплекс диагностических методик.
Провести исследование адаптации детей раннего возраста.
Проанализировать и выявить эффективность программы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста.
Введение …………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации
к дошкольному учреждению……………………………………………………5
Понятие и виды адаптации……………………………………………….5
1.2. Развитие личности ребенка раннего возраста…………………………….10
1.3 Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению ……………………………………14
Глава 2 Изучение психолого-педагогических условий адаптации детей раннего возраста к условиям
дошкольного учреждения………………………………………………..……..20
2.1 Описание опытно-экспериментальной работы………..………………….20
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы………………………….34
Заключение ……………………………………………………………………....39
Список литературы……………………………………………………………..41
Приложения……………………………………………………………………...44
В таблице 3 приведены сводные результаты опроса родителей детей раннего возраста двух групп по степени активности общения их ребенка с другими детьми.
Анализ опроса родителей раннего возраста показал, что большинство детей в обеих группах предпочитают играть со сверстниками, а не с игрушками, т. е. у детей выражена потребность в общении со сверстниками, поскольку для детей раннего возраста характерен интерес, внимание к сверстнику и эмоциональные реакции при взаимодействии с ровесником.
В ходе диагностирования выявлено несколько типов поведения детей в процессе адаптации:
Опрос родителей 1 группы показал, для детей этого возраста более характерно объектное отношение между сверстниками. Об этом свидетельствуют признаки, принимаемые за «жестокость» детей.
Во 2 группе присутствуют признаки внимания к сверстнику и эмоциональные реакции, но более выраженными становятся другие признаки: потребность в общении, инициативные действия, направленные на установление контакта и ребенок в большей мере осознает то, что чувствует его собеседник.
Таким образом, для 1 группы более характерен объектный аспект взаимодействия, а для 2 группы – субъектный аспект.
В результате входной диагностики выявлено, что в 1 группе легкая степень адаптации у 25% детей, средняя – у 40%, тяжелая степень – у 35%; во 2 группе – легкая степень адаптации у 32%, средняя – 25%, тяжелая – 18%
Можно сделать вывод о том, что дети 2-ой группы в большей степени адаптированы к детскому коллективу по сравнению с детьми 1-ой группы. Для подтверждения гипотезы, что интенсивность и продолжительность адаптации ребенка раннего возраста зависит от специфики психолого-педагогического воздействия, работа по социально – педагогическому сопровождению адаптации дошкольников к условиям детского сада будет проводиться с детьми экспериментальной группы (1 группа), ввиду того, что дети этой группы менее адаптированы к условиям детского сада. 2 группа будет являться контрольной.
Формирующий эксперимент.
В ходе формирующего эксперимента была проведена работа по социально – педагогическому сопровождению адаптации дошкольников к условиям детского сада с целью выявления влияния психолого-педагогического воздействия на облегчение процесса адаптации детей раннего возраста. Работа проводилась с детьми экспериментальной группы №1. В контрольной группе №2 данная работа не проводится, и адаптация к дошкольному учреждению происходит традиционным способом. В конце эксперимента две группы снова сравниваются между собой для оценки полученных результатов.
Всю проделанную работу с детьми экспериментальной группы можно разбить на два этапа:
1 этап – информационный.
Родители ребенка принимают
2 этап – практическая часть предполагает открытые мероприятия, игры, упражнения. Общая цель – заинтересовать игрой ребенка и родителей, а так же обучить их приемам вовлечения детей в игру и способам игровой деятельности.
В содержание 1 этапа входит:
1) Анкетирование родителей (еще до поступления ребенка в детский сад). Устные и письменные рекомендации родителям по развитию детей раннего дошкольного возраста и по подготовке к поступлению в детский сад. Изучение медицинской карты. (Предварительный сбор информации о ребенке, его особенностях, стиле семейного воспитания, определение уровня готовности ребенка к поступлению в детский сад.) (Приложение 1, 3, 4)
2) Наблюдение за детьми
в группе. Беседы с родителями
и воспитателями. Проведение
3) Заполнение воспитателем «Карты психофизического развития ребенка раннего возраста», с целью отслеживания гармоничности /дисгармоничности развития ребенка. Обобщение информации об уровне развития детей, планирование направлений индивидуальной работы (индивидуально по эпикризным срокам каждого ребенка).
4) Психолого-педагогическое обследование детей с целью определения актуального уровня развития, выявления проблем и недостатков развития.
5) Рекомендации родителям и педагогам.
Родители, оформляющие ребенка в детский сад, проходят индивидуальную консультацию с психологом, чтобы получить максимально полную информацию об особенностях ребенка, познакомить родителей с особенностями распорядка в детском саду.
Проводятся консультации с родителями по снижению заболеваемости в период адаптации.
В ходе 2 этапа были проведены открытые коррекционные мероприятия с целью помощи в адаптации детям, редко посещающим детский сад, которые включали в себя игры и упражнения, которые проводятся сотрудниками дошкольного учреждения совместно с детьми и родителями. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения. (Приложение 7)
Использование гибкого режима в организации адаптационного периода (Приложение 6).
Рекомендуется использование таких физиотерапевтических процедур, как массаж и ультрафиолетовое облучение (УФО) в осенне-зимний период. При наличии физиотерапевтического кабинета в ДОУ спектр профилактических процедур может быть значительно расширен (гальванизация, УВЧ, ультразвук, лекарственный электрофорез). В планирование и проведение образовательной деятельности по физической культуре следует включать элементы ЛФК.
Формы работы, направленные на достижение ожидаемого результата в экспериментальной группе №1
Содержание |
Ответственный |
Сбор информации о семьях воспитанников . |
Заместитель заведующей по УВР. |
Посещение семей дошкольников. Изучение условий обучения и воспитания в семье. Изучение затруднений у родителей в вопросах воспитания (анкетирование, диагностика). |
Воспитатели, психолог |
Повышение квалификации воспитателей в различных вопросах взаимодействия с родителями. |
Заведующая, заместитель заведующей по УВР. |
Создание творческой предметно-развивающей среды |
психолог, старшая медсестра, воспитатели, музыкальный руководитель, заместитель заведующей по УВР |
Проведение информационных и тематических мероприятий. |
Психолог, старшая медсестра, воспитатель, музыкальный руководитель, заместитель заведующей по УВР. |
Проведение практических занятий. |
Психолог, старшая медсестра, воспитатель, музыкальный руководитель. |
Наглядные формы работы с родителями, уголки для родителей, выставки и показ детских работ, разработка памяток и рекламных буклетов учреждения, оформление информационных стендов, публикации о работе ДОУ в местной печати. |
Педагоги ДОУ. |
Для успешной адаптации детей экспериментальной группы к посещению детского дошкольного учреждения осуществлялось одновременное проведение адаптационных мероприятий с ребенком в семье и в детском саду.
Мероприятие |
В семье |
В детском саду |
Ведение адаптации |
Поступление детей в соответствии с графиком приема детей Укороченное время пребывания в детском саду. Соблюдение рекомендаций по адаптации |
Ведение адаптационных листов. Ежедневное наблюдение педагога-психолога. |
Режим |
По возрасту ребенка, максимально приближенный к детскому саду. |
Соблюдение гибкого режима |
Питание |
Сбалансированное и рациональное питание. Привитие навыков самостоятельности |
Привитие навыков При отказе от питания не кормить насильно. |
Гимнастика и массаж |
По возрасту. Овладение родителями элементарными приемами массажа, ЛФК, гимнастики. |
Занятия, соответствующие возрасту. |
Закаливание |
Закаливание по любой методике |
Закаливание по щадящей схеме в учреждении |
Воспитательное воздействие |
Занятия по возрасту, особое внимание уделить развитию игровых навыков и умению занять себя. |
На период адаптации - игровая деятельность с элементами занятия |
Принципами работы по адаптации детей в экспериментальной группе являлись:
1. Тщательный подбор педагогов в формирующихся группах.
2. Предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ.
3. Постепенное заполнение групп.
4. Гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей.
5. Сохранение первые 2-3 недели имеющихся у детей привычек.
6. Информирование родителей об особенности адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт.
Выходная диагностика
Уровни адаптации детей при поступлении в детский сад характеризуются, как легкая, средняя и тяжелая адаптация. (Приложение 8)
В исследовании ставились задачи обобщить, систематизировать накопленный опыт, методы и формы работы с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям детского дошкольного учреждения, проанализировать и выявить эффективность программы социально-педагогического сопровождения детей раннего возраста.
Выходная диагностика после проведенной работы по социально-педагогическому сопровождению процесса адаптации проводилась с использование следующих методик:
Метод наблюдения.
Метод опроса родителей.
При проведении выходной диагностики использовались психолого-педагогические параметры, с помощью которых определяется степень готовности ребенка к поступлению в ДОУ, разработанные доцентом кафедры поликлинической педиатрии РМАПО К. Л. Печорой.
Результаты опроса родителей по оценке состояния их детей
Вопросы к матери ребенка |
Ответы экспериментальной группы в баллах |
Ответы контрольной группы в баллах | |||||
1 |
Какое из перечисленных настроений преобладает? |
11 |
8 |
5 |
7 |
1 | |
2 |
Как засыпает Ваш ребенок? |
10 |
6 |
6 |
10 | ||
3 |
Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул? |
14 |
2 |
14 |
2 | ||
4 |
Какова длительность сна ребенка? |
13 |
3 |
8 |
7 |
1 | |
5 |
Какой аппетит у Вашего малыша? |
10 |
5 |
1 |
8 |
7 |
1 |
6 |
Просится ли на горшок? |
10 |
6 |
9 |
5 |
1 | |
7 |
Как относится к высаживанию на горшок? |
16 |
15 |
1 | |||
8 |
Есть ли отрицательные привычки (сосет палец, раскачивается и пр.?) |
10 |
6 |
8 |
8 | ||
9 |
Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам дома и в незнакомой обстановке? |
12 |
4 |
8 |
8 |
||
10 |
Проявляет ли активность, интерес при обучении? |
12 |
3 |
1 |
10 |
3 |
3 |
11 |
Инициативен ли в игре? |
8 |
8 |
6 |
8 |
2 | |
12 |
Инициативен ли в отношениях с взрослыми? |
8 |
8 |
6 |
8 |
2 | |
13 |
Инициативен ли в отношениях с детьми? |
10 |
6 |
7 |
8 |
1 | |
14 |
Был ли у Вашего ребенка опыт разлуки с близкими? |
3 |
9 |
2 |
11 |
||
15 |
Как он перенес разлуку? |
1 |
10 |
11 |
|||
Итого |
148 |
70 |
16 |
112 |
83 |
33 |
Информация о работе Сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению