Сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 16:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Исследование эффективных форм психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению. Задачи исследования:
Провести теоретический анализ литературы по теме исследования.
Подобрать комплекс диагностических методик.
Провести исследование адаптации детей раннего возраста.
Проанализировать и выявить эффективность программы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации
к дошкольному учреждению……………………………………………………5
Понятие и виды адаптации……………………………………………….5
1.2. Развитие личности ребенка раннего возраста…………………………….10
1.3 Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению ……………………………………14
Глава 2 Изучение психолого-педагогических условий адаптации детей раннего возраста к условиям
дошкольного учреждения………………………………………………..……..20
2.1 Описание опытно-экспериментальной работы………..………………….20
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы………………………….34
Заключение ……………………………………………………………………....39
Список литературы……………………………………………………………..41
Приложения……………………………………………………………………...44

Вложенные файлы: 1 файл

АДАПТАЦИЯ курсовая работа Светланы Щитовой 2013.doc

— 351.00 Кб (Скачать файл)

 

В таблице 3 приведены сводные результаты опроса родителей детей раннего возраста двух групп по степени активности общения их ребенка с другими детьми.

Анализ опроса родителей  раннего возраста показал, что большинство детей в обеих группах предпочитают играть со сверстниками, а не с игрушками, т. е. у детей выражена потребность в общении со сверстниками, поскольку для детей раннего возраста характерен интерес, внимание к сверстнику и эмоциональные реакции при взаимодействии с ровесником.

В ходе диагностирования выявлено несколько типов поведения  детей в процессе адаптации:

    1. Преобладает потребность в общении только с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты (1 группа – 5 человека, 2 группа - 3). Подобный тип поведения наблюдается у детей, которые не имели опыта общения с посторонними людьми, не готовы вступать в контакт, чаще всего воспитываются изолированно, редко общаются с родственниками и не контактируют с незнакомыми людьми.
    2. Сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем (1 группа – 7 детей, 2 группа – 8 детей). Подобный тип поведения наблюдается у детей, которые до поступления в дошкольное учреждение приобрели небольшой опыт общения со взрослыми, не являющимися членами семьи.
    3. Дети испытывают потребность в активных самостоятельных действиях и в общении со взрослыми и другими детьми (1 группа – 4 ребенка, 2 группа – 5 детей).

Опрос родителей 1 группы показал, для детей этого возраста более характерно объектное отношение между сверстниками. Об этом свидетельствуют признаки, принимаемые за «жестокость» детей.

Во 2 группе присутствуют признаки внимания к сверстнику и эмоциональные реакции, но более выраженными становятся другие признаки: потребность в общении, инициативные действия, направленные на установление контакта и ребенок в большей мере осознает то, что чувствует его собеседник.

Таким образом, для 1 группы более характерен объектный аспект взаимодействия, а для 2 группы – субъектный аспект.

В результате входной диагностики выявлено, что в 1 группе легкая степень адаптации у 25% детей, средняя – у 40%, тяжелая степень – у 35%; во 2 группе – легкая степень адаптации у 32%, средняя – 25%, тяжелая – 18%

Можно сделать вывод о том, что дети 2-ой группы в большей степени адаптированы к детскому коллективу по сравнению с детьми 1-ой группы. Для подтверждения гипотезы, что интенсивность и продолжительность адаптации ребенка раннего возраста зависит от специфики психолого-педагогического воздействия, работа по социально – педагогическому сопровождению адаптации дошкольников к условиям детского сада будет проводиться с детьми экспериментальной группы (1 группа), ввиду того, что дети этой группы менее адаптированы к условиям детского сада. 2 группа будет являться контрольной.

 

 

 

Формирующий эксперимент.

 

В ходе формирующего эксперимента была проведена работа по социально – педагогическому сопровождению адаптации дошкольников к условиям детского сада с целью выявления влияния психолого-педагогического воздействия на облегчение процесса адаптации детей раннего возраста. Работа проводилась с детьми экспериментальной группы №1. В контрольной группе №2 данная работа не проводится, и адаптация к дошкольному учреждению происходит традиционным способом. В конце эксперимента две группы снова сравниваются между собой для оценки полученных результатов.

Всю проделанную работу с детьми экспериментальной группы можно разбить на два этапа:

1 этап – информационный. Родители ребенка принимают участие  в тематических беседах, организованных  сотрудниками дошкольного образовательного  учреждения.

2 этап – практическая  часть предполагает открытые  мероприятия, игры, упражнения. Общая  цель – заинтересовать игрой ребенка и родителей, а так же  обучить их приемам вовлечения детей в игру и способам игровой деятельности.

В содержание 1 этапа входит:

1) Анкетирование родителей (еще до поступления ребенка в детский сад). Устные и письменные рекомендации родителям по развитию детей раннего дошкольного возраста и по подготовке к поступлению в детский сад. Изучение медицинской карты. (Предварительный сбор информации о ребенке, его особенностях, стиле семейного воспитания, определение уровня готовности ребенка к поступлению в детский сад.) (Приложение 1, 3, 4)

2) Наблюдение за детьми  в группе. Беседы с родителями  и воспитателями. Проведение психологической  диагностики уровня адаптированности ребенка к ДОУ. Основной задачей на этом этапе становится выявление, комплексное обследование и отбор детей раннего возраста, имеющих отклонения в физическом, эмоциональном развитии и социальной адаптации. (Приложение 2)

3) Заполнение воспитателем  «Карты психофизического развития ребенка раннего возраста», с целью отслеживания гармоничности /дисгармоничности развития ребенка. Обобщение информации об уровне развития детей, планирование направлений индивидуальной работы (индивидуально по эпикризным срокам каждого ребенка).

4) Психолого-педагогическое  обследование детей с целью определения актуального уровня развития, выявления проблем и недостатков развития.

5) Рекомендации родителям и педагогам.

Родители, оформляющие  ребенка в детский сад, проходят индивидуальную консультацию с психологом, чтобы получить максимально полную информацию об особенностях ребенка, познакомить родителей с особенностями распорядка в детском саду.

Проводятся консультации с родителями по снижению заболеваемости в период адаптации.

В ходе 2 этапа были проведены открытые коррекционные мероприятия с целью помощи в адаптации детям, редко посещающим детский сад, которые включали в себя игры и упражнения, которые проводятся сотрудниками дошкольного учреждения совместно с детьми и родителями. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения. (Приложение 7)

Использование гибкого  режима в организации адаптационного периода (Приложение 6).

Рекомендуется использование  таких физиотерапевтических процедур, как массаж и ультрафиолетовое облучение (УФО) в осенне-зимний период. При  наличии физиотерапевтического  кабинета в ДОУ спектр профилактических процедур может быть значительно расширен (гальванизация, УВЧ, ультразвук, лекарственный электрофорез). В планирование и проведение образовательной деятельности по физической культуре следует включать элементы ЛФК.

            Формы работы, направленные на достижение ожидаемого результата в экспериментальной группе №1

Содержание

Ответственный

Сбор информации о семьях воспитанников .

Заместитель заведующей по УВР.

Посещение семей дошкольников. Изучение условий обучения и воспитания в семье. Изучение затруднений у родителей в вопросах воспитания (анкетирование, диагностика).

Воспитатели, психолог

Повышение квалификации воспитателей в различных вопросах взаимодействия с родителями.

Заведующая, заместитель заведующей по УВР.

Создание творческой предметно-развивающей среды

психолог, старшая медсестра, воспитатели, музыкальный руководитель, заместитель заведующей по УВР

Проведение информационных и тематических мероприятий.

Психолог, старшая медсестра, воспитатель, музыкальный руководитель, заместитель заведующей по УВР.

Проведение практических занятий.

Психолог, старшая медсестра, воспитатель, музыкальный руководитель.

Наглядные формы работы с родителями, уголки для родителей, выставки и  показ детских работ, разработка памяток и рекламных буклетов учреждения, оформление информационных стендов, публикации о работе ДОУ в местной печати.

Педагоги ДОУ.


 

         Для успешной адаптации детей экспериментальной группы к посещению детского дошкольного учреждения осуществлялось одновременное проведение адаптационных мероприятий с ребенком в семье и в детском саду.

Мероприятие

В семье

В детском саду

Ведение адаптации

Поступление детей в  соответствии с графиком приема детей 

Укороченное время пребывания в детском саду.

Соблюдение рекомендаций по адаптации

Ведение адаптационных  листов.

Ежедневное наблюдение педагога-психолога.

Режим 

По возрасту ребенка, максимально приближенный к детскому саду.

Соблюдение гибкого  режима

Питание

Сбалансированное и  рациональное питание.

Привитие навыков самостоятельности

Привитие навыков самостоятельного приема пищи.

При отказе от питания  не кормить насильно.

Гимнастика и массаж

По возрасту.

Овладение родителями элементарными  приемами массажа, ЛФК, гимнастики.

Занятия, соответствующие  возрасту.

Закаливание

Закаливание по любой  методике

Закаливание по щадящей  схеме в учреждении

Воспитательное воздействие

Занятия по возрасту, особое внимание уделить развитию игровых  навыков и умению занять себя.

На период адаптации - игровая деятельность с элементами занятия


 

Принципами работы по адаптации детей в экспериментальной группе являлись:

1. Тщательный подбор педагогов в формирующихся группах.

2. Предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ.

3. Постепенное заполнение групп.

4. Гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей.

5. Сохранение первые 2-3 недели имеющихся у детей привычек.

6. Информирование родителей об особенности адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт.

 

        Выходная диагностика

 

Уровни адаптации детей  при поступлении в детский  сад характеризуются, как легкая, средняя и тяжелая адаптация. (Приложение 8)

В исследовании ставились задачи обобщить, систематизировать накопленный опыт, методы и формы работы с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям детского дошкольного учреждения, проанализировать и выявить эффективность программы социально-педагогического сопровождения детей раннего возраста.

          Выходная диагностика после проведенной работы по социально-педагогическому сопровождению процесса адаптации проводилась с использование следующих методик:

Метод наблюдения.

Метод опроса родителей.

При проведении выходной диагностики  использовались психолого-педагогические параметры, с помощью которых определяется степень готовности ребенка к поступлению в ДОУ, разработанные доцентом кафедры поликлинической педиатрии РМАПО К. Л. Печорой.

                                                                                                             Таблица 4

        Результаты опроса родителей по оценке состояния их детей

 

Вопросы к матери ребенка

Ответы экспериментальной группы в баллах

Ответы контрольной группы в баллах

1

Какое из перечисленных настроений преобладает?

11

8

 

5

7

1

2

Как засыпает Ваш ребенок?

10

 

6

6

 

10

3

Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул?

14

 

2

14

 

2

4

Какова длительность сна ребенка?

13

3

 

8

7

1

5

Какой аппетит у Вашего малыша?

10

5

1

8

7

1

6

Просится ли на горшок?

10

6

 

9

5

1

7

Как относится к высаживанию  на горшок?

16

   

15

 

1

8

Есть ли отрицательные привычки (сосет палец, раскачивается и  пр.?)

10

 

6

8

 

8

9

Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам дома и в незнакомой обстановке?

12

4

 

8

8

 

10

Проявляет ли активность, интерес  при обучении?

12

3

1

10

3

3

11

Инициативен ли  в игре?

8

8

 

6

8

2

12

Инициативен ли в отношениях с взрослыми?

8

8

 

6

8

2

13

Инициативен ли в отношениях с детьми?

10

6

 

7

8

1

14

Был ли у Вашего ребенка опыт разлуки  с близкими?

3

9

 

2

11

 

15

Как он перенес разлуку?

1

10

   

11

 
 

Итого

148

70

16

112

83

33

Информация о работе Сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению