Сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 16:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Исследование эффективных форм психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению. Задачи исследования:
Провести теоретический анализ литературы по теме исследования.
Подобрать комплекс диагностических методик.
Провести исследование адаптации детей раннего возраста.
Проанализировать и выявить эффективность программы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации
к дошкольному учреждению……………………………………………………5
Понятие и виды адаптации……………………………………………….5
1.2. Развитие личности ребенка раннего возраста…………………………….10
1.3 Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению ……………………………………14
Глава 2 Изучение психолого-педагогических условий адаптации детей раннего возраста к условиям
дошкольного учреждения………………………………………………..……..20
2.1 Описание опытно-экспериментальной работы………..………………….20
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы………………………….34
Заключение ……………………………………………………………………....39
Список литературы……………………………………………………………..41
Приложения……………………………………………………………………...44

Вложенные файлы: 1 файл

АДАПТАЦИЯ курсовая работа Светланы Щитовой 2013.doc

— 351.00 Кб (Скачать файл)
  1. Игра «Волшебная палочка»

Участники и ведущий: те же.

Материал: гимнастическая палка длинной 1 – 1.5м., к которой  привязаны ленточки разного цвета.

Инструктор показывает детям «волшебную» палочку с  ленточками. Уточняет с ребятишками, какого цвета ленточки, а затем предлагает поиграть с ними.

Медленно отводит палочку  с ленточками от протянутых к ней  рук, а дети пытаются поймать ленточки. Затем он поднимает палочку с  ленточками повыше, а малыши пытаются подпрыгнуть и достать ленточки. Взрослый спрашивает, какого цвета ленточку достал ребенок. Если малыш затрудняется ответить, взрослый сам называет цвет.

  1. Игра «Коза»

Участники и ведущий: те же.

Инструктор проговаривает  текст, показывает движения, соответствующие  тексту, а дети повторяют за ним все движения.

Шла коза по лесу, по лесу, по лесу.

Давай коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

  1. «Маленькие ножки бежали по дорожке»

Участники: дети, родители, психолог.

Ведущий: психолог.

Эта игра на развитие памяти. Ребенок и взрослый стоят лицом  друг к другу. Взрослый просит ребенка  показать свои ножки. Ребенок поочередно поднимает ноги. Взрослый говорит: «Ножки у тебя маленькие, но бегают быстро. Покажи, как твои ножки бегают». Ребенок бежит и приговаривает:

Маленькие ножки  бежали по дорожке,

маленькие ножки  бежали по дорожке.

Затем взрослый говорит, что у медведя ноги маленькие, идет он медленно:

Большие ноги шли по дороге,

большие ноги шли по дороге.

Припевка повторяется  несколько раз. Ребенок в соответствии со словами и ритмом припевки то бегает, то ходит, создавая образ то быстрой и легкой, то медленной  и тяжелой поступи.

  1. «Матрешка»

Участники и ведущий: те же.

Материал: матрешка, кубики, машинка.

Эта игра на развитие мышления. Взрослый строит из кубиков лесенку, на верхнюю ступеньку ставит матрешку (или любую другую игрушку) и просит ребенка: «Помоги матрешке спуститься с лесенки». Или просит ребенка помочь матрешке подняться по ступенькам, покатать матрешку на машине. Если ребенок все делает правильно, взрослый обязательно хвалит его. Можно придумать и другие задания. Если ребенок отвлекается и не дослушивает до конца задание, его повторяют еще раз.

  1. «Солнце или дождик»

Участники и ведущий: те же.

Материал: зонт, бубен, бумажные цветы.

Эта игра на развитие внимания, цветы разложены на полу, один из взрослых держит раскрытый зонт.

Ведущий. Сейчас мы с вами пойдем гулять. Дождя нет, погода хорошая, светит солнышко и можно собирать цветы (Дети ходят по комнате, собирают цветы. Педагог начинает стучать в бубен.). Дождик пошел, бегите под зонтик, а то намочите ножки.

  1. «Лови-лови».

Для проведения этой игры необходима палочка длиной 50-75 см с прикрепленной к ней лентой и легким мячиком на конце (его можно сшить из кусочка яркой ткани, набив ватой или лоскутками).

Все становятся в круг, ведущий  с палочкой - в центре (пусть вначале  это будет воспитатель, а потом, когда дети хорошо освоят эту игру, ребенок).  «Лови-лови!» - говорит ведущий, подходя то к одному, то к другому ребенку. Задача участников игры – схватить мяч, который почему-то все время подлетает вверх, заставляя детей тянуться, подпрыгивать. Ловить мяч могут несколько участников одновременно.

Воспитателю необходимо учитывать, что  игра очень возбуждает детей, может  вызвать излишний шум в группе. Ее можно проводить на прогулке или  после дневного сна, нельзя запрещать  детям веселиться от души, превращать игру в постоянное одергивание.

  1. «Расскажи стихи руками».

В эту игру можно играть бесконечно – ведь стихов, которые можно  «проиграть», «рассказать руками», (всем телом), великое множество. Эта  игра помогает детям раскрепоститься, почувствовать уверенность, способствует налаживанию доверительных отношений с воспитателем («Человеку, который придумывает такие интересные игры и играет вместе со мной, можно доверять!»).

Сначала воспитатель читает стихотворение, затем читает еще раз и одновременно выполняет движения, потом он читает стихотворение еще раз и показывает его вместе с ребятами. Когда дети поймут принцип игры, они сами начнут выдумывать движения – это необходимо поощрять. Прочитав следующие стихотворения один раз, можно предложить изобразить их самим детям, что вызывает бурю восторга и море фантазии.

 

 

Приложение 8

 

Уровни адаптации детей  при поступлении в детский  сад

Уровень адаптации

Симптоматика адаптации

Легкая

Поведение - нормализуется  в течение 1 недели.

Аппетит - снижается, к  концу первой недели восстанавливается.

Сон - восстанавливается  в течение 2 недель.

Адаптация проходит в  течение 1 месяца.

Характерна аффективная  разлука и встреча с близкими взрослыми 

Средняя

Поведение восстанавливается  до 40 дней, настроение вялое, плаксивое, неустойчивое.

Пассивность, малоподвижность, наблюдается регрессия навыков. Восстановление до возрастной нормы в течение полутора месяцев.

Сон - восстанавливается  до возрастной нормы в течение 40 дней.

Характерна аффективная  разлука и встреча с близкими взрослыми.

Тяжелая

Поведение - неадекватное, иногда граничит с невротическими проявлениями. Ребенок апатичен.

Аппетит - длительный отказ  от еды, снижен, нестабилен, может наблюдаться  невротическая рвота (при кормлении  насильно).

Сон - нестабилен, неглубок, невротичен (ребенок плачет во сне, часто просыпается), отказ от сна.

Срок адаптации растягивается  из-за частых длительных болезней.

Адаптация длится от 6 месяцев  до 1,5 лет.

Апатичен по отношению  к близким взрослым при встрече  и разлуке


 

 

 

 


Информация о работе Сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению