Сотрудничество и сотворчество педагога и учащегося

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 08:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – проанализировав результаты исследований психологического теста выявить связь между наличием сотрудничества и сотворчества педагога и учеников со степенью их мотивации к успеху.
Передо мной, как автором работы стоят следующие задачи:
Охарактеризовать понятие сотрудничества и сотворчества педагога и учащегося;
Описать особенности сотрудничества и сотворчества педагога с учащимися в преподавании различных дисциплин;
Привести примеры сотворчества педагога и учащегося в художественном образовании;
В экспериментальной части привести пример методики исследования взаимосвязи сотрудничества и сотворчества педагога и учащегося с уровнем мотивации к успеху, основанной на модификации опросника А. Мехрабиана.
Обработать и интерпретировать полученные данные исследований, подтвердить или оспорить основную гипотезу работы;

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Сотрудничество и сотворчество педагога и учащегося, как стиль взаимодействия
1.2. Сотрудничество педагога и учащегося: особенности проявления в преподавании различных дисциплин
1.3. Сотворчество педагога и учащегося в художественном образовании
Глава 2. Практическая часть
2.1. Характеристика объекта исследования. Состав группы
2.2. Проведение исследования мотивации к достижению по методу А. Мехрабиана у подростков из групп с разной степенью внедрения сотрудничества и сотворчества педагога и учащегося
2.3. Обработка и интерпретация полученных данных
Заключение
Список источников литературы

Вложенные файлы: 1 файл

2.docx

— 73.77 Кб (Скачать файл)

2. Сотворчество требует  доверительного, демократического, творческого  стиля общения.

3. Педагог должен совместно  с учащимися (студентами) искать  резервы качества проведения  внеклассных занятий и мероприятий.11

Влияние личности педагога в  процессе сотворчества обусловлено  живыми, эмоциональными связями, которые  возникают между преподавателем и студентами, органичностью, естественностью  в использовании разнообразных  средств, когда выбор средства, его  характер диктуется конкретной ситуацией. Педагогу необходимо уметь тонко  «прикоснуться» к личности ребенка. Технология такого «прикосновения»  складывается из операционных умений педагога, которые функционируют  в тех «участках» педагогического  общения, где проявляется творчество:

1) умения ярко, пленительно  выразить свое «Я», чтобы оно  стало доступно ребенку для  восприятия и понимания; точно  ориентировать информацию на  собеседника, найти образные оценки;

2) умения определять психическое  состояние ребенка, понимать, что  с ним происходит.

Глава 2. Практическая часть

 

2.1. Характеристика  объекта исследования. Состав группы

 

Преступая к характеристике объекта исследования, мы должны отметить, что нашей целью является проверка гипотезы, о том, что сотрудничество и сотворчество педагога и учащегося  увеличивает позитивную мотивацию  к обучению и снижает дисциплинарные трудности. В частности мы исследуем  влияние сотрудничества и сотворчества педагога и учащегося на мотивацию  достижения.

В исследовании принимают  участие 10 подростков, при чем пять из них девочки, другие пять – мальчики. Для их обозначения принято применение типичных русских имен.

Возраст участников составляет 15 и 16 лет поровну. Собраны учащиеся общеобразовательных школ, школы-интерната  и гимназии с разными формами  обучения.

Так Андрей К. возрастом 16 лет  учиться в девятом классе общеобразовательной  школы. Классный руководитель Андрея, который по совместительству является учителем географии, регулярно устраивает игры КВН для своих учеников, в  которых принимает участие и  Андрей. На лицо сотрудничество и сотворчество учителя и учащегося, что подтверждается общей целью – проведением  КВН, посвященному дисциплине и углубление знаний, творческое развитие учеников, организацией совместной деятельности, разделением функций при подготовке игр, наличие атмосферы смеха  и доброжелательности.

Другой испытуемый – Витя Л. Возрастом 15 лет, учащийся восьмого класса общеобразовательной школы. Многие учителя Вити внедряют новые  способы сотрудничества с учащимися. В частности учитель истории  проводит дискуссии, в ходе которых  все ученики и Витя активно  обмениваются мнениями по теме урока. Факт сотрудничества подкрепляется  совместными целями, наличием позитивных отношений в процессе педагогического  диалога, возможностью свободного выражение  точки зрения учеников.

Коля К. – 16 лет, ученик девятого класса. Учителя физики, русского и  иностранного языков практикуют проведение семинаров, дебатов и мозговых штурмов  на своих уроках. Коля и его одноклассники  проявляют повышенный интерес к  этим занятия, что свидетельствует  об удачном внедрении сотрудничества и сотворчества с учащимися, достижением  совместных целей, повышения самостоятельности  учеников и наличию доверительных  отношений между педагогами и  подростками.

Следующий участник исследования Максим Н. – 16 лет, ученик девятого класса школы-интерната. Учителя школы работают по устаревшим методикам, не прибегают  к новым стилям взаимодействия с  учащимися, в том числе стратегии  сотрудничества. Это проявляется  в игнорировании педагогами пространственного  и временного соприсутствия с  учениками (ученики часто занимаются на уроках без контроля и поддержки, пока преподаватель отлучается), отсутствии совместных целей (интересы педагогов  и учеников разделены, учителя не выясняют побуждений и увлечений  детей). Присутствует авторитарный стиль  руководства в классах, нет позитивных отношений между наставниками и  подопечными.

Завершает перечисление группы мальчиков Сергей Д. – 15 лет, который  является учащимся восьмого класса среднеобразовательной  школы. Попытки внедрения сотрудничества и сотворчества в классе Сергея проводились  предыдущим директором: учителям предписывалось внедрять новые методики проведения уроков, организовывать кружки внеклассных  занятий, самодеятельные коллективы и  проводить соответствующие мероприятия  с учениками. Но, после его увольнения, новый директор ликвидировал инициативы предшественника. А учителя не захотели продолжать внеклассную деятельность. В результате в школе остался  всего один кружок рукоделия, в который  Сергей не захотел ходить, так как  это не соответствует его увлечениям. На уроках атмосфера недоброжелательная, Сергею и другим ученикам процесс  обучения не интересен.

В группе девочек Лена П. – 16 лет, учиться в девятом классе общеобразовательной школы. Подавляющее  большинство уроков в школе проходят однообразно, учителя увеличивают  объем самостоятельной работы учеников, при этом, не оказывая им поддержки  в осмыслении материала. Также на слабый уровень сотрудничества и  сотворчества педагога и учащихся указывает  тот факт, что между ними отсутствует  эмоциональный контакт, совместные цели. Дисциплина в классе Лены неудовлетворительная. Случаются частые конфликты между педагогом и учащимися, что приводит к вызову родителей в школу.

Маша Б. – 15 лет, ученица  седьмого класса общеобразовательной  школы. Применение стратегии сотрудничества и сотворчества в классе Маши находится  на начальном этапе. Классный руководитель, а также другие преподаватели  разрабатывают план действий по сплачиванию  класса, повышению мотивации учеников. Пользуясь общепринятыми методиками, педагоги пытаются выработать общие  цели с учениками, привлечь их к активной школьной жизни, доверив при этом ряд обязанностей по организации  обучения и проведения досуга, наладить партнерский диалог с подростками. Но эти меры применяются не комплексно, в результате Лене и ее одноклассникам пока не интересно на уроках, они  не стремятся к активному равноправному  взаимодействию.

Охарактеризуем Олю М. – 16 лет, ученица общеобразовательной  школы с физико-математическим уклоном. В школе Оли, и в ее классе, в  том числе, давно применяется  подход сотрудничества с учащимися. В условиях доброжелательности и  доверия ученики и педагоги проводят совместную научную деятельность. Так  Оля принимает участие в научных  конкурсах. Преподавание химии и  физики постоянно подкрепляется  практикой, проведением опытов и  экспериментов, в ходе которых педагоги и учащиеся разделяют свои обязанности. Также к научным разработкам  учеников не выдвигаются строгие  требования, ценится свободное творчество.

Света З. - 16, лет, ученица девятого класса общеобразовательной школы. Сотрудничество и сотворчество педагога и учащихся в учебном заведении  Светы проявляется редко, в работе лишь отдельных учителей. Наиболее четко правилам сотрудничества с  учениками пользуется преподаватель  трудоведения. Остальные же преподаватели  придерживаются точки зрения, согласно которой ученики должны находиться в состоянии послушания и даже некоторого страха, что исключает  положительные отношения. Преподавание производится в основном виде монолога преподавателя или односторонних  опросов.

Завершает список тестируемых  Юля Т. возрастом 15 лет, ученица восьмого класса школы-гимназии. Юле и ее одноклассникам очень нравится процесс обучения, так как сотрудничество и сотворчество педагога и учащихся хорошо развито  в их учебном заведении. На всех уроках присутствует педагогический диалог, в атмосфере доверия учителя  развивают в своих воспитанниках  навыки самостоятельной работы, поощряют их к творческому развитию, которое  является совместной целью деятельности. Часто организовываются литературные праздники и представления с  инсценировками, которые нравятся Юле. Подготовку к ним педагоги и ученики  проводят совместно, разделяя обязанности  и помогая выбрать и осмыслить  художественный образ, эмоционально сопереживая  ученикам.

Таким образом, мы видим наличие  у нас не только групп по половому признаку, го и двух групп учеников по степени развития сотрудничества и сотворчеству между педагогом  и учащимися в их школах: в первой, к которой принадлежат Андрей К., Витя Л., Коля К., Оля М. и Юля  Т. – степень сотрудничества высока, во второй группе: у Максима Н., Сергея Д., Лены П., Маши Б. и Светы З. сотрудничество с учащимися либо слабо развито  либо отсутствует вообще.

2.2. Проведение  исследования мотивации к достижению  по методу А. Мехрабиана у  подростков из групп с разной  степенью внедрения сотрудничества  и сотворчества педагога и  учащегося

 

Для того чтобы исследовать  зависимость мотивации учеников, в частности мотивации к достижению, от сотрудничества и сотворчества педагога и учащихся со всеми подростками  проводится тестирование по модификации  опросника А. Мехрабиана.12

Представленный тест служит для диагностирования мотивов личности подростка: мотива стремления к успеху и мотива уклонения от неудачи. Эти  мотивы являются обобщенными, устойчивыми  и взаимозависимыми. В ходе тестирования выясняется, при помощи итоговой оценки, какой из мотивов сильнее и  испытуемого. Методика применима для  исследований мотивации у старшеклассников. Оформляется тест в виде опросника  из двух форм – для мальчиков (форма  А) и для девочек (форма Б).

Подросткам раздаются  анкеты теста с инструкцией: «В тесте  Вы найдете ряд утверждений, которые  раскрывают определенные стороны характера, а также дают возможность проанализировать мнения и чувства, касающиеся отдельных  ситуаций в жизни. Для оценивания согласия или несогласия с приведенными в тесте утверждениями, пожалуйста, используйте шкалу:

+3 – полностью согласен

+2 – согласен

+1 – скорее согласен, чем  не согласен

0 – нейтрален

- 1 – скорее не согласен, чем согласен

- 2 – не согласен

- 3 – полностью не согласен

Внимательно ознакомьтесь с  утверждениями в тесте и подумайте, согласны или не согласны Вы с написанным. После этого в Вашей анкете напротив номера ответа поставьте соответствующую  цифру, по приведенной выше шкале-градации согласия (+3, +2, +1, 0, -1, -2, -3). Не обдумывайте  ответ слишком долго. Записывайте  те цифры, которые подходят ответам  быстро приходящим на ум.

Ваши ответы не будут детально анализироваться. Важно лишь подсчитать их суммарный балл. Все результаты будут использованы строго в научных  целях. Данные не разглашаются и не обнародуются. Все ваши вопросы по тесту задавайте до его

начала. Пожалуйста, приступайте  к тесту!»

Тест опросника (форма  А)

Я больше думаю о получении  положительной оценки, чем опасаюсь получения отрицательной.

Если бы я должен был  выполнить трудное, незнакомое мне  задание, то предпочел бы сделать  его вместе с кем-нибудь, чем работать над ним самостоятельно.

Я чаще берусь за сложные  задачи, даже если не уверен, что смогу  их решить, чем за легкие, в решении  которых не сомневаюсь.

Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения, и  в успехе которого я уверен, чем  сложное дело, в котором возможны неожиданности и поражения.

Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложил бы все  усилия, чтобы с этим справиться, чем перешел бык тому, что у  меня может хорошо получиться.

Я предпочел бы в будущем  работу, в которой мои функции  четко определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, в которой я должен сам определять свою роль.

Я трачу больше времени  на чтение специальной литературы, чем художественной.

Я предпочел бы важное дело, хотя вероятность неудачи в нем  равна 50%, делу достаточно важному, но не сложному.

Я скорее освою игры развлекательные, известные большинству учащихся, чем редкие игры, которые требуют  мастерства и известны немногим.

Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают  проблемы с товарищами.

Если бы я собрался играть в карты, то скорее сыграл бы в развлекательную  игру, чем в трудную, требующую  интеллектуального напряжения.

Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, чем те, где все участники приблизительно равны по своим возможностям.

В свободное от учебы время  я овладею техникой какой-нибудь игры скорее для развития своего умения, чем для отдыха и развлечений.

Я скорее предпочту сделать  какое-то дело так, как я считаю нужным, пусть даже с 50% риска ошибиться, чем делать его, как мне советуют другие.

Если бы мне пришлось выбирать, то я скорее выбрал бы работу, в которой  начальная зарплата будет 100 руб. и  может остаться в таком размере  неопределенное время, чем работу, в  которой начальная зарплата равна 80 руб. и есть гарантия, что не позднее  чем через 5 лет я буду получать более 180 руб.

Я скорее стал играть бы в  команде, чем соревноваться один на один.

17. Я предпочитаю работать, не щадя сил, пока не получу  полного удовлетворения от полученного  результата, чем стремиться закончить  дело побыстрей и с меньшими  усилиями.

На экзамене я предпочел  бы конкретные вопросы по пройденному  материалу, вопросам, требующим ответа, высказывания своего мнения.

Я скорее выбрал бы дело, в  котором имеется некоторая вероятность  неудачи, но есть и возможность достигнуть большего успеха, чем такое, в котором  мое положение не ухудшится, но и  существенно не улучшится.

После успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением  вздохну («пронесло!»), чем порадуюсь  хорошему баллу.

Если бы я мог вернуться  к одному из двух незавершенных дел, то я скорее вернулся бы к трудному делу, чем к легкому.

При выполнении контрольного задания я больше беспокоюсь о  том, как бы не допустить какую-нибудь ошибку, чем думаю о том, как  правильно его решить.

Если у меня что-то не получается, я лучше обращусь к кому-либо за помощью, чем стану сам продолжать искать выход.

После неудачи я скорее становлюсь более собранными энергичным, чем теряю всякое желание продолжать дело.

Информация о работе Сотрудничество и сотворчество педагога и учащегося