Социальная инфантильность старшеклассников и пути ее преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 22:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – охарактеризовать теоретические положения и подходы к понятию социальной инфантильности старшеклассников и путей ее преодоления. Задачи курсовой работы:
1) выделить сущность, виды и причины инфантилизма;
2) определить последствия социального инфантилизма;
3) разработать пути преодоления инфантилизма личности.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа. Социальная инфантильность старшеклассников.doc

— 271.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Учреждение  образования  
«Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»

Факультет психологии и педагогики

Кафедра педагогики

 

 

 

 

 

Социальная инфантильность старшеклассников

и пути ее преодоления

Курсовая  работа

 

 

 

 

 

Исполнитель

студент группы СП-34      О.Е. Межуева

 

 

Научный руководитель

кандидат педагогических

наук, доцент       Л.И.Селиванова

 

 

 

Гомель 2012

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования обусловлена  существованием острой проблемы нежелания молодежи взрослеть, брать на себя ответственность за события в своей жизни, нежелания развиваться внутренне, самостоятельно делать выбор. Среди многих причин, обусловливающих рост безответственности и несамостоятельности среди молодежи, большую роль играют политические, социально-экономические, социально-психологические причины. В свою очередь, одной из социально-психологических причин является инфантилизм молодежи: нарушение механизма социализации и неприятие молодыми людьми новых обязанностей и обязательств. Суть феномена социального инфантилизма, его сердцевину специалисты видят в бегстве от выбора и возложение ответственности за принятие решения на плечи другого человека. Социальная роль «вечного ребенка» освобождает личность от ответственности за совершенные поступки (А.Г. Асмолов).

Возникает необходимость социально-педагогической поддержки подростков и молодежи, потребность в формировании у них адаптивных возможностей. При этом развитие адаптационного потенциала подростка предстает не только как задача формирования условий для успешного развития, но и как преодоление деформационных, негативных характеристик. Одним из подобных явлений, возникающих в процессе адаптации, выступает социально-профессиональный инфантилизм подростка, который негативно отражается не только на дальнейшей профессиональной судьбе подростка, но и может стать причиной потери уверенности в собственных силах, привести к асоциальному поведению.

Государство выступает в качестве социального института, в котором  человек осваивает нормы поведения и деятельности, осознает свои права и обязанности в отношении других людей, вносит свой вклад в социальное, экономическое, политическое, нравственное развитие общества. Система образования должна готовить людей умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их. Без идеологии государственное развитие представляет собой спонтанный, а иногда и хаотичный процесс. Отсутствие четко прописанной и представленной позиции страны не может не сказаться на позиции личности, ее идеалах, убеждениях, ценностях, на ее отношении к собственному государству. В процессе идеологического воспитания подрастающего поколения осуществляется возможность создания базиса личности, формирования направленности, определяющей отношение человека к происходящим событиям, культурному и научному наследию, историческим достижениям, понимание человеком себя, своего места в обществе.

Некоторые позиции о проблеме социальной инфантильности и ее преодоления отражены в следующих нормативных документах:

– Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь;

– Концептуальные основы идейно-воспитательной работы с детьми, учащейся и студенческой молодежью (от 12 мая 2003 г. № 9 20-12/20);

– Закон Республики Беларусь «Об основах государственной молодежной политики» (7 декабря 2009 г. № 65-З).

Проблемой инфантилизма занимались представители  отечественной и зарубежной науки. Так, обоснованию содержания понятия, классификации и возможным причинам появления и развития инфантилизма посвящены работы зарубежных авторов: Э. Ласега, П. Лоррена, Г. Антона, З. Фрейда, Э. Крепелина, Г. Штутте, Р. Корбо и др. В отечественной науке существенное место в своих исследованиях данной проблеме уделили Л.С. Выготский, А. Гурьева, В.В. Ковалев, В.В. Лебединский, А.Е. Личко, К.К. Платонов, Г.Е. Сухарева, С.В. Шакурина и др.

В отечественной науке инфантилизм рассматривают в контексте проблемы «социализации» и «социальной зрелости» личности Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, С.А. Беличева, И.С. Кон, Ю.А. Косолапов, В.С. Могун и др. Следует отметить, что в социальной педагогике на сегодняшний день проблема инфантилизма в молодежной среде недостаточно изучена.

Исходя из этого, актуальность курсовой работы определяется следующим: слабой разработанностью проблемы социального инфантилизма молодежи в социальной педагогике; отсутствием научных данных о социально-психологических условиях преодоления инфантилизма у старшеклассников; отсутствием системы психологических и социльно-педагогических мероприятий, специальных программ, тренингов по преодолению инфантилизма.

Все это определило выбор темы курсовой работы «Социальная инфантильность старшеклассников и пути ее преодоления».

Объект исследования: теоретические  положения и концептуальные подходы к социальной инфантильности старшеклассников и путям ее преодоления.

Предмет исследования: старшеклассники  в условиях средней школы.

Цель курсовой работы – охарактеризовать теоретические положения и подходы к понятию социальной инфантильности старшеклассников и путей ее преодоления.

Задачи курсовой работы:

1) выделить сущность, виды и причины инфантилизма; 

2) определить последствия социального инфантилизма;

3) разработать пути преодоления инфантилизма личности.

Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников. В свою очередь, основная часть состоит из трех глав. В первой главе описаны сущность и причины инфантилизма, его виды и этапы развития. Во второй главе выделены основные последствия социальной инфантильности старшеклассника. В третьей главе разработаны основные пути преодоления инфантильности старшеклассника в условиях средней школы.

 

1 Сущность и причины  возникновения социальной

инфантильности  старшеклассников

 

В современном мире понятие социальный инфантилизм является проблемой общества: безработица молодежи, связанная со случайным выбором профессии, нежелание молодых людей брать на себя ответственность за свою жизнь, и в целом желание как можно дольше оставаться в детском возрасте и ждать, что кто-то другой сделает серьезную работу. В связи с этим в первой главе описывается понятие и сущность инфантилизма, на основе анализа теоретического материала выделяются виды и причины инфантилизма, а также причины социального инфантилизма старших школьников.

Рассмотрим сущность понятия «инфантилизм». Термин «инфантилизм» введен в 1864 г. для обозначения поведения взрослых людей, имитирующих детскость. Впервые использовать термин инфантилизм (от лат. iufantilis – детский) по отношению к человеческому поведению предложил французский невропатолог и психиатр Эрнест Шарль Ласег в 1864 году. Он обозначал его как особый вид остановки развития личности на ювенильной ступени. Отмечается, в первую очередь, эмоциональными характерологическими особенностями, неустойчивостью настроения, плохо контролируемыми влечениями, недостаточностью сознательной и целевой активности, в ряде случаев – поверхностными, незрелыми суждениями. Э.Ш. Ласег также говорил, что бывают люди с рождения бедные духом (это врожденное слабоумие), а есть личности, родившиеся богачами, но в процессе жизни растерявшие свое духовное богатство (приобретенное слабоумие). Инфантилизмом первоначально стали называть сохранение у взрослых черт характера типичных для детей, таких, например, как беспомощность, неуверенность в себе, наличие особой потребности в чьей-либо заботе, чьем-либо авторитете.

В течение последующего века инфантилизм был изучен с различных сторон его проявления. Зарубежные школы понимали инфантилизм как:

– сохранение у взрослых физических и психических признаков детства, как низкорослость, детскость в сочетании с незрелостью психики, как задержку развития (Г.  Антон, 1913; Андраль, 1970; Е. Бриссо, 1897; Э. Ласег, 1868; П. Лорен, 1871);

– проявление бессознательного и незрелость форм психических защит личности, и как нарушение гормональной деятельности (К. Абрахам, 1924; Г. Гуг-Гельмут, 1926; Э. Джонс, 1924; З. Фрейд, 1927; К.Г. Юнг, 1924);

– развитие сексуальности на инфантильной ступени (А. Кронфельд, 1928; К. Леонгард, 1948; У. Штеккель, 1922);

– проявление парциальной задержки развития, которая связана с истерией (Э. Крепелин 1920-1930; Э. Кречмер, 1924-1927);

– ретардацию развития (А. Гамбургер, 1926; Г. Штутте, 1968);

– задержку аффективного развития (Р. Корбо, 1967).

В отечественной науке инфантилизм исследовался не так качественно, возможно по причине меньшей актуальности, чем в Европе. Инфантилизм представляли как:

– расстройство процесса инволюции детского развития (Л.С. Выготский, 1933);

– форму нарушения интеллектуальной деятельности в рамках задержанного темпа психического развития (И.Б. Шенфиль, 1928; Г.Е. Сухарева, 1959; М.И. Буянов, 1971; А. Гурьева, 1996);

– задержу психического развития (В.В. Лебединский, 1985; Г.Е. Сухарева, 1959; Е.П. Ильин, 2001);

– особенность физического и социопсихологического развития подростка (Е.И. Исаева, 1965; Э.Г. Кельмишкейт, 1969; А.Е. Личко, 1985);

– связь с акцентуациями характера и психопатиями (Г.Е. Сухарева, 1959; А.Е. Личко, 1985; М.И. Буянов, 1986);

– отставание социального взросления молодежи от биологического взросления, как замедленное развитие организма;

– задержку нравственного и социального созревания личности (Ю.Н. Давыдов, 1980; П.Д. Павленок, 1998; К.К. Платонов, 1984);

– характеристика личности (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, 1990).

В течение ХХ в. инфантилизм как качество личности изучался в рамках патологии и все больше с ней переплетался. К концу ХХ в. инфантилизм начали рассматривать как задержку нравственного и социального развития, а также как характеристику личности, т.е. проявления инфантилизма в процессе развития личности.

В психологическом словаре данное понятие определяется как «сохранение в психике и поведении взрослого человека свойств, черт, качеств и особенностей, присущих детскому возрасту; задержка психического развития» [1, с.182].

Педагогическая энциклопедия определяет инфантилизм как «задержку в развитии организма, при которой у данного индивидуума надолго сохраняются черты «детскости» как в строении и функциях тела, так и особенно в поведении» [2, с.267].

В большом толковом словаре под редакцией А. Ребера инфантилизм характеризуется как «состояние старшего ребенка или взрослого, которые по каким-либо причинам все еще демонстрируют когнитивные и эмоционально-поведенческие характеристики более младшего возраста» [3, с. 326-327].

Современный толковый словарь русского языка дает понятие инфантильного как «сходного с поведением, чертами характера, мировосприятием ребенка»[4, с. 250].

Психолого-педагогический словарь под редакцией П.И. Пидкасистого называет инфантилизм не только задержкой в развитии организма, но и сохранением в психике и поведении человека особенностей, присущих более раннему возрасту: несамостоятельность решений и действий, чувство незащищенности, пониженная критичность к себе, повышенная требовательность к другим, наличие компенсаторных реакций (фантазирование, эгоцентризм и др.). По мнению П. И. Пидкасистого, для инфантильных личностей характерно слабоволие, нежелание брать на себя ответственность. «Ответственность – способность личности понимать соответствие результатов своих действий поставленным целям, принятым в обществе или коллективным нормам, в результате чего возникает чувство сопричастности общему делу, а при несоответствии – чувство невыполненного долга» [5, с. 550]. В понятии нравственного долга кроется непосредственная связь личности с обществом. Чувство долга характеризует меру осмысленности той или иной обязанности, даже обыденной – долг слушаться старших, родителей, выполнять какие-либо поручения по дому. Целеустремленный воспитанный человек никогда не оставит невыполненным свой долг.

Инфантилизм – задержка в развитии организма с характерным сочетанием физических и психических признаков. У ребенка «задерживается рост,  сохраняются детские пропорции тела, половые органы недоразвиты, вторичные половые признаки отсутствуют или недостаточно выражены» [6, с. 161]. Особенность инфантилизма – обратимость симптомов и полная компенсация психического развития детей в дальнейшем.

Для социальной педагогики важно, что  инфантилизм характеризуется как психофизическая незрелость ребенка, которая приводит к задержке возрастной социализации. К основным признакам инфантилизма относятся: «несамостоятельность, повышенная внушаемость, наивность, преобладание в мотивационной сфере игровых интересов, стремление к удовольствию» [7, с. 276]. Все это нередко приобретает характер основной мотивации, трудностям в прогнозировании результатов своего поведения и поступков. В ряд признаков инфантилизма авторы также включают незрелость чувства долга и ответственности, значительно уменьшенную способность подчинять свое поведение требованиям ситуации и группы, неспособность к волевому напряжению и преодолению трудностей. Часто все это сопровождается незрелостью моторики, избыточностью сопутствующих лишних движений и более-менее выраженным примитивизмом (рисунок 1).






  


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Схема признаков  инфантилизма

Причины развития инфантильности напрямую зависят от вида инфантилизма. Инфантилизм классифицируется по своему проявлению как: физиологический, психический, психологический и социальный.

Физиологический инфантилизм – отставание в физическом развитии в силу медицинских, физиологических, а не психологических и социальных причин. Инфантилизм в медицине определяется как «задержка в развитие организма: замедление роста с сохранением детских пропорций тела, недоразвитость половых органов, отсутствие или недостаточная сформированность вторичных половых признаков». Данный термин применяется для описания заболеваний, возникающих у взрослых, но характерных для детского возраста. П. Лорен в 1871 г. под этим названием описал определенный тип задержанных в общем развитии лиц, сохраняющих и в зрелом возрасте все юношеские черты в отношении роста, пропорций тела и психики. Большое значение в этиологии заболевания П. Лорен придавал врожденному сифилису, малярии, пеллагре. Дальнейшим этапом в изучении инфантилизма явилась работа Е. Бриссо, давшего в 1894 г. описание другого инфантильного типа,  сохраняющего в результате остановки своего развития не юношеские, а детские пропорции тела и психику (тип Бриссо). Е. Бриссо считал этиологической основой этих заболеваний гипофункцию щитовидной железы. Дальнейшие исследования показали, что причины и клиническая картина инфантилизма могут быть весьма разнообразны. Кроме того Е. Бриссо ввел еще понятие «позднего инфантилизма» – появление синдрома инфантилизма с исчезновением вторичных половых признаков и восстановлением детских черт у нормального до того взрослого.

Информация о работе Социальная инфантильность старшеклассников и пути ее преодоления