Социальная инфантильность старшеклассников и пути ее преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 22:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – охарактеризовать теоретические положения и подходы к понятию социальной инфантильности старшеклассников и путей ее преодоления. Задачи курсовой работы:
1) выделить сущность, виды и причины инфантилизма;
2) определить последствия социального инфантилизма;
3) разработать пути преодоления инфантилизма личности.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа. Социальная инфантильность старшеклассников.doc

— 271.00 Кб (Скачать файл)

Профилактика социального инфантилизма в условиях школьной среды включает в себя создание специальных педагогических условий:

– создание ситуации выбора и успеха для каждого ученика;

– создание развивающей среды через  многоуровневую социокультурную и психолого-педагогическую систему деятельностей;

– применение специальных педагогических приемов для привлечения внимания и возбуждения интереса у инфантильного  ребенка к процессу обучения, для воспитания у него навыков труда и умения подчинять свое поведение интересам коллектива;

– создание условий для развития и воспитания творческой, саморазвивающейся, социально компетентной личности.

Учитель должен стремиться строить  учебное взаимодействие на основе межсубъектных отношений с обучающимися. Под субъектностью ученика в обучении понимается:

– способность занимать в обучении активную позицию;

– сформированность собственного (позитивного) отношения к учебной деятельности; выработанность индивидуального стиля ее осуществления;

– способность мобилизовать интеллектуальные и волевые усилия для достижения учебных целей;

– способность проектировать, планировать и прогнозировать учебную деятельность;

– способность инициировать свою познавательную активность на основе внутренней положительной мотивации.

Профилактика социального инфантилизма предполагает комплекс индивидуально ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений в физическом, психическом, нравственном развитии подростка. Такая поддержка возможна, если учитываются особенности образовательной среды и внешней, а также формируется профессиональная компетентность учителей школы.

Взаимодействие  с социальными институтами города. От того, насколько успешно социальный педагог взаимодействует с специалистами различных социальных центров, зависит успешность разрешения проблемной ситуации в семье. Одной из функций социального педагога является посредничество со специалистами различных служб, оказывающих помощь ребенку и семье. Осуществляя посредническую функцию, социальный педагог включает семьи в активное взаимодействие со школой, с городскими центрами, привлекая родителей и детей к совместным творческим делам. Участие в городских конкурсах, концертах, фестивалях развивает активность, целеустремленность, индивидуальность, в целом, формирует личность. Участие в социальных проектах, направленных на развитие у учащихся милосердия, сочувствия, доброго отношения к другим людям, способствует развитию у учащихся толерантное отношение друг к другу.

Взаимодействие школьного социального  педагога с Центром развития педагогического образования, городскими методическими объединениями позволяет обмениваться профессиональным опытом, разработанными программами, технологиями и  программами по преодолению социального инфантилизма старшеклассников в условиях средней школы.

Итак, современные социальные изменения в обществе затрагивают практически все стороны процесса развития личности. Происходит постепенное осознание ценности самого человека, внимание общества переносится на его индивидуальность, инициативность, самостоятельность. Социальные отношения предъявляют новые требования к выпускнику школы, который должен уметь адаптироваться в социальной среде, быстро входить в межличностные взаимоотношения, уметь ставить свои интересы в равное положение с интересами других, понимать ценности других лиц, легко ориентироваться в большом потоке информации и свободно генерировать идеи, обладая решительностью, самостоятельностью мышления, социальной ответственностью за результаты своего труда. Главные требования к современной личности – «способность к самостоятельной постановке жизненных целей, возможность осуществлять личный, свободный выбор, уверенность в себе, независимость» [16, с. 135].

Школьная социально-педагогическая служба, совместно с другими институтами социализации, создает условия для успешного формирования и  развития зрелой личности старшеклассника. Но огромную роль в борьбе с инфантилизмом играют родители и  выбранный стиль воспитания ребенка. Главная задача родителей в преодолении социального инфантилизма – «перевод ребенка на самоконтроль, постепенное переключение на самообслуживание» [23, с. 184]. Ребенку следует помогать равноправно сотрудничать со сверстниками, улаживать конфликты. Взрослые должны воспитывать в нем углубленную эмоциональность, особенно отзывчивость, поощрять самостоятельность, ответственность, инициативу и независимость. При таком наборе черт у старшеклассников не возникнет проблемы выбора будущей профессии, и многих других проблем, мешающих войти во взрослую жизнь.

 

Заключение

 

В соответствии с поставленными задачами в курсовой работе выделена и раскрыта сущность понятия инфантилизм, его виды и причины, определены последствия социального инфантилизма старшеклассников, а также выделены пути преодоления инфантилизма в условиях средней школы.

Итак, понятие инфантилизм можно определить как комплекс характеристик личности. Выражается инфантильность в незрелости эмоционально-волевой сферы, задержке нравственного и социального созревания, отсутствии трудовой мотивации, низкой потребности в достижениях, несамостоятельности решений и действий, зависимости личности от других, хаотичности поведения, позиции иждивенчества, а также слабо развитой способности рефлексии при явно доминирующей потребности в удовольствии и развлечении, не сформированностью преодолевающего поведения. В ряд признаков инфантилизма авторы также включают незрелость чувства долга и ответственности, значительно уменьшенную способность подчинять свое поведение требованиям ситуации и группы, неспособность к волевому напряжению и преодолению трудностей. Все это нередко приобретает характер основной мотивации, трудностям в прогнозировании результатов своего поведения и поступков.

Выделяют следующие виды инфантилизма:

Физиологический инфантилизм  – отставание в физическом развитии в силу медицинских, физиологических, а не психологических и социальных причин. Психический инфантилизм – такая психофизическая незрелость ребенка, которая приводит при неправильном воспитании к задержке возрастной социализации и поведение ребенка при которой не соответствует возрастным требованиям к нему. Психологический инфантилизм – детские черты в поведении, мышлении и эмоциональных реакциях, что это не соответствует возрастным требованиям к молодому человеку, якобы взрослому человеку. При психическом инфантилизме человек не может сознательно и самостоятельно изменить свое поведение, даже если у него появляется мотив. А при психологическом инфантилизме, человек может изменить свое поведение при появлении мотива, но чаще всего не меняет из желания оставить все, как есть. Социальный инфантилизм – неприятие молодыми людьми новых обязанностей и обязательств, связанных с процессом взросления. Социокультурный инфантилизм развивается при неправильном воспитании, длительной социальной и эмоциональной депривации.

Причины инфантилизма делятся на 3 группы:

– физиологические (медицинские) – недоразвитие головного мозга, перенесенные в детстве болезни, авитаминоз, заболевания щитовидной железы, наследственные заболевания;

– психические – нарушения эмоционально-волевой сферы, задержка психического развития, неправильное воспитание, при котором развитие лобных долей мозга ребенка искусственно задержали (гиперопека, гипоопека);

– социальные – неправильное воспитание, нарушение процесса социализации; длительная социальная или эмоциональная депривация; нежелание взрослеть в силу не сформированности мотивации; «застревание» на одной из стадий развития.

Важнейшую роль в том, каким вырастает  человек, как пройдет его становление и процесс социализации, играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние. Основные усилия родителей и школы должны быть направлены на успешную социализацию ребенка в обществе.

Социальные  последствия инфантилизма старшеклассника на уровне семьи выражаются в нежелании заниматься бытовыми делами и иждивенческом отношении к жизни, несформированность моральных понятий у ребенка может привести к воровству, крупной лжи, неспособности ценить труд и время. Отношения со сверстниками имеют оттенок эгоизма, без эмпатии и любви к противоположному полу, эмоции и желания «детские», свойственна тяга к приключениям, безответственность, «перекладывание» вины на другого. Зачастую тянутся к людям с асоциальными установками, могут уйти в любой момент из дома. Инфантильные юноши и девушки легко поддаются вербовке в секты, могут сутками сидеть перед телевизором или в социальных сетях. Телесоревнования, компьютерные игры, интернет, игровые автоматы привлекают их внимание и часто «затягивают» надолго.

В данной курсовой работе исследовались основные виды инфантилизма, впоследствии учитывающиеся в создании социально-психологических условий преодоления инфантильности старшеклассников.

Родь социального педагога в  преодолении инфантилизма в условиях школы очень важна. Своевременное выявление этой проблемы поможет предотвратить последствия инфантильности, путем организации интенсивной работы с учащимися, их родителями, педагогическим коллективом.

В курсовой работе разработаны пути, способствующие преодолению социального инфантилизма у старшеклассников, которые предполагают реализацию программ и технологий, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы, ценностной ориентации, трудовой мотивации, развитие рефлексивных способностей, потребности в достижениях и др. К ним относятся: работа социального педагога с учащимися (по развитию качеств, присущих зрелой личности), работа с родителями (информационно-просветительская, коррекционно-профилактическая), работа с педагогическим коллективом (создание условий для становления зрелой и активной личности, профилактические мероприятия), взаимодействие с городскими социальными институтами (обмен профессиональным опытом, разработанными программами, технологиями и программами по преодолению социального инфантилизма старшеклассников в условиях средней школы).

 

Список использованных источников

 

1 Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ. ред. В.Б Шапаря. – 2-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 808 с.

2 Каиров, И.А. Педагогическая энциклопедия / И. А. Каиров, Ф. Н. Петров.– М.: «Советская инциклопедия», 1965. – Т. 2. – 455 с.

3 Ребер, А. Большой толковый словарь / А. Ребер.; пер. с англ. – ООО «Издательство АСТ»; «Издательство «Вече», 2003. – Т.1. – 592с.

4 Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.

5 Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г.Мещеряков, В.П. Зинченко. – 4-е изд., расширенное.– М.: АСТ: АСТ МОСКВА; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – 811 с.

6 Мерещаков, Б.Г. Современный психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2007. – 490 с.

7 Пидкасистый, П.И. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / под ред. П.И. Пидкасистого. – Ростов н/ Д.: Издат-во «Феникс», 1998. – 554 с.

8 Бухановский, А.О. Общая психопатология: пособие для врачей / А.О. Бухановский, Ю.А. Кутявин, М. Е. Литвак. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1998. – 416 с.

9 Гарбузов, В.И. Психический инфантилизм / В.И. Гарбузов // Нервные дети: Советы врача. В.И. Гарбузов. – Л.: Медицина, 1990. – C. 88–96, 96–105.

10 Степанищенко, О.В. Проблема політичної інфантильності сучасної молоді і шляхи ї подолання [Электронный ресурс] / О.В. Степанищенко / Освiта регiону электрон. версия журн. – 2010. – № 1. – URL: http://www.social-science.com.ua/зміст/7_№1%202010. – Дата доступа: 08.03.2012.

11 Марушкина, Т.В. Система работы социального педагога в школе [Электронный ресурс] / Т.В Марушкина / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – URL: http://festival.1september.ru/articles/530471. – Дата доступа: 09.03.12.

12 Анцупов, А.Я. Словарь конфликтолога / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов – СПб.: Питер, 2006. – 528 с.

13 Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В.А. Сластенина. –3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 200 с.

14 Гарбузов, В.И. Нервные дети: Советы врача. – Л.: Медицина, 1990. –176 с.

15 Медведева, И. Песочница для взрослых: Разрушительные последствия инфантилизма / И. Медведева, Т. Шишова; Фонд социально-психического здоровья семьи и ребенка // Народное образование. –2004. – № 1. – С. 188–193.

16 Макушкина, О.П. Причины психологической зависимости от родителей в подростковом возрасте // Вопросы психологии. –2002. – № 5. – С. 135–143.

17 Малкина-Пых, И.Г. Психосоматика: Справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 784 с.

18 О «ловцах» человеческих душ и не только душ [Электронный ресурс]. – URL: http://gymn174.iatp.by/teacher/parens/sekta.htm. – Дата доступа: 11.03.2012.

19 Зимичев A.M. Психология политической борьбы / А.М. Зимичев. – СПб: Изд-во «Сайта», 1993.

20 Инфантильность [Электронный ресурс]. – URL: http://narko-zavisimost.narod.ru/infantilnost. – Дата доступа: 05.04.2012.

21 Концептуальные основы идейно-воспитательной работы с детьми, учащимися и студенческой молодежью: утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 12 мая 2003 г., № 20 // Зборнік нарматыўных дакументаў міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь. – 2003. – № 7. – С. 28–36.

22 Жмуров, В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012. [Электронный ресурс]. – URL: http://vocabulary.ru/dictionary/978. – Дата доступа: 18.03.12.

23 Палентаева, В. Жизненный стержень – самостоятельность / В. Палентаева // Народное образование. – 2005. –№ 9. – С. 183–185.

24 Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 14 декабря 2006 г., № 125 // Зборнік нарматыўных дакументаў міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь. – 2007. – № 2. – С. 9–40.

25 Рекомендации по проведению методической учебы классных руководителей: а соотв. с указом Министерства образования Республики Беларусь от 3 мая 2003 г., № 14 // Зборнік нарматыўных дакументаў міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь. –2004. – №1. – С. 28–37.

26 Гарбузов В. И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье / В.И. Гарбузов. – СПб: АО «Сфера»,1994. – 160 с.

Информация о работе Социальная инфантильность старшеклассников и пути ее преодоления