Социальная инфантильность старшеклассников и пути ее преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 22:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – охарактеризовать теоретические положения и подходы к понятию социальной инфантильности старшеклассников и путей ее преодоления. Задачи курсовой работы:
1) выделить сущность, виды и причины инфантилизма;
2) определить последствия социального инфантилизма;
3) разработать пути преодоления инфантилизма личности.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа. Социальная инфантильность старшеклассников.doc

— 271.00 Кб (Скачать файл)

Говоря о социализации, почти все ученые почти до 60-х гг. XX в. имели в виду развитие человека в детстве, отрочестве и юности. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. Социальная адаптация – процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды (Ж. Пиаже, Р. Мертон). Адаптация – это процесс и результат становления индивида социальным существом. Она предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением, а также согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реалиями социальной среды.

Обособление – процесс автономизации человека в обществе и потребность человека иметь собственные взгляды, наличие таковых – результат этого процесса (ценностная автономия), потребность иметь собственные привязанности (эмоциональная автономия), самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению (поведенческая автономия). Обособление – это процесс и результат становления человеческой индивидуальности. Эффективная социализация предполагает определенный баланс адаптации и обособления.

Таким образом, инфантилизм – это сохранение в психике и поведении взрослого человека свойств, черт, качеств и особенностей, присущих детскому возрасту; задержка психического развития; детскость в сочетании с незрелостью психики. В ряд признаков инфантилизма авторы также включают незрелость чувства долга и ответственности, значительно уменьшенную способность подчинять свое поведение требованиям ситуации и группы, неспособность к волевому напряжению и преодолению трудностей. Все это нередко приобретает характер основной мотивации, трудностям в прогнозировании результатов своего поведения и поступков.

Характеристика особенностей инфантилизма зависит от его видов: физического, психического, психологического, социального. Перечисленные виды инфантилизма определяются его причинами: физиологическими (недоразвитие головного мозга, перенесенные в детстве болезни, авитаминоз, заболевания щитовидной железы, наследственные заболевания); психическими (нарушения эмоционально-волевой сферы, задержка психического развития, неправильное воспитание, при котором развитие лобных долей мозга ребенка искусственно задержали); социальные (неправильное воспитание, нарушение процесса социализации; длительная социальная или эмоциональная депривация; нежелание взрослеть в силу несформированности мотивации; «застревание» на одной из стадий развития).

 

2 Социальные последствия инфантильности  старшеклассников

 

Вторая глава посвящена выявлению  и описанию проявлений и последствий инфантильности в различных сферах жизнедеятельности: в семье с родителями, в школе с учителями и сверстниками, в трудовом коллективе с сотрудниками и др.

Инфантилизм чаще всего связывают  с детским и юношеским возрастом, но велика вероятность того, что  и взрослый человек будет проявлять  черты «детскости». Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами и их условно можно объединить в четыре группы.

Первая – мегафакторы (мега – очень большой, всеобщий) – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

Вторая – макрофакторы (макро – большой) – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах.

Третья – мезофакторы (мезо – средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам. В основном  последствия инфантилизма проявляются ярче всего на уровне микрофакторов социализации и как следствие переходят в большем масштабе в последующие (мезофакторы, макрофакторы и мегафакторы).

Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу – микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, – семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум [13].

Инфантилизм на уровне микрофакторов. Микрофакторы оказывают влияние на развитие человека через так называемых агентов социализации, лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.

На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе, учебе. В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом – и члены их семей. И.С. Кон совершенно справедливо утверждает, что нет иерархии агентов социализации по степени их влияния и значимости, которая бы не зависела от общественного строя, системы родства и структуры семьи.

Семья как сфера проявления социальной инфантильности старшеклассника представляет собой персональную среду жизни и развития человека и функционирует как система. Хозяйственно-бытовая часть этой системы – не для инфантильного подростка. Он живет на всем готовом, к труду не приспособлен и не способен в принципе к продуктивным действиям, он может только потреблять. Перспектива работать дома или помогать кому-то в жизни и в быту для них выглядит как запредельно недопустимая, им не по силам заниматься домашним хозяйством хотя бы для себя, они бросают это после первой попытки начать. Такой человек способен и сам себе внушить, что необходимо ему сделать в данный момент именно то, что ему хочется. Он врет – и в этот момент искренне верует, что не врет, а говорит сущую правду. Инфантил верит в то, что родители существуют, чтобы его обслуживать, готовить, обеспечивать, дарить подарки, благоустраивать для него жилье. Они вовсе не настроены напрягаться для достижения благ, но все равно «не собираются в чем-то себе отказывать»[15,с. 189].

Уровень претензий и требований к родителям чрезвычайно высок  и родители начинают чувствовать себя виноватыми за то, что не могут обеспечить высокий уровень жизни для ребенка. Не имея способностей и желания что-то делать, не понимая и не имея способности оценить усилия, оценить качество и стоимость вещей, оценить труд и время, вложенные в их достижение, он требует все и сразу, вместо того, чтобы развивать требовательность к самому себе и начать зарабатывать себе на жизнь. Нравственная незрелость приводит ребенка к воровству. «Такой недоросль может украсть все деньги, имеющиеся в доме» [15, с. 189].

Отношения инфантилов со сверстниками. В младшем школьном возрасте инфантильные дети отличаются наивностью, беспечностью, над всеми интересами у них преобладает стремление к игре и удовольствиям. Нередко они предпочитают общество младших детей или, напротив, взрослых, покровительствующих им. Стараются максимально завладеть их вниманием: показывают им принесенные игрушки, хвалятся вещами, жалуются на конфликты со сверстниками. Зачастую они не способны к волевым усилиям, не учитывают последствий собственных поступков, не умеют сдерживать свои чувства. У них часто меняется настроение: от бурных проявлений радости и восторга они легко переходят к слезам, рыданиям и отчаянию и обратно. «Ребенок не умеет организовать ролевую игру, между тем как именно в ролевых играх дети лучше всего осваивают мир и нюансы человеческих отношений» [15, с. 188-189].

В подростковом возрасте у инфантила  появляется множество знакомых сверстников. Делать «как все», думать «как все», одеваться «как все» – инфантильный подросток сильно подвержен групповым шаблонам поведения. Это может быть школьная или уличная компания, в которых они находят для себя «авторитеты» и подражают им. На лидерство в компании не претендуют. Они следуют либо за лидером, либо за большинством. Таким ребятам практически не свойственна самокритичность, они любят во всех своих неудачах обвинять других людей. Из-за постоянного стремления к новым впечатлениям незрелые ребята нередко убегают из дома, ночуют у случайных знакомых, попадают в разные авантюрные истории. «Он весь во власти влечений, сиюминутных, по преимуществу, низменных желаний» [15, с. 190].

Тяга к легким, недорогим, доступным  удовольствиям часто заканчиваются весьма трагически (токсикомания, алкоголизм, попадание в тюрьму, смерть и др.). Такой подросток характеризуется некритичностью мышления  и конформностью, опрометчиво и бездумно принимает решения, безответственно выполняет поручения, его суждения поражают наивностью и поверхностностью, во взаимоотношениях со сверстниками часто перекладывает свою вину на другого в силу безответственности.

Юноша, не имея твердой конструкции собственных принципов, чрезвычайно податлив чужим влияниям, плохим и хорошим. Такой человек, как отмечал еще П.Б. Ганнушкин, быстро и легко спивается, ввязывается в воровскую компанию, запутывается в сексуальном разнообразии и т. п. Кроме внушаемости, инфантильная личность характеризуется эгоистичностью по отношению к окружающим, в частности к сверстникам. Пониженная критичность по отношению к себе и повышенная требовательность к заботе других о себе говорит о том, что у человека отсутствуют чувства сострадания, милосердия и любви. Именно эти чувства являются показателем развития души. Неспособность к устойчивым межличностным отношениям, неспособность любить порождает рост инфантилизма. Серьезные кризисные моменты в их жизни часто бывают связаны с любовью: они любят так же эгоистично, как делают и все остальное, и требуют от объекта своей любви немедленных ответных чувств и действий, поэтому они очень часто терпят неудачу, которую переносят крайне тяжело. Инфантильные молодые люди абсолютно не ощущают цены жизни и нередко в кризисной ситуации, вместо того чтобы искать выход, пытаются покончить с собой.

В учебном  коллективе инфантилизм характеризуется следующим: инфантильные школьники беспечны, беззаботны, поверхностны в суждениях, не чувствуют ответственности за свои поступки и не способны сдержать своих желаний. Они очень подвижны и беспокойны на уроках. Некоторые инфантильные дети застенчивы, обидчивы, легко внушаемы, плаксивы. Инициативные и наблюдательные в играх, они пассивны и безразличны в учебной деятельности. На уроках быстро схватывают объяснения, но мало обдумывают их, обычно не доводят дело до конца начатое и очень быстро утомляются. Требования школьной дисциплины часто для них непосильны, они ходят по классу, разговаривают во время урока, не проявляя никакого интереса к учению. Все это чрезвычайно снижает школьную успеваемость детей с чертами инфантилизма. Однако при соответствующих мероприятиях через некоторое время они могут стать успевающими учениками. Дети не задумываются над своими поступками, у них задерживается формирование понимания норм поведения и общения, созревание способности верно оценивать ситуацию [2]. Особенностью учащихся инфантильного типа является то, что они практически не мотивированы на учебную деятельность. Часто наблюдаются черты незрелости, нерешительность, робость, неуверенность и тревожность, наивность и восторженность, эгоизм и эгоцентризм, отсутствием чувства долга, отвлекаемостью и неустойчивостью интересов. Такие школьники «не владеют элементарными нравственными понятиями, без которых невозможно становление личности» [15, с. 188]. Недостаточная мотивация, способности или простое «передумал» может стать причиной ухода из ВУЗа (профессионального училища, колледжа). Инфантильным подросткам свойственен более высокий уровень ролевой виктимности (особенно по степени проявления игровой роли жертвы): они способны к манипулированию окружением для получения сочувствия, поддержки и внимания, чем часто пользуются во взаимоотношениях с учителями.

Религиозные организации – важный фактор социализации. В современном мире их роль возрастает. Инфантильные личности зачастую тянутся к людям с асоциальными установками, их легко обмануть и они легко поддаются вербовке в различного рода секты (Пятидесятники, Свидетели Иеговы и др.). Любая секта – это организация, руководство которой хочет получить неограниченную власть, влияние и деньги. Самое главное – удержать человека, подчинить его разум, разрушить здоровье и психику, превратить его в собственность секты с дальнейшим использованием в собственных интересах. Для конформного человека, легко подающемуся влиянию – это разрушительная сила. Наихудшие последствия: инфантил отдает все деньги, квартиру и имущество. Безусловно, что все те воздействия, которые оказывались на человека в секте, не могут уйти бесследно и проявляются, прежде всего, в трех сферах личности: физической, психической, духовной (нравственной)[18]. Кроме этого, инфантил часто склонен к вере в мистику, в потустороннее, но и эта зачарованность у него не стойкая, как увлекательная детская игра. Он может искренне играть то в баптизм, то в православие, то в магометанство, то с не менее искренним жаром читать атеистические лекции.

Инфантилизм на уровне мезофакторов. Мезофакторы – регион, субкультура, тип поселения (город, сельская местность) –  влияют на стихийную социализацию ребенка, и соответственно проблемы (безработица, алкоголизация), система ценностей, принятых в субкультуре, СМИ непосредственно сказывается на воспитании молодого поколения. На уровне мезофакторов принятие прав и обязанностей, установленных в городе (селе), субкультуре может не произойти. Инфантильность проявляется в принадлежности к «всепоглощающей» аудитории СМИ, чувстве незащищенности и желании скрыться от реальности (интернет, переедание, длительное прослушивание ритмичной музыки и др.). Подростки и старшеклассники могут сутки напролет смотреть всевозможные передачи по телевидению, обращают внимание на яркие рекламы, они не отдают себе отчета в том, что они смотрят и зачем. Телевикторины, телеконкурсы, телесоревнования. Передачи, в которые вкладываются безумные деньги. Бесконечное количество компьютерных игр.

Инфантилизм на уровне макрофакторов. Макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство) влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах. Инфантилизм проявляется на этом уровне в циничности молодежи. Она становится все более ориентированной на достижение материального успеха при минимальных затратах. Нельзя сказать, что у инфантила развито чувство долга и фундаментальная целеустремленность. У него, скорее, преобладает стремление идти по пути наименьшего сопротивления. Делать он хочет только то, что нравится и часто сменяет одно дело другим, не доводя до конца, так как инфантильная личность не приспособлена к тщательному труду. Постепенно формируется иждивенческое отношение к жизни, а отсутствие привычки к труду приводит к неприятию трудовой деятельности.

Информация о работе Социальная инфантильность старшеклассников и пути ее преодоления